Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение обучения и развития




Онтогенез – прогрессивное, а на определенных периодах и регрессивное, развитие субъективности, образованное развитием личности, сознания и способностей на материале телесного созревания и увядания.

 

Классификация концепции онтогенеза предполагает разделение этой концепции по2 критериям: 1. как определяют детерминацию развития (причины) 2. какой механизм предполагается для объяснения развития. Можно выделить 4 основных концептуальных направления:

1. Биогенез объединяет различные теории онтогенеза, которые основаны на представлении о том, что биологическая природа человека – основа отногенеза. Биогенетический закон: - принцип эволюционизма – принцип размножения. Человека рассматривается как организм в его взаимодействии с окружающей средой. В основе идея обмена веществ. Механизм онтогенеза – взаимодействие организма с предметами окружающей среды. Организм имеет определенный генофонд, определенную программу развития. Развитие рассматривается как созревание организма и проявление феномена в психологическом наблюдении.

2. Социогенез. Причина онтогенеза человека – общество искусственно формирующее его образец. Биологическая природа человека очень податлива обществу. Социогенез - причиной является общественная система и структура истории. Механизм развития – историческое развитие общественных отношений.

3. Психогенез (Пиаже). Причина и движущая сила психического развития – внутренние исходно генетические противоречия в деятельности. Психика развивается по своей собственной природе, но она несводима ни к биологии, ни к социологии. Механизм развития – адаптация психических структур, структур действия (интеллектуально) к воздействию внешних условий в онтогенезе.

4. Антропогенез (Л.С. Выготский) рассматривает онтогенез в совокупности с онтогенезом животного, однако резко отделяет одно от другого. Антропогенез – причиной онтогенеза является человеческая природа. Механизм - формирование человеческих качеств.

 

Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса.

Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному.

Согласно другой, обучение — это только внешние условия созревания, развития. «Развитие создает возможности — обучение их реализует», или, другими словами, «обучение идет в хвосте развития».

Согласно Ж. Пиаже, «мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет». Психологи женевского направления (Ж.Пиаже, Инельдер и др.) – ограничивают роль обучения, считая, что знакомство ребенка с вещами и познание их происходит само собой, а обучение только «приспосабливается» к тому развитию, которое происходило спонтанно, самостоятельно. Ребенок, по мнению Ж. Пиаже, является природным существом и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Действия ребенка, отмечает Пиаже, опосредуются окружающим миром. Однако он не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их, приспособляя к себе. Пиаже не отрицает роли обучения в развитии, но считает, что обучение не может изменить содержания или последовательности развития. Оно способно лишь несколько его замедлить или ускорить. Ж.Пиаже рассматривает развитие как результат спонтанного усложнения взаимоотношений отдельного индивида с окружающей средой.

В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Из основополагающего тезиса Л.С. Выготского следует, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Это положение оказывается принципиальным для всей организации обучения, педагогики в целом.

Рассмотрение проблемы развития означает ответ на целый ряд вопросов: каково общее направление психического развития личности, что выступает в качестве его движущих сил, какова социальная ситуация развития, по каким основным линиям оно протекает. Обучение, реализуемое по любому типу, не может не учитывать все эти моменты, если оно хочет быть управляемым и добиться основной цели — развития личности обучающегося, его психического развития.

 

Проблема обучения и развития: Выготский выделил 3 подхода в решении данной проблемы: преувеличение роли биологического фактора в развитии, отождествление процессов обучения и развития и конвергенция этих 2 факторов.

1. независимость процессов детского развития от процессов обучения. Обучение должно согласовываться с ходом детского развития ничего в нем не меняя. Задача психологии – установить в какой мере развились у ребенка те функции, те способы деятельности, те умственные способности, которые необходимы для усвоения известных областей знаний и приобретения определенных навыков.

2. обучение и есть развития

3. Процесс развития мыслится как независимый от обучения с одной стороны, а с другой обучение мыслится как тождественное развитию. Это дуалистические теории, теории конвергенции 2 факторов: наследственности и среды, обучения и развития. Эти теории не являются взаимоисключающими и противоположными. Процесс обучения как бы стимулирует продвигает процесс созревания. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой. Вести его за собой обучение способно, когда оно опережает его на зону ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, определяемого с помощью задач решаемых под руководством взрослых. Зона ближайшего развития определяет функции не созревшие еще но находящиеся в процессе созревания. характеризует умственное развитие на завтрашний день.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.