Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности пожилого возраста




 

Пожилой возраст - возраст жизненного опыта, мудрости. Современные пожилые люди образованные, энергичны, стремятся к самоутверждению и активному участию в общественной жизни. Передача молодежи накопленного опыта (профессионального, жизненного) является ведущей потребностью этого возраста.

Недостатки пожилого возраста: идеализация прошлого и качеств присущих себе и своему поколению. Это приводит к консерватизму, неприятию некоторых ценностей современной культуры, искусства, обуславливают менторский характер общения с молодежью; чрезмерная речевая активность, иногда отсутствие такта.

Умение пожилых людей общаться с молодежью зависит от культуры, гибкости, ума, присутствия чувства нового.

В связи с уходом на пенсию в пожилом возрасте значительно увеличивается объем свободного времени. Его они используют на познавательную деятельность, расширение своих знаний. Увеличивается интерес к внутренней и внешней политике.

Требования к работе с людьми пожилого возраста:

-организация мемуарной деятельности;

-привлечение к работе с молодежью;

-создание условий для изучения и анализа ценностей современной культуры и форм ее освоения.

Ученые пытаются найти универсальные причины механизма старения, нащупать пути управления этими процессами. Многие вопросы так и остаются открытыми, на некоторые из них нашелся ответ совсем недавно.

В словаре С.И. Ожегова «пожилой» -«старость» - это период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма. Причём эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, на социальном уровне - человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальная роль; на психологическом - человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним.

Известный американский психолог Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения. Этот кризис знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Эриксона, основная задача старости - достижение ценности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она себя свела, как внутренне необходимой и единственно возможной.

Д.Б. Брамлей рассматривает человеческую жизнь как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. И цикл старения состоит из трёх стадий: 1). "удаления от дел" ("отставки", по выражению автора, 65-70 лет); 2). старости (70 и более лет) и 3). последней стадии -дряхлости, болезненной старости и смерти (максимум — около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы).

Старость характеризуется Д.Б.Бромлей отсутствие занятости, каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Главное не применять ко всем один и тот же критерий. В то же время важно осознать, что пожилые люди - это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.

Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами и потребностями, широкий диапазон различных форм активности, включая социально- культурную, культурно-досуговую, профессиональную, общественно-политическую, творческую, спортивной. Социум должен оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным.

Включение старых людей в жизнь общества позволяет молодым освободится от страха перед старостью и видеть в ней естественную форму своей будущей жизни.

Немецкий физик Р. Клаузис в 1865 году впервые пролил свет на глубинные причины этого явления. Он доказал, что в природе все процессы протекают асимметрично, однонаправлено. Разрушение происходит само собой, а созидание требует затраты энергии. Для создания и существования любой структуры необходим приток энергии извне, поскольку сама по себе энергия имеет тенденцию рассеиваться в пространстве. Если у пожилого человека высокий уровень социальной и трудовой активности – это способствует сохранению умственной и физической работоспособности до глубокой старости.

Известно, например, что живший в Англии почтовый чиновник Роберт Тэйлор дожил до 134 лет. Пораженная и растроганная этим фактом королева Виктория прислала старику свой портрет с надписью: «Дар королевы Виктории Р. Тэйлору в память о его глубокой и беспримерной старости». Правда, случилось непредвиденное: подарок так взволновал долгожителя, что, получив его, он в тот же день скончался.

Французский ученый П. Генио в своей книге «Чтобы жить сто лет» рассказывает о том, что «31 июля 1554 года кардинал д'Арманьяк, проходя по улице, увидел плачущего на пороге своего дома 80-летнего старика. На вопрос кардинала старик ответил, что его побил отец. Удивленный кардинал пожелал увидеть отца. Ему представили очень бодрого старика 113 лет. Старик объяснил кардиналу, что побил сына за неуважение к деду, мимо которого он прошел, не поклонившись. Войдя в дом, кардинал увидел там еще одного старика 143 лет». Согласно описаниям ученых XVI века, очень долгую жизнь прожил английский рыбак Генри Дженкинс, умерший в возрасте 169 лет. До глубокой старости он сохранял ясный ум и работоспособность.

Исследователи отмечают, что долгожители очень активны, жизнерадостны, быстро восстанавливают свое настроение после тяжелых психических потрясений, не поддаются мрачным мыслям. Ничто так не укорачивает жизнь, как печаль, уныние, страх, тоска. Не случайно известные пословица гласит:«Смейся больше — проживешь дольше».

В достижении долголетия играют немалую роль индивидуальные особенности организма и личности. Обследованные геронтологами долгожители отличались спокойным характером, уравновешенностью, отсутствием суетливости. Многие из долгожителей вели тяжелую трудовую жизнь, испытывали серьезные лишения, но при этом сохраняли спокойствие, стойко переносили все невзгоды. Кроме того, на основании проведенных исследований ученые приходят к выводу, что здоровая семья, окружающая среда, включая культурно-досуговые учреждения, поддерживающая творческую активность человека— одно из важных условий, благоприятствующих долголетию.

Долгожители, не ведущие пассивный отдых, принимающие стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за сохранение собственной личности и состояния своего психического развития, могут находить радости и ценности в жизни, видеть в себе и в своём окружении и обществе происходящие изменения и философски к этому подходить. Занятию творчеством в старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, толерантность, благожелательность, доброта, сохранение качества, которого нет ни в одной возрастной категории, которого нет и не может быть у других — мудрость.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Какие возрастные периодизации вы знаете.

2.Дайте характеристику психолого-педагогического развития возрастных групп:

а)младшего школьного

б)подросткового

в) юношеского

г)зрелого

д)долгожителей

3.В чем психолого-педагогические особенности студенческого возраста.

 

 

Глава 4. Основные направления воспитания

В настоящее время основные направления воспитания определяются единством целей и содержания. Стержневыми в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе являются патриотическое и гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, валеологическое и антинаркотическое воспитание студенческой молодежи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.