Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм и его основные идеи




Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни)

Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий).

«Средний путь» — путь знания, мудрости, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.

К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

  • не убий;
  • не укради;
  • будь целомудренным;
  • не лги;
  • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ

 

 

3.Основные черты и школы античной философии: натурфилософский, классический и эллинистический периоды.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом культуры стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нём происходит постоянный круговорот - всё возникает, течёт и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.

Под античной философией понимают совокупность философских учений, выработанных в Древней Греции и Древнем Риме.

Античная философия (философия Древней Греции и Древнего Рима) зародилась в конце VII — начале VI в. до н. э. и просуществовала до V в. н. э.

Основные характерные черты, свойственные античной философии:

1. Космоцентризм. Чрезвычайно важным для античной философии, особенно на первых этапах её развития, было понятие «космос». Космос представал в качестве абсолюта, включающего в себя всё существующее. Даже боги включались в состав космоса и подчинялись его законам. Античности чужда была идеи бесконечности, в том числе и мысль о бесконечности космоса. Космос должен был иметь самую прекрасную и совершенную форму; в античной культуре он представал в форме шара. Таким образом, космос мыслился в античности большим, но всё же ограниченным сферическим телом.

2. Онтологизм античной философии. Онтологизм прежде всего заключается в признании бытия мира независимого от нашего сознания в качестве предпосылки нашего мышления об этом мире. Античная философия была укоренена в онтологических бытийственных проблемах, это в первую очередь размышление о бытии.

3. Диалектичность. Именно античной философии европейская традиция обязана формированием основ диалектического метода. Греческие мыслители первые начали рассматривать мир как постоянно изменяющееся противоречивое целое. Они заложили традицию изучения бытия в процессе его становления. Особое место как основоположнику диалектики принадлежит Гераклиту.

В своём развитии античная философия прошла через ряд периодов, существенно отличающихся между собой:

1. Натурфилософскийпериод, или космологический (VI в. до н. э. – сер. V в. до н. э)- объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего; философия изучала строение космоса (космологию) и его происхождение (космогонию). Космос понимался как чувственно-материальный абсолют, представленный такими первоэлементами как земля, вода, воздух, огонь и эфир. Натурфилософия отдавала предпочтение одному из указанных элементов, утверждая, что стихии переходят друг в друга, сгущаясь или разряжаясь.

2. Основные школы:

- Милетская школа (Представителями милетской школы были учёные-естествоиспытатели Фалес (640-546), Анаксимандр (610-547), Анаксимен (575-528), которых интересовали и глубоко мировоззренческие вопросы. Они были озадачены поисками единого основания и начала сущего: "Из чего всё?". Фалес усматривал его в воде, Анаксимандр – в апейроне, Анаксимен – в воздухе;) Гераклит из Эфес (540-480 гг. до н.э. Он пытается вычленить основу сущего и считает таковым огонь.)

- Пифагор (570-497 гг. до н.э.) создает собственную школу и обосновывает математический подход к познанию действительности, в объяснении которой идёт не от природы, а от числа – математического начала. Космос он рассматривает как упорядоченное гармоничное целое, выраженное в числах.

- Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон; рассматривается проблема сущности мира и способов его существования.)

- Вершиной философской мысли досократовского периода была идея античного атомизма, получившая проработку в философии Демокрита (460-370 гг. до н.э.). В своих рассуждениях он пытается разрешить противоречие, к которому пришла элейская школа, - противоречие между чувственно-воспринимаемой картиной мира и умозрительным её постижением.
2. Классический период (сер. 5 – кон. 4 вв. до н.э.). В этот период происходит «антропологический поворот»: центральной темой философии становится сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии. В рамках антропологического поворота подчёркивается, что мир общества и культуры развивается по иным принципам, чем природа, что многое в нём возникло «по установлению».

В этот период вставала проблема человека, его познавательных и деятельностных возможностей и места в обществе.

· Софисты (Горгий, Протагор, Антифонт); (наиболее характерной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок)

· Сократ и сократовские школы (Сократовские школы: Мегарская(Евклид), Элидо-эретрийская(Федон), киническая школа(Антисфен), киренская школа(основана Аристиппом)); (центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам и не в последнюю очередь его отношение к богу или к богам. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения).

· Платонизм и Платон (Платон, Платоновская Академия после Платона); (материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными).

· Аристотель (величайший ученик Платона; школа Аристотеля получила название Ликея: Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию — науку о сущем. Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми люди определяют реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует, собственно, «потенциальную» предпосылку существования.

3. Эллинистическая философия (3 - 1 в. до н.э.). В этот период разворачивается деятельность множества философских школ (стоики, скептики, киники, эпикурейцы и др.). На первое место выходит этическая проблематика; изучение природы должно лишь помогать изгонять страхи, содействовать исцелению души, её покою, невозмутимости. В это время философов волнуют вопросы отдельного индивида, который ищет защиты от разрушительного воздействия внешнего мира. Философия воспринимается как искусство счастливой жизни, намечается расхождение философии и науки.

· Скептицизм (Пиррон, Тимон, Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик); (для античного скептицизма характерно не прямое догматическое отрицание возможности познания, а лишь воздержание от решительных и окончательных высказываний, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу, но, с точки зрения скептиков, равносильных суждений.

· Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар); (философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие).

Стоицизм (его основателем был Зенон (336—264 до н. э.);Панэций, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); (у стоиков мир целиком есть единое тело. Но это тело — живое и расчлененное, насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Учение это не было вполне последовательным материализмом, в него вторгались элементы идеализма и религии, в дальнейшем развитии все усиливавшиеся. Единый мир одновременно был и телесным и наделялся божественными свойствами, отождествлялся с богом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.