Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы права




Охарактеризуйте нормативно-правовые акты ЕС и Сообществ. В чем их особенности по сравнению с нормативно-правовыми актами государств и других международных организаций (ООН, Совета Европы и др.)?

Регламент и директива — нормативные акты, выступающие в качестве «закона» (регламент) или «основ законодательства» (дирек­тива) ЕС (см. вопрос № 5);Регламенты, директивы и рамочные решения не подлежат рати­фикации со стороны государств-членов!Регламенты вступают в силу на 20-й день после их опубликова­ния в Официальном журнале Европейского Союза. решение (англ. decision; франц. decision), которое в рамках Со­общества, как правило, служит индивидуальным актом. «Решение обязательно во всех своих элементах для адресатов, которых оно ука­зывает» (ст. 249). Например, в форме решений Европейская комис­сия налагает штрафы на предприятия или санкционирует объедине­ние крупных компаний. рекомендация и заключение — акты, не имеющие обязатель­ной силы. Рекомендация (англ. recommendation; франц. recommandation) слу­жит формой для выдвижения предложений, пожеланий в адрес госу­дарств-членов, физических и юридических лиц. В континентальной теории рекомендации содержат по­ложения общего характера, а в западной доктрине их рассматрива­ют в качестве источников «мягкого права» (англ. soft law)

Общие принципы права выражают основополагающие ценности, которыми Союз должен- руководствоваться в своей правотворческой и правоприменительной деятельности.

Особенно важное значение имело закрепление в Амстердамском договоре так называемых «общих принципов европейского права». В отличие от существовавших ранее принципов правоприменения (прямо­го действия и приоритета норм европейского права, субсидиарности), «общие принципы» носили только доктринальный характер. В тексте Амстердамского договора они трактовались как «принципы, которые являются общими для государств-членов». По содержанию «общие прин­ципы» также являлись совершенно универсальными. В их состав вошли принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, правового государства (в англоязычной версии - «господства права»). Но Суд Европейских Сообществ в обосновании своих решений вскоре начал формулировать и новые «общие принципы» - принцип пропорциональности (действия властей строго пропорциональны по­ставленным целям и не более), принцип правовой определенности (недо­пустимость обратной силы норм права), процессуальные принципы (в мо­дальности «прав»: право на юридическую помощь; на конфиденциаль­ность информации, предоставленной адвокату; на «выражение своего мнения»). Характерно, что Суд заявил о своем праве формулировать «общие принципы» на основе не только расширительного толкования учредительного договора Евросоюза, но и «конституционных традиций» стран-участниц, а также принципов естественного права. Подобные новации имели огромное доктринальное значение. Не случайно, что юристы сразу начали называть «общие принципы» конституционными принципами Евросоюза.

В качестве общих принципов права Сообщества (англ. general principles of Community law; франц. principes gfeneraux du droit communautaire) они были сформулированы в решениях Суда Евро­пейских сообществ. Последний, в свою очередь, отталкивался от принципов, выработанных в правовых системах государств-членов (начиная с римского права), а также в международном публичном праве2.

В разные годы в качестве общих принципов Судом, в частности, были провозглашены:

— обязательность соблюдения основных прав личности и сами эти права (например, соблюдение права собственности как общий принцип права Сообщества). Таким путем Суд восполнял пробел в учредительных договорах, которые и в первоначальной, и в дейст вующей редакции не содержат полноценного «билля о правах» (см. вопрос № 84);

— процессуальные права и гарантии применительно к делам, рассматриваемым наднациональными институтами (например, при наложении Комиссией штрафов на предприятия, нарушающие зако­нодательство ЕС о конкуренции): право на защиту, конфиденциаль­ность общения с адвокатом, право быть заслушанным и др.;

— принцип правовой определенности, или правовой безопас­ности {англ. legal certainty; франц. securite juridique), согласно которо­му законодательство ЕС должно быть ясным и предсказуемым для всех субъектов. Данный принцип, в частности, не разрешает прида­вать обратную силу мерам, ухудшающим положение лиц по сравне­нию с действующим правовым регулированием.

В 1990-е гг. ряд основополагающих правовых принципов были закреплены непосредственно в Договоре о Европейском Союзе (ст. 6). Это принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и принцип правового государства. В случае их «сущест­венного и устойчивого» нарушения (ст. 7) государство может быть привлечено к ответственности в виде лишения отдельных прав, вы­текающих из членства в Европейском Союзе (например, права голо­са его представителей в некоторых институтах и органах последнего).

В проекте Конституции Союза демократические принципы кон­ституционного строя закреплены в качестве его ценностей: «Союз ос­новывается на ценностях уважения человеческого достоинства, сво­боды, демократии, равенства, правового государства, а также соблю­дения прав человека. Эти ценности являются общими для государств-членов в демократическом обществе, характеризуемом плюрализмом, терпимостью, правосудием, солидарностью и отсутст­вием дискриминации» (ст. 2 «Ценности Союза»).

 

51. Проанализируйте Договор, учреждающий Конституцию для Европы («Конституцию Европейского Союза»). Какова юридическая природа данного акта? Сравните его с конституциями государств (выявите сходства и отличия). Основная идея договора, учреждающего конституцию ЕС является создание наднациональной конституции. Конституционный договор ликвидировал «архитектуру» трех «опор» Союза, установленную в Маастрихте, в том числе ликвидировал суще­ствовавшие ранее Сообщества. В соответствии с ним предполагается создание единой институциональной структуры в составе Европейского Совета во главе с Президентом, Европейского парламента, Совета мини-;тров во главе с его Председателем, Комиссии вО главе с ее Председате­ли, Суда, Счетной палаты, Европейского центрального банка, Консуль­тативных органов Союза. Первая Конституция Европейского Союза — это без преувеличения исторический документ. До сих пор в мире известны были только Конституции национальных государств. Ее проект разработан Европейским Конвентом во главе со старейшиной европейского политического клуба Валери Жискар Д'Эстеном. Заседал Конвент о будущем Европы с 28 февраля 2002г. по 18 июля 2003г. и выработал текст бессрочного Договора, учреждающего Конституцию для Европы, подписанного 29 октября 2004г. двадцатью пятью государствами Европейского Союза. Он был подготовлен Конвентом - международной конференцией, по своему составу выходящей за пределы Европейского Союза. Договор должен пройти процедуру ратификации и/или референдума, в зависимости от внутреннего законодательства подписавшей договор страны.

Конституция призвана утвердить единые, простые и понятные правила ункционирования Европейского Союза, «влияния граждан на формирование его политики. Основной закон определяет цели беспрецедентной исторической общности стран и народов, основные права нации и граждан, компетенции руководящих органов, разделение полномочий между Союзом и государствами, критерии членства. Новый основной закон упрощает механизм функционирования Европейского Союза, делает его более понятным гражданам. Договор, учреждающий Конституцию, бессрочный. Он представляет собой единый, консолидированный договор. Принятием Конституционного договора архитекторы интеграции провозгласили на долгие годы модель развития европейской цивилизации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.