Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, метод и задачи статистики в условиях формирования рыночных отношений?




Предмет статистики в условиях формирования рынка — массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке. Статистика рынка изучает рыночные отношения, проявляющиеся в первую очередь в форме мно­жества актов купли-продажи.

В рыночные отношения вступают между собой субъекты рынка — продавцы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег, предъявители спроса). Объектом их отношений является товар (продукт или услуга), права собственности на который уступаются продавцом покупателю. Итогом

их отношений становится сделка, целью которой для продавца является прибыль, а для покупателя — удовлетворение потребностей.

Неотъемлемой формой рыночного процесса является конкуренция, то есть желание оттеснить соперника, захватить принадлежащую ему долю рынка и за счет этого получить возможно большую прибыль.

Под конкуренцией понимают наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, соперничающих друг с другом в купле-продаже товара.

Функции рынка:

Итак, на основании вышесказанного можно сформулировать функции рынка. Это необходимо для того, чтобы определить задачи статистики рынка.

Рынок сводит продавца и покупателя.

Рынок проявляет себя в том, что между продавцами и покупателями заключаются сделки, происходит торговля, обмен товара на деньги.

На рынке устанавливаются реальные пропорции спроса и предложения, рынок стимулирует или ограничивает их развитие.

Рыночный механизм через колебания соотношения спроса и пред­ложения и соответственно колебания цен приводит к равновесным ценам и устанавливает уровень цен на каждый момент времени, определяет пропорции между ценами отдельных товаров.

Рынок обеспечивает распределение товарной массы по регионам, пропорциональное региональным колебаниям соотношений спроса и предложения.

Рынок представляет собой механизм распределения жизненных благ,

на рынке выявляется доля различных социальных групп населения

в общем объеме покупки продуктов и услуг.

Задачи статистики рынка:

Сущность и характер функций рынка товаров и услуг, его роль в раз­витии рыночной экономики в целом, его влияние на социальные условия и процессы определяют цели и задачи, которые стоят перед статистическим исследованием.

Концептуальная цель статистики рынка заключается в объективной и полной оценке состояния рынка на конкретный отрезок времени, выявлении закономерностей и тенденций его развития, характеристике

его структуры и региональных особенностей. Эти цели преследуются как государственной статистикой, ориентирующейся на интересы госу­дарственного контроля и регулирование рыночной деятельности, так и бизнес-статистикой, обеспечивающей информационно-аналитические пот­ребности маркетинга и менеджмента.

Концепция статистики рынка товаров (продуктов и услуг) исходит из единства задач исследования вне зависимости от дифференциации каждого из локальных рынков, интегрированных в общую рыночную сферу. В то же время специфика этих локальных рынков и субрынков предполагает выдвижение дополнительных самостоятельных задач по исследованию каждого из них в соответствии с его спецификой.

Функциональные задачи статистики рынка могут быть представлены в следующем порядке: сбор и обработка статистической информации, оценка и анализ конъюнктуры рынка; характеристика структуры рынка; оценка и анализ развития рынка; региональный анализ рынка; характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.

Система показателей статистики рынка:

В процессе реализации выдвинутых задач исследования рынка статистика пользуется соответствующими показателями, то есть количественными и качественными характеристиками тех явлений и процессов, которые

в совокупности и сочетании образуют рынок товаров и услуг.

Эти показатели призваны отразить состояние, развитие и устойчивость рынка на различных уровнях, во времени и в пространстве (географическом и социально-экономическом), Они характеризуют индивидуальные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц.

В основе системы показателей лежат основные экономические и социальные категории рынка. К ним относятся: товар; предложение; спрос; цена; товарооборот; товарный запас; основные фонды; издержки обраще­ния; прибыль от реализации товаров. Поскольку рынок представляет собой сложную многоуровневую и многоструктурную систему, постольку

и статистическая его характеристика образует взаимосвязанную и иерархическую систему, элементы и блоки которой ориентированы на кон­цептуальные и функциональные задачи статистики рынка.

Рыночный процесс схематично описывается следующим образом: скла­дываются в определенных пропорциях спрос и предложение; их взаимодействие порождает акты купли-продажи (товарооборот); товар обменивается на деньги в соответствии с равновесной ценой, которая выступает эквивалентом товарно-денежного обмена в согласии с законом действия рыночного механизма. Процесс этот в зависимости от сложив­шихся условий идет с разной скоростью, может иметь различные векторы, происходить с ускорением или замедлением. Данный рыночный процесс, совершающийся в массовом масштабе, требует материального, транс­портного, информационного и трудового обеспечения.

2. Понятие о статистическом измерении. Классификация, виды и типы показателей, используемые при статистических измерениях?

Целью статистического измерения является получение статистических данных. Статистические данные – это совокупность количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, полученных в результате статистического наблюдения, их обработки или соответствующих расчетов.

Понятие, формы выражения и виды статистических показателей:

Статистическое исследование независимо от его масштабов и целей всегда завершается расчетом и анализом различных по виду и форме выражения статистических показателей.

Статистический показатель представляет собой количественную характеристику социально - экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности. Качественная определенность показателя заключается в том, что он непосредственно связан с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью.

Система статистических показателей - это совокупность взаимосвязанных показателей, имеющая одноуровневую или многоуровневую структуру и нацеленная на решение конкретной статистической задачи. Так, например, сущность промышленного предприятия заключается в производстве какой - либо продукции на базе эффективного взаимодействия средств производства и трудовых ресурсов. Следовательно, для полной экономической характеристики функционирования предприятия необходимо использовать систему, включающую прежде всего такие показатели, как прибыль, рентабельность, численность промышленно-производственного персонала, производительность труда, фондовооруженность и др.

Конкретный статистический показатель характеризует размер, величину изучаемого явления или процесса в данном месте и в данное время (под привязкой к месту понимается отношение показателя к какой-либо территории или объекту). Так, если мы называем конкретную величину стоимости промышленно-производственных фондов, то обязательно должны указать, к какому предприятию или отрасли и какому моменту времени она относится. Однако в теоретических работах и на этапе проектирования статистического наблюдения (при построении системы статистических показателей, обосновании методики их расчета) также оперируют и абстрактными показателями или показателями - категориями.

Показатель-категория отражает сущность, общие отличительный свойства конкретных статистических показателей одного и того же вида без указания места, времени и числового значения. Например, показатели розничного товарооборота предприятий торговли и общественного питания в Москве и Санкт-Петербурге в 2000 и 2002гг. отличаются местом, временем и конкретными числовыми значениями, но имеют одну и ту же сущность (продажа товаров через розничную торговую сеть и сеть предприятий общественного питания), которая отражена в показатели - категории “розничный товарооборот предприятий торговли и общественного питания”.

Все статистические показатели по охвату единиц совокупности разделяются на индивидуальные и сводные, а по форме выражения - на абсолютные, относительные и средние.

Индивидуальные показатели характеризуют отдельный объект или отдельную единицу совокупности - предприятие, фирму, банк, домохозяйство и т.п. Примером индивидуальных абсолютных показателей может служить численность промышленно-производственного персонала предприятия, оборот торговой фирмы, совокупный доход домохозяйства.

На основе соотнесения двух индивидуальных показателей, характеризующих один и тот же объект или единицу, получают индивидуальный относительный показатель. В статистике рассчитываются и индивидуальные средние показатели, но только во временном измерении (среднегодовая численность персонала предприятия).

Сводные показатели, в отличие от индивидуальных, характеризуют группу единиц, представляющую собой часть статистической совокупности или всю совокупность в целом. Эти показатели, в свою очередь, подразделяются на объемные и расчетные.

Объемные показатели получают путем сложения значений признака отдельных единиц совокупности. Полученная величина, называемая объемом признака, может выступать в качестве объемного абсолютного показателя (например, стоимость основных фондов предприятий отрасли), а может сравниваться с другой объемной абсолютной величиной (например, с численностью промышленно-производственного персонала этих предприятий) или объемом совокупности (в данном примере - с числом предприятий). В последних двух случаях получают объемный относительный и объемный средний показатели (в наших примерах - фондовооруженность и средняя стоимость основных фондов).

Расчетные показатели, вычисляемые по различным формулам, служат для решения отдельных статистических задач анализа - измерения вариации, характеристики структурных сдвигов, оценки взаимосвязи и т.д. Они также делятся на абсолютные, относительные или средние. В эту группу входят индексы, коэффициенты тесноты связи, ошибки выборки и прочие показатели.

Охват единиц совокупности и форма выражения являются основными, но не единственными классификационными признаками статистических показателей. Важным классификационным признаком является также временной фактор. Социально-экономические процессы и явления находят свое отражение в статистических показателях либо по состоянию на определенный момент времени, как правило, на определенную дату, начало или конец месяца, года (численность населения, стоимость основных фондов, дебиторская задолженность), либо за определенный период - день, неделю, месяц, квартал, год (производство продукции, число заключенных браков, сумма страховых выплат). В первом случае показатели являются моментными, во втором - интервальными.

В зависимости от принадлежности к одному или двум объектам изучения различают однообъектные и межобъектные показатели. Если первые характеризуют только один объект, то вторые получают в результате сопоставления двух величин, относящихся к разным объектам (соотношение численности населения городов Екатеринбурга и Челябинска, соотношение детей дошкольного возраста и числа мест в детских дошкольных учреждениях и т.п.). Межобъектные показатели выражаются в форме относительных или средних величин. С точки зрения пространственной определенности статистические показатели подразделяют на общетерриториальные, характеризующие изучаемый объект или явление в целом по стране, региональные и местные (локальные), относящиеся к какой-либо части территории или отдельному объекту.

Виды показателей в статистике:

Абсолютные и относительные показатели.

Абсолютными статистическими величинами называют статистические показатели, выражающие размеры социально-экономических явлений в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. (Всегда имеют размерность)

Выбор единицы измерения абсол. велич. определяется:

1) Сущностью;2) Свойствами явления; 3) Задачами исследования.

Тип единиц абсолютных величин:

1)Натуральные (выражают величину объекта в физических мерах);

2)Условно-натуральные (применяются для сведения к единому измерению нескольких разновидностей одной и той же потребительской стоимости);

3)Денежные (стоимостные);

4)Трудовые.

Относительными величинами называют статистические показатели, выражающие количественные соотношения между социально-экономическими явлениями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.