Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древнего Китая. Философия Древней Индии




Философия Древней Индии

Философия буддизма: Буддизм возникает в Индии, а в 3в. до н. э. – это государственная религия. В 7-9вв. до н. э. вытесняется из Индии индуизмом. Согласно Будде: 1. Жизнь – это страдание; бедность, старость и смерть – это то, что он увидел; 2. Причиной страдания являются желания; 3. Можно избежать страданий, для этого необходимо отказаться от желаний. Самое большое желание – это желание жить.

Расцвет древнекитайской философии дотируется 7-6в.до н. э. Философия Древнего Китая направлена не внутрь человека, а во вне (на мир, на общество). Основными школами Древнего Китая были: конфуцианство, даосизм, легизм. Главными понятиями философии Древнего Китая являются Дао (тоже самое что и Брахман в Древней Индии) – универсальность закономерности бытия (путь богов). Дао образуется взаимодействием Инь и Ян. Ян – это небо, мужское начало, свет, добро. Инь – это земля, женское начало, тьма, зло. В конфуцианстве понятие Дао приобрело другое начало – это социальный порядок. В конфуцианстве идеал политического и государственного устройства находился в историческом прошлом. Идеальным считалось то государство и общество, которое исключает несправедливость и невежество.

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

· VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

· III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

· ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

· Даосизм ( древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос; Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель).

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

- все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

- путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;

- необходимо во всем уступать друг другу и др.

· конфуцианство ( древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуци й (Кун-Фу-Цзы),

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

- жить в обществе и для общества;

- уступать друг другу;

- слушаться старших по возрасту и по званию;

- подчиняться императору;

- сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

- быть человечным.

· легизм и др.менее распространенные

( легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян и Хань Фэй)

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

Основными постулатами легизма являются следующие:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

- государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

- основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

-законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы и др.

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

  • чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
  • неодаосизм;
  • неоконфуцианство.

Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

  • восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;
  • понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
  • осознание своей ответственности перед Небом и Землёй за правильное воплощение на Земле космических циклов;
  • восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
  • консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
  • осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
  • восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого;
  • понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и др.);
  • уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).

В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

· XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

· VI — И вв. до н. э. — эпический период;

· II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

  • Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
  • Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
  • Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.

  • Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - не причинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.