КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Избирательная система
С выборами ассоциируются такие понятия, как избирательное право, избирательная система и избирательный процесс. К сожалению, в юридической литературе до сих пор не сложилось единого мнения по вопросу сущности, соотношения и взаимодействия этих понятий. В особенности это касается избирательной системы и в первую очередь понимания ее в широком смысле слова. Одна группа авторов определяет избирательную систему как совокупность (либо комплекс или систему) общественных отношений, которые возникают в связи с проведением выборов'. При этом некоторые из них полагают, что данные общественные отношения могут быть как урегули рованы правом, так и не урегулированы, т.е. основаны на нормах морали, обычаях, сложившейся практике и т.д. Вторая группа ученых-юристов считает, что избирательная система — это совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов[VII]. При этом в определении этой совокупности у них различный подход. Следующая группа авторов под избирательной системой понимают порядок организации и проведения выборов[VIII]. Многие ученые-юристы определяют избирательную систему как совокупность основных (конституционных) принципов организации и порядка выборов в представительные органы, а также взаимоотношения депутатов с избирателями1. Кроме рассмотренных, в литературе имеются и иные определения избирательной системы. На наш взгляд, наиболее приемлемой является позиция авторов, которые определяют суть избирательной системы (в широком смысле) как порядок организации и проведения выборов. По вопросу сущности избирательной системы в узком смысле среди авторов меньше расхождений. Абсолютное большинство из них определяют ее как способ (либо порядок или систему) распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования[IX]. Вместе с тем, отдельные исследователи при характеристике избирательной системы в узком смысле вводят в нее те или иные дополнительные элементы, т.е. рассматривают ее несколько шире. К примеру, К.В. Арановский, наряду с порядком определения результатов выборов, включает в «усеченную» избирательную
систему также принцип организации избирательных округов, отмечая, что они бывают одномандатными, многомандатными и общенациональными[X]. В некоторой степени схожую с К.В. Арановским позицию о сущности рассматриваемого понятия занимает М.Ф. Чудаков, который полагает, что избирательная система в узком ее значении не ограничивается только способом подсчета голосов (определения результатов выборов), а включает в себя также и закрепленную в законе систему выдвижения кандидатов[XI]. В узком значении различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Мажоритарная избирательная система — это система, при использовании которой результаты выборов определяются по принципу большинства. Избранным считается кандидат, получивший на выборах установленное законом большинство голосов избирателей. Именно с этого варианта начали проводиться выборы в Парламент. В мировой практике сложилось три варианта мажоритарной системы: квалифицированного большинства (для победы на выборах требуется, чтобы победивший кандидат получил 7з, V-f и Т-Д- голосов избирателей), абсолютного большинства (кандидату для избрания нужно набрать 50% голосов + 1 голос), относительного большинства (кандидату необходимо получить число голосов, превышающее число голосов, набранных любым из его «соперников»). Суть пропорциональной избирательной системы состоит в том, что места в Парламенте распределяются между партиями или избирательными блоками пропорционально числу поданных голосов за ту или иную партию или избирательный блок. Существует несколько разновидностей пропорциональной избирательной системы. Однако суть всех их сводится к определению избирательного метра (избирательной квоты), т.е. к определению необходимого минимума голосов, который должна собрать та или иная партия для того, чтобы получить депутатский мандат в Парламенте.
Ряд стран применяют обе системы: и мажоритарную, и пропорциональную, когда часть депутатов Парламента избирается в одномандатных избирательных округах, а вторая часть - по общегосударственным партийным спискам. К примеру, подобным образом избирается Государственная Дума в Российской Федерации. Такой порядок получил название смешанной системы. Варианты смешанной системы применяются также в Литве, Болгарии, Венгрии и других государствах. На наш взгляд, следует согласиться со встречающейся в литературе точкой зрения, что данная система является наиболее перспективной. В Республике Беларусь в ходе выборов используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (в первом туре выборов) и относительного большинства (во втором туре выборов). Примечание. Как отмечалось, среди ученых нет единства взглядов о сущности избирательной системы, избирательного права и избирательного процесса. Ученым-государствоведам коллективными усилиями следовало бы выработать единый подход, устранить разногласия по обозначенной проблеме, поскольку существующий порядок вносит путаницу в понимание сути простых, казалось бы, понятий. Они должны быть ясными для каждого гражданина, а тем более для юриста. ' См.: Алебастрова, И.Л. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. пособие. М., 2000. С. 84; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / отв. ред. Б.А. Страшун: в 4 т. Т. 1-2. С. 323; Чудаков, М.Ф. Указ. соч. С. 350 и др.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |