Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рост образованности и культуры




Коммунистическое воспитание трудящихся

Сложный процесс постепенного перехода от социализма к коммунизму включает в себя и глубокие перемены в быте и духовной надстройке общества — в сознании и нравах людей. Коммунистическая партия учитывает это в своей деятельности по коммунистическому воспитанию трудящихся, стремясь всемерно ускорить все эти закономерные изменения.

Коммунистическое воспитание складывается из таких важнейших элементов, как подъем уровня образованности и профессиональных знаний членов общества, а также повышение их общей культуры, рост коммунистической идейности трудящихся, превращение в привычку труда на благо общества, соблюдения норм и правил коммунистической морали и нравственности.

Образование — основа общекультурного и политического роста человека, поэтому социалистическое общество в период перехода к коммунизму продолжает уделять этому делу неослабное внимание. Более того, требования к уровню образования повышаются. Это связано прежде всего с той технической революцией, которая происходит в современную эпоху.

«В наш век атомных электростанций, завоевания космоса, в век автоматики, — говорил Н. С. Хрущёв на XIII съезде ВЛКСМ, — мы должны проявить максимум партийной и государственной заботы о том, чтобы все рабочие и работницы, колхозники и колхозницы имели среднее образование» 8.

Поэтому увеличение числа школ, создание условий для того, чтобы все подрастающее поколение получило хорошее

 

 

образование, представляет предмет постоянной заботы социалистического государства. В Советском Союзе общее количество учащихся в восьмилетних и средних школах с 1958 по 1965 г. увеличится с 31,3 млн. до 45 млн. человек.

В то же время быстро растет число людей с высшим образованием. В связи с теми изменениями, которые претерпевают промышленность и сельское хозяйство, на первый план в производстве будут постепенно выдвигаться инженер, техник, агроном. Вот почему Советский Союз, который уже занимает первое место в мире по масштабам подготовки специалистов, планирует дальнейшее расширение высшего образования. За семилетие 1952 — 1958 гг. в СССР получили высшее образование 1,7 млн. человек, а за семилетие 1959 — 1965 гг. число их возрастет до 2,3 млн. Общее же количество лиц с высшим образованием составит в 1965 г. более 4,5 млн., т. е. в полтора раза больше, чем в 1958 г.

Дело, следовательно, идет к тому, что в будущем, на подступах к коммунизму, основная масса граждан социалистического общества получит среднее и высшее образование. Это будет по существу новая культурная революция, которая сделает общество еще более образованным и культурным.

Большую принципиальную и практическую важность приобретает вопрос о характере обучения, о том, какой должна быть школа, средняя и высшая. В связи с быстрым прогрессом науки и техники стоит задача сделать образованными всех трудящихся. Но эту задачу нельзя решать, отвлекаясь от потребностей развития материального производства. Значит, члены общества уже в ходе ученья должны начать приобщаться к производительному труду. Интересы общества требуют сократить сроки «вступления в жизнь» молодых людей, возможно раньше включать их в трудовую деятельность. Это ускорит их умственное созревание, благотворно подействует на их духовное становление как полезных членов социалистического общества.

Классики марксизма-ленинизма в общей форме определили тот характер, который должно носить обучение подрастающего поколения при социализме. Они выдвинули идею политехнического образования, которое предусматривает освоение научных основ современного производства и выработку навыков обращения с наиболее употребительными орудиями труда. «...Нельзя себе представить идеала будущего общества, — писал В. И. Ленин, — без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания» 9.

 

 

Однако конкретный ответ на вопрос о том, в какой форме должно происходить соединение обучения с производительным трудом, могла дать только практика. Критический пересмотр накопленного опыта организации народного образования в СССР позволил найти эту форму. Она положена в основу проведенной в 1958 — 1959 гг. по инициативе ЦК КПСС коренной перестройки всей системы народного образования. Перестройка советской школы имеет, несомненно, всеобщее значение, и не случайно, что опыт ее осуществления учитывается всеми социалистическими странами.

Суть реформы — широкое осуществление принципов политехнического образования, тесная связь обучения с производством. Повышен прежде всего уровень обязательного обучения: введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование вместо семилетнего, существовавшего ранее. Это — первый этап среднего образования. Второй его этап характеризуется теперь сочетанием общеобразовательной подготовки с профессиональной, соединением обучения с производительным трудом, с получением производственной квалификации. Закончившие 8 классов общеобразовательной школы могут продолжать образование либо в трехлетних средних вечерних и сменных школах рабочей или сельской молодежи, либо в средних школах с производственным обучением. Базой производственного обучения служат учебно-производственные мастерские при школах, предприятиях, совхозах, РТС, МТС и колхозах, где учащиеся работают одну треть учебного времени.

Особое внимание уделено развитию такой новой формы коммунистического воспитания и политехнического обучения, как школы-интернаты. В семилетие 1959 — 1965 гг. в них будут жить и обучаться 2,5 млн. детей. В будущем имеется в виду возможно более полно охватить детей этим типом школ.

В основу подготовки специалистов с высшим образованием также положен принцип тесного сочетания обучения с производством. Особенное внимание уделяется постановке обучения без отрыва от производства. Молодежи, занятой в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, предоставлено право преимущественного поступления в высшие учебные заведения.

Так решается очень важная для социалистического общества проблема — сочетать участие основной массы граждан в материальном производстве, диктуемое потребностями развития народного хозяйства, с повышением уровня общего образования трудящихся. Найден разумный путь, позволяющий гармонически сочетать общественные и индивидуальные интересы. Естественно, что наиболее благоприятные условия созданы для тех, кто занят непосредственно на производстве.

Из того факта, что социалистическое общество уделяет

столько внимания повышению образования и производственной квалификации, не следует, что оно имеет в виду готовить только узких специалистов. Его цель гораздо шире — всестороннее развитие человека. И не случайно все большее число людей овладевает великими дарами культуры, приучается ценить и понимать литературу, музыку, живопись, театр.

По мере движения к коммунизму каждый человек получает все большие возможности постоянно расширять свой кругозор, развивать свои дарования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.