Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. И. Поветкин 1 страница




Новгородские гусли и гудки

(опыт комплексного исследованпя)

Крыловидные гусли XI в. В коллекции средневековых новгородских гус-лей все инструменты, один по отношению к другому, с точки зрения их комплексной реконструкции тяготеют к своеобразной очередности. Эта очередность особенно важна в начальном периоде работы и зависит, есте-ственно, от древности музыкального сосуда, но прежде всего от конструк-тивной значимости сохранившихся фрагментов. Так, гусли, о которых пойдет речь, сочетают в себе оба упомянутых качества и поэтому пред-стают первыми в ряду взаимодополняющих друг друга древних находок.

Инструмент найден в 1975 г. на Троицком II раскопе в слоях XI в. В отличие от остальных найденных в Новгороде гуслей, от которых со-хранились фратментарно или целикоді резонаторные корытца, у этого ин-струмента уцелела важнейшая деталь — верхняя дека с расположенным на ней струнодержателем. Напротив, корпус, к которому должна крепить-ся дека, сохранился не полностью и найден в виде двух обломков. Один из них включает в себя окрылок * с пятью отверстиями для колков н кусочек правого бортика резонаторного корытца, на котором вырезано имя Словиша '. Этот фрагмент обозначил верхние контуры гуслей и при-соедпнился к широкому концу верхней деки. Другой обломок нашел точки соприкосновения с узким концом деки, завершив, таким образом, общий силуэт инструмента(рис. 1, 1).

Чем же характерна верхняя дека и в чем важность этой, можно ска-зать, второй половины инструмента?

Из цельного бруска толщиной 3 см выстрагивалась тонкая пластнна. В узком конце пластины оставлялисъ ушки с продетым в них деревян-ным штырем — это струнодержателъ. К нему крепились струны, настраж-ваемые на нужную высоту при помощи колков. Известно, что верхние деки современных музыкальных инструментов изготовляются из ели как дерева, наиболее обладающего резонансными качествами. Удивительной особенностью троицкой находки было то, что ее дека изготовлена из дуба.

Другая особенность этой детали заключается в том, что дека гуслей XI в. не имеет резонаторного отверстия. Что это? Безразличное отно-шение к материалу, из которого делался инструмент? Или, быть может,

* Здесь и далее под окрылком подразумевается коиструктивная часть инструмен-та, выступающая за пределы полого резонатора,— площадка, со временем меняв-шая очертания,_но всегда характерная закрепленными в ней колками.

В. И. Поветкин

у мастера не было под рукой еловой чурки? Забыл ли он сделать резо-наторное отверстие? Или он сделал его в резонаторном ящике снизу? Но ведь в других найденных гуслях резонаторные корытца не имеют отверстий. Или мастеру и здесь было безразлично — есть отверстие или нет?

Поначалу кажется, что вопрос реконструкции этих гуслей решается просто: есть несколько частично сохранившихся инструментов, каждый из

которых в той или иной мере характе-ризует конструкцию средневекового инструмента в целом. Но если при-нять, что мастер ьроводлл экспери-мент и огступил от обычных в его время приемов изготовления гуслей и что этот «гудебный сосуд» был выбро-шен как неудавышйся, то, следова-тельно, по нему нельзя представить средневековые гусли с их характер-ыыми музыкальными качествами. Не-ясен и другой вопрос, причем на него не отвечает ни один из найденных в Новгороде инструментов,— из како-го материала изготовлялись струны для гуслей? Ыа все эти сомнения и вовросы могут дагь ответ прежде всего практические проверки в процес-се исследования.

В целом задачи по реконструкции выглядят так: 1. Восстановить форму корытца; 2. Определить форму утра-ченного завитка на окрылке; 3. Най-ти форму и размеры колков; 4. Ре-шить вопрос о наличии резонаторного отверстпя; 5. Определить материал, из которого изготовлялись струны, и установить их наиболее подходящие для реставрируемого инструмента диа-метры.

Конечной же целью реконструк-ции является восстановить звучание

средневекового инструмента, разумеется, по модели, сделанной из новой древесины.

Чтобы нагляднее представпть местоположение гуслей Словиши во вре-мени, я составил «гусельный ряд» инструментов от древнейших времен до наших дней и условно1 разбил его на четыре периода, представленных на таблицах (рис. 2).

В первом периоде находятся инструменты, восстанавливающиеся ло-гическим путем.

Рис. 1. Гусли Словиши

1 — фрагменты до реставрации; г — ре-конструкция

Новгородские гудки и гусли

Б. А. Колчиным полностью опубликованы обломки найденных в Нов-городе музыкальных инструментов2, которые, в связи с реконструкцией гуслей Словиши, я графически восстанавливаю. Эти инструменты вхо-дят во второй период.

В третьем периоде помещены гуслн, известные по этнографическим коллекциям.

Современные, усовершенствованные гусли вошли в четвертый период.

«Гусельный ряд» показывает, насколько незначительно изменилась конструкция инструмента от средневековья вплоть до XX в.

Вспоминается случай, когда лет шесть тому назад на выставке в Новгороде в Никольском соборе мне довелось услышать гусли, струны которых были натянуты на обыкновенной еловой доске (без резонатор-ного ящика). Поразителыюй представилась звонкость струн. Наверное, именно о таких гуслях идет речь, когда в русском фольклоре упоми-наются «гусельные досочки». Похожий инструмент мог возникнуть за-долго до появленпя гуслей XI в., и по конструкции своей принадлежит к первому периоду «гусельного ряда». Новгородские гусли XI в.— это полностью сформировавшийся инструмент.

Третий период «гусельного ряда» открывается началом XVIII в. и полностью включает в себя XIX в. На инструментах этого периода име-ются отверстия, которые в виде узора или одной малепькой дырочки располагаются на верхней деке. Правда, одновременно с такими сущест-вовали гусли, не имевшие отверстий в деках и полностью сохранившие конструктивные особенности средневековых ипструментов.

А сейчас следует задать вопрос: какова природа возникновения от-верстий, располагающихся на верхней деке инструментов XVIII— XIX вв.

Для решения этого вопроса был восстановлен и приведен в ра-бочее состояние инструмент конца XIX в., хранящийся в Новгородском музее. Это сравнігтельно поздняя традиционная форма крыловидных гус-лей, бытовавшая в северных губерниях России и у прибалтийских наро-дов. По способу изготовления такие гусли отличаются от археологиче-ских тем, что резонаторное корытце выдалбливалось с тыльной стороны инструмента и закрывалось нижней декой. В верхней деке просверлено маленькое отверстие.

Такая конструкция при всей простоте изготовления обладает макси-мальной крепостью и упругостью.

При изготовлении подобного инструмента (надо учесть условия, в ко-торых работал мастер прошлых столетий) потребовалось определить тол-щину донца в корытце, выполняющем в данной конструкции роль верх-ней деки. Еслп бы инструмент был поменьше, как, например, пятиструн-ные гусли, можно было бы толщину деки проверить наощупь (что тоже не всегда возможно). Но для этого девятиструнного болыпого ин-сгрумента требуется специальпый прпбор. В таком приборе надобность отпала, потому что как только было просверлено отверстие, в нем стала видна толщина деки. Если таких отверстий сделать больше, то опасность

В. И. Поветкин

прорезать деку насквозь становится еще меньше. Вот один из возможных вяриантов возникновения отверстпй в гуслях.

Отмечая прекрасное, на сегодняшний день — уникальное, звучание этих гуслей, хочу сказать, что с закрытым отверстием они не потеряли прелести звука. Разпица в звучанші пастолько мала, что она угадывается скорее теоретически, нежели практическІІ.

Несколько болыпая разница относительно тембра появляется, если

Рис. 2. «Гусельный ряд»

/ — первый период: гусли, восстановленные логическим путем;

2 — второй период: новгородские археологические гусли (см. стр. 299);

3 — третий период: гусли из этнографических собраний (см. стр. 299);

4 — четвертый период: современные гусли

удалить полностью нижнюю деку. Закрытый корпус по сравнению с от-крытым придает звуку бархатистые оттенки. Да и то не во всех случаях. Очень многое зависит от свойств дерева, из которого изготовляется ин-струмент, а также от массы дерева, участвующей в вибрации.

Исходя пз данных проверок, можно сделать вывод, что все три конструкции гуслей, т. е. гусли без нижней деки, гусли с двумя деками без отверстий и гусли с отверстпями в верхней деке, могли обладать хорошими музыкальными качествами или, напротав, плохими. Можно предполагать, что не в каждом инструменте (гуслях) XVIII—XIX вв. отверстия (хотя бы теоретически) изменяли звук в лучшую сторону. Вполне возможно, что отверстия в гуслях этого периода делались с целью украсить инструмент и что украшение гуслей знаком или узором (составленным из отверстий) стало традиционным независимо от конст-рукции гуслей.

Новгородские гудки и гусли

Любопытно заметить, что на западноевропейских изображениях, на-чиная примерно с XIV в., довольно часто встречаются инструменты псалтиревидного типа, с так называемыми голосными отверстиями, в то время как в русских аналогичных источниках «голосники» отсутствуют, и их пет даже на более поздних изображениях. Причем «голосные» от-верстпя в западноевропейских инструментах, судя по миниатюрам, были большпми, сходными по размеру с теми, например, какие появились на

В. И. Поветкин

русских усовершенствованных звончатых гуслях. Как признак восточно-европейской традиции выступают народные чувашские псалтиревидные гусли (кёсле) XIX в.: они не имеют «голосников» и выглядят точно так же, как гусли в заглавной букве Д из Новгородского служебника XIV в.

В 1900 г. на основе бытовавших в народе гуслей 0. У. Смоленским и Н. И. Приваловым были созданы крыловидные гусли, отличавшиеся мощным, ярким звучанием и болыпим количеством струн.

Сравнивая традиционные гусли с усовершенствованными, в которых >при изменении размеров резонаторного отверстия можно более ощутимо изменять тембр и громкостъ звука, надо заметитъ, что природа возникно-вения звука у этих разновидностей гуслей не совсем одинакова. Это, без преувеличения можно сказать, различные музыкальные инструменты, каждый из которых имеет свои музыкальные особенности. В усовершеп-ствованных гуслях очень много торжествепности и громкости. В традп-ционных гуслях много души. В усовершенствованных гуслях решающее значение имеет подставка, мгновенно передающая вибрацию струн на верхнюю деку. В традиционных гуслях такая механическая связь деки со струнами как будто специально не поддерживается, отсюда и звук эіих гуслей возникает как бы с опозданием. В наши дни усовершенствованные гусли предназначены для концертных выступлений. Если вернуть к жизни традиционные гусли, они могут стать прекрасным инструментом для до-машнего музицирования.

Долгое время в музыкальной литературе существовало предположение, что в средневековье звончатые гусли могли быть только пятиструнпыми. На Неревском раскопе в слое XIII в. найдены обломки девятиструнных гуслей. По художественным и конструктивным данным и даже по разме-рам они очень напоминают гусли Словиши, но только с болыпим колп-чеством струн. Тут и вспомнишь:

Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал. Он вещие персты свои на живые струны вскладывал, И сами они славу князьям рокотали...

В то же время, как показывают находки, в древнем Новгороде преоб-ладали пятиструнные гусли. Очевидно, здесь в эпоху средневековья бы-товали приемы игры на пятиструнных гуслях и существовала сложившая-ся система настройки инструментов.

В труде по всеобщей истории музыки бельгийский музыковед Ф. Фе-тис, характеризуя гусли, указывает и их строй: «Гусли, или горизонталь-ная арфа, представляют особенный инструмент, состоящий из тонкой дос-ки елового дерева, прикрепленной к легкому ящику. Они снаб/ьены пятью струнами, настроенными следующим образом:,,ля, ре, ми, солъ, ля". Музыкант, играющнй на гуслях, употребляег их только для сопро-вождения пения медленных мелодий илп плясовых песен, наигрываемых на гудке. Гармония, которую он извлекает из своей арфы, аккорды, ко-торые играющий на гудке пороп берет на своих трех струнах, достоиыы нашего внимания: нет сомнеппя в том, что отсюда берет свое начало

Новгородские гудки и гусли

наша музыкальная система, возникшая в средние века и прошедшая в своем развитии до наших дней ряд последователъных изменений»3.

Известен строй рога из Олонецкой губершш, совпадающий с древним строем пятиструнного кантеле4. Подобную проверку можно попытаться сделать, восстановив предварительно сопели, найденные в Новгороде. К слову сказать, практическая настройка гуслей ввиду отсутствия камер-тона могла производиться не только при помощи духовых инструментов, но также и при помощи варгана. Ориентацией для правильной настройки интервалов, вероятнее всего, служили обертоны, извлекаемые на струне при «делении» последней на две, три и пятъ частей.

Важным для реконструкции гуслей остается вопрос о материале, из которого могли быть сделаны струны. Среди многочисленных предметов, обнаруженных при раскопках Новгорода, имеется и огромная коллекция средневековой проволоки. Видимо, у древних сказителей были основания называть струны на гуслях серебряными или золотыми, а сами гусли — звончатыми. И не случайно, что жильные струны гудка не названы звон-чатыми или золочеными, хотя об этом инструменте, упоминаемом в пес-нях, народ, так же как и о гуслях, отзывается с нежностью. «Струны псалтирей, по свидетельству Герсона, были серебряными или состояли из смеси золота и серебра. Они издавали острые звуки и требовали мягкой игры» 5.

Исследуя технологию производства проволоки, 0. А. Муромцева го-ворит о найденной в Новгороде проволоке середины XI в. (24-23-1648): «Спектральный анализ обнаружил в ее составе золото как основу, зна-чительные примесп меди —до 10%; железа — больше 10%; серебра — 10%. Как показали исследования этой проволоки, проведенные в музее музыкальной культуры им. Глинки, она достаточно упруга и имеет до-статочную амплитуду затухающих колебапий для того, чтобы использо-ваться в качестве струны» 5а.

Итак, исторические и археологические сведения дают право проверить металлическую проволоку в качестве струны на средневековых гуслях.

0 чем же поведает теперь сам инструмент?

Основные конструктивные размеры гуслей Словиши изящны и легки. В этом смысле обращает на себя внимание окно в окрылке, которое, об-легчая последшш, способствует лучшей вибрации всего инструмента.

Насечки на обломках корпуса и на внутренней стороне верхней деки свидетельствуют о том, что обе части инструмента соединялисъ при по-мощи клея.

Форма восстановленного завитка на окрылке происходит от гармони-ческих очертаний самого инструмента.

Конструкция колков выполнена на основе археологических образцов. Форма и размеры колков подсказаны особенностями самого инструмента.

Замечено, что корпус гуслей изготовлялся пз сырой (невыдержан-ной) древесины хвойной породы. Доказывается это таким образом. Когда мастер намеревался приклеить к корпусу верхнюю дубовую деку, он вдруг обнаружил, что пока изготовлял деку, корпус гуслей подсох и его «повело». В результате образовавшейся «восьмерки» дека неровно при-

В. И. Поветкин

легла к корытцу. Поэтому в узкой части корытца он срезал с одного бока бортик понпже. Устранив таким образом деформацию, мастер не допустил излишнего напряжения в корлусе инструмента. Для лучшей фиксацни склейки он закрепил верхнюю деку кое-где деревянными гвоз-дями.

Я пзготовлял корпус гуслей из сырого дерева, и по мере высыхания корпус «вело». Устранять деформацию логичнее всего было в узкой части пнструмента, но не в верхней, широкой, так как окрылок несет на себе напряженпе струн, и его, следовательно, иельзя ослаблятъ. Следуя при-меру средневекового мастера, мне пришлось также срезать часть левого бортика, в результате искривленность в узкой часги получилась именно в той мере, в какой видна таковая на оригинале.

Современные музыкальные инструменты требуют для изготовления особо выдержанное дерево, и можно только удивляться, насколько прост был в изготовлении инструмент XI в.

0 мастере, изготовившем гусли XI в., может сложиться впечатлепие, что он не слишком вникал в свое дело. Вот факт, говорящий об обрат-ном: если одной рукой держать корытце в узкой его части, а другой ру-кой простукивать корпус, то из общего топа выделится высокий обертон (его можно найти и другим путем),—именно на этот рубеж в узкой ча-сти корпуса приходится расположенный на верхней; деке струнодержателъ. Этот факт лпшний раз убеждает, что в конструкции инструмента нет пи-чего случайного. Столъ полная организованность художественной ІІ тех-нической мысли в этих гуслях могла возникнуть на основе многовековых традиций музыкалъной культуры в целом. И рождение этой конструкции можно отнести к весьма далеким временам.

Заслуживает внимания в связи с этим сообщенне византийского пс-торика Феофилакта Симокатты о том, что в 591 г. во Фракип взятые в плен славяне имеяи при себе лиры6. Тем более обращает на себя вни-мание указапный документ, что гусли XI в. и впрямь некоторыми черта-ми гвоими напоминают греческую лиру (рис. 1, 2).

Гусли Словишп, как показали эксперимеиты, в резонаторном отверс-тип ые нуждались. Если бы роль отверстия в гуселъной деке была так существенна, то отверстие в средневековых гуслях было бы сделано так же, как делалось таковое на деке гудка. В конструкции новгородского гудка' уместньт резонаторные отверстия, потому что давление струп на деку у этого инструмента осуществляется при помощи подставки. Сле-дует отметпть также ролъ отверстий на гудке в том, что они образуют между собой перемычку, в некотором смысле группу деревянных струн, особенно вибрирующих под давлением подставкп. В гуслях такая конст-руктивная ситуапия отсутствует.

На древнерусских изображенпях гуслеп (не только звончатых, но п шлемовндных) ые встречается резонаторных отверстий. Вряд ли это можно считать случайностыо — художникп не упустили бы такой харак-терной детали.

Вполне вероятно (ІІ это подтвердили проверки на копиях средневеко-вых гуслей), что регулировать тембр при изготовлении древних новгород-

Новгородские гудки и гусли

ских гуслей можно было за счет сочетания разных пород дерева в одном инструменте, а также при помощи разности толщины верхней и ниж-ней дек. В гуслях Словнши нижняя дека по сравнению с верхней бук-вально «дыішгт».

Если в древних гуслях и могли быть отверстия, то они, вероятнее все-го, имели естественную природу возникновепия, как, например, отверстне, образованное выпавшим сучком.

На инструменте, сделанпом из нового материала по образцу гуслей Словішш, былн опробованы: струны из льняных нитей — с коротким и пе очень «цветным» звуком; струны жилъные — у них красивое, с бар-хатными оттенками, звучание, но недостаточно продолжнтельное; струны пз конского волоса — по звуку чем-то роднятся с жильными струнами, но обладают при этом далекнми «звончатыми» отголосками (на инстру-ментах малого размера такие струны, быть может, очень хорошо себя покажут); струны из бронзовой волоченой проволоки — показали самое лучшее взаимодействие с корпусом, минимальный диаметр струн — 0,4 мм, максимальный — 0,6 мм.

Гусли с бронзовыми струнамн обладают прпягіным тембром со множе-ством обертонов н неожііданиоіі для такого «хрупкого» корпуса громко-стыо. Флажолеты, пзвлекаемые на струнах, звучат чисто ІІ очень ярко. На этих гуслях можно извлекать мягкне, бархатистые звукп, а при на-добности — настоящие звоны. Малешпее прикосновение рукой к нижней деке отражается на тембре звука, Ни один из слышанных мной инстру-ментов не обладает таким качеством.

Если представпть средневековый ансамблъ гуслей, составленный нз найденных в Новгороде инструментов, то гусли Словиши ІІ девятиструн-ные гусли XIII в. будут выполнять в нем роль басистых, рокочущих ин-струментов. Выше было сказано, что среди найдеиных гуслей эти два инструмента особеыно выделяются сходством. Интереспо отметить, что в окрылке гуслей Словиши сохраншшсь следы первоначальной формы так называемого окна, которую нельзя рассматриватъ как пооперациопный промежуточный вариант в работе: уж слишком этот вырез в окрылке был закончен. Очевидно, изменение его очертаний н увеличешіе размеров связано не только с художественными требованпями инструментов, но в гораздо болъшей степенц и с приемами игры на этих гуслях.

Дальнейшие исследования новгородскпх инструментов показали, что возможность пгры на гуслях Словинш, защппывая струны через «окно» в окрылке, хотя н вероятна, но не обязательна. На родственных по конст-рукции гуслях XII ІІ XIII вв. надобность в подобном приеме игры и вовсе отпадает. По поводу увеличения «окна» в окрылке гуслей Словиши рядом с названной причиной надо указатъ и другую: возможно, когда были извлечены звуки на инструменте, мастер почувствовал, что опоры, или «ножки», соединяющие колковую площадку с корпусом, слишком громоздки и в них содержится лишняя масса дерева, вследствие чего — особенно это отражается на крайнпх струнах — гусли звучат пустовато. Вообще традицпя строить гусли с «окном» в окрылке нуждается в спе-циальном исследовании. В «гусельном ряду» изображен и начальный ва-

Ы. И. Поветкин

риант окрылка гуслей Словиши (рис. 2). В таком виде он еще более роднится с окрылком гуслей XIII в.

Крыловидные гусли XIV в. Найденные в культурном слое 70-х годов XIV в. на Неревском раскопе гусли (8-11-1262) представляют собой часть резонаторного корытца с окрылком, сохранивпшмся на Іпирину трех от-верстий для колков. Полностью утрачены колки, верхняя дека со струно-держателем и струны7.

Поскольку основные положения об устройстве средневековых гуслей разобраны в предыдущем сообщении, то сейчас большее внимание будет уделено особенностям именно этого инструмента. В свою очередь резуль-таты проведенной работы дополняют общее представление о новгородских гуслях.

Первым вопросом реконструкции гуслей XIV в. является определе-ние количества струн на инструменте. Решение этого вопроса связано с восстаповлением ширины резонаторного корытца и, следовательно, ок-рылка, на котором и отложился начатый на оригинале ряд колковых от-верстий.

Сохранившаяся часть правого бортика корытца дает общее направле-ние плавной линии, рисующей контур гуслей. Но, продолжая линию бор-тика, можно отклониться вправо или влево и получить в результате ши-рину окрылка на четыре, пять и даже на шесть колковых отверстий. Де-рево по сравнению с глиной (керамикой) или железом в данном случае оказывается слишком благодарпым материалом. Ориентируясь по годовым кольцам и древесным волокнам, можно определить точное направление сердцевины и минимальную ширину бруска, из которого были сделаны гусли. Если учесть, что мастер при изготовлении инструмепта ориенти-ровался на «базу» — понятие, существующее у столяров и плотников,— то в данных гуслях именно правая сторона корпуса и могла быть «ба-зой». Это положение соответствует многим образцам звончатых крыловид-ных гуслей, в том числе н гуслям ХТ в. (в гуслях СловиІшІ «базой» является левая сторона корпуса). В результате продолженная линия правого бортика дает ширину окрылка с пятью отверстиями для колков. Таким образом, решен первый вопрос — инструмент XIV в. был пяти-струнным (рис. 3).

Если теперь продолжить торцовую линию окрылка до пересечения ее с уже найденной «базовой» линией, то определится принципиальная (ра-бочая) длина гуслей. ТакоГІ формой и можно было бы заверпшть контур инструмента. Не согласиться с этим пельзя, так как подобный окрылок в Новгороде найден. Но, учитывая, что с тыльноп стороны окрылка гус-лей XIV в. было выбрано маленькое корытце (т. е. Ішструмент изготов-ляли не слишком равнодушно), можно предполагать, что окрылок завер-шался завитком. С точки зрения трудоемкости сделать корытце, облегчаю-щее окрылок, сложнее, чем выстрогать завиток. Учитывая, что среди най-денных инструментов только один упомянутый уже окрылок не имел художественного оформления, а также обращая внимание на изображения гусляров с подобными гуслями, можно с полным основанием снабдить окрылок восстанавливаемых гуслей завитком.

Новгородские гудки и гусли

При выборе материала для верхней деки у меня поначалу была мысль проверить клен. Но потом, когда еловое корытце (соответственно данным оригилала) было готово, стало ясно, что дека могла быть тоже еловой. Причиной для такого вывода послужило жесткое дно резона-торного корытца (толщина 7—8 мм). Здесь как раз тот случай, когда зву-ковые качества инструмента зависят от разности толщины верхней и нижней дек, изготовленных из одной породы дерева. Толщина верхней деки получилась 4 мм.

В верхнем правом углу деки есть прямоугольный вырез, по форме совпадающий с выступом, сделанным на окрылке. Такое нехитрое при-способление (крепежный выступ) способствовало более удобному при-клеиванию деки. В Новгороде найдено два окрылка гуслей с аналогичны-ми выступами. Можно смело приклеивать верхнюю деку к корытцу, а затем, прорезав аккуратно два прямоугольных окошка, вставить в них по одной «утице» (иным словом эти детали трудно назвать, настолько они образны) и объединить их перемычкой, к которой прикрепляются струны. Чем сильнее будет натяжение струн, тем крепче эти «утицы» будут сидеть в своих «гнездьшіках». Отпустив струны, весь струнодержа-тель можно без усилий снять с «насиженного места».

Вот основания для вывода, что струнодержатель такой конструкции мог существовать на данных гуслях:

1. Обломок корпуса реконструируемого инструмента найден в ярусе 8 (70-е годы XIV в.) Неревского раскопа; «утица» попала в культурный слой на 40 лет позже — найдена в ярусе 5 (10-е годы XV в.) того же раскопа. Это обстоятельство не дает полного права для объединения на-званных частей в едином комплексе. Определить время бытования гус-лей с аналогичным по конструкции струнодержателем поможет изобра-жение гусляра на старорязанском браслете, сделанном в конце XII — начале XIII в. Отсюда следует, что деталь струнодержателя могла быть найдена и в более древних слоях. Находка «утицы» в более позднем слое указывает на долгожительство такого метода крепления струн на гуслях.

2. В уже упоминавшейся работе А. С. Фаминцына «Гуслж —русский народный музыкальный инструмент» дается изображение девятиструнного канклеса прусских литовцев (примерно начала XIX в.), причем на рас-сматриваемую деталь — «утицу» — в струнодержателе также обращено пристальное внимание. Таким образом, время практического применения этой конструкции струнодержателя в ряду с другими приспособленжями для той же цели определяется по меньшей мере с начала XIII по XVIII в. включительно.

3. Пракгаческие проверки показали, что все части струнодержателя выдержжвают натяжение струн настроенного инструмента.

На этих гуслях, так же как на гуслях Словшпи, были проверены на звучание струны из различных материалов. Самыми подходящими оказались металлические бронзовые струны. Диаметр басовой струны 0,5 мм, остальных четырех — 0,4 мм.

Теперь, когда изготовлен не один экземпляр гуслей по образцу XIV в., с некоторыми различиями в расположении волокон верхних дек (в одном

11 Новгородский сб.

В. И. Поветкин

из вариантов проделано резонаторное отверстие, не давшее ощутимой раз-ницы в звучании), и бропзовые струны на каждом из них звучат не-сравненно «звончатее» и громче жильных, я убеждаюсь, что на древних гуслях (особенно на «профессиональных», т. е. скоморошьих) были преж-де всего металлические струны, и не просто металлические, а именно-состоящие из сплава золота и других металлов, для того чтобы деревян-ный корпус инструмента, «слыша» звон золотых струн, начинал «гудетъ».

Рис. 3. Гусли XII и XIV вв.

1 — гусли XIV в. до реставрации; 2 — те же гусли (реконструкция); з — гусли с Тихвинского раскопа (реьонструкция)

Может быть, к XIV в. в верхней деке новгородских гуслей и появи-лись отверстия, но пока археологами не будет найдено тому прямых до-казательств, восстанавливаемые инструменты не должны жметь от-верстий в деках.

Что же касается изготовления традиционных гуслей для современноіг музыкальной практики, то мастера, изготовляющие инструменты, вправе-проводить на эту тему эксперименты и украшать отверстиями деки ин-струментов на свой вкус. Надо заметить только, что даже для поздних народных (этнографических) гуслей, да и для всех русских струнных инструментов — балалаек и домр — не характерны болыние, как принято-их называть, голосные отверстия.

Гусли XII и XIII вв. Выбирая принциниальный путь для реконструк-цип шестиструнных гуселек XII в. и болыних девятиструнных гуслей

Новгородские гудки и гусли

XIII в., полезно еще раз провести обзор «гусельного ряда». Как ни похо-жи между собой инструменты второго и третьего периодов, но уже среди археологических гуслей наблюдаются некоторые (в общем плане, быть может, незначительные, но для работы по восстановлению важные) конструктивные различия.

Во втором периоде два инструмента XIV в. по форме более других тяготеют к гуслям последующего, третьего периода и, вполне вероятно, полагают начало конструкции гуслей с окрылком, вынесенным за преде-лы линииколков (эта конструкциядожила до XX в.).Линия колков од-новременно ограничивает длину резонаторного ящика и длину струн. Звучащие струны получают отклик на частоты своих колебаний как от резонаторного ящика, так и от окрылка. Резонирующая площадь корпуса по отношению к длине струн получается увеличенной. Окрылок таких гуслей впоследствии нередко украшался геометрической резьбой. И с этой точки зрения один из инструментов XIV в. (6-8-1264) также объединяет-ся с этнографическими. Возможно, именно в XIV в. стало правилом из-готовлять верхнюю деку гуслей из легкой еловой древесины, что повлекло в свою очередь изменение конструкции струнодержателя. В связи с этим следует вспомнитъ, что при реконструкции пятиструнных гуслей XIV в. (8-11-1262) к корпусу инструмента по его акустическим данным потребо-ъалась легкая еловая дека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.