Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды восприятия




Восприятие различается по ви­дам в зависимости от преобладаю­щей роли того или иного анализа­тора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено дея­тельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие пред­мета.

Ø По ведущему анализатору выделяют:

o Зрительное (визуальное) восприятие;

o Слуховое (аудиальное) восприятие;

o Кинестетическое восприятие (восприятие движения);

o Осязательное восприятие (восприятие кожной чувствительностью).

Ø В зависимости от форм отражения:

o Восприятие пространства;

o Восприятие времени;

o Восприятие движения.

Ø В зависимости от цели:

o Преднамеренное восприятие;

o Непреднамеренное восприятие.

Ø В зависимости от организации:

o Организованное восприятие;

o Неорганизованное восприятие.

 

Восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, глубины, удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие формы, объемности и величины предметов - это слож­ный процесс, который происходит при помощи зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда в очень ограниченных пределах. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопут­ствующей ему конвергенции - сведения зрительных осей глаз на фиксируе­мом предмете. При удаленности предметов большое значение в восприятии про­странства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от рас­положения предметов. Человек под­мечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Форма - один из более информа­тивных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие фор­мы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яр­кости, цвету, текстуре. В ряде слу­чаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зри­тельное восприятие двумя глазами).

Восприятие времени - это отра­жение объективной длительности и последова­тельности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека события­ми, течет быстро. Если событий мало или они малосущественны, вре­мя тянется медленно. При воспо­минании событий прошлого, наобо­рот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминают­ся как длительные, не наполненные событиями - как короткие. Специального, са­мостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной систе­ме и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчле­ненность и объективно существующую смену одних явлений другими и свя­зано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Повтор­ное его восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 с путем специаль­ной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие со­вершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показа­тели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа - это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма - это отражение равномерного чередования стиму­лов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения - это отражение во времени изменений по­ложения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движе­ние, прежде всего, воспринимают его:

ü характер (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);

ü форму (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);

ü амплитуду (размах) — маленькая, большая;

ü направление (направо, налево, вверх, вниз);

ü скорость (быстрое или медленное; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);

ü продолжительность (краткое, длительное);

ü ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, пре­рывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных ана­лизаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе ле­жит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные - восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) - организованное, целенап­равленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное вос­приятие окружающей действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.