КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология планированияПроцесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, т. е. в соответствии с методологией планирования. Методология планирования — это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер (и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга. Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она может совершенствоваться с появлением новых знаний в области экономики и планирования. Рассмотрим элементы методологии планирования. К основным принципам планирования относятся: 1. Принцип единства т. е. холизма, означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности. 2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму — третий и т. д. Принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный — долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени. 3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т. е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенныхрезервов или "надбавок на безопасность", которые должны амортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности. 4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана. 5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости — специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители. Второй существенный элемент методологии — это методы планирования. К основным методам планирования относятся: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический. Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчетов. Балансовый метод планирования характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой — направления их использования. Правильное определение ресурсов будет означать обоснованное направление их использования согласно имеющимся потребностям. В планировании часто применяются такие балансы, как: а) натуральный (материальный), б) стоимостной, в) трудовой, г) межотраслевой и др. Так, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения региона — определения источников получения ими средств и направлений их расходования, что также выполняется посредством балансового метода. Пример 16. Составить финплан (баланс доходов и расходов) фирмы и определить сумму кредитов, необходимых для обеспечения ее потребности в средствах. Расчет. В табл. 11 указаны основные источники поступления средств и направления их расходования по фирме на год. Понятно, что для уравновешивания суммы доходной и расходной частей плана фирме необходимы кредиты на сумму: 17,2 - 8,8 - 6,0 - 0,4 - 0,2 = 1,8 (д. ед.).
Таблица 11 Схема финансового плана (баланса доходов и расходов) фирмы на планируемый год (в д. ед.)
Однако для обоснования такой суммы кредита еще требуется проверка посредством составления шахматной таблицы, увязывающей источники средств с адресными расходами. Вывод. Согласно балансу доходов и расходов фирме для нормальной деятельности необходимы кредиты на сумму 1,8 д. ед. Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом. Пример 17. Определить норму (план) оборачиваемости товарных запасов в днях по фирме на II квартал планируемого года, используя следующие данные оборачиваемости запасов (в днях) за аналогичные периоды прошлых лет: 1-й год — 5,0 4-й год — 4,5 2-й год — 4,8 5-й год — 4,3 3-й год — 4,2 6-й год —? Расчет. Для обоснования нормы оборачиваемости на будущее можно использовать опытно-статистический метод, предполагающий учет фактических данных оборачиваемости запасов в фирме за II квартал прошлых лет. При нахождении нормативной величины оборачиваемости можно использовать разные приемы этого метода: а) расчет по средней арифметической, б) экстраполяцию по убывающей тенденции, в) расчет по ежегодному проценту изменений, д) посредством скользящей средней, е) экспертный, т. е. "на глазок", и др. Если учесть тенденцию сокращения оборачиваемости запасов в динамике последних лет, то представляется, что можно установить норму в днях на будущий период по минимальной величине — 4,2 дня. Однако в любом случае рассчитанная величина должна быть оценена специалистом с точки зрения ее реальности. Выбор приема расчета зависит от квалификации, опыта и интуиции плановика, от его представления об адекватности применяемого способа расчета для решения данной задачи. Вывод. Норма оборачиваемости товарных запасов фирмы на II квартал планируемого года может составить 4,2 дня. Нормативный метод планирования (или метод технико-экономических расчетов) использует нормативы и нормы. В экономике различают понятия "норматив" и "норма". Норматив — это научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Норма— это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными являются нормативы, применение которых повышает точность и объективность планового показателя. Однако они не всегда учитывают особенности конкретного региона или фирмы. В планировании часто используются следующие нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, труда, удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, естественной убыли, тарифов на электроэнергию, физиологические и рациональные нормативы потребления товаров, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспеченности населения больничными койками, классной площади на ученика, количества зрительских мест на 1000 жителей и др. Пример 18. Определить плановую потребность хлебопекарни в муке для производства ржаного хлеба. План выпуска товарной продукции — 2000 т, норма выхода готовой продукции — 156% к затратам муки. Расчет. Исходя из пропорции: 2000 — 156% х — 100%, определим: х = 2000 х 100%: 156% = 1282 (т). Вывод. Норма выхода готовой продукции определяет потребность в муке для хлебопекарни в количестве 1282 т. Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в прогнозировании. Однако в процессе планирования они еще предусматривают эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе: а) расчеты на отдельную трудовую операцию работника, что приведет к дополнительному изменению показателя под воздействием применяемых усилий; б) экстраполяцию результатов прошлых действий работников и др. Сущность экономико-математических методов планирования состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Так, можно определить оптимальную зависимость между: 1) партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; 2) объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли; 3) объемом капиталовложений и прибылью. По сути, любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обязательной экспертной оценки полученных данных. Пример 19. Составить план розничного товарооборота торговой фирмы на 2007 г. Известно, что прогноз этого показателя по фирме определен в размере 419 д. ед. (см. пример 5). Расчет. Специалисты фирмы обосновали, что с учетом мер бонификации, т. е. системы оплаты товаров, которая использует различные виды премирования участников, что потребует 5 д. ед. расходов, можно дополнительно к прошлым периодам получить оборот на сумму 15 д. ед. Тогда обоснование плана розничного товарооборота (при неизменности прочих факторов влияния на оборот) может быть следующим: а) базовая величина плана согласно прогнозу 419 д. ед. б) дополнительный оборот за счет бонификации 15 д.ед. Итого: 434 д. ед Примечание. К такому обоснованию плана товарооборота необходимо приложить план мероприятий, предусматривающий: ♦виды поощрений, ♦систему критериев бонификации, ♦список ответственных исполнителей, ♦необходимые действия и сроки их осуществления, ♦ожидаемый эффект в виде прироста товарооборота на сумму 15 д. ед., а также прибыли. Вывод. План розничного товарооборота фирмы на 2007 г. может быть утвержден в сумме 434 д. ед. Следующий элемент методологии планирования — показатели плана. Показатель плана — это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта. Показатели, используемые в экономических расчетах, могут быть классифицированы по различным основаниям. 1. По роли в управлении: ♦ директивные, обязательные для исполнения; ♦ расчетные, необязательные для исполнения, в том числе те, которыми обосновывают директивные показатели. Их количество много больше директивных. 2. По экономическому содержанию: ♦ натуральные, выражаются в тоннах, метрах, литрах, условных банках и др.; ♦ стоимостные, выражаются в денежной форме, которая является эквивалентом многих показателей; ♦ трудовые, выражаются посредством затрат труда. 3. По отношению к деятельности: ♦ объемные (количественные), характеризуют объем деятельности, инвестиций и др., например, товарная продукция, грузооборот, торговая площадь, объем строительно-монтажных работ; ♦ качественные, характеризуют качество работы, например, производительность труда, себестоимость, прибыль и рентабельность; 4. По отношению к соизмерителю: ♦ абсолютные, выражаются суммой или количеством; ♦ относительные, т. е. выраженные по отношению к другому показателю, в том числе к этому же, но базисному. В экономических расчетах относительные показатели зачастую играют более важную роль, чем абсолютные. Например, сумма прибыли 200 тыс. руб.мало о чем говорит, так как безотносительна к объему деятельности или капиталу. А вот рентабельность 24% капитала означает, что на каждые 100 руб. основных и оборотных средств в фирме приходится 24 руб. прибыли, что уже позволяет качественно оценить использование средств объектом хозяйствования; 5. По роли в экономической работе: ♦ прогнозные; ♦ плановые; ♦ ожидаемого выполнения; ♦ фактические. Ожидаемое выполнение показателя определяется в период, когда еще отсутствуют фактические данные в целом за изучаемый период, но имеются фактические данные за часть периода. Ожидаемое выполнение представляет собой нечто среднее между плановым заданием периода и его фактическим выполнением. Его расчет включает, как правило: а) сумму фактических данных за прошедший период времени на момент расчета и б) сумму плановых данных оставшегося периода времени, причем этот план может быть скорректирован с учетом фактического выполнения. 6. По направленности: ♦ адресные, или индивидуализированные для конкретного исполнителя; ♦ обезличенные, касаются всех исполнителей, например, нормативы. 7. По критерию математических вычислений: ♦ объемные; ♦ средние; ♦ приростные; ♦ предельные (дифференцированные); ♦ индексные. 8. По форме отчетности: ♦ оперативные, основанные на текущем наблюдении за деятельностью; ♦ статистические, предусмотренные статистической отчетностью; ♦ бухгалтерские, предусмотренные бухгалтерской отчетностью. В отличие от статистических бухгалтерские показатели более точные, но требуют больше времени для своего определения. Показатели в масштабах экономики объединяются системой. Система экономических показателей — это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти характеристики могут быть взаимосвязаны технологически, организационно, каким-то иным образом и, конечно, экономически. Система экономических показателей отражает: 1) организацию, объем и структуру работы; 2) реальные связи объектов хозяйствования различных уровней и масштабов деятельности; 3) единую стандартизированную и обязательную для применения методику расчета. В настоящее время в России применяется система показателей, унифицированная по отраслям и видам деятельности согласно кодам Госкомстата РФ. В перспективе ставится задача ее сближения с мировой системой экономических показателей. Так, если в 1998 г. лишь 60% показателей России соответствовали мировой системе экономических показателей, то к 2001 г. их доля возросла до 85%, а затем и до 100%. Таким образом, в данной сфере ставится задача перевести российскую систему экономических показателей на мировую систему, закрепленную в Системе Национальных Счетов (СНС). Единство и обязательность применения системы показателей позволяет обеспечить их сопоставимость и возможность сведения по фирмам, регионам, отраслям, странам мира. В экономических расчетах важна сопоставимость показателя не только по методике расчета, но и по ценам и другим факторам. Такая сопоставимость показателя достигается специальными расчетами: переводом в сопоставимые цены, переводом в сопоставимость по времени деятельности, по иным сопоставлениям. Сопоставимость по ценам достигается использованием плановых и фактических индексов цен на товары и услуги. Пример 20. Указать фактический розничный товарооборот России за 2005 г. в ценах 2007 г., т. е. для задач планирования перевести данные по обороту 2005 г. в сопоставимые цены. Известно, что розничный товарооборот страны в 2005 г. составлял 755 млрд. руб. в текущих ценах. Фактический индекс цен на товары широкого потребления составил: за 2005 г. — 1,3 раза, за 2006 г. — 1,22 раза. Расчет. Объем розничного товарооборота страны за 2005 г. в ценах 2007 г. составит: 755000 х 1,3 х 1,22 = 1197,43 млрд. руб. Вывод. Розничный товарооборот 2005 г. в ценах 2007 г. составил по стране 1 197,43 млрд. руб. Полученная величина сопоставимого по ценам показателя может быть использована как база для расчетов плана (прогноза) товарооборота на следующие периоды. Пример 21. Определить сопоставимый по времени деятельности фирмы объем платных услуг за год. Фирма имеет четыре филиала, объем услуг которых за год составил 4700 тыс. руб. Все филиалы работали весь год, кроме одного, который был закрыт на ремонт в течение двух месяцев. Его объем услуг в среднем за месяц составляет 80 тыс. руб. Расчет. Сопоставимый по времени работы объем платных услуг фирмы составит: 4700 + 80 х 2 = 4860 (тыс. руб.). Таким был бы объем услуг фирмы за год, если бы все ее филиалы работали весь год. Именно эта величина должна использоваться в экономических обоснованиях плана на будущее как база для расчетов. Вывод. Сопоставимый по времени работы объем услуг фирмы, который должен будет использоваться как база для последующих плановых расчетов, составляет за год 4860 тыс. руб. В экономических расчетах кроме понятия "показатель" часто используется еще одно понятие — "параметр". Параметр как показатель, характеризующий систему или элемент системы, указывает, что данная система отлична от других. Термин "параметр" употребляется и в значении измеримой величины, которая характеризует структуру явления, его состояние, уровень развития и сам процесс. В этом смысле параметром является, например, темп изменения валового внутреннего продукта страны, уровень инфляции, изменение численности населения. Параметры составляют каркас каждой экономической модели и выявляются путем статистического изучения экономической действительности. Например, если изучается расход материалов в производстве, то параметром может считаться норматив этих расходов. Еще один элемент методологии планирования — это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План — реальный ориентир к действиям. И действия плана требуют своих обоснований. Без них план никогда не станет реальностью. Надежды на то, что запланированная цель осуществится сама собой, маловероятны. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают: ♦ развернутое описание необходимых действий; ♦ ресурсное обеспечение; ♦ перечень участвующих исполнителей (служб) и определение их дифференцированных задач; ♦ сроки выполнения расчетных показателей. Меры достижения целей плана требуют обоснования с организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. Эти стороны должны иметь экономическое содержание, т. е. необходимые ресурсы и ожидаемые результаты, выраженные в стоимостном эквиваленте. Понятно, что меры выполнения бизнес-плана по уровню разработанности будут отличаться от мер выполнения стратегического плана. Понятно, что данный элемент методологии планирования имеет свои особенности в каждом виде плана. Но обязательность его присутствия в плане не вызывает сомнений. Типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер деятельности: 1. В сфере основного капитала: ♦ поиск источников инвестиций на выгодных условиях; ♦ модернизация, реконструкция и расширение деятельности; ♦ увеличение доли активной части основных фондов; ♦ меры повышения уровня автоматизации и механизации труда; ♦ профилактический ремонт и своевременная замена изношенных частей оборудования, частичная или полная модернизация узлов; ♦ защита авторских прав субъекта хозяйствования; ♦ применение оправданной ускоренной амортизации; ♦ открытие новой сети, в том числе торговой: сниженных цен, сетей, торгующих по каталогам, складов-магазинов, демонстрационных залов, почтовой торговли и др. 2. В сфере персонала: ♦ новые системы мотивации труда: а) сдельные системы, б) доплаты и надбавки, в) премирование, из них специальные и индивидуальные виды премирования; ♦ меры повышения производительности труда, в том числе за счет эффективного использования основного и оборотного капитала, рационализации численности работников; ♦ применение нормативов и норм труда; ♦ наем высококвалифицированных работников; ♦ применение должностных инструкций; ♦ повышение квалификации персонала, в том числе его обучение; ♦ меры по соблюдению трудового законодательства; ♦ создание атмосферы делового сотрудничества администрации и профсоюзов; ♦ обязательное выполнение всех пунктов трудовых соглашений и договоров; ♦ укрепление трудовой дисциплины; ♦ снижение потерь рабочего времени. 3. В сфере менеджмента: ♦ применение схем управления, адекватных условиям деятельности; ♦ планирование карьеры сотрудников; ♦ организация объединений объектов хозяйствования; ♦ диверсификация деятельности, в том числе внедрение новых видов бизнеса; ♦ развитие культуры производства на объектах хозяйствования. 4. В сфере оборотного капитала: ♦ ускорение оборачиваемости капитала в пределах нормы; ♦ нормирование элементов капитала; ♦ меры нормализации производственных и торговых запасов; ♦ ускорение сроков доставки сырья, продукции и товаров; ♦ уменьшение дебиторской задолженности; ♦ увеличение доли собственного оборотного капитала; ♦ использование капитала партнеров по бизнесу; ♦ поиск кредитов на льготных условиях. 5. В сфере маркетинга, в том числе сбыта: ♦ снижение звенности товародвижения; ♦ стимулирование сбыта; ♦ использование инструментов маркетинга; ♦ поиск новых выгодных поставщиков; ♦ совершенствование системы хозяйственных связей; ♦ новые формы обслуживания; ♦ расширение спектра платных услуг; ♦ контроль за качеством продукции (товаров); ♦ рекламная кампания; ♦ дизайн товара и его упаковки; ♦ новые формы коммерции (мерчандайзинг, бонификация, брэндинг, паблик рилейшнз, директмейл, паблисити, торговые конкурсы, презентации, использование образцов товаров, купонов, зачетных талонов и др.). 6. В сфере рационализации издержек производства и обращения: ♦ режим экономии, в том числе жесткий контроль за расходованием средств; ♦ рациональное расходование средств, направляемых на статьи, связанные с повышением качества продукции и обслуживания; ♦ внедрение дешевой распределительной системы; ♦ ликвидация потерь от бесхозяйственности и расточительства; ♦ рационализация расходов: на транспорт, тару, упаковку, содержание помещений и др.; ♦ снижение материалоемкости продукции; ♦ исследование каждого вида затрат, по которым имеются неоправданный рост или перерасход. Разработка мер выполнения плана включает также задания исполнителям — работникам подразделений и служб, специалистам. В таких заданиях указываются основные подцели, т. е. задачи для исполнителей. Эти задачи рекомендуется излагать кратко, без детализации, что позволит в дальнейшем исполнителю самостоятельно определить необходимые конкретные действия сообразно обстановке и складывающимся обстоятельствам. Такой подход в сочетании с соответствующей мотивацией труда исполнителя плана повышает степень его самостоятельности, ответственности и творчества при выполнении задания. Эта самостоятельность должна быть лишь в определенных пределах, не превышающих должностные полномочия исполнителя плана. Меры выполнения плана должны включать сроки исполнения. Это целесообразно делать посредством составления календарного плана, разработки сетевого графика или "дерева целей". Такой подход упорядочивает время начала и окончания работ, последовательность их выполнения, включает резервы времени, а также усиливает возможности мониторинга со стороны руководства. Разработка мер выполнения плана, увязанная по исполнителям, определяет синергию объекта хозяйствования, т. е. сотрудничество между различными фирмами или подразделениями (службами) одной фирмы. Благодаря синергии создается продуманная взаимосвязь и зависимость исполнителей разного уровня и видов деятельности. Меры выполнения плана включают смету расходов. Она может разрабатываться: а) для отдельных структурных подразделений; б) в целом по фирме на блок заданий плана, в) для отдельного исполнителя плана; г) на отдельное задание плана. Обязательна разработка общей по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация расходов сметы не должна мешать определенной степени свободы исполнителей плана при выполнении его задании. Однако форма отчета об использовании средств должна позволять контролировать направления и размеры их расходования. В экономической теории наряду с понятием "план" широко используется понятие "политика". Политика — это управление определенной сферой деятельности в рамках выбранной плановой стратегии объекта хозяйствования. Политика отражает общие указания по осуществлению деятельности в фирме, характеризует положения, в соответствии с которыми устанавливаются параметры принятия повторяющихся второстепенных решений. Политика фирмы в определенной сфере характеризует ее деятельность, направленную на достижение цели, создание преимуществ и благоприятных условий развития отдельных аспектов работы. Она определяет стиль используемых подходов и приемов формирования необходимой среды хозяйствования, в которой будут реализованы долговременные цели стратегического плана фирмы. В современной экономической практике различают политику: сбыта, цен, инвестиций, технологий, кадров. Указанные области политики отличаются особенностями, усиливающими внимание к отдельным сторонам деятельности. Любая политика есть отражение чьих-то интересов, когда идет формирование определенного стиля управления, приоритетов деятельности, т. е. всего того, что позволит посредством определенных тактических действий достичь намеченную стратегию развития.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 4654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |