Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метрология, стандартизация и сертификация




 

цели и задачи изучения дисциплины

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих знаниями эффективного управления организацией (предприятием) в соответствии с тенденциями социально-экономического развития и практическими навыками использования метрологии, стандартизации и сертификации для создания и совершенствования систем управления качеством товаров и услуг в условиях рыночных отношений.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- общенаучным и специфическим методам создания систем качества как неотъемлемого компонента систем управления организациями (предприятиями);

- методам формализованного представления систем управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции;

- проектированию систем управления качеством, как заключительному этапу планово-управленческого решения, направленного на обеспечение требований международных стандартов.

Полученные при изучении дисциплины знания студента позволяют сформировать наиболее рациональный стиль работы руководителя, будущего специалиста, объектами профессиональной деятельности которого являются организационные структуры производственной, сервисной и социальной сферы экономики.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» студент должен:

· знать:

- объективные тенденции экономического развития и закономерности функционирования систем качества предприятий при централизованном и децентрализованном управлении;

- политику в области качества, цели и задачи организации в управлении качеством продукции и услуг;

- современные методы и деятельность оперативного характера, используемой для создания систем управления качеством;

· уметь:

- производить моделирование процессов управления качеством и систем качества в условиях бизнес-среды;

- обладать практическими приемами анализа и перспективного обоснования тенденций развития современного рынка;

- анализировать конкурентоспособность предприятий, работ и услуг в условиях нестабильности внешней среды;

· получить навыки:

- поиска, сбора и систематизации коммерческой информации с использованием средств организационной и вычислительной техники;

- прогнозирования развития систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов;

- оперативному планированию и распределению ресурсов при обеспечении качества продукции и услуг.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение. Цели и задачи курса. Теоретические основы метрологии   -   -    
2. Основные метрологические термины. Виды измерений, средства измерений.   -   -    
3. Погрешности измерений. Точность и достоверность результата измерений.   -   -    
4. Организационные и методические основы метрологического обеспечения   -   -    
5. Структура и функции метрологической службы предприятия   -   -    
6. Стандартизация в управлении качеством продукции и услуг   -   -    
7. Виды применение стандартов в РФ   -   -    
8. Сертификация, основные цели и объекты сертификации   -   -    
9. Сертификация систем качества   -   -    
10. Системы управления качеством продукции и услуг   -   -    
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
  Для заочной формы обучения
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -     -

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение. Цели и задачи курса. Теоретические основы метрологии

Основные задачи деятельности предприятий в области метрологии, стандартизации и сертификации. Оценка требований к качеству работ продукции и услуг. Системы качества и жизненный цикл продукции. История возникновения метрологии как науки. Метрология фундаментальная, законодательная и прикладная

Практическое занятие:

Использование метрологии для учета продукции народного хозяйства.

 

Тема 2. Основные метрологические термины. Виды измерений, средства измерений.

Физическая величина, единицы физических величин. Международная система единиц СИ. Измерение свойств объектов материального мира, виды измерений методы и средства измерений. Классификация средств метрологического обеспечения. Рабочие средства измерений, стандартные образцы, рабочие эталоны. Поверочные схемы предприятий по видам измерений.

Практическое занятие:

Анализ эталонов единиц физических величин. Выбор рабочих эталонов по видам измерений.

 

Тема 3. Погрешности измерений. Точность и достоверность результата измерений.

Погрешность, неточность, ошибка измерений. Источники погрешностей, систематические и случайные погрешности. Субъективные систематические погрешности. Основные понятия теории случайных погрешностей. Оценка результатов измерений, понятия многократного измерения. Алгоритмы обработки равноточных измерений.

Практическое занятие:

Составление графика как средства анализа результатов измерений. Оценка распределения случайных величин.

 

Тема 4. Организационные и методические основы метрологического обеспечения

Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц. Понятия метрологического обеспечения предприятий. Поверка и калибровка рабочих средств измерения. Правовые основы единства измерений.

Практическое занятие:

Изучение закона РФ «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений»

 

Тема 5. Структура и функции метрологической службы предприятия

Ведомственная метрологическая служба. Организация поверок средств измерений в территориальных органах Госстандарта России. Государственный метрологический контроль и надзор. Анализ состояния измерений контроля и испытаний на предприятии. Функции метрологической службы организации и учреждения, являющихся юридическими лицами.

Практическое занятие:

Организация сертификации средств измерения предприятий.

 

Тема 6. Стандартизация в управлении качеством продукции и услуг

Теоретическая база стандартизации. Организационно-правовые и методические основы стандартизации. Закон Российской Федерации «О стандартизации». Основные положения государственной системы стандартизации ГСС. Международная стандартизация товаров и услуг. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством на предприятии. Экономические проблемы обеспечения качеством продукции работ и услуг.

Практическое занятие:

Изучение закона РФ «Информация для потребителя».

 

Тема 7. Виды применение стандартов в РФ

Организация работ по стандартизации на предприятии. Права и функции государственных органов управления качеством. Государственное регулирование качеством методами стандартизации. Государственные и отраслевые стандарты; общероссийские классификаторы технико-экономической информации. Внедрение международных стандартов ИСО серии 9000. Стандартизация услуг. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93.

Практическое занятие:

Разработка проектов стандарта предприятия СТП.

 

Тема 8. Сертификация, основные цели и объекты сертификации

Российские системы сертификации, обязательная и добровольная сертификация. Организационно-методические принципы сертификации. Правила проведения сертификации продукции и услуг. Система обязательной сертификации, система добровольной сертификации. Особенности сертификации в сфере услуг. Социальное значение услуг, материальные и социально-культурные услуги. Области применения схем сертификации. Рекомендуемые схемы сертификации работ продукции и услуг.

Практическое занятие:

Организация сертификации в сфере услуг населению.

 

Тема 9. Сертификация систем качества

Сущность, цели и задачи сертификации систем качества. Системы сертификации, созданные государственными органами управления. Системы сертификации рабочих мест (персонала). Проведение сертификации систем качества по ГОСТ Р 40.003-96. Экономические оценки работы по сертификации продукции, услуг и систем качества.

Практическое занятие:

Разработка проекта сертификации системы качества услуги.

 

Тема 10. Системы управления качеством продукции и услуг

Создание системы качества для конкретного вида деятельности. Роль руководства предприятием в системе качества. Требования и рекомендации по разработке элементов системы качества. Практические рекомендации по оценки уровня качества продукции. Освоение метода самооценки деятельности предприятия на соответствие критерия премий по качеству. Внедрение принципов всеобщего управления качеством на конкретном предприятии.

Практическое занятие:

Разработка проекта системы качества услуги.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

– повторение и углубленное изучение лекционного материала;

– решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;

– выполнение контрольной работы;

– подготовку к зачету.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Нормативная база метрологического обеспечения предприятий сервиса.

2. Организация метрологической службы организации (предприятия), работающих на рынке товаров и услуг.

3. Метрологические характеристики основных средств измерений на предприятии.

4. Порядок разработки и внедрения стандартов.

5. Основные типы и виды стандартов.

6. Стандартизация услуг населению.

7. Организация сертификации продукции и услуг.

8. Государственные органы по сертификации. Испытательные лаборатории.

9. Оплата работ по сертификации.

10. Внедрение систем качества, отвечающих требованиям международных стардартов.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– опрос на практических занятиях;

– выполнение контрольных заданий и задач;

– защита и контрольной работы;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

учебно-методическое обеспечение дисциплины

список рекомендуемой литературы

 

Нормативная литература:

1. О техническом регулировании: федер. закон РФ.

2. О защите прав потребителя: федер. закон РФ.

 

Основная:

1. Аристов, А. В. Управление качеством: учеб. пособие / А. В. Аристов. – М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Лифиц, И. М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: учебник / И. М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2004.

3. Сергеев, А. Г. Метрология, стандартизация, сертификация: учеб. пособие / А. Г. Сергеев. – М.: Логос, 2005.

Дополнительная:

1. Гончаров, А. А. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие / А. А. Гончаров. – М.: Академия, 2005.

2. Крылова, Г. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии: учебник / Г. Д. Крылова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Мазур, И. И. Управление качеством: учеб. пособие / И. И. Мазур. – М.: Высшая школа, 2003.

4. Полянский В.И. Метрология, стандартизация и сертификация: метод. указ. по выполнению контрольной работы / В. И. Полянский - СПб.: СПбГУСЭ, 2006.

5. Янченко, В. Ф. Управление качеством в сфере услуг: системно-логистический подход: монография / В. Ф. Янченко. – СПб.: СПб ГИСЭ, 2001.

Периодические издания:

1. Вестник Госстандарта России

2. Стандартизация и качество: журнал.

 

Составитель: д.э.н., проф., кафедры «Управление качеством и стандартизация» В.П. Рябов.

Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Управление качеством и стандартизация» В.Н. Лавский

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.