КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о социологии как науке, основы социальных знаний об обществе и его подсистемах; на этой основе использовать полученные знания в деятельности специалистов различных профилей. Задачи дисциплины – научить студентов: - понимать закономерности общественной жизни, социальные отношения и процессы, методы социологических исследований; - понимать значение и роль социальных систем и субъектов в жизни общества; - пользоваться социологической литературой и материалами социологических исследований. Знания, приобретенные при изучении дисциплины, базируются на полученных философских знаниях и формируют первоначальный комплекс представлений об обществе будущего специалиста.
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен: · знать: - общие социальные закономерности и специфические особенности социальных явлений и процессов; - основы социологических подходов к изучению общества, его подсистем и социальных общностей; - понятия: общество, социальные общности и социальные группы, культура, личность, социальные роли и статус личности, социальные связи и социальные действия, социальная структура и стратификация, социальные институты и социальные организации, социальные изменения и движения, социальные конфликты и др.; - основные методики сбора социологической информации, возможности их применения в деятельности специалиста. · уметь: - дифференцированно подходить к пониманию общества, социальных институтов, организаций, социальных общностей, социальных явлений и процессов;
- применять социологический подход при анализе социальных проблем общества, страны, региона, отрасли, организации, трудового коллектива (в различных сферах – экономики, сервиса, туризма, управления и др.); · получить навыки: - анализа социального аспекта общественных явлений и процессов; - в учете конкретно-исторических особенностей общественных систем.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Тема 1. Социология как наука об обществе. История становления и развития социологии. Объект, предмет, структура и функции социологии. Социологические категории и законы. Место социологии в структуре современного научного знания. Роль социологии в социально - гуманитарной подготовке специалиста.
Предыстория и социально – философские предпосылки развития социологии как науки (в античной философии, средневековье, эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения). Возникновение социологии, социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории и законы, их связь с экономическими законами. Русская социологическая мысль. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Объект и предмет социологии. 2. Социально – философские и социальные предпосылки социологии. Возникновение социологии (О. Конт, Г. Спенсер). 3. Классические социологические теории. (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). 4. Социология П. Сорокина. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. 2. Елсуков, А. Н. История социологии: учеб. пособие / А. Н. Елсуков, Г. Н. Соколова; под общ. ред. А. Н. Елсукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1997. 3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 2. Общество и социальные институты Общество как продукт взаимодействия людей, историческая система социальных связей и отношений между группами людей. Многосферность общества. Классификация обществ. Понятие «социальный институт». Основные признаки и функции социальных институтов. Типы социальных институтов. Мировая система и процессы глобализации. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Общество как социальная система. 2. Структура общества. Основные сферы общественной жизни. Типы обществ. 3. Социальные институты, их признаки и функции. 4. Социальные институты в современной России. Основные социальные институты (по специальности студенческой группы). Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.
3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 3. Социальные группы, общности, слои. Понятие «социальная общность». Виды социальных общностей. Массовые и групповые общности. Понятие «социальная группа». Основные виды социальных групп. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие социальной общности. Основные виды социальных общностей. 2. Признаки массовых общностей. 3. Понятие социальной группы. Основные виды социальных групп. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002. 3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: ЮРАЙТ, 2005.
Тема 4. Социальные организации и социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Общие характеристики социальной организации. Строение и типология организаций. Социальные движения как способ преобразования общества. Типы социальных движений (утопические, революционные, движения реформ, движения сопротивления и др.). Социальное неравенство. Основные виды социального неравенства. Социальная структура общества как выражение социального неравенства. Проблемы социального равенства и социальной справедливости. Социальная структура современного Российского общества. Понятие социальной стратификации. Стратификационные системы. Социальная мобильность, ее виды. Понятие социального статуса. Проблема социальной стабильности и социальной мобильности в обществе. Семинарское занятие 1: Вопросы для обсуждения: 1. Структура и типология социальных организаций. 2. Социальные организации в сфере труда, экономики, сервиса и управления. 3. Социальные противоречия, конфликты и социальные движения. Типы социальных движений в Европе и России. 4. Социальные организации и движения в системе социальных взаимодействий.
Литература: 1. Волков, Ю. Г.Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002 3. Социология: учеб. пособие / под. ред. П. С. Емина, Д. З. Мутагирова, Н. Г. Скворцова. – СПб.: Питер, 2004. 4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005. Семинарское занятие 2: Вопросы для обсуждения: 1. Социальное неравенство, виды неравенства. 2. Социальная структура и стратификация общества как выражение социального неравенства. 3. Стратификационные системы в современном российском обществе. 4. Социальная мобильность, ее виды. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. 2. Социальная стратификация российского общества / отв. ред. З. Т. Голенкова. – М.: Летний сад, 2003. 3. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002. 4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как социальный институт. Понятие социального взаимодействия, классификация взаимодействия. Социальные конфликты и их типы. Социальные отношения как форма социальных взаимодействий. Общественное мнение – социальный институт гражданского общества. Плюрализм общественного мнения. Проблема манипуляции общественным мнением. Роль социологических исследований в изучении общественного мнения. Место общественного мнения в системе социального взаимодействия в современном Российском обществе.
Тема 6. Культура как фактор социальных изменений. Культура как способ существования социального, конкретно-исторический характер культуры. Материальная и духовная культура. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, символы и язык. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Социальные аспекты развития рынка. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Культура как система ценностей, смыслов, символов, образцов действий индивидов. 2. Понятие субкультуры и контркультуры. Молодежная и профессиональная субкультура. 3. Взаимовлияние культуры, социальных и экономических отношений. 4. Роль общественного мнения в системе культуры демократического общества. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. 2. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие / В. Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. 3. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002 4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 7. Личность как социальный тип. Понятие личности в социологии. Личность как объект и субъект социального взаимодействия. Социальный статуси социальные роли личности. Социализация личности. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Сознание и поведение личности и групп. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Личность как объект и субъект социального взаимодействия. Социальный статус и социальные роли. Личность в малой группе. Личность специалиста. 2. Социализация и ее значение для формирования личности. Этапы и основные социальные институты социализации. 3. Социальные нормы и социальный контроль. Девиантное поведение, формы и социальные факторы девиации. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002. 3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 8. Социальные изменения. Социальные изменения, их особенности. Факторы и формы социальных изменений: эволюция, революция, конфликты и реформы. Социологические концепции социального прогресса. Процессы глобализации и формирования мировой системы. Место России в мировом сообществе. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Социальные изменения, их формы: развитие, эволюция, революция, реформы. 2. Факторы, обуславливающие социальное развитие (природные, экономические, техногенные, социальные, культурные). Социальный прогресс и его критерии. 3. Процесс глобализации, его основные направления и характеристики. Влияние глобализации на место России в мировом сообществе. Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002. 3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.
Тема 9. Методы социологического исследования. Социологическое исследование, его этапы. Программа социологического исследования, ее элементы. Основные методы сбора, обработки и анализа социологической информации. Наблюдение, анализ документов и опросы. Роль выборки в обеспечении надежности социологической информации. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Социологическое исследование, этапы его проведения. Программное обеспечение исследований. 2. Основные методы сбора социологической информации. Анализ документов, наблюдения, опросы и их характеристики. 3. Разбор конкретных социологических методик (анкет, протоколов наблюдения, выборки). Литература: 1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. 2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002. 3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005. 4. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – 7-е изд. – М.: ИКЦ Академкнига, 2003.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; - проработку учебного материала по конспектам лекций, учебной и научной литературе; - подготовку докладов, сообщений по заданию руководителя семинарских занятий; - подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочного обучения)
1. Общество и его структура. 2. Социальные институты. 3. Социальные общности. 4. Социальная структура общества. 5. Социальная стратификация. 6. Социальное неравенство. 7. Малые группы. 8. Общественное мнение. 9. Социальные организации в современном обществе. 10. Социальные движения (по материалам СМИ). 11. Конфликт как форма социального взаимодействия. 12. Отражение в массовой печати девиантного поведения. 13. Социальное неравенство и его отражение в телевизионных передачах. 14. Наблюдения массовых общностей. 15. Социальные реформы в обществе. 16. Проявление глобальных социальных изменений. 17. Социальные движения. 18. Социальные взаимодействия. 19. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности. 20. Мобильный телефон как показатель социального статуса. 21. Социальные проблемы молодежи в трансформирующемся российском обществе. 22. Игровая деятельность как элемент массовой культуры. 23. Имидж общественного деятеля глазами студента. 24. Отношение к телевизионной рекламе. 25. Заработная плата как форма социального контроля в обществе. 26. Влияние телевидения на процесс социализации молодежи. 27. Факторы социальных изменений. 28. Наркомания как вид девиантного поведения.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на семинарских занятиях; - защита контрольной работы; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Волков, Ю. Г. Социология: лекции и задачи / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. 2. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 3. Козлова, О. Н. Социология: учеб. пособие / О. Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2004. 4. Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2005. 5. Фролов, С. Социология: учебник / С. Фролов. – М.: Гардарики, 2003. Дополнительная: 1. Громов, И. А. Западная социология: учеб. пособие / И. А. Громов. – СПб.: ДНК, 2003. 2. Костин, Р.А. Социология: учеб. пособие / Р. А. Костин, С. А. Давыдов. – СПб.: СПбГУСЭ, 2005. 3. Социология: учебник / под ред. П. М. Павленок. – М.: ИКЦ Маркетинг, 2002. 4. Социология: хрестоматия / сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М.: Гардарики, 2003. 5. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005. 6. Чулочников, В. С. Социология: метод. указ. по выполнению контрольной работы / В. С. Чулочников, В. Н. Ченцова. – СПб.: СПбГУСЭ, 2005. Периодические издания: 1. Социологические исследования: журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.
Составители: д.с.н., проф. Р.А. Костин, к.ф.н., доц. В.С. Чулочников кафедры «Социология», к.и.н., доц. А.Я. Нагорнова кафедры Выборгского филиала. Рецензент: д.с.н., проф. кафедры «Социология» В.Х. Тхакахов.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |