Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение экономической целесообразности проведения ремонта машин




 

1. Машина – средство производства

В практике работы предприятий машины как средства труда используются в процессе производительного потребления для создания новой продукции, выполнения работ, оказания услуг; в экономическом плане машины формируют издержки производства, цену потребления.

Цена потребления представляет собой совокупные затраты всех участвующих при использовании машины ресурсов в их стоимостной оценке. Отнесенная ко всему объему работ, она показывает совокупные издержки всех ресурсов в расчете на их единицу.

В сельскохозяйственном производстве почти все работы необходимо проводить в агротехнические сроки. Это определяет результат хозяйственной деятельности. Поэтому важнейшим показателем машины как средства производства служит ее производительность. Производительность – это объем выполняемой работы за единицу времени.

Различают:

- теоретическую производительность, рассчитываемую без учета фактических условий работы агрегата;

- техническую (возможную) производительность, рассчитываемую с учетом обоснованной ширины захвата и скорости;

- фактическую (эксплутационную) производительность, рассчитываемую при реальных условиях работы.

Так, техническая производительность мобильного агрегата определяется по формуле:

 

(2)

 

где - производительность агрегата, га/час;

- конструктивная ширина захвата агрегата, м;

- расчетная скорость движения, км/час.; 0,1 – коэффициент пересчета.

 

Для стационарных машин и некоторых мобильных агрегатов производительность может выражаться количеством переработанного материала или выпущенной продукции в единицу времени непрерывной работы. Норма выработки на выполнение работ за смену устанавливается по формуле:

 

(3)

 

где Вр – рабочая ширина захвата, м;

Vр – рабочая скорость агрегата, км/ч;

То – время основной работы в течение смены, ч.

 

Продолжительность смены в типовых нормах выработки для полевых и тракторно-транспортных работ, за исключением «опыливания и опрыскивания» составляет 7 ч, для последних – 6 ч.

Рабочая ширина захвата агрегата определяется как произведение конструктивной ширины на коэффициент использования ширины захвата.

Рабочая скорость агрегата определяется по материалам тяговых и динамических характеристик тракторов, типовых значений показателей удельных сопротивлений сельхозмашин и крутящего момента при выполнении полевых операций.

Время основной работы рассчитывается путем составления рационального баланса времени смены, который в оптимальных пропорциях должен включать в себя затраты времени:

1) на подготовительно-заключительные работы (Тп.з.); 2) повороты (Тпов.); 3) переезды с загонки на загонку (Тпер.); 4) вспомогательные технологические операции (Тт.о.) (загрузка сеялок, выгрузка урожая, замена транспорта); 5) отдых и личные надобности (Тотд.); 6) на основную работу (То).

В общем случае время смены может быть представлено как сумма:

 

Тсм.= Тп.з + Тпов + Тпер. + Тт.о. + Тотд. То (4)

 

Тракторы, сельхозмашины, оборудование, применяемые в сельскохозяйственном производстве, являются средствами труда, относящимися к основным средствам производства.

Средства труда, подлежащие использованию для целей производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в течение периода более 12 месяцев (независимо от их стоимости), с 1 января 2001 года подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств.

Однако применение машин в производстве неизбежно приводит к тому, что они становятся не только средствами труда, но и предметами труда.

2. Машина – объект технического сервиса

Система ТС тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин – это комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих наиболее экономичными способами поддержание техники в нормальном техническом состоянии в течение всего срока службы, вплоть до списания.

Нормальным техническим состоянием принято считать постоянную готовность техники к выполнению работ при минимально возможных издержках производства, связанных с поддержанием машин в работоспособном состоянии.

Система технического обслуживания и ремонта соответствует задачам высокопроизводительного использования техники в сельском хозяйстве. Она должна содержать следующие мероприятия по сопровождению машин в течение жизненного цикла: 1) испытания новой техники; 2) предпродажный сервис новой и подержанной техники; 3) техническое обслуживание; 4) текущий ремонт; 5) капитальный ремонт; 6) межсезонное хранение и консервацию; 7) технологическую утилизацию.

Современную сельскохозяйственную машину можно представить как определенную совокупность деталей, узлов, агрегатов с разными сроками службы, износоустойчивостью и стоимостью. По мере использования машины они могут быть заменены в связи с износом аналогичными новыми или восстановленными.

Некоторые узлы и детали, корпусные изделия, разовая смазка подшипников служат столько же, сколько машина в целом; более того, отдельные конструктивные элементы остаются не полностью изношенными после списания машины и могут быть повторно использованы. Таким образом, элементы машины подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые.

Машина в первоначальном виде, так, как она была выпущена на заводе-изготовителе и приобретена потребителем, представляет собой первоначальный фонд изнашивания. Материальный состав этого фонда образуют детали, узлы, агрегаты и неконструктивные элементы, составляющие машину, а его экономическое содержание – затраты, связанные с изготовлением машины и определяющие ее стоимость (цену).

В процессе использования машины происходят постепенные изменения ее первоначальных технико-экономических параметров до пределов, допускаемых правилами технической эксплуатации. По истечении определенного срока появляется потребность в замене износившихся деталей, узлов, агрегатов новыми или восстановленными, в возобновлении регулировок.

Таким образом, возникает потребность в дополнительных затратах труда и средств, необходимых для продолжения использования машины. После того, как эти затраты будут произведены, изнашиваться будет не только оставшаяся часть первоначального фонда, но и присоединенная к нему часть дополнительного фонда изнашивания.

По своему экономическому содержанию дополнительный фонд изнашивания представляет собой необходимые затраты, связанные с поддержанием машин в работоспособном состоянии в течение определенного срока. Оптимальная величина этого фонда ограничена экономически эффективным сроком службы машин, и для современных машин она значительно превышает первоначальный фонд.

Дополнительный фонд изнашивания компенсирует образовавшийся износ машин. Отремонтированная машина при самом высоком качестве ремонта не может обладать стоимостью выше первоначальной.

Первоначальный и дополнительный фонды изнашивания вместе образуют совокупный фонд изнашивания. По экономическому содержанию это необходимая величина первоначальных и дополнительных затрат, связанных с использованием машины в течение установленного срока службы.

Все машины обладают свойством изнашиваться физически (материально) и экономически (морально). Износ приводит к необходимости частичного или полного воспроизводства техники.

В результате материального и морального износа технико-экономические характеристики машины ухудшаются. Это проявляется в уменьшении остаточного ресурса, снижении надежности и экономичности, повышении потребности в ремонтных воздействиях, а в целом – в потере её стоимости.

Материальный износ машины бывает – связанный с ее употреблением или неупотреблением. В первом случае постепенно меняются размеры и другие параметры отдельных деталей, под влиянием рабочих процессов и сил природы, что приводит к изменению технико-экономических показателей машины в целом.

Износ всех деталей и машины в целом имеет одно экономическое следствие – обесценение, экономическая мера износа.

При использовании и хранении машины и другие средства производства изнашиваются и морально: первая форма морального износа связана с ростом производительности труда в отраслях, производящих машины и поставляющих материалы для их изготовления. Моральный износ особенно сильно сказывается на новых машинах. Не влияя на технико-экономические показатели машин, моральный износ приводит лишь к снижению их фактической стоимости.

Вторая форма морального износа связана с появлением новых машин того же назначения, но более совершенных. Снижается стоимость прежних машин, с худшими технико-экономическими параметрами.

Рост цен на технику в последнее время идёт опережающими темпами по сравнению с эффектом от использования.

Возобновление машины, восстановление ее первоначальных параметров – основная задача ТС. В период ремонта и модернизации происходит условная ликвидация износа или создание новой потребительной стоимости. Машина возобновляется, восстанавливаются в определенной мере ее первоначальные параметры. В этом случае первоначальную потерю потребительной стоимости и стоимости необходимо считать временной.

Несмотря на принципиальную возможность замены всех деталей машины в течение срока ее использования, восстановления всех ее параметров, экономически не целесообразно из-за больших материальных и трудовых затрат и старения конструкции. Усталостный износ, приводит к снижению прочность детали (трещины и внутренние напряжения). Такой вид износа не может быть восстановлен ремонтом – постоянный износ. Машина как объект ТС может постепенно, частями возобновляться.

Машина в определенное время является техническим средством производства, а в период неисправности становится ремонтным фондом, требующим определенных дополнительных затрат труда и средств для возобновления своих служебных свойств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.