Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология планирования




Процесс планирования осуществляется по своим внут­ренним законам согласно логике обоснования показателя, т. е. в соответствии с методологией планирования. Методо­логия планированияэто учение о совокупности основ­ных принципов, методов, о системе применяемых показа­телей, мер (и действий), необходимых для выполнения пла­на, а также его мониторинга. Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса пла­нирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она может совершенствоваться с появлением новых знаний в области экономики и планирования. Рассмотрим элементы методологии планирования. К основным принципам планирования относятся:

1. Принцип единства т. е. холизма, означает, что ис­пользуемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической вза­имозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Со­блюдение принципа требует координации и интеграции дей­ствий служб и подразделений системы, отражаемых в со­ответствующих плановых показателях. Плановое измене­ние показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.

2. Принцип непрерывности определяет процесс плани­рования как непрерывный, когда на смену одному выпол­ненному плану приходит другой новый план, а на смену второму — третий и т. д. Принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный — долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогно­зированием, когда план есть производная от прогноза. Прин­цип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарно­го периода. Этапы планирования показателей разных пла­нов в одной системе могут осуществляться как одновремен­но, так и различаясь по времени.

3. Принцип гибкости означает способность плана ме­нять свою направленность при изменившихся условиях де­ятельности и иметь определенные резервы. Принцип дик­тует наличие механизма изменения плановых величин, т. е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планиро­вании означает наличие определенныхрезервов или "над­бавок на безопасность", которые должны амортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

4. Принцип точности требует обоснованности, детали­зации и конкретизации планового показателя. Обоснован­ность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напря­женный план, превышающий эту норму, не оставляет ре­зервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называе­мый заниженный план создает условия для необоснованно­го поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в дол­госрочной перспективе выражена менее ярко, чем в крат­косрочном периоде. Действие данного принципа усиливает­ся по мере приближения времени плана.

5. Принцип участия означает, что в разработку плано­вых показателей должны включаться все специалисты объек­та хозяйствования, а при необходимости — специалисты из­вне и партнеры по бизнесу. В разработке планового доку­мента обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, фор­мирует чувство сопричастности. В ходе такого участия спе­циалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение реше­ний проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный доку­мент, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. В ходе такого участия создается сис­тема мер, в выполнении которой будут задействованы под­линные исполнители.

Второй существенный элемент методологии — это методы планирования. К основным методам планирования от­носятся: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчетов.

Балансовый метод планирования характеризуется уста­новлением материально-вещественных и стоимостных пропор­ций в показателях. Метод предполагает использование вза­имно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой — направления их использования. Правильное определение ресурсов будет оз­начать обоснованное направление их использования соглас­но имеющимся потребностям. В планировании часто приме­няются такие балансы, как: а) натуральный (материальный), б) стоимостной, в) трудовой, г) межотраслевой и др. Так, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется по­средством балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения региона — определения источников по­лучения ими средств и направлений их расходования, что также выполняется посредством балансового метода.

Пример 16. Составить финплан (баланс доходов и расхо­дов) фирмы и определить сумму кредитов, необходимых для обеспечения ее потребности в средствах.

Расчет. В табл. 11 указаны основные источники поступления средств и направления их расходования по фирме на год. По­нятно, что для уравновешивания суммы доходной и расходной частей плана фирме необходимы кредиты на сумму: 17,2 - 8,8 - 6,0 - 0,4 - 0,2 = 1,8 (д. ед.).

 

Таблица 11

Схема финансового плана (баланса доходов и расходов) фирмы на планируемый год (в д. ед.)

Доходы и поступления Сумма Расходы и отчисления Сумма
Балансовая прибыль 8,8 Налоги от прибыли 4,12
Амортизация 6,0 Прирост собственных оборотных средств 1.0
Прирост устойчивых пассивов 0,4 Капитальные вложения 9,0
Выручка от реализации выбывшего имущества 0,2 Возврат займов от прибыли 1,5
Кредиты банков ? Целевые фонды 1.58
Итого 17,2 Итого 17.2

 

Однако для обоснования такой суммы кредита еще требуется проверка посредством составления шахматной таблицы, увя­зывающей источники средств с адресными расходами.

Вывод. Согласно балансу доходов и расходов фирме для нор­мальной деятельности необходимы кредиты на сумму 1,8 д. ед.

Опытно-статистический метод планирования харак­теризуется ориентацией на фактически достигнутые в про­шлом результаты, по экстраполяции которых определяет­ся план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким об­разом, отражает сложившийся уровень работы с его недо­использованными резервами и погрешностями в прошлом.

Пример 17. Определить норму (план) оборачиваемости товарных запасов в днях по фирме на II квартал планируемого года, используя следующие данные оборачиваемости запасов (в днях) за аналогичные периоды прошлых лет:

1-й год — 5,0 4-й год — 4,5

2-й год — 4,8 5-й год — 4,3

3-й год — 4,2 6-й год —?

Расчет. Для обоснования нормы оборачиваемости на будущее можно использовать опытно-статистический метод, предпола­гающий учет фактических данных оборачиваемости запасов в фирме за II квартал прошлых лет. При нахождении норматив­ной величины оборачиваемости можно использовать разные приемы этого метода: а) расчет по средней арифметической, б) экстраполяцию по убывающей тенденции, в) расчет по еже­годному проценту изменений, д) посредством скользящей сред­ней, е) экспертный, т. е. "на глазок", и др. Если учесть тенден­цию сокращения оборачиваемости запасов в динамике после­дних лет, то представляется, что можно установить норму в днях на будущий период по минимальной величине — 4,2 дня. Однако в любом случае рассчитанная величина должна быть оценена специалистом с точки зрения ее реальности. Выбор приема расчета зависит от квалификации, опыта и интуиции плановика, от его представления об адекватности применяе­мого способа расчета для решения данной задачи.

Вывод. Норма оборачиваемости товарных запасов фирмы на II квартал планируемого года может составить 4,2 дня.

Нормативный метод планирования (или метод тех­нико-экономических расчетов) использует нормативы и нор­мы. В экономике различают понятия "норматив" и "норма". Норматив — это научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Норма— это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными являются нор­мативы, применение которых повышает точность и объек­тивность планового показателя. Однако они не всегда учи­тывают особенности конкретного региона или фирмы. В пла­нировании часто используются следующие нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, тру­да, удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, есте­ственной убыли, тарифов на электроэнергию, физиологи­ческие и рациональные нормативы потребления товаров, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспечен­ности населения больничными койками, классной площади на ученика, количества зрительских мест на 1000 жителей и др.

Пример 18. Определить плановую потребность хлебопе­карни в муке для производства ржаного хлеба. План выпуска товарной продукции — 2000 т, норма выхода готовой продук­ции — 156% к затратам муки.

Расчет. Исходя из пропорции:

2000 — 156%

х — 100%,

определим:

х = 2000 х 100%: 156% = 1282 (т).

Вывод. Норма выхода готовой продукции определяет потреб­ность в муке для хлебопекарни в количестве 1282 т.

Группа экономико-математических методов планиро­вания характеризуется возможностями оптимизации пла­новых решений. Эти методы идентичны применяемым в про­гнозировании. Однако в процессе планирования они еще пре­дусматривают эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе: а) расчеты на отдельную трудовую операцию работника, что приведет к дополни­тельному изменению показателя под воздействием приме­няемых усилий; б) экстраполяцию результатов прошлых действий работников и др.

Сущность экономико-математических методов планиро­вания состоит в том, что они позволяют с меньшими затра­тами времени и средств находить количественное выраже­ние взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Так, можно определить оптимальную зависимость между: 1) партией поставки то­варов и издержками на их транспортировку и хранение; 2) объемом деятельности и издержками с учетом необходи­мой прибыли; 3) объемом капиталовложений и прибылью. По сути, любой показатель может быть запланирован по­средством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъекти­визма в планировании и повышает научный уровень обо­снованности плана. Однако применение этих методов тре­бует точного математического описания экономической за­дачи и обязательной экспертной оценки полученных данных.

Пример 19. Составить план розничного товарооборота тор­говой фирмы на 2007 г. Известно, что прогноз этого показателя по фирме определен в размере 419 д. ед. (см. пример 5).

Расчет. Специалисты фирмы обосновали, что с учетом мер бонификации, т. е. системы оплаты товаров, которая исполь­зует различные виды премирования участников, что потребу­ет 5 д. ед. расходов, можно дополнительно к прошлым перио­дам получить оборот на сумму 15 д. ед. Тогда обоснование пла­на розничного товарооборота (при неизменности прочих факторов влияния на оборот) может быть следующим:

а) базовая величина плана согласно прогнозу 419 д. ед.

б) дополнительный оборот за счет бонификации 15 д.ед.

Итого: 434 д. ед

Примечание. К такому обоснованию плана товарооборота необходимо приложить план мероприятий, предусматриваю­щий:

♦виды поощрений,

♦систему критериев бонификации,

♦список ответственных исполнителей,

♦необходимые действия и сроки их осуществления,

♦ожидаемый эффект в виде прироста товарооборота на сум­му 15 д. ед., а также прибыли.

Вывод. План розничного товарооборота фирмы на 2007 г. может быть утвержден в сумме 434 д. ед.

Следующий элемент методологии планирования — по­казатели плана.

Показатель плана — это выраженная числом харак­теристика свойства (явления, процесса, решения) экономи­ческого объекта. Показатели, используемые в экономичес­ких расчетах, могут быть классифицированы по различ­ным основаниям.

1. По роли в управлении:

♦ директивные, обязательные для исполнения;

♦ расчетные, необязательные для исполнения, в том числе те, которыми обосновывают директивные по­казатели. Их количество много больше директивных.

2. По экономическому содержанию:

♦ натуральные, выражаются в тоннах, метрах, лит­рах, условных банках и др.;

♦ стоимостные, выражаются в денежной форме, которая является эквивалентом многих показателей;

♦ трудовые, выражаются посредством затрат труда.

3. По отношению к деятельности:

♦ объемные (количественные), характеризуют объем де­ятельности, инвестиций и др., например, товарная продукция, грузооборот, торговая площадь, объем строительно-монтажных работ;

♦ качественные, характеризуют качество работы, на­пример, производительность труда, себестоимость, прибыль и рентабельность;

4. По отношению к соизмерителю:

♦ абсолютные, выражаются суммой или количеством;

♦ относительные, т. е. выраженные по отношению к другому показателю, в том числе к этому же, но базисному. В экономических расчетах относительные показатели зачастую играют более важную роль, чем абсолютные. Например, сумма прибыли 200 тыс. руб.мало о чем говорит, так как безотносительна к объему деятельности или капиталу. А вот рентабельность 24% капитала означает, что на каждые 100 руб. основных и оборотных средств в фирме приходится 24 руб. при­были, что уже позволяет качественно оценить ис­пользование средств объектом хозяйствования;

5. По роли в экономической работе:

♦ прогнозные;

♦ плановые;

♦ ожидаемого выполнения;

♦ фактические.

Ожидаемое выполнение показателя определяется в период, когда еще отсутствуют фактические данные в це­лом за изучаемый период, но имеются фактические данные за часть периода. Ожидаемое выполнение представляет собой нечто среднее между плановым заданием периода и его фактическим выполнением. Его расчет включает, как правило: а) сумму фактических данных за прошедший период времени на момент расчета и б) сумму плановых данных оставшегося периода времени, причем этот план может быть скорректирован с учетом фактического выполне­ния.

6. По направленности:

♦ адресные, или индивидуализированные для конкрет­ного исполнителя;

♦ обезличенные, касаются всех исполнителей, например, нормативы.

7. По критерию математических вычислений:

♦ объемные;

♦ средние;

♦ приростные;

♦ предельные (дифференцированные);

♦ индексные.

8. По форме отчетности:

♦ оперативные, основанные на текущем наблюдении за деятельностью;

♦ статистические, предусмотренные статистической отчетностью;

♦ бухгалтерские, предусмотренные бухгалтерской отчетностью. В отличие от статистических бухгалтерс­кие показатели более точные, но требуют больше времени для своего определения.

Показатели в масштабах экономики объединяются сис­темой. Система экономических показателей — это комп­лекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти харак­теристики могут быть взаимосвязаны технологически, орга­низационно, каким-то иным образом и, конечно, экономически. Система экономических показателей отражает:

1) организацию, объем и структуру работы;

2) реальные связи объектов хозяйствования различных уровней и масштабов деятельности;

3) единую стандартизированную и обязательную для применения методику расчета. В настоящее время в России применяется система показателей, унифицированная по от­раслям и видам деятельности согласно кодам Госкомстата РФ. В перспективе ставится задача ее сближения с мировой системой экономических показателей. Так, если в 1998 г. лишь 60% показателей России соответствовали мировой системе экономических показателей, то к 2001 г. их доля возросла до 85%, а затем и до 100%. Таким образом, в данной сфере ставится задача перевести российскую систему экономических показателей на мировую систему, закрепленную в Системе Национальных Счетов (СНС). Единство и обязательность применения системы показателей позволяет обеспечить их сопоставимость и возможность све­дения по фирмам, регионам, отраслям, странам мира.

В экономических расчетах важна сопоставимость пока­зателя не только по методике расчета, но и по ценам и другим факторам. Такая сопоставимость показателя дости­гается специальными расчетами: переводом в сопоставимые цены, переводом в сопоставимость по времени деятельнос­ти, по иным сопоставлениям.

Сопоставимость по ценам достигается использовани­ем плановых и фактических индексов цен на товары и услуги.

Пример 20. Указать фактический розничный товарооборот России за 2005 г. в ценах 2007 г., т. е. для задач планирования перевести данные по обороту 2005 г. в сопоставимые цены. Известно, что розничный товарооборот страны в 2005 г. со­ставлял 755 млрд. руб. в текущих ценах. Фактический индекс цен на товары широкого потребления составил: за 2005 г. — 1,3 раза, за 2006 г. — 1,22 раза. Расчет. Объем розничного товарооборота страны за 2005 г. в ценах 2007 г. составит:

755000 х 1,3 х 1,22 = 1197,43 млрд. руб.

Вывод. Розничный товарооборот 2005 г. в ценах 2007 г. составил

по стране 1 197,43 млрд. руб.

Полученная величина сопоставимого по ценам показа­теля может быть использована как база для расчетов плана (прогноза) товарооборота на следующие периоды.

Пример 21. Определить сопоставимый по времени дея­тельности фирмы объем платных услуг за год. Фирма имеет четыре филиала, объем услуг которых за год составил 4700 тыс. руб. Все филиалы работали весь год, кроме одного, который был закрыт на ремонт в течение двух меся­цев. Его объем услуг в среднем за месяц составляет 80 тыс. руб.

Расчет. Сопоставимый по времени работы объем платных ус­луг фирмы составит:

4700 + 80 х 2 = 4860 (тыс. руб.).

Таким был бы объем услуг фирмы за год, если бы все ее филиалы работали весь год. Именно эта величина должна ис­пользоваться в экономических обоснованиях плана на будущее как база для расчетов.

Вывод. Сопоставимый по времени работы объем услуг фирмы, который должен будет использоваться как база для последую­щих плановых расчетов, составляет за год 4860 тыс. руб.

В экономических расчетах кроме понятия "показатель" часто используется еще одно понятие — "параметр". Па­раметр как показатель, характеризующий систему или элемент системы, указывает, что данная система отлична от других. Термин "параметр" употребляется и в значении измеримой величины, которая характеризует структуру явления, его состояние, уровень развития и сам процесс. В этом смысле параметром является, например, темп изменения валового внутреннего продукта страны, уровень ин­фляции, изменение численности населения. Параметры со­ставляют каркас каждой экономической модели и выявля­ются путем статистического изучения экономической дей­ствительности. Например, если изучается расход материалов в производстве, то параметром может считаться норматив этих расходов.

Еще один элемент методологии планирования — это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План — реальный ориентир к действиям. И действия плана требуют своих обоснований. Без них план никогда не станет реальностью. Надежды на то, что запланированная цель осуществится сама собой, маловероятны. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают:

♦ развернутое описание необходимых действий;

♦ ресурсное обеспечение;

♦ перечень участвующих исполнителей (служб) и оп­ределение их дифференцированных задач;

♦ сроки выполнения расчетных показателей.

Меры достижения целей плана требуют обоснования с организационной, технологической, маркетинговой, кадро­вой и иных сторон. Эти стороны должны иметь экономичес­кое содержание, т. е. необходимые ресурсы и ожидаемые результаты, выраженные в стоимостном эквиваленте. По­нятно, что меры выполнения бизнес-плана по уровню раз­работанности будут отличаться от мер выполнения страте­гического плана. Понятно, что данный элемент методоло­гии планирования имеет свои особенности в каждом виде плана. Но обязательность его присутствия в плане не вы­зывает сомнений.

Типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер дея­тельности:

1. В сфере основного капитала:

♦ поиск источников инвестиций на выгодных условиях;

♦ модернизация, реконструкция и расширение деятель­ности;

♦ увеличение доли активной части основных фондов;

♦ меры повышения уровня автоматизации и механиза­ции труда;

♦ профилактический ремонт и своевременная замена изношенных частей оборудования, частичная или полная модернизация узлов;

♦ защита авторских прав субъекта хозяйствования;

♦ применение оправданной ускоренной амортизации;

♦ открытие новой сети, в том числе торговой: сни­женных цен, сетей, торгующих по каталогам, скла­дов-магазинов, демонстрационных залов, почтовой торговли и др.

2. В сфере персонала:

♦ новые системы мотивации труда: а) сдельные систе­мы, б) доплаты и надбавки, в) премирование, из них специальные и индивидуальные виды премирования;

♦ меры повышения производительности труда, в том числе за счет эффективного использования основно­го и оборотного капитала, рационализации числен­ности работников;

♦ применение нормативов и норм труда;

♦ наем высококвалифицированных работников;

♦ применение должностных инструкций;

♦ повышение квалификации персонала, в том числе его обучение;

♦ меры по соблюдению трудового законодательства;

♦ создание атмосферы делового сотрудничества адми­нистрации и профсоюзов;

♦ обязательное выполнение всех пунктов трудовых со­глашений и договоров;

♦ укрепление трудовой дисциплины;

♦ снижение потерь рабочего времени.

3. В сфере менеджмента:

♦ применение схем управления, адекватных условиям деятельности;

♦ планирование карьеры сотрудников;

♦ организация объединений объектов хозяйствования;

♦ диверсификация деятельности, в том числе внедре­ние новых видов бизнеса;

♦ развитие культуры производства на объектах хозяйствования.

4. В сфере оборотного капитала:

♦ ускорение оборачиваемости капитала в пределах нормы;

♦ нормирование элементов капитала;

♦ меры нормализации производственных и торговых запасов;

♦ ускорение сроков доставки сырья, продукции и товаров;

♦ уменьшение дебиторской задолженности;

♦ увеличение доли собственного оборотного капитала;

♦ использование капитала партнеров по бизнесу;

♦ поиск кредитов на льготных условиях.

5. В сфере маркетинга, в том числе сбыта:

♦ снижение звенности товародвижения;

♦ стимулирование сбыта;

♦ использование инструментов маркетинга;

♦ поиск новых выгодных поставщиков;

♦ совершенствование системы хозяйственных связей;

♦ новые формы обслуживания;

♦ расширение спектра платных услуг;

♦ контроль за качеством продукции (товаров);

♦ рекламная кампания;

♦ дизайн товара и его упаковки;

♦ новые формы коммерции (мерчандайзинг, бонифи­кация, брэндинг, паблик рилейшнз, директмейл, паблисити, торговые конкурсы, презентации, исполь­зование образцов товаров, купонов, зачетных тало­нов и др.).

6. В сфере рационализации издержек производства и обращения:

♦ режим экономии, в том числе жесткий контроль за расходованием средств;

♦ рациональное расходование средств, направляемых на статьи, связанные с повышением качества про­дукции и обслуживания;

♦ внедрение дешевой распределительной системы;

♦ ликвидация потерь от бесхозяйственности и расто­чительства;

♦ рационализация расходов: на транспорт, тару, упа­ковку, содержание помещений и др.;

♦ снижение материалоемкости продукции;

♦ исследование каждого вида затрат, по которым име­ются неоправданный рост или перерасход.

Разработка мер выполнения плана включает также за­дания исполнителям — работникам подразделений и служб, специалистам. В таких заданиях указываются основные под­цели, т. е. задачи для исполнителей. Эти задачи рекоменду­ется излагать кратко, без детализации, что позволит в даль­нейшем исполнителю самостоятельно определить необхо­димые конкретные действия сообразно обстановке и складывающимся обстоятельствам. Такой подход в сочета­нии с соответствующей мотивацией труда исполнителя плана повышает степень его самостоятельности, ответственности и творчества при выполнении задания. Эта самостоятель­ность должна быть лишь в определенных пределах, не пре­вышающих должностные полномочия исполнителя плана.

Меры выполнения плана должны включать сроки ис­полнения. Это целесообразно делать посредством состав­ления календарного плана, разработки сетевого графика или "дерева целей". Такой подход упорядочивает время на­чала и окончания работ, последовательность их выполне­ния, включает резервы времени, а также усиливает воз­можности мониторинга со стороны руководства.

Разработка мер выполнения плана, увязанная по ис­полнителям, определяет синергию объекта хозяйствова­ния, т. е. сотрудничество между различными фирмами или подразделениями (службами) одной фирмы. Благодаря си­нергии создается продуманная взаимосвязь и зависимость исполнителей разного уровня и видов деятельности.

Меры выполнения плана включают смету расходов. Она может разрабатываться: а) для отдельных структурных под­разделений; б) в целом по фирме на блок заданий плана, в) для отдельного исполнителя плана; г) на отдельное зада­ние плана. Обязательна разработка общей по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация расходов сметы не должна мешать определенной степени свободы исполните­лей плана при выполнении его задании. Однако форма от­чета об использовании средств должна позволять контро­лировать направления и размеры их расходования.

В экономической теории наряду с понятием "план" ши­роко используется понятие "политика". Политика — это управление определенной сферой деятельности в рамках выбранной плановой стратегии объекта хозяйствования. Политика отражает общие указания по осуществлению де­ятельности в фирме, характеризует положения, в соот­ветствии с которыми устанавливаются параметры приня­тия повторяющихся второстепенных решений. Политика фирмы в определенной сфере характеризует ее деятель­ность, направленную на достижение цели, создание пре­имуществ и благоприятных условий развития отдельных аспектов работы. Она определяет стиль используемых под­ходов и приемов формирования необходимой среды хозяй­ствования, в которой будут реализованы долговременные цели стратегического плана фирмы.

В современной экономической практике различают по­литику: сбыта, цен, инвестиций, технологий, кадров.

Указанные области политики отличаются особенностя­ми, усиливающими внимание к отдельным сторонам деятельности. Любая политика есть отражение чьих-то инте­ресов, когда идет формирование определенного стиля уп­равления, приоритетов деятельности, т. е. всего того, что позволит посредством определенных тактических действий достичь намеченную стратегию развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 4654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.