Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в клинику




Молотов-Лучанский В.Б.

 

 

 

учебное пособие

 

КАРАГАНДА

 

 

УДК

ББК

М

 

 

Рецензенты:

Кандидат медицинских науке, доцент З.З.Кенжина, кандидат медицинских наук, доцент А.Б. Кузгибекова, доктор медицинских наук Г.М. Мулдаева,

 

 

Молотов-Лучанский В.Б., Введение в клинику Учебное пособие - 90 с.

 

Учебное пособие предназначено для студентов 1-2 курсов медицинских вузов, изучающих дтсциплину “Введение в клинику”. Содержит информационный материал по темам, предусмотренным типовой программой по данной дисциплине, алгориты выполнения практических навыков. ситуационные задачи, тесты множественного выбора, глоссарий

 

 

Обсуждено и одобрено на заседании Методического совета КГМА

Протокол №_____

____.________200___г.

 

Утверждено и разрешено к изданию Ученым Советом КГМА

Протокол №_____

____.________200___г.

 

 

© Карагандинская государственная медицинская академия


Предисловие

 

«Введение в клинику»- это дисциплина, обучающая основам медицинской доврачебной помощи пациентам, специальным знаниям и методам, необходимым для осуществления наблюдения и ухода за больными, проведения специальных манипуляций. Фактически – это первая клиническая дисциплина для студента медицинского вуза.

От первых шагов в клинике зависит очень многое. Прежде всего, с ними должно прийти понимание правильности выбора профессии, непреложности соблюдения правил и норм профессиональной этики. Изучая введение в клинику, следует стремиться к главному результату, овладению навыками помощи пациентам. Студент, вступающий в клинику, должен помнить о том, что на него смотрят как на представителя медицинской профессии, по нему судят о новом поколении будущих врачей.

Учебное пособие, которое называется так же, как и дисциплина, о которой идет речь, предназначено для оказания помощи в изучении основных теоретических вопросов и овладении рядом навыков. Разделы пособия содержат информацию по темам, рекомендуемым типовой программой по введению в клинику. Выделены аспекты, являющиеся новыми для образовательной программы медвузов: первое знакомство студентов с семьей пациента, изучение потребностей семьи в медицинской помощи и т.д.

Тестовые задания для самоконтроля основаны на тех вопросах, которые изучаются согласно типовой программе по данной дисциплине.


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторного и стационарного. Кучреж­дениям амбулаторного типа относятся: амбулатории, по­ликлиники, медико-санитарные части, диспансеры, кон­сультации, станции скорой помощи.

К учреждениям стационарного типа относятся: больни­цы, клиники, госпитали, родильные дома, санатории, хос­писы. В целях повышения качества лечебной и профилак­тической работы проводится объеди­нение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалифика­ции врачей, а тем самым и улучшению качества обслужи­вания населения.

Основными типами организаций здравоохранения в Казахстане являются учреждения стационарной и амбулаторной поликлинической помощи. Первые представлены больницами, клиниками, военными госпиталями, медико-санитарными частями. Вторые составляют основу структуры первичной медико-санитарной помощи. Наиболее распространенные из них – семейные врачебные амбулатории (СВА), поликлиники, здравпункты. Широко практикуется в нашей республике создание объединений квалифицированной и высокоспециализированной помощи. Это могут быть диспансеры, областные и республиканские больницы с поликлиническими и стационарными отделениями.

Существенное отличие системы здравоохранения в Казахстане состоит в сохранении высокой степени централизации управления, сохранении многих черт бесплатной медицины, существовавшей в Советском Союзе. Вместе с тем развиваются различные формы собственности: государственные учреждения, казенные коммунальные предприятия, сочетающие предоставление бесплатной медицинской помощи с различными видами платных медицинских услуг; наконец, частные клиники, как имеющие государственный заказ на медицинской обслуживание населения, так и работающие в автономном режиме.

Создаются региональные центры высокоспециализированной помощи. Например, в Астане и Алматы развернуты кардиологические центры с отделениями сердечно-сосудистой хирургии, онкогематологический детский центр в Караганде. Их задача сконцентрировать высокотехнологичные виды медицинской помощи и сделать их максимально доступными населению.

Новым словом является создание медицинских кластеров, крупных объединений медицинских учреждений, своего рода медицинских городов. В них сосредоточены новейшие научные разработки, современная медицинская техника, внедряются инновационные методы диагностики и лечения, ведутся научные исследования по наиболее актуальным направлениям науки. Один из таких кластеров, включающий центры онкологии и трансплантологии образуется в столице Казахстана.

 

Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые распола­гаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специа­лизированные больницы (онкологические, туберкулезные и т.д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе.

Существуют 3 основных типа строительства больниц: павильонный, централизованный и смешанный.

При павильонной системе на территории больницы раз­мещаются небольшие отдельные здания. Централизован­ный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридо­рами. Существуют больницы смешанного типа, где основные неинфекционные отделения раз­мещаются в одном крупном здании, а инфекционные отде­ления, хозяйственные постройки и т.д. располагаются в нескольких небольших зданиях.

Участок больницы делится на три зоны: здания,, зона хозяйственного двора и защитная зеленая зона. Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

Стационар со специализированными отделениями и палатами.

Вспомогательные отделения (рентгеновский кабинет, патологоанатомическое) и лаборатории.

Аптеки.

Поликлиники.

Пищеблок.

Прачечная.

Административные и другие помещения.

Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, на­пример, хирургическими, терапевтическими, инфекцион­ными, психотерапевтическими и т.д.

Стационар больницы является наиболее важным струк­турным подразделением, куда принимают пациентов, тре­бующих современных, сложных методов диагностики и лечения и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает па­латы для размещения пациентов, хозяйственные помеще­ния и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также орди­наторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением.

Оборудование и оснащение палат соответствует профи­лю отделения и санитарным нормам. Различают одномес­тные и многоместные палаты. В палате имеются кровати (обычные или функциональные), прикроватные тумбочки и столики или стол, стулья, шкаф для одежды пациента, холодильник, умывальник. Кровати ставят головным кон­цом к стене на расстоянии одного метра между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или но­силок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью перего­ворного устройства или световой сигнализации. В специа­лизированных отделениях стационара каждая койка обес­печена устройством для централизованной подачи кисло­рода и другой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам. Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1:5—1:6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лам­пами накаливания. Кроме общего освещения имеется и ин­дивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светиль­ники устанавливаются над дверными проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м3 воздуха на одного человека в час. Концентра­ция углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1%, относительная влажность 30—45%.

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20°С, для детей - 22°С.

В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспе­чивающие одновременный прием пищи 50% пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное пере­движение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных по­мещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления личной гигиены пациента (ванной ком­наты, комнаты для умывания), сортировки грязного бе­лья, хранения чистого белья, дезинфекции и хранения суден и мочеприемников, хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полу­боксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдель­ных секций, обеспечивающих функционирование отделе­ния при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обя­зательный для персонала и пациентов внутренний распо­рядок отделения, который обеспечивает пациентам соблю­дение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, дие­тическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.

Примерный внутренний распорядок терапевтического отделения

6—7 час Подъем, измерение температуры тела

7 — 8 час Туалет

8 — 10 час Завтрак

10 — 12 час Обход врачей

12 — 14 час Выполнение врачебных назначений

14 — 15 час Обед

15-17 час Тихий час (отдых)

17-18 час Прогулки, посещения родственниками

18-19 час Измерение температуры тела

19 - 20 час Ужин

20 - 22 час Свободное время

22 час Отход ко сну

Приемный покой или приемное отделение создаются в каждой больнице, где имеются стационарные отделения для лечения больных.

Приемный покой (отделение) предназначен для:

- первичного сестринского и врачебного осмотра поступающих больных в целях постановки предварительного диагноза при поступлении;

- санитарной обработки вновь поступивших больных;

- предотвращения распространения внутрибольничной инфекции путем создания санитарного фильтра;

- оказания неотложной, при необходимости – экстренной медицинской помощи поступившему больному;

- проведения неотложных дифференциально-диагностических действий для осуществления сортировки больных и направления их либо в профильные отделения стационара (госпитализация) либо в другие лечебные учреждения (отказ в госпитализации в данное лечебное учреждение)

Практические навыки, которыми должна владеть медицин­ская сестра, работающая в приемном отделении

В случае вне­запной смерти больного медицинская сестра должна активно участвовать в проведении реанимационных мероприятий:

• она должна уметь наладить дыхание больного с помощью аппарата АМБУ. Эффективность дыхания зависит от пра­вильной установки головы больного с придерживаемой нижней челюстью;

• уметь быстро снимать электрокардиограмму;

• уметь работать с дефибриллятором;

• знать, где находятся медикаменты, применяемые в ургентной ситуации, уметь быстро вскрывать ампулы, наби­рать и вводить лекарства, понимая, что для оказания реа­нимационных мероприятий на начальном этапе отпущено только 5 мин;

• знать, какие лекарства лучше вводить какими шприцами; например, адреналин внутрисердечно удобно вводить длин­ной иглой, соединенной с шприцем вместимостью 20 мл, а при лечении гипогликемической комы необходимо работать двумя такими шприцами и обязательно вдвоем: один набирает глюкозу, а другой вводит ее внутривенно. При проведении реанимационных мероприятий многие манипуляции и действия должны выполняться тщательно, без ошибок и практически быть доведены до автоматизма (внутривенные инъекции, снятие электрокардиограммы и многое другое). Поэтому, приступая к дежурству, необходимо тщательно проверить, какие лекарства имеются в наличии и где они находятся (желательно иметь аптечку первой помощи, где по порядку лежат все необходимые для реанимации лекарства); посмотреть, в каком состоянии электрокардиограф, достаточно ли количество бумаги в нем.

Дежурная медицинская сестра приемного отделения должна уметь быстро и четко проводить подкожные и внутривенные вливания и при необходимости брать кровь из вены для анализа. Даже при круглосуточном дежурстве процедурной медицинской сестры нередко возникают ситуации, когда все медицинские сестры обязаны сами проводить внутривенные инъекции, например при одномоментном поступлении нескольких тяжелобольных.

 


 

РАЗДЕЛ 2. БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА

Данный термин означает наличие такой окружающей пациента и медицинского работника среды, которая не создает для них опасности приобретения нового заболевания. Поступив на лечение в стационарное отделение или придя на прием в поликлинику, пациент не должен подвергнуться опасности инфекционного заболевания, получить психологическую травму, испытать воздействие неблагоприятных побочных действий лекарств или физических методов лечения. Также и медицинская сестра, врач, да и любой сотрудник больницы должны находиться в организованной таким образом среде, чтобы она предотвратила отрицательное влияние профессиональных факторов. Поэтому безопасная больничная среда – это собирательное понятие, включающее как инфекционную безопасность, так и безопасные условия транспортировки больных, лечебно-охранительный режим, правильное размещение пациентов, особые режимы двигательной их активности, психологическую защиту больных и медицинских работников.

Одной из первостепенных задач организаторов медицинской службы является обеспечение инфекционной безопасности, в частности предотвращение распространения внутрибольничных инфекций. Их профилактике придают первостепенное значение при формировании безопасной больничной среды.

К внутрибольничной инфекции (ВБИ) относят любое клинически распознаваемое заболевание,которое поражает пациента в результате его поступления в больницу или обращается за помощью (или сотрудников больницы, вследствие их работы в данном учреждении) вне зависимости от того, появились симптомы заболевания во время пребывания в больнице или после выписки.

ВБИ имеют другие названия госпитальные, позосониальные. Среди заболеваний, относящихся к ВБИ, большинство связано с медицинскими вмешательствами. Примерно 85% от всех ВБИ составляет гнойно-септические инфекции (ГСИ), 6-7% вирусные гепатиты В,С,Д: клинические инфекции-7-8%; при этом 80% случаев –сальмонеллез.

Влияние на возникновение ВБИ оказывают следующие факторы:

Снижение сопротивляемости организма;

Распространение антибиотикорезистентных штаммов микроорганизмов;

Увеличение удельного веса кожных пациентов, ослабленных,

Несоблюдение правил инфекционной безопасности при уходе за пациентами;

Увеличение инвазивных (повреждающих целостности тканей организма) манипуляций;

Перегрузка лечебно-профилактических учреждений;

Устаревание оборудования и т.д.

Группы риска:

Высокому риску инфицирования подвергаются пациенты, посетители и родственники, ухаживающие за тяжелобольными в хирургических отделениях, урологических, реанимационных и т.д., особенно лица пожилого возраста и дети;

Медицинский персонал, особенно все, кто использует инструментарий многоразового пользования, загрязненных биологическими жидкостями и требующий проведения всех этапов очистки, в том числе предстерилизацию кабинета

Понятие «инфекционный процесс» определяет взаимодействие макро- и микроорганизмов, способствование возникновению инфекционных болезней в различных сферах: острой, хронической, латентной, а также носительство.

Главным условием возникновения инфекционного процесса является наличие возбудителя болезни.

Основными видами микроорганизмов, вызывающих ВБИ, являются: облигатные патогенные микроорганизмы, вызывающие корь, скарлатину, дифтерию и др. детские болезни, клинические (сальгогенез и др.), гепатиты В и С и многие др. болезни, и условно-патогенная микрофлора: стафилококки, золотистый стафилококк, стрептококки, синегнойная палочка, псевдолюпады, Гр «-» бактерии и их токсины (кишечная палочка, протей, сальмонеллы и др).Также не редки случаи внутрибольничного заражения грибковой инфекции, ВИЧ-инфекцией ЦМВ, представителями простейших.

Возбудители инфекции находятся в резервуарах (источниках) инфекции.

Резервуаром (источником) внутрибольничной (госпитальной) инфекции являются:

Руки персонала;

Кишечник, мочеполовая система, носоглотка,кожа, волосы, полость рта как пациента, так и персонала;

Окружающая среда: персонал, пыль, вода, продукты питания;

Инструментарий;

Оборудование;

Лекарственные средства и т. д.

Механизмы передачи ВБИ

Различают аэрозольный (воздушно-капельный), контактно-бытовой и искусственный (артифиугольный) механизмы передачи инфекции, играющие основную роль в распространении ВБИ и возникающие при контакте с кровью и другими биологическими жидкостями.

Меры контроля и безопасности в профилактике ВБИ

Обслуживающий персонал стационаров должны иметь комплект сменной рабочей одежды: халаты, тапочки, сменную обувь в количестве обеспечивающим ежедневную смену санитарной одежды. Хранение ее подлежит осуществлять в индивидуальных шкафчиках. В наличии должен быть комплект санитарной одежды для экстренной замены в случае загрязнения.

Мед. Сестра лечебного учреждения должна быть безукоризненно опрятно и аккуратна. Края рабочей (санитарной) одежды должны полностью закрывать личную одежду. Волосы должны полностью закрываться шапочкой. Сменная обувь должна быть из плотного материала, доступного для дезинфекции.

Нахождение в рабочих халатах и обуви за пределами лечебного учреждения в отделениях родовспоможения, инфекционных отделениях, операционных блоках, должны быть обеспечены сменной спецодеждой.

Правила пользования защитной одеждой

Халаты, фартуки - используются для ухода, предупреждающего передачу инфекции и подлежат смене после каждой такой процедуры, как смена постельного или нательного белья пациента.

Перчатки используются чистые или стерильные.

Их надевают:

При контакте с любой биологической жидкостью (кровью, семенной жидкостью или влагалищным синтезом, отделенным слизистых носа и др. слюной, слезной жидкостью, а также мочой, фекалиями, спинномозговой жидкостью, эксудатом, и.т.п)

При нарушении целостности кожи как пациента, так и мед. работника

При необходимости работать с материалами и предметами лечебного назначения, загрязненными кровью или другими биологическими жидкостями.

Маски обеспечивают минимальную защиту от микроорганизмов(около 10%),передающихся воздушно-капельным путем. Используются четырехслойные марлевые маски, маски из материала, обеспечивающую хорошую фильтрацию микроорганизмов (из нетканного материала), но их защитные свойства теряются при неплотном прилегании маски к лицу.

Маску надевать необходимо, но носить непрерывно можно не более двух часов. При увлажнении от выдыхаемого воздуха ее следует сменить раньше.

Обувь и медицинские тапочки не защищают от инфекции.

Щитки и затянутые очки защищают глаза, рот, нос, от попадания в них крови и других биологических жидкостей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.