Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И, э, а, о, у, ы, Е, я, Е, ю




Орфоэпия.

Дикция. Отработка гласных звуков [О], [jO], [A], [jA].

 

Упражнения для звуков [О], [jО] (занятие 4)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

При произнесении звука [О] губы выдвинуты вперед и имеют более округлую форму, чем при [У], язык несколько оттянут назад и не касается зубов, спинка языка поднята кверху; гласный Ё [jO] произносится с большей длительностью и напряжением, чем [О].

 

Упражнение № 1. Произнесите перед зеркалом сначала без голоса несколько раз звук [О], потом — Ё [jО]. Повторите это упражнение вслух.

Упражнение № 2. Произнесите следующие слова:

 

осы, ось, окунь, окна, озеро, ослик, обруч;

 

ёлка, ёжик, ёмкость, ёрзать, ёкать.

 

 

1. Гласный Е после шипящих [Ш], [Ж], [Ч'], [Щ'] произносится как [О]: бечёвка — бе[ч'о]вка, пчёлка — п[ч'о]лка, щёлка — [щ'о]лка, щелочь — [щ'о]лочь, решётка — ре[шо]тка, шёлк — [шо]лк, жёлтый — [жо]лтый, стажёр — ста[жо]р, зажёг — за[жо]г.

 

2. Гласный звук [О] в безударном положении в начале слова и в первом предударном слоге произносится как звук, близкий к [А]: окно — [а]кно, сорока — с[а]рока, нога — н[а]га, тоска — т[а]ска.

 

3. Гласный звук [О] во втором, третьем предударном слогах и после ударения редуцируется и читается как неполное [Ы], обозначим — [Ъ]: молоко — [мълако], городок — [гърадок], воротничок — [върътничок], голова — [гълава], борода — [бърада], крокодил — [кръкадил].

 

Таблица гласных (занятие 4)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Итак, мы рассмотрели артикуляционный уклад всех гласных звуков, основных и йотированных. Для дальнейшей работы будем использовать таблицу гласных:

 

 

Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

Введение (занятие 5)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) комплекс упражнений для шеи, рук, лица; 3) гигиенический и вибрационный массажи; 4) упражнения для рта, губ и языка; 5) таблица гласных.

 

Дыхание. Постановка речевого дыхания. Напомним, что при диафрагмально-реберном дыхании процесс вдоха и выдоха совершается за счет сокращения диафрагмы и межреберных дыхательных мышц. Все дыхательные упражнения можно выписать на карточки и включить в комплекс дыхательной гимнастики. Так они скорее запомнятся.

Упражнение № 9(д). «Цветочный магазин». Исходное положение — стоя. (Для контроля левую руку положите на живот, правую — на ребра.) Выдохните на п-ффф, при этом живот втянется. Исполнение — делая вдох, представьте, что вы нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются; закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (кашель или позывы к кашлю). После этого начинайте выдох медленно и плавно на п-фффф, при этом живот постепенно втягивается, ребра опускаются. Вдох — короткий, выдох — длинный. Упражнение повторите 2—3 раза.

 

Упражнение № 10(д). Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх — вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны — выдох на протяжном звуке п-ф-фф, добавляя звук [С], получается выдох на п-фф-фсссс. По-вторите 2—3 раза.

 

Упражнение № 11(д). Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага — выдох. Через каждый 2—3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на один счет; выдох уже будете делать на 5 шагов, затем на 6 и т.д. с тем, чтобы через 1—1,5 месяца занятий научиться делать выдох на 10—15 шагов, вдох же остается постоянным, на один шаг. На выдохе произносите протяжно п-ффф-ссс-хххх.

 

Дикция. Отработка произношения согласных звуков. После того как успешно освоена правильная артикуляция гласных, начнем работу над согласными звуками. При их произнесении требуется большее, чем при произнесении гласных, напряжение речевого аппарата. Работа над согласными требует больше внимания еще и потому, что недостатки в их произношении встречаются гораздо чаще.

 

Прежде всего следует уяснить себе правильную артикуляционную установку каждого звука. Всего согласных букв 20. Из них: ПБ, ТД, КГ, ФВ — взрывные, парные, звонкие и глухие; М, Н, Л — сонорные согласные; Р — вибрант; С, З, Ш, Ж, — свистящие и шипящие согласные; Ч, Ц, Щ — аффикаты, сложные согласные, а звуков — 35.

 

Для наглядности объединим все согласные звуки по двум основным признакам: звонкость—глухость и твердость—мягкость.

 

Звонкие: Л, М, Н, Р, Б, В, Г, Д, Ж, З

 

Глухие: П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ

 

Твердые: Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, З, С, Х, Л, М, Н, Р, Ж, Ш, Ц

 

Мягкие: Б', П', В', Ф', Г', К', Д', Т', З', С', X', Л', М', Н', Р', Ч', Щ'

 

 

Дикция: отработка согласных звуков [Б], [Б'] — [П], [П'] (занятие 5)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Звуки [Б] и [П] — парные, взрывные, губные. Следует обратить внимание на то, что звук [П] — глухой и произносится одним лишь шумом выдыхаемого воздуха, без голоса, а звук [Б] — звонкий и произносится с голосом.

 

При произнесении звуков [Б] и [П] губы плотно сомкнуты и раскрываются по горизонтальной линии от напора выдыхаемого воздуха. При этом нижняя челюсть несколько опускается, а язык лежит плашмя. При артикуляции мягких [Б'] — [П'] спинка языка приподнимается к твердому небу.

 

При вялости и неясности произношения звуков [Б] и [П] следует произнести их поочередно: б-п, б-п и т.д.

 

А теперь будем отрабатывать произношение этих звуков со всеми гласными таблицы. В предлагаемых упражнениях соблюдается принцип одновременной тренировки дикции, дыхания и голоса. Для тренировки удлиненного речевого выдоха каждое последующее упражнение будет длиннее предыдущего.

 

Если дыхания не хватает на все упражнение, сделайте добор воздуха. Если чувствуете, что вам трудно делать сложные упражнения, не делайте сейчас, а вернетесь к ним после прохождения всего курса. Схема тренировочных упражнений едина для всех занятий.

 

Произнесите каждое упражнение на одном выдохе, если трудно, то делайте доборы воздуха. Когда приступаете к тренировочным упражнениям на дикцию, не произносите звуки механически, осмысливайте их: рассчитаться в шеренге по команде, отчитать кого-то, подшутить, поддразнить, поиграть в игру и т.д.

 

Упражнение № 1. Би, бэ, ба, бо, бу, бы, бе, бя, бё, бю.

 

Упражнение № 2. Пи, пэ, па, по, пу, пы, пе, пя, пё, пю.

Упражнение № 3. Би-би, бэ-бэ, ба-ба, бо-бо, бу-бу и т.д.

 

Упражнение № 4. Би-би-би, бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бы-бы-бы, бе-бе-бе, бя-бя-бя и т.д.

 

Упражнение № 5. Би-би-би-би, бэ-бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба-ба, бо-бо-бо-бо, бу-бу-бу-бу...

 

Упражнение № 6. Бип, бэп, бап, боп, буп, бып, беп, бэп, бёп, бюп.

Упражнение № 7. Би-бип, бэ-бэп, ба-бап...

Упражнение № 8. Би-би-бип, бэ-бэ-бэп, ба-ба-бап, бо-бо-боп, бу-бу-буп...

 

Упражнение № 9. Би-би-би-бип, бэ-бэ-бэ-бэп, ба-ба-ба-бап, бо-бо-бо-боп...

 

Напишите аналогичные схемы упражнений для звука [П] (подобно упражнениям 3—9).

Упражнение № 10. Биппи, бэппэ, баппа, боппо, буппу, быппы и т.д.

 

Удвоенный звук [П] произносится как одно напористое [П], ударение на первом слоге.

Упражнение № 11. Би-биппи, бэ-бэппэ, ба-баппа, бо-боппо, бу-буппу, бы-быппы, бе-беппе, бя-бяппя и т.д.

 

Упражнение № 12. Би-би-биппи, бэ-бэ-бэппэ, ба-ба-баппа, бо-бо-боппо, бу-бу-буппу, бы-бы-быппы и т.д.

 

Упражнение № 13. Пибби, пэббэ, пабба, поббо, пуббу, пыббы и т.д.

 

Упражнение № 14. Би-пибби, бэ-пэббэ, ба-пабба, бо-поббо, бу-пуббу, бы-пыббы, бе-пеббе и т.д.

 

Упражнение № 15. Би-би-пибби, бэ-бэ-пэббэ, ба-ба-пабба, бо-бо-поббо, бу-бу-пуббу, бы-бы-пыббы и т.д.

 

При тренировке положите ладонь на диафрагму и следите за выдохом.

 

Число упражнений для повторения ограничивайте исходя из ваших индивидуальных особенностей. Выбирайте в первую очередь те, которые еще недостаточно усвоены.

 

Для тренировки звуков [Б], [Б'] — [П], [П'] можно использовать пословицы, поговорки и скороговорки. Произносить их надо осмысленно, желательно вплетать в игровые ситуации, диалоги.

 

1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

 

2. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

 

3. Был бы бык, а мясо будет.

 

4. Пан или пропал.

 

5. Все бобры добры для своих бобрят.

 

6. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

 

7. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

 

8. Лучше врага бить, чем битым быть.

 

9. Фаддей, не робей — робких жизнь не любит.

 

10. На одном выдохе:

 

Будем бить!

Бьем!

Били!

В барабан!

В барабан!

В барабан!

(В. Маяковский)

 

Пара барабанов

Пара барабанов

Пара барабанов

Била

Бурю

Добор воздуха и на выдохе:

Пара барабанов

Пара барабанов

Пара барабанов

Била

Бой!

(И. Сельвинский)

 

Орфоэпия. Произнесите правильно следующие слова: клуб — [клуп], озноб — [азноп], особь — [осъп'], краб — [крап], зябь — [зяп'], рябь — [ряп'], губка — [гупкъ], суббота — [суботъ], аппетит — [ъпиетит].

 

Произнесите словосочетания: лоб большой — (лоббольшой), если б было — (еслиббыло), лоб пылающий — (лоппылающий), сноп пшеницы — (сноппшеницы).

 

Введение (занятие 6)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) комплекс упражнений для шеи, лица, рук; 3) гигиенический и вибрационный массажи; 4) артикуляционные упражнения; 5) дыхательные упражнения; 6) таблица гласных; 7) отработка согласных Б, П.

 

Дыхание. Дыхательная гимнастика, по К. Скраупу-В. Серёжникову, поможет укрепить диафрагмально-реберное дыхание и подключить его к чтению и речи.

 

Графические обозначения примем следующие: стрелка вверх означает вдох, стрелка вниз означает выдох, перевернутая скобка означает задержку дыхания, поставленные цифры указывают число секунд.

 

Упражнение № 1. Проверка элементов диафрагмально-реберного дыхания.

 

 

 

Упражнение № 2. Медленный вдох: сначала вдохнуть половину, затем полный запас воздуха.

 

Упражнение № 3. Медленный выдох: сначала выдохнуть половину запаса воздуха, затем — весь.

 

 

 

Упражнение № 4. Медленно вдохнуть и медленно выдохнуть.

 

 

 

Упражнение № 5. Быстрый вдох и задержка дыхания. Горизонтальные пунктиры указывают, что в течение первой недели дыхание следует задерживать на 5—10 секунд, второй — на 15—20 секунд, третьей — 25—30 секунд и т.д.

 

 

 

Упражнение № 6. Вдох и выдох по частям (третями, половинками).

 

Упражнение № 7. Упражнение на применение дыхания к чтению и речи. Упражнение выполняется так: сделать вдох за 2 секунды, задержать воздух одну секунду и считать: «раз, два, три, четыре, пять» (на каждое слово уделяя одну секунду времени); потом сделать паузу в одну секунду, в течение которой быстрым сокращением диафрагмы и отчасти ребер добрать воздух на месте израсходованного (грудная клетка в это время остается несколько расширенной и нижние стенки живота несколько подтянутыми). После задержки в одну секунду продолжается счет: «шесть, семь, восемь, девять, десять» с соблюдением только что отмеченных условий. На паузе следует опять быстрое добирание и т.д.

 

 

 

Упражнение № 8. Упражнение на применение длительного выдоха для произнесения речи.

 

В этом упражнении нужно сделать вдох за 2 секунды, задержать на одну секунду и считать: «раз, два, три, четыре, пять»; после паузы в одну секунду для добирания воздуха и последующей задержки в одну секунду опять считать: «раз, два, три... восемь», затем считать до 10, 15, 20 соответственно графическому изображению. Положение грудной клетки и нижних стенок живота такое же, как и в предыдущем упражнении.

 

Порядок и продолжительность упражнений (занятие 6)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

1-я неделя: 1—2-е упражнения, 2 раза в день по 5 мин, включая отдых.

 

2-я неделя: 1—3 упражнения, 2 раза в день по 5 мин.

 

3-я неделя: 2—4 упражнения, 2 раза в день по 5— 10 мин.

 

4-я неделя: 4—5 упражнения, 2 раза в день по 10 мин; задержка дыхания до 10 сек.

 

5-я неделя: 4—5 упражнения, 2 раза в день по 10 мин; задержка дыхания до 20 сек.

 

6-я неделя: 4—6 упражнения, 2 раза в день по 15 мин; задержка дыхания до 30 сек.

 

7-я неделя: 4—7 упражнения, 2 раза по 10—15 мин.

 

8-я неделя, 9-я неделя, 10-я неделя: 4—8 упражнения, продолжительность та же.

 

11-я неделя, 12-я неделя: 7—8 упражнения, в соединении с речью на счете.

 

Дикция: отработка произношения согласных звуков [Т], [Т'] — [Д], [Д'] (занятие 6)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Согласные звуки [Т] и [Д] — парные, глухой и звонкий, взрывные. В речи часто наблюдается их искажение. Это можно объяснить неотчетливым, межзубным произношением из-за опущенного кончика языка или при шепелявости. Особенно надо обратить внимание на смягченные звуки [Т'] и [Д'], так называемое «дзяканье», когда вместо ТЕТЯ произносят ТСЕТЯ, вместо ДЯДЯ — ДЗЯДЯ, вместо ВЕТЕР — ВЕЦЕР.

 

При произнесении [Т] и [Д] кончик языка крепко прижимается к передним верхним зубам, боковые края языка касаются верхних зубов, выдыхаемая струя воздуха прорывается сквозь образующийся затвор. При произнесении звуков [Т] и [Д'] спинка языка поднимается к твердому нёбу.

 

При произнесении глухих согласных [Т], [Т'] голосовые связки не работают. При произнесении звонких [Д], [Д'] связки сомкнуты и вибрируют. Чтобы четко различить разницу между глухим и звонким согласным, произнесите несколько раз поочередно т-д, т-д, т-д, т-д...

 

Проделайте следующие упражнения, каждое на одном выдохе, следите при этом за движением диафрагмы, положив на живот ладонь. Поставьте мысленные задачи для этих упражнений, придумайте диалоги, считалочки.

Упражнение № 1. Ти, тэ, та, то, ту, ты, те, тя, тё, тю.

 

Упражнение № 2. Ди, дэ, да, до, ду, ды, де, дя, дё, дю.

 

Упражнение № 3. Ти-ти, тэ-тэ, та-та, то-то, ту-ту, ты-ты, те-те, тя-тя, тё-тё, тю-тю.

 

Упражнение № 4. Ти-ти-ти, тэ-тэ-тэ, та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, те-те-те-, тя-тя-тя...

 

Упражнение № 5. Ти-ти-ти-ти, тэ-тэ-тэ-тэ, та-та-та-та, то-то-то-то, ту-ту-ту-ту, ты-ты-ты-ты...

 

Упражнение № 6. Тид, тэд, тад, тод, туд, тыд, тед, тяд...

 

Упражнение № 7. Дит, дэт, дат, дот, дут, дыт, дет, дят...

 

Упражнение № 8. Ди-дит, дэ-дэт, да-дат, до-дот, ду-дут, ды-дыт, де-дет, дя-дят, дё-дёт, дю-дют...

 

Упражнение № 9. Ди-ди-дит, дэ-дэ-дэт, да-да-дат, до-до-дот, ду-ду-дут, ды-ды-дыт, де-де-дет, дя-дя-дят, дё-дё-дёт, дю-дю-дют.

 

В упражнениях с длинной строкой делайте паузу для добора воздуха.

 

Упражнение № 10. Дитти, дэттэ, датта, дотто, дутту, дытты, детте, дяття, дётте, дюттю.

 

Упражнение № 11. Тидди, тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды, тедде, тядди, тёддё, тюддю.

 

Повторите четко, ясно и осмысленно, без нажима на голос, меняя темп, следующие предложения:

 

1. Ткёт ткач ткани на платки Тане.

 

2. Рододендроны из дендрария.

 

3. На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова.

 

4. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор!

 

5. От топота копыт пыль по полю летит.

 

6. Не тот грамотей, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

 

7. Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.

 

8. В тесноте, да не в обиде.

 

9. Делу время — потехе час.

 

10. В тихом омуте черти водятся.

 

Орфоэпия. Произнесите следующие слова: сельдь — [сельт'], пядь — [пят'], забудь — [забут'], грядка — [гряткъ], колодка — [калоткъ], соседка — [сасеткъ]. Произнесите словосочетания: компот теплый — (компоттеплый), лед тронулся — (леттронулся), плот деревянный — (плоддеревянный), вот дом — (воддом), под пальмой — (потпальмой), под тентом — (поттентом).

 

Введение (занятие 7)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) артикуляционные упражнения; 4) дыхательные упражнения; 5) таблица гласных; 6) отработка согласных.

 

Дыхание. Общеизвестно, что нарушение циркуляции крови в мозгу приводит к понижению умственной работоспособности. Прежде чем дать описание профилактических упражнений, напомним, что когда мы вдыхаем, присасывающий эффект расширяющейся грудной клетки облегчает отток крови из мозга, что сопровождается сужением просветов многочисленных мозговых сосудов, и мозговой кровоток уменьшается. При выдохе, напротив, отток венозной крови затруднен, что вызывает повышение давления, которое сопровождается расширением сосудов и увеличением мозгового кровотока.

 

В настоящее время учеными раскрыты некоторые стороны интереснейшего физиологического феномена, а именно, установлено, что в регуляции кровообращения в мозге и сердце очень важную роль играет углекислота. Понижение содержания СO2 в артериальной крови, поступающей в мозг, вызванное, например, гипервентиляцией (частым и глубоким дыханием, приводящим к вымыванию углекислоты), влечет за собой, как правило, сужение мозговых сосудов и уменьшение мозгового кровотока. Снижение содержания СO2 в крови может вызвать обморочное состояние. Наблюдаемое у некоторых людей головокружение после нескольких глубоких вдохов и выдохов объясняется избыточным вымыванием углекислоты.

 

Регулярные тренировки в замедленном дыхании являются хорошим средством для повышения силы саногенетических (защитных) механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Замедление и задержка дыхания, сопровождающиеся снижением содержания кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока.

 

Речевое, диафрагмально-реберное дыхание, при котором вдох короткий, а выдох длительный (1:15, 1:20), как раз и тренирует эти саногенетические механизмы, тем самым играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности.

 

Упражнение № 1. Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки подняты над головой. Сделать спокойный вдох и выдох, затем, задержав дыхание, наклоняйтесь, доставая руками пол. Сделайте несколько (5—7) наклонов, пока не возникнет ощущение нехватки воздуха, после чего примите исходное положение, сделайте вдох и выдох, снова задержите дыхание, затем еще раз повторите наклоны туловища. После выполнения — спокойная ходьба, не задерживая дыхания. Повторите упражнения 2 раза.

 

Упражнение № 2. То же, что и в 1-м упражнении, только вместо наклона туловища делается приседание. Повторите 2 раза.

 

Упражнение № 3. «Прямой маятник» — качание туловища вперед-назад. Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Быстро наклоните туловище вперед примерно на 30°, спина прямая, резкое «торможение» и быстрый наклон назад, резкое «торможение», и снова наклон вперед, и так 15—20 раз. Дыхание произвольное, движения выполняются непрерывно.

 

Упражнение № 4. «Боковой маятник» — качание туловища из стороны в сторону. Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на поясе. Быстро наклонить туловище влево, резко остановиться, наклонить туловище вправо — резкое торможение, и так 15—20 раз. Движения выполняйте непрерывно, дыхание не задерживайте.

 

Подключите эти четыре упражнения к комплексу дыхательной гимнастики. И с этого дня всю жизнь выполняйте утром и вечером в течение 20 минут полный комплекс дыхательной гимнастики. Количество повторений каждого упражнения индивидуально.

 

Дикция: отработка произношения согласных звуков [К], [К'] — [Г], [Г'] (занятие 7)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Звуки [К] и [Г] обычно произносятся верно. Однако встречаются лица, в основном украинской или белорусской национальности, с так называемым «гаканьем», произносящие вместе [Г] звук [Гx]. В таких случаях, вместо «галка», получается «гxалка», вместе «гусь» — «гxусь», вместе «город» — «гxород» и т.д. Для исправления такого произношения надо усвоить правильную артикуляцию этих звуков.

 

При произнесении парных взрывных согласных [К] и [Г] задняя часть языка крепко прижимается к задней части твердого нёба, закрывая горло, кончик языка у нижних зубов, но не касается их. Сам же звук получается при выдыхании воздуха, отрывающего спинку языка от нёба при произнесении звука [К], а при [Г] — подключается голос. При произнесении мягких согласных [К'] и [Г'] спинка языка выше поднимается к твердому нёбу, кончик языка лежит ближе к нижним зубам.

 

При произнесении звука [X] — глухого согласного, спинка языка приподнимается к мягкому нёбу, но не касается его, звук произносится слабо, без нажима.

 

Упражнение № 1. Ки, кэ, ка, ко, ку, кы, ке, кя, кё, кю.

 

Упражнение № 2. Ги, гэ, га, го, гу, гы, ге, гя, гё, гю.

 

Упражнение № 3. Ги-ги, гэ-гэ, га-га, го-го, гу-гу, гы-гы...

 

Упражнение № 4. Ги-ги-ги, гэ-гэ-гэ, га-га-га, го-го-го, гу-гу-гу, гы-гы-гы, ге-ге-ге, гя-гя-гя...

 

Упражнение № 5. Ги-ги-ги-ги, гэ-гэ-гэ-гэ, га-гага-га, го-го-го-го, гу-гу-гу-гу, гы-гы-гы-гы...

 

Упражнение № 6. Гик, гэк, гак, гок, гук, гык, гек, гяк, гёк, гюк.

 

Упражнение № 7. Ги-гик, гэ-гэк, га-гак, го-гок, гу-гук, гы-гык, ге-гек...

 

Упражнение № 8. Ги-ги-гик, гэ-гэ-гэк, га-га-гак, го-го-гок, гу-гу-гук, гы-гы-гык...

 

Упражнение № 9. Хик, хэк, хак, хок, хук, хык, хек, хяк... гих, гэх, гах, гох, гух, гых, гех, гях...

 

Повторите медленно и четко следующие фразы на тренировку звуков [К], [Г], [X]. Не забывайте ставить себе действенную задачу.

 

1. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

 

2. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

 

3. У ёлки иголки колки.

 

4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

 

5. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

 

6. Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

 

7. Догулялись кулики, нет ни хлеба, ни муки.

 

8. Купи кипу пик.

 

9. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

 

10. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

 

11. Вставай, Архип, петух охрип.

 

12. Люди пахать, а он руками махать.

 

Орфоэпия. Произнесите слова: единорог — [ъдинарок], мягкий — [мяхкъj], легкий — [лёхкъj], легче — [лехче].

 

Произнесите словосочетания: иду к Гале — (иду гГале), подъезжаю к городу — (подъежжаю ггороду), як горбатый — (яггорбатый).

 

 

Введение (занятие 8)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) упражнения для шеи, лица, рук, губ, языка; 4) упражнения для тренировки диафрагмально-реберного дыхания; 5) таблица гласных; 6) отработка согласных.

 

Голос. Овладев навыками правильного речевого дыхания, продолжая тренировочные упражнения по дикции, мы можем приступить к воспитанию своего голоса. Сила, объемность, звучность его зависят не от физических усилий, которые приводят в напряжение мышцы гортани и голосовые связки, а от правильного, активного речевого дыхания и умения пользоваться резонаторами — усилителями звука, которые преобразуют слабый и невыразительный звук, рожденный колебаниями голосовых связок, в сильный объемный и красивый голос.

 

Человек пользуется двумя резонаторными системами: 1) верхней — это черепная коробка, полости носа и рта; 2) нижней, включающей грудную полость.

 

Необходимым условием тренировки голоса является мышечная свобода, полное расслабление, полная раскрепощенность. Поэтому начнем с обеспечения свободы фонационных путей.

 

Сделайте 5—10 полных (но не глубоких) вдохов и выдохов (диафрагмально-реберный тип дыхания); вдох — полный, но короткий через нос, выдох — замедленный, продолжительный. После этого приступайте к голосовым упражнениям.

 

Упражнение № 1(г). «Стон». Чтобы обеспечить свободу фонационных путей, сядьте на стул, сохраняя «осанку» — не откидывайтесь на спинку стула, держите привычно спину прямо, руки, плечи, шея — свободные и легкие. Произносите звук [М] в тональности, свойственной разговорной речи, но с закрытым ртом. Получится что-то похожее на мычание. Стоните. Делайте это тихо, без напряжения, на выдохе. Все должно быть свободно: мышцы лица, шеи, ног, рук. Голова слегка склоняется вниз, вправо, влево, продолжайте стонать. Рот закрыт, губы слегка соприкасаются. Тихий стон. «Успокаивайте» себя. Вы вскоре почувствуете, как легко, без всякого напряжения голосовых связок звук заполнит верхние резонаторы, начнут вибрировать губы, вибрация отразится на твердом нёбе, в носоглоточной полости. Резонацию можно ощутить даже физически, прикладывая пальцы попеременно к губам, ко лбу, к темени, к затылку. Если звук направлен верно, то пальцы почувствуют легкую вибрацию.

 

Упражнение № 2(г). Укрепив звук [М] в упражнении «стон», постепенно присоединяйте к нему гласные звуки: у-о-а-э-ы-и. Непрерывно на одной ноте звучит «М-мммм», изредка через ровные промежутки времени прерываемое короткими гласными: «Ммммм-У-мммм-О-мммм-А-мммм-Э-мммм-Ы-мммм-И».

 

Упражнения для голоса в следующих занятиях будут даны с последующей нумерацией: № 3(г), № 4(г) и т.д.

 

Дикция: отработка произношения согласных звуков [Ф], [Ф'] — [В], [В'] (занятие 8)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.191 сек.