Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Illlllllllllllll 1 страница




V.

Ч

III

I

Л

Ft-,.

Г

I

Ч

и несуществующих его достоинств формируют истерические черты характера. Те же последствия вызывает и безразличное отношение, своего рода отвержение. Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нравственных требований, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, в том числе и физическими, ведут, с одной стороны, к формированию у ребенка жестокости, а с другой — могут подтолкнуть его к покушению на самоубийство. Отсутствие эмоционального контакта, теплого отношения к ребенку в сочетании с отсутствием должного контроля и незнанием детских интересов и проблем приводит к бегству из дома, к бродяжничеству, во время которого часто совершаются серьезные проступки.

Исследования психологов по проблемам семьи свидетельствует о том, что искаженные родительские установки в подавляющем большинстве случаев не являются конечной причиной аномалий семейного воспитания и нарушений родительско-детских отношений. Родительские установки довольно часто оказываются связанными с супружескими отношениями, с отношениями к собственным родителям, с личными особенностями взрослых членов семьи и детей.

Как уже отмечалось, дети могут становиться ареной соперничества взрослых, средством влияния или давления, способом наказания или мести. На детей могут распространяться негативные эмоции, испытываемые к другим членам семьи — к супругу, его родителям. К тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций, у них может отсутствовать родительская мотивация, чувство ответственности за воспитание ребенка может быть не развито или, напротив, гипертрофировано; они могут испытывать дефицит уважения к себе и вследствие этого не чувствовать себя вправе контролировать ребенка и направлять его развитие. Естественно, проблемы семейного воспитания могут быть обусловлены и целым рядом других причин, однако это не исключает, а лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье и как важно представлять те трудности, с которыми может столкнуться каждый родитель, чтобы по возможности избежать подстерегающих его в этом деле ошибок.

Трудности семейного воспитания

Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье — предупреждение педагогических ошибок родителей. А это в свою очередь предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Причины ошибок в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

■I неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;

■ недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия;

I недооценка роли личного примера родителей и единства

збований, предъявляемых к ребенку.

Самой распространенной ситуацией во многих нынешних

элагополучных семьях является неумение, а иногда и неже-гние родителей строить свои взаимоотношения с детьми ■ основе разумной любви. Щ Рассматривая ребенка как личную и частную собственность, такие родители могут либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую прихоть, либо посто-jfljHHO наказывать, испытывая на нем самые жестокие средства щ)здействия, либо всяческими способами уклоняться от восстания, предоставляя ребенку полную свободу. При этом они щогут искренне верить в то, что делают это исключительно для щро же блага, помогают ему в жизненном становлении. Осознание ошибок может прийти очень поздно, когда исправить $|го-либо в деформированной личности ребенка бывает невозможно.

jj Наиболее часто встречающийся тип неправильного семейного воспитания — гиперопека («потворствующая гипер-Щротекция», или воспитание по типу кумир семьи). Гиперопека ||ыражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, всегда защищать его (даже если в этом Яет необходимости), следить за каждым его шагом, охранять щг предполагаемых опасностей, беспокоиться о нем по любому Доводу и без повода, удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, обязывать поступать Определенным образом.

.;. Ограждая от любых трудностей и скучных, неприятных дел, потворствуя прихотям и капризам, родители по сути не

„,,,_ Раздел 3 ---11|^ шшш^шш^штш^^штттштшш^ш^шшштшт

воспитывают детей, а прислуживают им. Все это может сопровождаться преувеличением способностей и талантов детей, и они растут в атмосфере безудержного восхваления и восхищения. Так прививается желание быть всегда на виду, ни в чем не знать отказа, воспитывается их уверенность в своем блестящем будущем. Когда этого не случается, кризис неизбежен. Одни пытаются взять все желаемое силой, любыми незаконными средствами. Другие сникают и считают себя несчастными, обманутыми, ущемленными. В результате длительной гипер-S опеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энер-;; гии в трудных ситуациях, ждет помощи от взрослых, и преж-" де всего от родителей. У ребенка развивается так называемая выученная беспомощность — условнорефлекторная реакция воспринимать любые препятствия как непреодолимые. Возможен и печальный исход: мелочный контроль, стремление родителей взять все заботы и принятие ответственных решений на себя могут со временем озлобить детей- Возмужав, они поднимают бунт против притеснения, а если не добиваются послабления, то могут покинуть родной дом.

Гиперопека — неестественный, завышенный уровень заботы. Она нужна прежде всего не детям, а самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко заостренную потребность в привязанности и любви. Важную роль в данном случае играют факторы, связанные с детством самих родителей, и в первую очередь матерей (согласно исследованиям психологов и врачей матери больше склонны опекать детей), многие из которых выросли лишенными тепла и любви. Они бывают полны решимости дать своим детям то, что недополучили сами, но когда «перегибают палку», возникает чересчур заботливое отношение к ребенку.

Стремление матери привязать к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги по поводу состояния его здоровья, особенно если его появление на свет сопровождалось какими-либо осложнениями или в младенчестве он страдал хроническими, а иногда и опасными для жизни заболеваниями. Гиперопека в период болезни является. разумной мерой, трудности же возникают в результате того, | что она продолжается и после выздоровления.

Нередко в основе гиперопеки лежит нравственное за-\ блуждение: в сознании родителей ребенок превращается

Трудности семейного воспитания

в сокровище — мерило родительского престижа, хрупкую и бесценную вещь, которую надо хранить от всех заведомо вредных воздействий внешнего мира.

Важным фактором, способствующим возникновению гиперопеки, являются семейные отношения. Отцы гиперопека-емых детей обычно бывают покорными людьми и почти не принимают участия в жизни семьи. Неудовлетворенная своими отношениями с мужем мать может искать какую-то компенсацию того, что не дает ей брак, в подчеркнуто близкой связи с ребенком, выливая на него всю свою энергию. Доминирующая в семье мать непроизвольно стремится к созданию у детей зависимости от нее. Здесь срабатывает психологический механизм не столько привязывания, сколько обязывания детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом.

За гиперопекой часто скрывается сильная враждебность по отношению к ребенку. Поскольку чувство это неприемлемо и связано с переживанием вины, оно вытесняется в подсознание. Некоторые неудовлетворенные и разочарованные родители боятся, что их враждебность или неприятие ребенка может привести к тому, что с ним случится что-то ужасное. Когда мать неосознанно борется против чувства антагонизма по отношению к собственному ребенку, она может реагировать на это гиперопекой, как бы доказывая себе, как сильно она на самом деле его любит. Это особенно вероятно, когда чувства любви и ненависти сосуществуют. В таких случаях родители не могут признать в себе возможность существования ненависти к тому, кого они любят. Подобного рода неоднозначность является очень распространенной формой переживаний и сама ВО себе совершенно нормальна. Именно реакция на эти чувст- Ш ведет к нарушеннию адаптации, что и проявляется в форме йкперопеки.

& Иногда гиперопека родителей мотивирована тревогой из-Ща собственного одиночества и навязчивой потребностью ^психологической защите скорее себя, чем ребенка. щ Гиперопека может возникать в результате каких-то пси-Щических нарушений у матери. Такие нарушения приводят Щ аномальной потребности матери в зависимом положении ре-венка. Описан пример подобного рода гиперопекающего поведения матери. Она спала в одной постели с сыном, держа его

__ Раздел 3 ^^«^^„_^_.^^

за руку, и мысль о том, что он когда-нибудь вырастет, была для нее невыносимой. Такое поведение развилось в результате нарушений ее мышления и других психических функций.

Каждый ребенок рано или поздно должен вступить в самостоятельную жизнь, и если его до этого чрезмерно опекали, он окажется не подготовленным к этой жизни, ему будет трудно справиться с множеством сложных жизненных явлений.

К негативному результату в развитии личности ребенка приведет и другая педагогическая позиция родителей, противоположная гиперопеке, — строгая до жестокости власть над детьми. Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Порой не только наказывают, а испытывают на нем самые жестокие средства воздействия: ставят в угол на колени, грозят милицией, бьют. Жестокое обращение с детьми является довольно распространенным, особенно в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям становится нормой. Как определить само понятие «жестокость»? Ни в отечественной, ни в зарубежной психологии до сих пор нет единого мнения относительно механизмов жестокого поведения и насилия. Эти понятия до сих пор являются скорее житейскими, т. е. интуитивно ясными, нежели научными. В современной психологической литературе жестокость считается одним из видов агрессивного поведения и понимается как агрессивное поведение, наносящее большой ущерб жертве без переживания жалости или сочувствия со стороны субъекта этого поведения. Жестокость рассматривается также как черта характера, бесчеловечность, отсутствие гуманности. Агрессия присуща и животным, и человеку, но жестокость — только человеку. Жестокостьэто также насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками объекта, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Различают несколько наиболее ярко выраженных форм жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, физических

Трудности семейного воспитания ^

повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные, требующие медицинского вмешательства нарушения физического или психического здоровья, ведущие к отставанию в развитии.

К физическому насилию относятся и телесные наказания.

j;e всего от них страдают дети из неблагополучных семей, осо-1но в семьях с открытой формой неблагополучия. Остановимся ^некоторых психологических моментах этого средства дисцип-

шрования ребенка.

К наказаниям родители чаще всего прибегают в тех слу-|ях, когда хотят добиться от детей беспрекословного послу-шия и следования предъявляемым требованиям, полагая,

i это самое действенное средство воспитания и контроля за |сциплиной. И попадают в ловушку собственных заблуж-|ний.

Телесное наказание приводит ребенка к деградации. Он может почувствовать, что порка — это наказание, достаточное само по себе. Если его наказывают часто и сурово, у ребенка не вырабатывается необходимое чувство вины, что препятствует развитию у него полноценного осознания себя как личности.

Многие считают культивирование чувства вины нежелательным и забывают, что у него есть и важный положительный аспект. Когда чувство вины слишком угнетает человека, это вредно, но в разумной степени оно является жизненно важным в формировании и поддержании в норме здорового сознания. Нормальное, здоровое самосознание, позволяющее ребенку разумно ограничивать свое поведение, гораздо эффективнее палочной дисциплины, вызывающей страх, гнев и возмущение.

Одним из негативных последствий телесных наказаний является отождествление себя с агрессором. Это также психологический механизм, позволяющий избежать чувства вины. Ребенок становится на сторону карающего родителя, и у него появляется ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно. Потом, когда ребенок вырастет и у него появятся собственные дети, не исключено, что он будет обращаться с ними так же, как обращались с ним в детстве. Использование телесных наказаний (или угроза их применения) в качестве основного средства воспитания детей переходит из поколения в поколение.

ятшшт Раздел 3 ш^ятшшаа^шяятя^шя^ят^тт.^^шят^^шт.^ш^ш^^т

Родителям не следует забывать, что физическое наказание действенно только в формировании отношения к наказывающему: ребенок начинает бояться именно его, старается вести себя хорошо только в присутствии этого человека, не соблюдая правил поведения по отношению к другим людям.

Сексуальное насилие (развращение) — вовлечение ребенка в сексуальные действия с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого, и не может предвидеть негативные для себя последствия сексуальных действий.

Многие дети и даже подростки, становясь объектом сексуального домогательства кого-либо из родственников, не считают это насилием. Психологи объясняют подобное детское заблуждение тем, что в условиях семейного неблагополучия ребенок чувствует себя никому ненужным и нелюбимым. Проявление сексуального интереса к нему со стороны более старших членов семьи расценивается им как благосклонность, он чувствует свою значимость, потому что взрослый делит с ним секрет, нуждается в нем. Его растлевают — он же думает, что его любят.

Наиболее часто встречаются проявления психического (эмоционального) насилия, которое характерно для семей как с явной (открытой), так и скрытой формой неблагополучия. Этот вид внутрисемейного насилия отличается длительным, постоянным или периодическим, психологическим воздействием, приводящим к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающим развитие его личности. К этой форме насилия относятся открытое неприятие и критика, оскорбление и унижение достоинства, угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме, без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к нему требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, обман доверия ребенка. Однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

Трудности семейного воспитания

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — нередкое явление в неблагополучных семьях. При этом со стороны родителей отсутствует элементарная забота о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья и развития.

Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия по отношению к детям) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его как личности.

В основе жестокости родителей могут лежать самые разные причины социального и психологического порядка, но чаще всего жестокие родители являются жертвами собственных представлений.

Плохое отношение к детям в семье происходит на определенном фоне. Исследователи в области позитивной семейной психотерапии считают, что обычно жестоко обращаются с детьми родители, которым не под силу воспитание своих детей. Если проследить цепь событий, ведущую к жестокому обращению, можно обнаружить такие типичные эпизоды: ребенок делает что-то, что родители считают проступком, он может пла-

§.ть в то время, когда отец смотрит телевизионную передачу, бенок учиняет беспорядок в своей комнате, тогда как мать рдится идеальным порядком в доме, малыш всего лишь Ш:пачкал брюки, в то время как мать приравнивает это к непо-<30(ушанию и нечистоплотности, или он играет на улице с друзь-&|ш и приходит домой позже назначенного срока. ? Во всех этих ситуациях ребенок совершает «преступления» только против системы ценностей его родителей. Стороннему наблюдателю то или иное нарушение может показаться мелким, но в представлении родителей оно представляет большую опасность, и они считают необходимым реагировать с применением физической силы. Родители пытаются защитить свои ценности (уважение, послушание, порядок, учтивость и т. д.) от предполагаемого посягательства со стороны ребенка. Они хотят внушить ему эти ценности, но в своих гиперреакциях заходят дальше поставленной цели. Результатом становится жестокое обращение с ребенком. Драматизм ситуации в том, что родители имели лучшие намерения, но оказались в плену бвоих ригидных представлений. Между тем достаточно было

^^ ят Раздел 3 тя _^_^_—-^—^—i^—■■»«■———

бы освободить их от мысли, что их ценности находятся под угрозой, и тогда они не прореагировали бы на свои тревоги битьем. Бить детей — значит проявлять свою беспомощность, которую родители не хотят признавать.

Проблема насилия в семье в последнее время попала в центр внимания многих международных организаций, которые обращаются к специалистам: психологам, социологам, работникам правоохранительных органов — с призывом остановить семейное насилие, которое подрывает основы не только семьи, но и общества в целом. За закрытыми дверями квартир каждый день ломаются судьбы, унижается человеческое достоинство, калечатся души.

С момента возникновения цивилизации дети считались собственностью родителей, чем в некоторой степени и объясняется жестокое отношение к ним. Детоубийство для многих поколений было общепринятой практикой. От нежеланных детей и младенцев с врожденными пороками отказывались в Вавилоне, Древней Греции и Древнем Риме, в Англии законы оправдывали детоубийство, если оно совершалось в первые дни после рождения ребенка.

Во второй половине XX в. во многих странах стали приниматься законы, обязывающие сообщать о фактах жестокого обращения с детьми, чем было подтверждено, что жестокость по отношению к ребенку — это серьезная социальная проблема.

Как свидетельствуют исследования зарубежных ученых, случаев жестокого обращения с детьми в крупных городах гораздо больше, чем в небольших городках, пригородах или в сельской местности. Среди родителей, занятых физическим трудом, уровень применения насильственных действий по отношению к детям на 45% выше, чем среди служащих. Люди, имеющие более высокий уровень образования, более агрессивны по отношению к детям, при этом формы их насилия своеобразны.

Жестоко относящиеся к своим детям люди настолько эмоционально неустойчивы, что не в состоянии удовлетворить их потребности. Во многих случаях родитель, плохо относящийся к ребенку или не заботящийся о нем, оказывается не столько жестоким и отчаявшимся, сколько введенным в заблуждение, беспомощным в вопросах воспитания или страдающим от какой-либо патологии. Тем не менее существует ряд типичных

Трудности семейного воспитания ^^_

психологических причин родительской жестокости, на которых остановимся более подробно.

В семьях, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок-мишень, на которого другие члены семьи проецируют все свои проблемы. Его считают особенным, отличающимся от других: либо слишком активным, либо чересчур пассивным, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок эжет напоминать о ненавистном родственнике, являться эбимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, ко-[ раздражает, считаться злым, иметь физические или ум-венные недостатки или появиться на свет вопреки желанию.

 

!семьях, где принято

жестокое отношение

к детям, часто есть

ребенок-мишень, на

которого другие члены

семьи проецируют все

свои проблемы

I I I I I I I ■ Г

Часто вспышки жестокого поведения бывают вызваны кри-|ческой ситуацией в семье или стечением трудных семейных |стоятельств. К ним можно отнести потерю работы, разлуку иобимым человеком, смерть кого-либо из близких, нежела-|льную беременность, эмоциональную подавленность или да-; любое незначительное событие, принципиально важное для ррослого, который отчаянно нуждается в утешении. Многие родители эмоционально не готовы к ответственно-, которую налагают на них материнство и отцовство, поэтому либо принимают слишком близко к сердцу трудности, связанные с выполнением родительских обязанностей, либо попросту их игнорируют. В детском возрасте у таких родителей не были сформированы навыки межличностного общения. Дефицит эмоционального воспитания, который они испытывали в столь значимые для их личностного развития годы, ограничил

-1283

Раздел 3

их способность относиться к себе с уважением и взаимодейс вовать с другими.

Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку я^ ляется недостаток элементарных знаний о детском развитш Необходимо знать, что в раннем и дошкольном возрасте дет не могут сразу выполнить любое требование. Это происходи не от непослушания, а из-за вялости реакций, замедленност| осознания необходимости новых действий, инертности време! ных нервных связей. А родители ждут сиюминутного подчин^ ния, беспрекословного выполнения требования, оказывая ребенка непосильное для него давление. Основные психич^ ские напряжения и «трудное» поведение появляются у ребеш чаще всего в так называемые критические (кризисные) пери<| ды его развития, когда возникают и начинают активно щ ляться новообразования в физической и духовной структур формирующейся личности. Чем раньше родители разберутс в этой обстановке, тем будет меньше вероятность возникнои^ ния напряжений и деформаций в психическом и нравственно! развитии ребенка, необходимости в силовых методах воет тания.

Модель домашнего насилия, как правило, передается от о^ ного поколения к другому. Строгие наказания обычно не с* таются насилием по отношению к детям, а рассматриваю^ в качестве семейной традиции. Как полагают психологи, 90% родителей, проявляющих жестокость по отношению к; тям, хотя и заботятся о них, тем не менее имеют ограниче^ ный круг навыков семейного воспитания, поскольку следу» той модели, которую они получили в наследство.

Весьма типична для семей, в которых царит семейное Hacd лие, изоляция от внешнего мира. Многие из них живут замя нуто. Присущее им недоверие ведет к отказу от попыток сося дей наладить с ними сотрудничество.

В современном обществе во многих семьях физическое ни силие приобретает систематический и хронический характер Каждый год по крайней мере один ребенок из 100 страдает <ч побоев родителей, не менее 40% детей хотя бы раз испыта.пн побои, 3 из 100 детей пострадали от применения родителями огнестрельного и холодного оружия.

Нельзя не упомянуть и о подростковой беременности Причины, побуждающие многих подростков иметь ребенкл

Трудности семейного воспитания

чно бывают связаны с отсутствием эмоциональной при-анности в семье, где наблюдается трагическая ситуация зрыва поколений, которые психологи называют «семьями с напряжением». Атмосфера в них неблагоприятна, часто накалена, там царит нездоровый психологический климат, там ice вместе и каждый в отдельности чувствуют себя неуютно, если не хватает дома, дети бегут искать любовь на стороне.!одростки либо ищут в беременности предлог, чтобы уйти из ма, либо надеются, что ребенок удовлетворит их потребно-в любви и эмоциональной поддержке.

Не менее пагубным для формирования личности ребенка яется эмоционально безразличное отношение к нему роди-»лей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу, которой он еще не умеет пользоваться. Такая неправильная

I и щительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания к ребенку, получила название гипоопеки или гипопротекции.

В результате гипопротекции ребенок переживает дефицит лащиты (протекции) перед незнакомым и пугающим внешним миром, одиночество и беспомощность в преодолении трудностей, даже тех, с которыми он, при поддержке со стороны родителей, легко бы справился.

Крайней формой проявления гипоопеки является отсутст-ние всякого ухода за детьми (чаще всего встречается в алкоголь-

I1 их семьях). Особого внимания заслуживают семьи, в которых доти материально обеспечены, но их эмоциональные потребности и душевные переживания игнорируются: ребенка никогда не ласкают, не ведут с ним задушевных бесед, не интересуются ни его огорчениями, ни обидами, ни успехами. Это свидетельствует об эмоциональном отвержении ребенка, о том, что родители не только не любят его, но и тяготятся им. Ребенок не получает одобрения, зато замечаются все его недочеты и на него сыплется град замечаний и упреков, иногда родители прибегают к физическому насилию. Когда детям постоянно напоминают, что они плохие, неумелые, несообразительные, ленивые, противопоставляют их другим, они могут вырасти робкими, забитыми, неуверенными в себе, с пониженной са-

юоценкой, это помешает им впоследствии раскрыть свои спо-бности.

При недостатке родительского тепла и внимания могут страдать интеллектуальные возможности детей, может

^—— Раздел 3 ^^ят^^^шяш^^^ш^^^^ттт^^тш^^^штш^^^т.

замедлиться их психическое развитие. Кроме того, если ребенку в раннем детстве не удалось установить эмоциональные связи со взрослыми, то в более старшем возрасте он встретится на этом пути со значительными трудностями. Способность к эмоциональному отклику формируется с первых месяцев жизни, и, естественно, особая роль в этом принадлежит родителям, которые должны научить ребенка радоваться и огорчаться, сочувствовать и сопереживать.

С чем могут быть связаны особенности гипоопекающей позиции родителей? Причин здесь несколько. В одних случаях родителям просто никакого дела нет до детей, они заняты своими проблемами и напрочь забывают о родительских обязанностях. Подобное возможно в криминальных и криминально-аморальных семьях (социальное сиротство детей). В других случаях некоторые родители, пытаясь приучить ребенка с ранних лет к самостоятельности, избежать гиперопеки, впадают в крайность гипоопеки.

Иногда родители, не желая взвалить на свои плечи бремя воспитательных проблем, пытаются отстаивать идею обособленности мира ребенка от мира взрослых. Нередко под это подводится педагогический фундамент — пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Свое участие в жизни ребенка они ограничивают лишь формально, от случая к случаю задаваемыми вопросами о том, как обстоят дела, не дожидаясь, что ребенок поделится с ними своими переживаниями и попросит совета в решении какого-то волную'-щего его вопроса. В данном случае причина гипоопеки более чем серьезна — это равнодушие к судьбе ребенка. При этом равнодушные родители пытаются замаскировать свое социально осуждаемое отношение к ребенку показными жестами. Нередко это дорогие подарки, которыми они как бы откупаются от ребенка, не занимаясь его проблемами по существу, демагогические рассуждения об избалованности детей, осчастливленных реальной родительской заботой. Подчас такие рассуждения служат не только внешней маскировкой, но являются и психологической защитой от собственной совести, средством самооправдания.

Родителям всегда трудно найти «золотую середину» в вопросах воспитания собственных детей: сохранить хрупкое равновесие между излишней заботой и преждевременным

Трудности семейного воспитания

эованием от ребенка самостоятельности, наказывая за намеренно совершенный проступок, не переступить ту грань, которая отделяет заслуженное наказание от проявления насилия.

Вторая группа педагогических ошибок родителейнедостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития ребенка. Наиболее часто это проявляется неумении учитывать изменения в психике ребенка в обраще- с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая 1ертность родителей вызывает у детей различные формы не-|тивизма. Особенно ярко негативизм проявляется в подрост-!>вом возрасте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.