Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нпипкш щп» и iciitlli тн11и 1спи1гикчг1 111[|«ьт1|1и1н 2 страница




При выполнении этих заданий не надо расширять контекст задачи, ее надо рассматривать, как и все предыдущие упражнения и задания, только как учеб­но-тренировочную ситуацию, направленную на осво­ение профессиональных действий.

Задание на освоение директив как метола воздействия

Определите, какая директива принадлежит ква­лифицированному психологу, а какая — неквалифи­цированному, объясните свое мнение, основываясь на понятии о задачах психологического консультирова­ния.

• Вам обязательно нужно провериться у психиатра.

• Вы должны ежедневно подходить к зеркалу и говорить себе: «Я умная, я красивая, я счастливая».

• Я считаю, что вам крайне важно изменить внешность.

• Никогда не поздно начать все сначала. Вам об этом надо подумать...

• Вы уже должны чувствовать себя иначе, ведь вы столько всего передумали...

• Вы похожи сейчас на колючего ежика, думаю, что вам это и самой не очень нравится...

• Хотелось бы предложить вам следующее...

• Думаю, что вы согласитесь со мной, вам надо предпринять следующее...

• Ваши чувства должны немедленно измениться...

• Скорее всего, вам надо заняться не самоедством, а само­изучением...

• Представьте себе, что ваши чувства узнали все люди, ко­торых вы любите, разве после этого вам не захочется их выразить по-другому?


• Никогда больше ему этого не говорите, я вам категоричес­ки запрещаю.

• Вам необходимо выбрать для себя новые способы выра­жения чувств к нему.

• Я огорчена, что вы не смогли справиться со своими жела­ниями.

• Я знаю, что вы примете верное для себя решение — у вас есть для этого все основания.

• У вас есть все данные, чтобы принять правильное решение и понять его последствия.

• Почему бы вам не заняться этим сразу сейчас?

• Я хочу предложить вам такой вариант, может быть, он вас устроит...

• Я бы рекомендовала вам делать это регулярно...

• Никто за вас это не сделает, делайте это сами, именно вы и вы сами это сделаете...

• Прекратите истерику, замолчите!

• Я собираюсь предложить вам несколько вариантов, но вы­бирать будете вы сами.

• Нельзя повторять это без конца — это не сеанс черной магии.

• Думайте о себе иначе!

Задания на освоение техники сообщения психологической информации

Инструкция к выполнению всех упражнений: «Оп­ределите, какой из вариантов сообщения психологичес­кой информации является неквалифицированным, а какой — квалифицированным, отражающим профес­сиональную позицию психолога. Докажите свой выбор, используя понятие о задачах психологического кон­сультирования».

Напоминание автора

В «Практикуме» нет готовых ответов, обсуждение в группе или индивидуальный анализ высказываний способствуют, как показывают результаты обучения взрослых, становлению профессиональной рефлексии на содержание взаимодействия в ситуации консульти­рования.

|ЦП1«Н»8 »№П Ш ICiltllt НИШ» КШШИТОИГИ Ч»С;«Ы»р8Н111

Содержание психологической информации Варианты сообщения
акцентуация характера 1. Ваш ребенок всегда будет таким, вряд ли вы что-то сможете изменить. 2. Как говорят, у каждого свой горб. 3. Некоторые черты характера у вашего ребенка выражены ярче, чем у его сверстников.
аугичность 1. Да, вы живете по принципу «Ушел в себя и надолго».
    2. У вас в характере есть качества, которые затрудня­ют общение с людьми.
    3. Вам, конечно, легче и спокойнее, когда вы один.
агрессивность 1. Да, про вашего ребенка не скажешь, что он миролю­бивый человек.
    2. Кто и любит подраться, так это ваш ребенок, он без этого жить не сможет.
    3. Вашему ребенку сложно выражать свои сильные отрицательные чувства к людям.
тревожность 1. Вы все время в напряжении, зачем это вам?
    2. Ваше волнение уже передалось мне, зачем так тревожиться?
    3. Вы беспокоитесь по каждому поводу.
конформность 1. Для вас не представляет сложности отказаться от собственного мнения.
    2. Вы спокойно, без напряжения переживаете свою зависимость от других людей,
    3. Можно только позавидовать, что вы не конфликту­ете с другими людьми.
идентификация 1. Поиск себя, своего места в жизни — это одна из главных задач для человека.
    2. Вы так хотите создать свой имидж, что забываете о себе настоящем.
    3. Кто бы мог подумать, что даже взрослому человеку трудно ответить на вопрос: «Кто Я?»
функциональное недоразвитие 1. Ваш ребенок еще не успел вырасти, чтобы мог справляться с этими требованиями.
    2. Он у вас просто недоразвит.
    3. РАсти ему еще надо, чтобы все получилось как следует.

 


Задание на освоение техники самораскрытия психолога как метода воздействия в ситуации интервью

Инструкция к выполнению упражнений: «Како! из вариантов самораскрытия психолога вы считаете профессионально необходимым, а какие, по вашему мнению, превышают меру профессионального воздей­ствия психолога?»

• В моей практике встречались похожие ситуации...

• Я знакома со многими психологическими теориями, но ближе всего мне такие идеи...

• Я долго размышляла над вашей ситуацией, думаю, что могу вам предложить следующее...

• Ваш рассказ вызвал у меня противоречивое впечатление, я хотела бы уточнить следующее...

• Мне показалось, что вы не всегда искренне рассказывали о своем сыне...

• В моей жизни также были случаи, когда я не могла спра­виться со своими чувствами...

• Мне кажется, что я чувствую, как вам трудно выразить это.

• Я бы не стала так делать, если бы была на вашем месте, это ничего не дает, так как...

• Я не вижу логики в ваших словах, по-моему, было не­сколько иначе, так...

• Вы хотите, чтобы я вас пожалела, да, я вам сейчас сочувствую, потому что вы искренне страдаете, а не притворяетесь.

• Не пугайте меня, я вас не боюсь...

• Я хочу вас понять, а не осудить...

• Думаю, что моя биография здесь ни при чем...

• Да, я многое могу, но, как все люди, я могу и ошибаться,! как известно, это не происходит только с теми, кто ничеп не делает...

• Вас интересует мой ребенок? Да, у него есть проблемы ] школе, но это уже другой разговор, не правда ли...

• Простите, но я бы не хотела обсуждать с вами свою био-j графию...

• Спасибо за совет, я им обязательно воспользуюсь...

• Лучше не надо, правда? Я тоже это очень люблю.

• Приятно слышать, но это моя работа.

• Нет, я не бегу от своих чувств, это же счастье, что мо-| жешь еще переживать, волноваться, это лучше, чем рав-;

нодушие.

Д[а»т«че main ш ктт шиш •[ишгикигд нисриироши

Задания на освоение техники обратной связи как метода воздействия в ситуации интервью («супервмрос»)

Инструкция к выполнению упражнений: «По­ставьте вопрос к высказыванию, обоснуйте необходи­мость постановки именно этого вопроса. При обосно­вании вопроса обратите внимание на то содержание высказывания, которое вызвало вашу обратную связь. Соответствует ли ваш вопрос созданию предмета про­фессионального взаимодействия?»

Высказывания:

• «С ним вечно что-то случается».

• «Бесполезно с ним о чем-то говорить».

• «Былобылучше, если бы мы жили подальше друг от друга».

• «Не хочу о нем говорить».

• «Бросьте, кто будет меня слушать».

• «Разве в нашей жизни что-то можно изменить?»

• «Лучше умереть, чем идти в школу». " «Я уже этих глупо стей наслушалась».

• «Вы у нас последняя надежда».

• «Не о чем больше говорить».

• «Да не переживайте за него, он этого не стоит».

• «Вам хорошо говорить, вас этому специально учили, а нам каково?»

Инструкция: «Определите, какой из вопросов пси­холога к высказыванию в большей степени отражает назначение обратной связи как метода воздействия в процессе интервью: "Мой ребенок всегда действует необдуманно"».

Вопросы психологов:

• Почему вы так считаете?

• Почему вы так решили?

• Как вы думаете, это его реакция на поступок?

• Он сам сожалеет об этом?

• Давайте вместе поглядим, в чем это проявляется.

• Может быть, вы ошибаетесь?

• В каких ситуациях это проявляется?


• Вы не заметили, как к этому относятся окружающие?-

• Могли бы вы вспомнить ситуацию, когда он действует необдуманно?

• В чем вы это увидели?

• А какие действия вы имеете в виду?

• В чем, вы считаете, это проявляется?

• Вас тревожат последствия этих действий?

• В чем это выражается?

• Что вы чувствуете, когда видите необдуманный поступок ребенка?

• А как это проявляется?

• В чем именно это проявляется?

Инструкция: «Попробуйте восстановить текст выс­казывания, к которому психологами (20 человек) были поставлены следующие варианты вопросов:

• «Вы замужем?»

• «Что, вы считаете, необходимо и достаточно для ощуще­ния счастья?»

• «Вы не хотели бы уточнить, что вас больше всего удруча­ет, беспокоит сейчас?»

• «Что именно?»

• «Что вы подразумеваете под словом «поздно»?»

• «Правильно ли я вас поняла, что все желаемое достигается не сразу?»

• «Чего вам не хватает в жизни?»

• «Вы хотите сказать, что у вас что-то случилось?»

• «Почемувытак думаете?»

• «Вы недовольны собой?»

• «Вы устали надеяться?»

• «Не рано ли отчаиваться?»

• «Вы переживаете какие-то разочарования?»

• «Вы разочарованы?»

• «Вы несколько раз переживали упущенные возможнос­ти?»

• «А почему вы так думаете?»

• «Когда вы так решили?»

• «Когда вы пришли к этому выводу?»

арНТИКШ ЗЩ1И И 1Н181Н ТИП!» КИШГПКШП Шф»»рШ1111 _______

• «Когда у вас возникло это чувство?»

• «Произошло что-то серьезное?»

Проанализируйте логику постановки вопроса каждым психологом, отмечая для себя, какое слово в высказыва­нии считал ключевым каждый психолог, если высказыва­ние было таким: «Ко мне все приходит слишком поздно».

Задания на восстановление логической последовательности событий как метода воздействия в процессе интервью

Факты поведения Логическая последовательность, восстановленная психологом
Плохая успеваемость, дурная привычка грызть ногти «Ваш ребенок очень тревожный, это мешает ему хорошо учиться. Вы его наказываете, вот он и грызет ногти, чтобы пережить свое напряжение».
Плохая успеваемость, рассеянное внимание «Если бы ваш ребенок мог лучше сосредотачиваться, он бы и учился в соответствии со своими возможностя­ми».
Не слушается взрослых, плохо учится «Естественно, если взрослые не явля­ются авторитетом для вашего ребенка, он и учиться не будет».
Мальчик играет только с девочками, учится хорошо «Это нормально, если у ребенка есть личные интересы, их надо только уважать».
Украл деньги, стал хуже учиться «Если ребенок украл деньги, то это вовсе не значит, что он законченный негодяй. Надо еще разобраться в том, почему он это сделал».
Стал хуже учиться, на уроках вялый «Надо проверить, если снижение успеваемости — показатель подростко­вой астенизации, то ребенку надо просто больше отдыхать».
Сказал, что его никто не любит, убежал из дома «Если ребенок чувствует себя одино­ким, то он часто выражает это и сло­вом и делом, которые не совсем тонко передают его чувства».
Очень медленно все делает, не хочет быть взрослым «Если вы постоянно его подгоняете, то он просто не знает, как быстро он умеет что-то делать».

 


1|»тш|н ii дс»хиаг>«тм| шсртровати

Инструкция: «Проанализируйте высказывания психологов, найдите логические ошибки в объяснении поведения, проанализируйте, почему эти ошибки воз­никли, как их можно предотвратить?»

Задание на осеовние способов формулировки воздействующего и обобщающего резюме

Инструкция: «Проанализируйте следующие резю­ме психологов-консультантов, определите по пятибал­льной шкале эффект их воздействия (5 — максималь­ное воздействие, 0 — минимальное воздействие). Дайте обоснование своей оценки на основе личного впечат­ления от воздействия резюме»:

• «Мы должны попрощаться. Надеюсь, что вы поняли, на­сколько были неправы, когда оценивали вашу ситуацию как безнадежную. Теперь для вас есть надежда, правда?»

• «Думаю, что вы удовлетворены тем решением, которое сейчас приняли. Оно принесет вам новые чувства. Удачи вам, до свидания».

• «Мы с вами нашли столько новых качеств в ваших отно­шениях с ребенком. Не забывайте о них, это поможет вам не тратить силы на повторение старого».

• «Помните, что не все так плохо, как казалось. У вас еще столько возможностей начать новую жизнь».

• «Сегодня вы придете домой и обязательно скажете, что очень их любите. Скажете это так, как мы с вами здесь говорили... Яуверена, что вы это сделаете».

• «Да, вы должны попросить у ребенка прощения. Это един­ственное, что вы еще не успели сегодня сделать. Вы это сделаете сегодня, именно сегодня».

• «Я уверена, что вы нашли верное решение. Следуйте ему».

• «Не будем больше тратить время на дискуссии, попробуй­те тот «рецепт», который вы сами себе прописали. Я его полностью одобряю и поддерживаю».

• «Нет смысла в дальнейшем обсуждении. Мы давно уже ходим с вами по кругу, пора с него сойти. Делайте сегодня следующее...»

• «Не бойтесь выполнить, не бойтесь себя. Все будет хоро­шо. Действуйте!»

драинкие зцаиш и депеш пит кптптип шсрьпрнаши

Открытые вопросы Закрытые вопросы
1 Расскажите подробнее об этом... Не могли бы вы рассказать об этом подробнее7
2 Что было дальше? Обо всех ли последующих событиях вы рассказали?
3 Что вы чувствуете? Не могли бы вы рассказать о своих чувствах?
4 Что вы делаете9 Делаете ли вы что-то?
5. Почему молчите? Может быть, вы рассказали бы об этом еще?
6. Сколько раз вы это повторили? Расскажите подробнее о том, повторяли ли вы это.
7. Кто приехал? Приехал ли кто-то?
8. Почему так медленно? Не могли бы вы делать это не так медленно?
9. Это все7 Все ли вы сказали?
10 Кто вам это сказал? Как вы это узнали?

 

Инструкция: «Выразите свое впечатление от воз­действия открытого и закрытого вопроса. Какой тип вопроса, по вашему мнению, оказывает более сильное воздействие?»

Задание на освоение поощрения (поддержки! как метода воздействия в ходе интервью

Инструкция: «Выучите эти 99 способов, дополните их своими. Проанализируйте различие в степени воз­действия на вас лично каждого вида поддержки. Най­дите те, которые в большей степени для вас примени­мы как для человека, испытывающего воздействие».

99 способов сказать «Очень хорошо!»

1. Ты сейчас на правильном пути.

2. Великолепно!

3. У тебя получилось это дело.

4. Правильно!


Это хорошо.

Супер!

Именно так! (Точно так!)

Я горжусь тем, как ты сегодня работал.

Ты делаешь это очень хорошо.

Это намного лучше.

Хорошая работа!

Я счастлив видеть такую твою работу.

Ты делаешь это сегодня значительно лучше.

Ты делаешь хорошую работу.

Ты близок к истине!

Это лучшее из того, что у тебя получалось.

Мои поздравления!

Это то, что надо!

Я знал, что ты можешь сделать это.

Это неплохое улучшение.

Сейчас ты это понял.

Значительно!

Наконец-то!

Неплохо.

Ты быстро учишься.

Продолжая работать так же, ты добьешься лучшего.

Это хорошо для тебя.

Я не смог бы сделать лучше.

Еще немного времени, и у тебя это получится.

Ты сделал это легко.

Ты действительно сделал мою работу шутя.

Это правильный путь, чтобы сделать работу.

С каждым днем у тебя получается лучше.

Ты делал это так недолго.

Это неплохо!

Да!

Это способ!

Ты ничего не упустил!

Этот способ именно для этого?

Так держать!

Необыкновенно!

Прекрасно!

Это лучше всего!

Совершенно!

Прекрасный ход работы!

Сейчас ты это понял.

цаишкш ищи ш ттп пит ктиткан ишрииршш

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

Сенсационно! Это лучше.

Теперь ничто тебя не остановит. Отлично!

Это была первая классная работа. Замечательно! Еще лучше!

Ты только что сделал это? Это лучше, чем всегда. Твой мозг поработал на славу. Ты действительно добьешься успеха. Это выдающееся открытие. Фантастика! Ужасно здорово!

Это называется прекрасной работой. Ты сделал это очень хорошо. Ты, наверное, долго практиковался. Ты делаешь это красиво! Как ты много сделал! Правильно!

Ты действительно улучшил (что-либо). Превосходно! Хорошо запомнил! Поздравляю. Ты прав! Держись так!

Ты сделал это как раз вовремя. Ты сделал сегодня много работы. Это способ действия!

Сейчас ты приобретаешь в этом сноровку. Мне нравится ход твоих мыслей! Я очень горжусь тобой. Очень приятно учить таких умных детей. Большое тебе спасибо. Ты превзошел сам себя сегодня. Я никогда не видел ничего лучшего. Ты понял это очень быстро. Твоя работа принесла мне много радости. Чудно!

Ол райт — по-английски — полный порядок. Так-так. Мощный прорыв!


89. Вот этого я еще не видел.

90. Ты неузнаваем сегодня.

91. Это уже успех!

92. Это твоя победа.

93. Теперь ты чувствуешь свои возможности.

94. Ты настоящий мастер.

95. Сердечно рада за тебя.

96. Не могу не выразить свой восторг.

97. Грандиозно!

98. Красивая мысль.

99. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас.

Задания на освоение пересказа как метода воздействия в ситуации интервью

Инструкция: «Прочтите внимательно стихи. Пере­скажите их содержание».

Напоминание автора

При пересказе стихов ориентируйтесь на понятие предмета профессионального взаимодействия психо­лога и его модальности. Рассматривайте ситуацию как учебную. Группа может проанализировать точность пересказа стихотворения, основываясь на впечатлении членов группы о тексте стихотворения и на впечатле­нии о пересказанном тексте.

Естественно, что можно выбрать любые, но жела­тельно стихотворные, тексты для отработки техники пересказа.

1. М. Цветаева:

«В лоб целовать — заботу стереть

В лоб целую

В глаза целовать — бессонницу снять

В глаза целую

В губы целовать — водой напоить

В губы целую

В лоб целовать — память стереть

В лоб целую»

2. М. Цветаева:

«Я есть. Ты — будешь. Между нами — бездна. Я пью. Ты жаждешь. Сговориться — тщетно.

драчшесш зацаиш на тнт тени» ишшопчесш! ишци.ирошш _____

Нас десять лет, как сто тысячелетий Разъединяют — Бог мостов не строит, Будь! — это заповедь моя. Дай— мимо Пройти, дыханьем не нарушив роста, Я — есмь. Ты — будешь. Через десять весен Ты скажешь: — есмь! — а я скажу: — когда-то.

3. М. Цветаева:

«Умирая, не скажу: была.

И не жаль, и не ищу виновных,

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных,

Ты — крылом стучавший в эту грудь,

Молодой виновник вдохновенья,

Я тебе повелеваю: — будь!

Я — не выйду из повиновенья».

4. М. Цветаева:

«Как правая и левая рука —

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает — и бездна пролегла

От правого— до левого крыла».

5. М. Цветаева:

«Память о Вас — легким дымком, Синим дымком за моим окном. Память о Вас — тихим дымком. Тихий дымок — Ваш — под замком. Что за дымок? Что за замок? Вот уже нос— мчит из-под ног! Двери— с петлей! Ввысь— потолок! В синий дымок— тихий домок!»

6. И. Северянин:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.