Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подзаконные нормативные акты о налогообложении 5 страница





8.2. Понятие налогового законодательства



 


При этом, конечно, не исключено, что законодатели и сами смогут ' ;у,
привести свою практику в соответствие конституционно значимым
стандартам. Эта идея нашла закрепление в НК РФ. В п. 1 ст. 1 части '
первой НК РФ определено, что законодательство РФ о налогах и сборах ' -'-."'
состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним феде- •••
ральных законов о налогах и сборах. А п. 5 ст. 3 части первой НК РФ
закрепляет, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изме-.
няются или отменяются настоящим Кодексом. Эта же идея выражена в '';£■:.
е. 2 ст. 12 части первой НК РФ, согласно которой федеральными при-. ":-
знаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обя- 2.,<
зательные к уплате на всей территории Российской Федерации. ''""';;

В качестве гарантии выполнения данного правила НК РФ устанав- ':'■£■
ливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уштачи-
вать налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом либо установлен-.-,
ные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3). ' •;;•

Однако проблема до конца все-таки не решена. Налоговый кодекс J.k
РФ -^ федеральный закон, а не федеральный конституционный закон.. <[];:
Поэтому, в принципе, не исключена ситуация принятия неналоговых •'."•.
законов, содержащих налоговые нормы. Противоречия этих законов и -К*'.
НК РФ должны разрешаться в соответствии с общими правилами уст- ;.Ц
ранения правовых коллизий. •." '£'

Принятые НК РФ правила об ограничении форм налогового зако- ';>;'•; нотворчества нельзя рассматривать только как моральное обязательст-:'• во законодателя, от которого он вправе отказаться в любой момент. В противном случае закон теряет свою ценность как обязательный для выполнения акт, вводится двойной ставдарт: нормы закона обязатель-. ны для одних лиц и не обязательны для других.

Поэтому подобные нормы необходимо рассматривать как самообя­зывающие. Они обязательны для законодателя и подлежат правовой

защите.

Эта защита основана на конституционно-правовом режиме ста­бильных условий хозяйствования. Он предполагает, что предпринима­телям заранее известно, как и в каких формах устанавливаются условия хозяйствования, в том числе условия налогообложения.

Правовая защита должна состоять в признании не соответствующей Конституции РФ нормы, содержащейся в неналоговом законе. Несо­ответствие состоит в нарушении ст. 8 и 34 Конституции РФ, гаранти­рующих право на свободную предпринимательскую и иную не запре­щенную законом экономическую деятельность. Свобода предпринй-" мательства невозможна без свободы выбора, который зависит от уве­ренности относительно источников, устанавливающих права и обязанности.


Но, с другой стороны, если принят неналоговый закон, содержа­щий норму о налоге, тот же принцип свободы экономической деятель­ности может послужить основанием для того, чтобы планировать дея­тельность на основе этой нормы. Предприниматель не должен сам «ревизовать» законодателя и определять, что какую-то норму закона он не обязан или не вправе выполнять.

Приятным удивлением предпринимателя, узнавшего, что он поль­зовался льготой неправомерно, поскольку закон незаконен, вряд ли можно оправдать необходимость соблюдения конституционно-право­вого режима стабильных условий хозяйствования.

Выход видится только в том, что норма о налогах, содержащаяся в неналоговом законе, не может не применяться автоматически. Такая норма должна быть обжалована в КС РФ, который может признать ее не соответствующей Конституции РФ и объявить недействительной с момента опубликования постановления КС РФ или с определенного момента после опубликования в будущем.

8.2.6. Кодификация налогового законодательства

Объединение норм налогового законодательства в едином законо­дательном акте объясняется рядом причин и условий.

Во-первых, налоговое законодательство нуждается в систематиза­ции. Она возможна, поскольку существует внутреннее единство нало­говой системы.

Источником уплаты любых налогов выступает доход лица (реаль­ный или предполагаемый). Необходимо установить четкую последова­тельность уплаты различных налогов. Так, по общему правилу, из по­ступившей выручки от реализации товаров (работ, услуг) в первую оче­редь уплачиваются косвенные налоги (НДС, акцизы). Затем рассчиты­ваются и уплачиваются поимущественные налоги. Оставшаяся за вычетом этих налогов сумма служит базой для расчета налогооблагае­мой прибыли. Чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль, — источник остальных налогов.

Налоги устанавливаются и взимаются на основании общих прин­ципов налогообложения и сборов. Систематизация налогового зако­нодательства способствует более полному и четкому воплощению этих принципов.

Многие понятия, термины, применяемые при установлении того или иного налога, являются «общеналоговыми». Важно, чтобы они применялись единообразно во избежание ненужного усложнения, ка-зуистичности законодательства. Систематизирующий акт призван ис-


- 234 1лава 8. Налоговое законодательство


8.2. Понятие налогового законодательства



 


ключить неоднородность, внутренние противоречия механизма нало-

""поТколВД понятие налоговой системы не сводится толькокс,,,

Поскольку регулИрУет Фискальный правопорядок в делом.

SSS^ установления федеральных, реги-

Приэтом^ссмар проблемы возникновения и порядоквы-

и=ия "oSS^I no уплате итогов, ^££?£££ гоплательшиков, формы и методы налоговго K™^;o™S_ ность за совершение налоговых нарушении и др. Это позва^у,а„ никам налоговых отношении получить полную

П°СZ^P*^^^^

JSS» В вопросе о РеФЛ=-™ ХГс^Г»: ТР1ТТ.Г-ГПЯ необходимо найти баланс между потреониыш^

гт;"Го«^ =Д=П=^

это же обстоятельство оценивают в Поль У к°Я*[^0ЛНенш зако_ —==ГГ-^=^^™-ром теря,отся

"T-irs=^^:xr~ отно™

РГли в Конствдции ФРГ, например, содержится специаль-„S™^ФинаГь™™Цв Конституции РФ отдельные г—ния ГосРяХя к налогообложение рдс=и = ы^одна»-. ппиимн того что практика налогообложения а и"ши1 f

ГноТГлеГые призеры >-^£™?%%££ж

«Сложившаяся ситуация придает новому ^^ и „н_штт

максимально полно и последовательно раскрыть все у

1 См.: Фомина С. 63-65.

04. Источники налогового права зарубежных стран. М., 1996.


ципы российского налогового права»'. В связи с этим НК РФ - не просто отраслевой закон. Это один из важнейших документов россий­ского права, формирующий отношение граждан к государству и праву вообще. «Кодекс объективно несет на себе конституционную нагрузку Через реальное налогообложение во многом воспринимаются де­кларации о демократизме государственного строя, о праве как выра-ств аны?ЮШеИ СПраведЛИВОСТИ' ° ценностях федеративного устройства

В зависимости от объекта регулирования выделяют общие и специ­
альные налоговые кодексы. ц

Общие налоговые кодексы содержат материальные и процессуальные нормы, регламентирующие налогообложение в целом Такими кодек сами регулируются основы взимания налогов, права и обязанности налогоплательщиков, структура и правовой статус налоговых органов процедуры исчисления и уплаты налогов, порядок контроля за пра вильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты нало­гов, обжалование действий и решений налоговых органов и их долж ностных лиц, ответственность за нарушения налогового законодатель-

ства.

Примерами таких актов служат Кодекс внутренних доходов США, Налоговый кодекс Франции, Положение о порядке взимания налогов, сборов и пошлин, выполняющее роль Налогового кодекса ФРГ3.

Специальные налоговые кодексы регулируют отдельные виды фис­кальных платежей. Например, в Алжире действуют несколько таких кодексов: Кодекс прямых налогов и приравненных к ним платежей, Кодекс платежей на товарооборот, Кодекс регистрационных сборов и Кодекс гербовых сборов. В "Бельгии применяется Кодекс налогов с доходов населения4-

Налоговый кодекс РФ относится к общим налоговым кодексам. Часть первая НК РФ принята Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ5. Она состоит из семи разделов, в которых регулируются отношения, составляющие основу всей налоговой системы. Разделы включают в себя главы (20 глав)., главы — статьи (142 статьи).

В разделе I «Общие положения» закреплены основные начала (принципы) налогообложения, источники правовых норм о налогах и сборах, основные понятия, система налогов и сборов.

| Топорнин Б.Н. Налоговое право в правовой системе России // Налоговый кодекс. Сегодня и завтра. М.: ФБК-Пресс, 1997. С. 6.

2 Там же. С. 8.

3 См.: Фомина О.А. Указ. соч. С. 65—66.

* См.: там же. С. 81—82. s

5 СЗ РФ. 1998. 31. Ст. 3824.


236 Глава 8. Налоговое законодательство


9.1. Подзаконные нормативн ые правовые акты 237


 


Раздел II посвящен правам и обязанностям участников налоговых отношений — налогоплательщиков и налоговых агентов, а также их представителей.

Основы правового статуса налоговых и таможенных органов, орга­нов налоговой полиции рассматриваются в разделе Ш.

В шести главах раздела IV — самого большого в Кодексе — уста­навливаются общие правила исполнения обязанности по уплате нало­гов и сборов.

Налоговой отчетности и налоговому контролю посвящен раздел V.

Виды налоговых нарушений и ответственность за их совершение установлены в разделе VI.

Раздел VIi регулирует вопросы обжалования актов налоговых орга­нов, действий их должностных лиц.

- В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Рос-, сийской Федерации»1 большинство положений части первой Нало­гового кодекса Российской Федерации введено в действие с I января 1999 г.

Частью второй НК РФ урегулирован порядок исчисления и уплаты конкретных налогов: федеральных, региональных, местных. Она при-' нимается и вводится в действие поэтапно, по мере принятия глав, по­священных каждому налогу. Эти главы объединены в разделы, объеди­няющие налоги одного уровня. Самостоятельный раздел посвящен ре­гулированию специальных налоговых режимов;

Налоговый кодекс РФ — основа налогового законодательства РФ. Остальное законодательство принимается только в соответствии с Кодексом. Статья Г части первой НК РФ устанавливает, что законо­дательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сбо­рах.

■Соответствие НК РФ — непременное требование к законодатель­ству субъектов Федерации, нормативным правовым актам органов местного самоуправления (п. 4, 5 ст. 1 части первой НК РФ).

Кодекс определяет, что ряд налоговых отношений может быть уре­гулирован исключительно НК РФ. Так, согласно п. 5 ст. 3 части первой НК РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются-, или отменяются настоящим Кодексом. Это означает, что не допуска­ется установление, изменение или отмена конкретного налога зако­ном, не вносящим изменений в сам Кодекс. С позиции ст. 3, в част-

1 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3825.


ности, не подлежат применению различные нормы о налогах (напри­мер, о предоставлении льгот), включенные в неналоговое законода­тельство.

В ряде случаев НК РФ закладывает только основы правового регу­лирования тех или иных отношений, предусматривает необходимость принятия специального законодательства. Например, ст. 36 части пер­вой НК РФ устанавливает, что федеральные органы налоговой поли­ции выполняют функции, определенные Кодексом, а также иные функции,'возложенные на них Законом РФ'«О федеральных органах ■налоговой полиции».

Особое значение имеет НК РФ для таможенных платежей. Соглас­но ст. 13 части первой НК таможенная пошлина и таможенные сборы отнесены к федеральным налогам и сборам. Однако законодатели не­ходили из того, что к моменту принятия НК РФ уже имелось довольно обширное законодательство, регулирующее отношения по исчисле­нию и уплате таможенных платежей: ТК РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе» и др. Поэтому ст. 2 части первой НК РФ определено, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе проведе­ния контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к от­ветственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, в отношении таможенных платежей. НК РФ не закладывает основ, их исчисления и взимания. Задача НК РФ — при­вести таможенное законодательство в соответствие с общими принци­пами исчисления налогов и сборов.

Глава 9

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

НАЛОГОВОГО ПРАВА

9.1. Подзаконные нормативные правовые акты

Налоговые отношения регулируются не только законами, но и под­законными актами. Значение этих актов было особенно велико на пер­вом этапе становления российского налогового законодательства (1991 — 1998 гг.). «Из более чем тысячи правовых актов, регулирующих налоговые отношения, насчитывается всего 20 законов. Кроме них имеется 100 указов Президента Российской Федерации, 100 прави­тельственных постановлений, а все остальные акты изданы различны-


238 Глава 9. Дополнительные источники налогового права ■■•..

ми ведомствами. Иными словами, в налоговом праве явно преобладают ■; i:/
подзаконные акты»1..., "'-л

Необходимость такого регулирования отчасти объяснялась низким ':t
качеством законов о налогах, их чрезмерной лаконичностью. Напри-' ■:<:•
мер, Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную;Т.
стоимость» содержал всего 10 статей. А девятью статьями Закона РФ
от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской;('.;
Федерации» регулировался порядок исчисления и уплаты четырех на- •
логов: налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владель- -••(.;<-••
дев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных %•
средств, налога на реализацию горюче-смазочных материалов. \. 'У;

Недостатки законодательства восполнялись инструкциями. ".4;>-

Статья 25 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской '•••
Федерации» предусматривала, что инструкции и методические-указа- -.:-.
ния по применению законодательства о налогах издаются Государст-" •''<-;'-
венной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с V;-;
Министерством финансов Российской Федерации., \;|\

Однако зачастую, и в большинстве случаев обоснованно, ведомст- ';-V; венные акты вызывают к себе негативное отношение: на практике ин-'$?! струкциями нередко искажается содержание законов, бюрократизиру- :м^ ется система отношений, ущемляются права и законные интересы на-.f§;-: логоплателыциков. Органы исполнительной власти должны быть етро-- 'У: ■ го ограниченны в своих юридических возможностях. Иначе и не может '": быть, так как закон предполагает использование принуждения для %'■: того, чтобы заставить налогоплательщика выполнить свою обязан- • -' -ность. Поскольку налог представляет собой нарушение свободы и •:. права собственности налогоплательщика; то проявление власти в:•, сфере налогов должно быть ограниченно. Важно помнить, что ведом-.* ■ ствениые инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства налогоплательщиков, их назначение — регламентировать наиболее совершенные и в меру разумной необходимости единообразные способы практической деятельности органов управления, связанной с пра­вильным и своевременным взиманием налогов.

Поэтому совершенствование налогового законодательства должно -идти не по пути развития подзаконного нормотворчества, а по пути. совершенствования самих законов о налогах, установления таких ме- -' ханизмов преодоления пробелов в законодательстве, которые позволя­ли бы, не прибегая к изданию инструкций, на основании самого закона определять правильный вариант действий.


 

 

9Л. Подзаконные нормативные правовые акты

Конечно, совсем обойтись при налогообложении без подзаконных нормативных актов невозможно. Это объясняется рядом причин.

Во-первых, некоторые вопросы налогообложения требуют достаточ­но оперативного решения, что не обеспечивается законодательной процедурой. Например, введение сезонных таможенных пошлин ак­туально в течение короткого периода.

Во-вторых, решение ряда проблем, имеющих технический характер, целесообразно поручить специализированным ведомствам, а не загро­мождать ими закон. Вряд ли правильно утверждать на законодательном уровне формы налоговых деклараций, расчетов и т.н. В-третьих, по­скольку налогообложению присуща и регулирующая функция, решение некоторых вопросов может быть отнесено к компетенции органа, ответ­ственного за проведение социальной и экономической политики в той или иной области. Например, перечень товаров первой необходимости, облагаемых НДС по льготным ставкам, определяло Правительство РФ. НК РФ не включает подзаконные нормативные акты в состав за­конодательства о налогах и сборах, отводит им исключительно подчи­ненную роль (схема Ш—6).

Схема III—6

Акты органов общей компетенции

Акты органов специальной компетенции

Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Принятые е развитие налогового законодательства.

.Принятые

на основе

делегированных

полномочий

Принятые на основе делегированных полномочий

Обязательные для

налогоплательщиков

и других участников

налоговых отношений

Принятые в развитие налогового законодательства

Внутриведомственные
______ акты


 


! Топорный БМ. Налоговое право б правовой системе России // Налоговый кодекс. Сегодня и завтра. М.: ФБК-ПРЕСС, 1997. С. 6. ч


Выделяют две категории подзаконных нормативных актов —' ис­точников налогового права: акты, принятые на основе законодатель-


240 Глава 9. Дополнительные источники налогового права


9.1. Подзаконные нормативные правовые акты 241


 


ного делегирования, и акты, издаваемые в развитие законов и имеющие целью обеспечить их выполнение. Обе категории подзаконных актов издаются на основании и в соответствии с законодательством, не могут противоречить ему, изменять его или дополнять.

НК РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации,'испол­нительные органы местного самоуправления и органы государствен­ных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопро­сам, связанным с налогообложением и сборами, которые не ■могут из­менять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4).

Делегирование представительными органами власти своих исклю­чительных законодательных полномочий органам исполнительной власти ограниченно. Часть первая НК РФ предусматривает два случая делегирования полномочий Федерального Собрания РФ Правительст­ву РФ.

., Пунктом 1 ст. 53 части первой НК РФ предусмотрено, что в случаях, указанных в Кодексе, ставки федеральных налогов могут устанавли­ваться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ. В соответствии со ст. 59 части первой НК РФ Правительству РФ поручено установить порядок списания безнадежной задолженности по федеральным налогам и сборам.

Правительство РФ полномочно принимать и другие нормативные акты, связанные с исчислением и уплатой налогов. Например, ст. 64 части первой НК РФ предусматривает возможность отсрочки или рас­срочки платежа налога налогоплательщикам, чья деятельность носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имею­щих сезонный характер, утверждается Правительством РФ.

Статья 131 части первой НК РФ уполномочивает Правительство РФ установить порядок и размеры выплат лицам, привлеченным к участию в деле о налоговом правонарушении (переводчики, эксперты

и др.)..

Нетрудно заметить, что в двух последних случаях речь идет не о делегировании законодательных полномочий, а о принятии Прави­тельством РФ актов по вопросам, урегулирование которых не отнесено к исключительной компетенции Федерального Собрания РФ.

Министерству финансов РФ НК РФ делегировано полномочие, направленное на восполнение пробелов в законодательстве, которые могут быть выявлены в будущем, связанное с определением понятия «источник дохода». Согласно п. 2 ст. 42 части первой НК РФ, если положения Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные на­логоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к до-


ходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов РФ.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает никаких специальных мер парламентского контроля в отношении актов, принятых на основе делегированных полномочий. Эти акты вступают в действие без како­го-либо одобрения Федеральным Собранием РФ.

Полномочия Президента РФ в сфере налогообложения недостаточ­но определены. В период с 1991 по 1997 гг. Президент РФ принял 33 указа по вопросам налогообложения1. Однако такая практика прекра­тилась принятием части первой НК РФ.

Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование определяет подзаконность нормотворческой деятельности Президента РФ. При отсутствии зако­нодательного регулирования по тому или иному вопросу Президент РФ может опережающе издать указ по этому вопросу2. Поскольку НК РФ четко определяет, какие вопросы налогообложения подлежат ис­ключительно законодательному урегулированию, то нормотворческие возможности Президента РФ в сфере налогообложения строго огра­ниченны. Президент РФ правомочен издавать указы порученческого и организационного характера. Ими могут определяться основные на­правления деятельности налоговых органов, даваться распоряжения о разработке законопроектов, проведении конкретных мероприятий в рамках, определенных законодательством, и т.п.

В соответствии с п. 3 ст. 31 части первой НК РФ Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения в пределах своих полномочий утверждают формы заявлений в налоговые органы о постановке на учет, расчетов по налогам и налоговых деклараций и устанавливают порядок их заполнения.

Соблюдение налогоплательщиками требований нормативных ак­тов, изданных по указанным вопросам, обязательно.

Порядок заполнения налоговых деклараций по федеральным, ре­гиональным и местным налогам определяется инструкциями, издава­емыми МНС России по согласованию с Минфином России. В ряде случаев полномочия по изданию таких инструкций могут передаваться нижестоящим органам МНС России. Б этих инструкциях должна со­держаться информация технического и методического характера, от­носящаяся именно к заполнению формы налоговой декларации (даны

1 См.: Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина М •
Аналитика-Пресс, 1997. С. 148.

2 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: БЕК, 1999. С. 281


ЩМ-:


242 Глава 9. Дополнительные источники налогового права


9.1. Подзаконные нормативные правовые акты



 


примеры исчисления налога, определены меры по контролю за про-,,' цессон исчисления и уплаты налога, разъяснена методика ввода закона;. в действие и т.п.). Важно помнить, что такие инструкции не могут ''. прямо или косвенно регулировать порядок исчисления и уплаты на-' -,■ логов, установленный законодательством.

Помимо указанных актов МНС России полномочно издавать при- ~ казы, инструкции, методические указания в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сбо-; pax. Однако эти документы являются исключительно внутри вед омет- [■ венными актами, обязательными только для налоговых инспекций. Ссылками на эти приказы и инструкции нельзя обосновать выводы о;. правах, обязанностях и ответственности налогоплательщиков, по-'.'-> скольку эти акты не относятся к законодательству (п. 2 ст.,4 части ;' первой НК РФ).

Органы налоговой полиции не обладают полномочиями по изда-.] нию обязательных для исполнения налогоплательщиками норматив-/;--; ных актов. Федеральная служба налоговой полиции РФ издает только.'.' внутриведомственные акты, обязательные для выполнения федераль-;, ными органами налоговой полиции, приказы, инструкции и указания, •> связанные с организацией оперативно-служебной деятельности (ст. 8 1 Закона РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах нало-"'--. говой полиции*).

Налоговый кодекс РФ в целях предотвращения принятия подза­
конных актов, противоречащих законодательству о налогах и сборах, ' •
устанавливает критерии несоответствия. -.

Согласно ст. 6 ча.сти первой НК РФ нормативный правовой акт о '•' налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт издан органом, не имеющим в соответствии с Кодексом права из­давать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов.

Например, если бы МНС России издало инструкцию о порядке заполнения налоговой декларации, не согласованную с Минфином России, то это было бы нарушением установленного п. 7 ст. 80 части первой НК РФ порядка издания таких инструкций. В отношении такой инструкции налогоплательщик может воспользоваться правом не вы­полнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1 ст. 21 части первой НК РФ).

Не может соответствовать НК РФ и нормативный акт, отменяющий или ограничивающий права налогоплательщиков, плательщиков сбо­ров, иных обязанных лиц, либо полномочия налоговых органов, уста­новленные Кодексом.


;. Например, акт губернатора области о запрете налоговым органам проверять определенное предприятие ограничивает полномочия нало­говых органов, определенные ст. 31 части первой НК РФ, и, следова­тельно, является незаконным.

Статьей 6 части первой НК РФ определено также, что подзакон­ный нормативный акт не может изменять определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых за­конодательством о налогах и сборах, содержание понятий и терми­нов, определенных в Кодексе, и др. В обобщенном виде признаки несоответствия подзаконного нормативного акта закону указаны на схеме Ш—7.

Схема 111—7

ПРИЗНАКИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ПОДЗАКОННОГО НОРМАТИВНОГО АКТА ЗАКОНУ

Процессуальные нарушения

Нарушения материальных норм эаконодател нт-ия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.