Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Авдеева Н.Н. 1 страница




НРг

П

.4

I

V

15-

If

O1Q

I

S

Illlllllllllllll

ВОСПИТАНИЯ

НЕПРАВИЛЬНОГО

КАК СЛЕДСТВИЕ

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ

Неблагоприятная семейная атмосфера, жизненные усло-шя, а также ошибки в семейном воспитании формируют гротиворечивое отношение ребенка к окружающему миру i приводят к значительным отклонениям в его личности. Такие ■ уклонения, называемые личностными недостатками, внеш-I ie проявляются как нарушения поведения. Первоначально они ie очень заметны и не тревожат родителей, они не придают им >собого значения, полагая, что ребенок еще мал, чего-то не <■ юнимает, подрастет — исправится.

При таком отношении к воспитанию создаются условия, кода поначалу вроде бы незначительные недостатки ребенка, Повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают t устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Произошедшие в ребенке перемены ро-щтели начинают замечать только тогда, когда он становится ie подддающимся педагогическим воздействиям не только i семье, но и за ее пределами, т. е. становится трудновоспи-пуемым.

Существующие в психологии и педагогике понятия откло-ения в поведении, антиобщественные поступки, аморальное введение, правонарушения, преступления — не что иное как азличные характеристики трудновоспитуемое™. Важно установить особенности ее развития на любой ступени, а наиболее эффективна эта работа на стадии возникновения первоначальных проявлений — личностных недостатков, которые обнаруживают себя в тех или иных формах неправильного поведения ребенка.

Раздел 3

Отклонения в поведении дошкольника, младшего школьника и подростка неодинаковы. Дело в том, что продолжительность накопления отрицательного опыта у подростка значительно больше, чем у младшего школьника и тем более у дошкольника. Поэтому отклонения в поведении подростка в результате многократного повторения приобретают устойчивость и преодолеваются труднее, чем у дошкольников и младших школьников. Чем раньше будут обнаружены отрицательные привычки, чем своевременнее они будут преодолеваться, тем вероятнее исправление недостатков в поведении.

Отклоняющееся поведение, или социальная дезадаптация,это социально неодобряемые формы поведения ребенка. Они различны по степени социальной опасности и зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наиболее характерными являются непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и, наконец, девиантно-делинквентные формы поведения.

Непослушание и его разновидности

Непослушание — наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Чаще всего непослушание проявляется в виде шалости или озорства, но иногда может вылиться

Трудности семейного воспитания

в проступок. Поэтому очень важно знать отличительные особенности поведенческого выражения той или иной разновидности непослушания, чтобы правильно разобраться, как поступать в каждом отдельном случае и не допустить превращения отрицательных проявлений в привычку.

Шалость — разновидность непослушания, которая проявляется как веселая проказа, забава или проделка ребенка, свидетельствующие о его активности, инициативе, изобретательности. Чаще всего это краткий эпизод в поведении ребенка, в котором взрослые не усматривают ничего плохого, относятся к нему нисходительно, ибо шалости, как правило, социально безвредны. Обычно ребенок испытывает удовольствие от собственной шалости и не задумывается о ее последствиях для окружающих. Это игра, слегка переходящая границы нормы, игра «на грани», но сам ребенок этого не осознает. В этом активном действии проявляется его воля и самостоятельность, причем, как правило, азартно, с увлечением. Сдерживающие механизмы такого поведения часто бывают отключены, именно поэтому многие ша- • лости кончаются печально или перерастают во вредные при- ' Йет» вычки.. Pv'

Диапазон шалостей довольно широк: от вполне безобидных и невинных (спрятать игрушку, спрятаться самому, без спросу включить телевизор, побегать по комнатам) до злых и опасных i'Jf Ч (порча вещей, игра со спичками, с острыми предметами, недо- Ч*1** брые шутки над сверстниками). Первые попытки закурить, по- *ч Ч пробовать спиртное — тоже шалости, но опасные. Поводом для >. /Л шалости, выражающейся в подражании взрослым, может 't*J^.(стать недопитая бутылка вина. Опасными могут стать шалости у •. детей по отношению к младшим. Так называемые розыгрыши '■ -могут впоследствии перерасти в патологическую склонность,^ Ч издеваться над человеком. ■*'. ~-

И все-таки шалости следует отличать от явно хулиганских: поступков. Шалость, даже самая безудержная, не содержит.;. злого умысла. Но способность к нему может развиться, если, .&; оставлять все шалости без внимания. Поэтому необходимо объ- Ч' j яснять детям последствия их шалостей, а при необходимости [ __* прибегнуть к осуждению случившегося, предупредить его пов- ^' торение..■V'

Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении lV''% ребенка, в нем также проявляются выдумка, инициатива, / г'щ

217 41

Раздел 3

активность, однако в отличие от шалуна озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства — досадить, отомстить, получить выгоду для себя.

Детские шалости и озорство взаимосвязаны. Различие между ними состоит прежде всего в степени доброжелательности детей в отношении к другим людям.

Проступок — это уже социально опасное явление, хотя у него много общего с озорством (выдумка, инициатива, активность ребенка). Как и озорство, проступок — всегда намеренное нарушение требований взрослых если и без злого умысла, то с пониманием того, что этот поступок плох.

Основное отличие проступков от озорства — их повторяемость и продуманность. Если проступок совершен неоднократно, есть основания предположить формирование у ребенка отрицательных черт характера. Проступки следует отличать от ошибок, которые всегда случайны.

Детские проступки родители чаще всего объясняют возрастными особенностями высшей нервной деятельности ребенка, его неумением подавлять свои сиюминутные желания и управлять своим поведением. Подобные суждения ошибочны, потому что проступки есть не что иное, как внешняя форма проявления тех отрицательных черт характера, которые свидетельствуют об определенных деформациях личности. Поэтому родители не должны оставлять без внимания проступки детей. Следует пресекать действия ребенка, если в них усматривается проступочное поведение. В зависимости от сложившейся ситуации уместным может стать метод естественных последствий и метод отсроченного наказания. Первый заключается в том, что взрослые не торопятся устранять ущерб, причиненный детским проступком, чтобы содеянное само убедило ребенка в недопустимости подобного. Что касается второго метода, то ожидание неотвратимого наказания и связанные с ним переживания заставляют ребенка пересмотреть свое поведение и убедиться в том, что поступок был неблаговидным и придется отвечать за свои действия. Психологический механизм опережающего отражения, лежащий в основе этих методов воспитательного воздействия, позволяет ребенку прогнозировать последствия своего поведения, а нежелание испытать

Трудности семейного воспитания

нелучшие эмоциональные переживания побуждает его более обдуманно относиться к своим действиям и впредь не совершать подобных проступков.

Формы проявления детского негативизма

Немало проблем порождает и такая форма детского поведения, как негативизм — выраженное неприятие чего-либо, немотивированное и неразумное сопротивление воздействию окружающих. Негативизм возникает как форма протеста ребенка против реально существующего (или воспринимаемого как таковое) неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Это может быть протест, отказ от выполнения действий, указаний, просьб и даже противодействие влиянию взрослых. Негативизм может выражаться пассивно (отказом от действия) и активно (поступками «наоборот»). В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнять просьбу или требование старших, а во втором — делает противоположное тому, что от него требует взрослый. Негативизм бывает эпизодическим или устойчивым, который постепенно становится чертой характера.

Негативная форма поведения в период кризисов возрастного развития может быть свойственна детям и как психологическая норма. Первый кризис отмечается уже в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и самоутверждении. Негативизм проявляется в этот период на доступном ребенку уровне: он нарушает запреты, говорит «нет», если от него ждут «да», отказывается от излишней опеки («я сам!») и вообще делает многое наперекор.

Активные проявления протеста и своеволие присущи энергичным и самолюбивым детям.

У подростка негативные формы поведения отражают потребность в самоутверждении. Если родители не захотят признать его прав на самостоятельность и уважение, не смогут рационально изменить свое обращение с ним, негативизм сохранится надолго и именно в отношении к ним. Он может перейти и в привычное упрямство, т. е. немотивированное сопротивление вообще воздействиям извне.

219

^^_ Раздел 3 шшшштштшшш^^^^ш^ш^^^^^шштшшшттшттт^^тш1шт^^

Негативизм может проявляться и как протест против несправедливости взрослых, как реакция на обиду. Чаще всего это происходит, когда ребенка повседневно балуют, захваливают, а потом вдруг предъявляют к нему строгие требования. Даже справедливые требования в таких случаях вызывают у ребенка обиду, а его негативное поведение выступает как психологическая защита.

У менее энергичных детей негативизм может наблюдаться как реакция на психологическую трудность. Например, непривычное внимание малознакомых людей для многих детей является сверхсильным раздражителем и вызывает состояние заторможенности, из которого их не могут вывести никакие просьбы, а тем более упреки и угрозы, пока не изменится ситуация. Эту заторможенность ошибочно считают упрямством. Негативизм здесь кажущийся: ребенок на время лишается способности выполнять требуемое действие, даже если оно для него привычно и желательно (спеть, прочесть стихи, сказать «спасибо», «простите» и т. д.). Однако эта ситуативная реакция торможения может стать началом избирательного негативизма, т. е. вызвать негативное отношение к лицам, действиям и явлениям, связанным именно с этой ситуацией, например, к тому, кто вызвал дискомфорт, с кем сравнивают не в пользу ребенка, внушая ему, что он хуже.

К числу наиболее распространенных причин негативизма относятся прежде всего педагогические ошибки родителей, неуважительное отношение к личности ребенка. Предъявляя требования к ребенку, родители не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление, аффективные переживания, вызывающие заторможенность. Словесное воздействие в этих случаях теряет свою обычную силу: ребенок не реагирует на слова, тем более на окрик, угрозу. Проявления негативизма у ребенка должны служить для родителей сигналом о необходимости изменить прежнее отношение к нему в сторону утверждения и развития его самостоятельности. Однако часто взрослые пытаются исправить ребенка грубым подавлением его желаний и наказаниями. Это приводит к закреплению негативных форм поведения и дает начало формированию негативизма как черты характера.

Следует иметь в виду: негативное поведение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия, поэтому негативизм

Трудности семейного воспитания

не может быть устранен жестким требованием и наказаниями. Нужно время, чтобы ослабел след неблагоприятного воздействия и чтобы его ничто не подкрепляло. В дальнейшем нужно изменить направление и тактику воздействия на ребенка (подростка) с учетом его возможностей и возрастных особенностей.

К наиболее педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумную требовательность и уважительную форму обращения к нему в процессе взаимодействия.

Капризы

Своеобразной формой проявления детского негативизма являются капризы — особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необос-нованном противодействии и сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Ребенок исполь-зует каприз как инструмент в регуляции взаимоотношений со взрослыми. Внешне капризы проявляются в недовольст-ве, раздражительности, плаче: это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе. Чем болезненнее ребе-нок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более он склонен \*^ к капризам, и если ему удалось добиться своего, он будет при- JA \ бегать к этому способу все чаще и чаще. Неверная реакция М взрослых на капризы детей — наиболее частая причина, из-за V которой они повторяются. Причем ребенку не столь важно, что- f*. бы его желания исполняли, важен сам процесс подачи команд ' и приказов, чтобы все делали так, как он хочет. Его почти не интересует, дадут или не дадут ему предмет его желаний; он просто проявляет свое стремление руководить действиями и поведением взрослых. Капризный ребенок своими команда-ми и приказами утверждает себя. £

Капризы могут носить характер случайных, эпизодиче- ''/ ^ ских проявлений, но нередко закрепляются и превращают- ^ ся в привычную форму поведения ребенка, выражающуюся *'■*

1 £

221 ж-

__ Раздел 3 ^^ш^^яттшт^^^штттшяштяшштшшшяшяяяшшш1ШШШ^

в агрессивности, плаче. Они становятся отрицательной чертой личности. В тенденции к капризам в известной мере сказываются некоторые возрастные особенности детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста — неокрепшая нервная система (неспособность выдерживать сильные или длительные раздражители, преобладание процесса возбуждения над торможением), слабая воля, эмоциональная возбудимость, впечатлительность. Однако основная причина капризов — неправильное воспитание.

Строгой, четкой, пригодной на все случаи жизни методики предупреждения и преодоления капризов нет. Однако есть ряд воспитательных правил, следование которым поможет справиться с детскими капризами. Особенно важно исключить из арсенала родителей грубость, резкость, требовательность, выражающие их стремление сломить силой. Как только ребенок начинает капризничать, необходимо постараться отвлечь его от предмета каприза, так взбудоражившего его, причем делать это необходимо ласково, чтобы он чувствовал родительскую любовь и заботу. Однако вознаграждать малыша чем-либо в этом случае нежелательно. Если не удалось переключить внимание ребенка на другой объект, имеет смысл оставить его в покое и сдержанно игнорировать его каприз. Следует позволить ему отвести душу, потому что его гнев — это в определенной мере лишь попытка убедить окружающих в том, как «жестоко» с ним обращаются. Уступки ребенку могут иметь место только в том случае, если они педагогически целесообразны и оправданы логикой воспитательного процесса. Самыми эффективными способами лечения капризов являются те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что взрослые никогда всерьез не отнесутся к его причудам, будут оставаться спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал.

Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных этапах является укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон общения с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Упрямство

Еще одна форма проявления детского негативизма — упрямство. Это и психическое состояние, и отрицательная черта

'-4'

Трудности семейного воспитания

поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям других людей, вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Упрямство проявляется также в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно, иногда оно выражено в неадекватном стремлении к самостоятельности и независимости своего Я. Некоторые проявления упрямства выступают в качестве средства психологической защиты, носят избирательный характер: сказываются только в определенной обстановке (например, дома, но не в школе) Mb отношении определенных лиц (например, матери и бабуш- Шр, но не отца).

Ш Упрямство бывает стойким и ситуативным. Наиболее часты случаи его проявления у детей в возрасте 3, 11 и 17 лет, когда происходят качественные изменения в структуре личности (личностные кризисы). Упрямство в слабой форме — это всего лишь особенность поведения, которую нетрудно исправить, а в устойчивых формах оно является уже чертой характера. Поэтому очень важно заметить зарождение у ребенка этой черты и предотвратить ее формирование.

Первые признаки упрямства могут появиться у трехлетнего малыша, когда ребенок стремится к самостоятельности. Он постоянно твердит «я сам», не позволяет одевать себя, хотя еще не умеет это делать самостоятельно, отказывается идти по улице, держась за руку взрослого. В этот период от родителей требуется большое терпение, чуткость к изменению самосознания ребенка, своевременное переключение его на игру в большого. При этом не следует забывать, что претензии малыша еще не вполне соответствуют его реальным возможностям, что его еще многому надо обучить. В этом возрасте не нужно заострять внимание ребенка на упрямстве, обсуждать его поведение, укорять, а тем более наказывать. Попытки обращаться с ним по-старому, обсуждение упрямого поведения могут привести к закреплению отрицательных поведенческих реакций и развитию стойкого упрямства.

Что касается младшего школьного возраста, то проявления упрямства в поведении могут быть вызваны чувством обиды, досады, злости, мстительности и выражают протест против несправедливого отношения, подавления самостоятельности.

Раздел 3

л I

\ 1

Иногда упрямство является косвенным отражением воспитательных ошибок родителей: непоследовательности или непомерности требований взрослых к ребенку, его утомлению вследствие нарушений режима дня, грубости взрослых. Определенную роль в проявлении упрямого поведения младшего школьника может сыграть пример негибкого поведения старших в семье.

Для предупреждения упрямства младших школьников необходимо разумно сочетать родительскую любовь, заботливость с требовательностью. Важно также приучать ребенка считаться с мнением и интересами окружающих, воспитывать умение при необходимости поступаться собственными желаниями.

Нередко упрямство проявляется в неразумном стремлении добиться чего-либо сию же минуту вопреки всем разумным g доводам окружающих. В подобном случае лучшим средством! преодоления упрямства может стать отвлечение внимания. Это! поможет ребенку забыть о своем желании, а взрослым — сохранить с ним дружеские отношения.

В подростковом возрасте, когда происходит переоценка нравственных ценностей и усвоение их на новом, более сложном уровне, вновь возникает опасность проявления упрямства. | Стремясь к реальной самостоятельности и независимости, под-| росток жаждет противодействовать чужой воле, непременно! настоять на своем, не разобравшись, кто прав, а кто нет. При-1 чем многие подростки склонны положительно оценивать уп-| рямство как черту, формирующую волю. Задача родителей -тактично и умело вести беседы о воле и характере, настойчивости" и их антиподе — упрямстве, разъяснять суть этих понятий, учить подростка адекватно оценивать свое поведение.

Причина упрямства как складывающейся черты характера и как формы поведения связана прежде всего с неправильным воспитанием. Чаще всего упрямство — это привычная форма поведения избалованного ребенка, выросшего в атмосфере неразумной любви, захваливания, отсутствия требовательности со стороны взрослых, привыкшего к тому, что все его желания, прихоти беспрекословно выполняются. Но упрямство может быть и своеобразной формой протеста ребенка, выражением недовольства необоснованным подавлением его развивающейся самостоятельности и инициативы, чрезмерно

Трудности семейного воспитания

строгим режимом, муштрой, множеством необоснованных запретов, несправедливостью взрослых. Кроме того, упрямство может быть следствием подражания соответствующему поведению родителей.

Упрямство, если своевременно не обратить на него внимания и не принять меры к его преодолению, может стать чертой характера. Оно является социально опасной чертой личности, так как порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если реактивные проявления упрямства при попустительстве родителей еще в дошкольном возрасте из реактивных переходят в хроническое состояние, то деформация личности неизбежна.

Основной путь предупреждения упрямства — правильная организация жизни и деятельности ребенка, здоровая атмосфера и правильные взаимоотношения в семье, спокойная требовательность и устранение избытка внимания к ребенку. Большую роль играют меры, направленные на укрепление нервной системы, — соблюдение режима сна, питания, занятий и отдыха, устранение обилия впечатлений. Надо всегда искать причины проявляемого упрямства и устранять их. Ни в коем случае нельзя подавлять волевые усилия формирующейся личности: прибегать к угрозам, грубому насилию, физическим мерам воздействия. Попытка сломить упрямство ребенка, как правило, не приводит к цели: ребенок либо оказывается победителем в этой борьбе, либо, сломленный и подавленный, тяжело переживает свое поражение, у него возникает озлобленность по отношению к взрослому. Ни в коем случае нельзя прибегать к упрашиваниям и уговорам, заканчивающимся уступками со стороны взрослых.

Существуют специальные методы и приемы преодоления упрямства. Прежде всего спокойное игнорирование и отсроченное наказание за проступки, когда взрослые перестают обращать внимание на упрямого ребенка, воздерживаются от всяких действий (при условии, если упрямство ребенка не наносит серьезного ущерба его здоровью и не вредит окружающим). Возможно отвлечение внимания ребенка в момент проявления упрямства и переключение его на какое-либо другое занятие. Иногда бывает полезен метод естественных последствий, когда ребенок на собственном опыте убеждается

^^_ Раздел 3 _„^^^„^^^„^^„^^^^^„^^^^^^^^^„«^^

в неприятных результатах своего упрямства, страдает от непослушания и своеволия. Можно воспользоваться отсрочкой выполнения требуемого от ребенка действия: заранее предупредить о необходимости сделать что-либо, давая тем самым время и возможность психологически подготовиться к тому, что от него требуется.

Немаловажное значение имеет форма обращения к ребенку — тактичная рекомендация, совет, указание на несколько возможных вариантов действия с их сравнительной оценкой, создающие у него иллюзию действия «по собственному желанию». Родители должны помнить, что запретов в воспитании должно быть как можно меньше. Когда слово «нельзя» употребляется излишне часто, это вызывает упорное желание не подчиняться. Доброта и доверие к ребенку, обстановка творческой деловитости в семье — главные условия успешного преодоления упрямства.

Своеволие

Разновидностью негативизма является своеволие, отличающееся от упрямства тем, что его основу составляют прихоть ребенка, его произвол, который бывает разумным и неразумным. Проявляется произвол большей частью как действие, идущее вразрез или не согласующееся с требованиями, советами, указаниями старших, в отсутствии послушания.

Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении младшего школьника, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства. Движущей силой своеволия может быть неправильно реализуемое стремление младшего школьника к взрослости. Вместе с тем своеволие может выступать и как протест ребенка против несправедливости взрослых, прежде всего родителей. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым могут возникать и как результат ложного стыда проявить нежность, ласку, послушание. Нередко причинами своеволия бывают несдержанность, слабоволие, неумение владеть собой, особенно в состоянии физического или умственного переутомления. Определенную роль в проявлении своеволия играет неправильное воспитание,

 

Трудности семейного воспитания

эгоизм ребенка, потакание его прихотям, непоследовательность в требованиях к нему.

При отсутствии эффективного педагогического влияния своеволие может стать чертой характера, а ребенок — дезорганизатором учебной деятельности в школе. Основной путь профилактики этого поведенческого отклонения — создание благоприятных условий в среде, окружающей ребенка, обстановки доброжелательности и доверия, а также преодоление педагогических ошибок, допущенных ранее в семейном воспитании.

Довольно распространенной ошибкой многих молодых родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, способность к инициативным, самостоятельным действиям. Следствием подобной педагогической тактики родителей может стать конформное поведение ребенка, который бездумно следует за сверстниками и легко поддается влиянию различных неблаговидных компаний. Первое детское «я сам!» должно служить сигналом для родителей о необходимости уважительного отношения к зарождающейся личности, потому что одной из главных психологических причин, порождающих негативные проявления у детей, чаще всего бывает невнимание к их нуждам и потребностям, отсутствие заботы о них, несправедливое к ним отношение (незаслуженные обвинения, подозрения, оскорбления и т. п.).

Недисциплинированность

По мере взросления ребенка отклонения в его поведении могут приобретать социально опасный характер. Среди таковых в первую очередь следует назвать недисциплинированность. Она больше свойственна мальчикам. Недисциплинированность проявляется как сознательное нарушение общепринятых социальных норм и правил поведения, игнорирование просьб, советов, указаний и увещеваний взрослых. В зависимости от форм проявления и последствий, которые могут отражаться на благополучии других людей, недисциплинированность может быть

15*

Раздел 3

двух видов: злостной и незлостной. К незлостным ситуативным нарушениям дисциплины, как правило, приводят озорство, шалость, наиболее часто встречающиеся у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У подростков причиной таких проявлений являются повышенный уровень общественной активности и инициативности, не нашедших разумного выхода в общественно приемлемых видах деятельности и формах социального поведения. Специфическими для данного возраста могут быть причины, связанные с неправильным пониманием подростками таких нравственных категорий, как мужество, риск, отвага, смелость, выносливость, решительность.

Социально более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже не ситуативны и имеют стереотипный характер, их дезорганизующая роль значительнее. Праздность, безделье, безнадзорность, озлобленность являются причинами ярко выраженной асоциальной направленности поведения. Таким образом, детская недисциплинированность является своеобразной формой перехода от проблемного поведения к социально опасным его нарушениям. Наиболее распространенными асоциальными поведенческими отклонениями являются девиантные, делинквентные и криминальные действия и поступки детей и подростков.

Девиантно-делинквентные формы поведения

Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятых, будь то сфера психического здоровья, права, культуры или морали, т. е. это поведение, нарушающее какие-либо социальные нормы.

Девиантное поведение, устойчиво проявляющееся в нарушениях социальных норм, может иметь различные формы, одни из которых выливаются во внешне выражаемые реакции негативного отношения к окружающим, а другие выступают как психологические состояния, вызывающие эти внешние негативные проявления. К числу таких состояний можно отнести внутреннюю психическую напряженность и противоречивость желаний и чувств, длительные конфликтные отношения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.