Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика соц-ного детерминизма. Соц-ная закономерность и сознательная деят-ть людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движущие силы общ-ного развития




Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития.

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Обществово – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися функциями их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;

Существует 3 подхода пониманию, объяснению и изучению общества: 1)натурализм (возникает в Новое Время в борьбе с теологией), 2)идеалистические модели (признается решающая роль общественного сознания по отношению к общественному бытию), 3)материалистические (решающую роль играют факторы не духовного, а материального порядка (производственные силы, производственные отношения).

Проблема построения модели общества:

- вся история зависит от к-л фаворитного лица

- история – это воплощение идей отдельных людей

- история – цепь случайностей

Значительный шаг вперёд в понимании общества был сделан Марксом. С его точки зрения, общественный организм имеет единую материальную основу и представляет собой совокупность общественных отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Маркс разработал учение об общественно-экономической формации, под которой он понимал единство материальной и духовной сторон жизни общества. Согласно этому учению, в истории общества были возможны антагонистические (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и неантагонистические (первобытные и коммунистические) формации. Смена одной из этих формаций другой составляет содержание процесса общественного развития. Три подхода к понятию общества: 1. Деятельностный - исходным пунктом является то, что общество не есть конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей, объединенных в различные социальные группы, государства. 2. Отношенческий - рассматривает общество как целостность социальных отношений, в основе которых лежат экономические отношения. 3. Институциональный - предполагает рассмотрение общества как совокупность организаций и учреждений, призванных обеспечить его стабильное развитие. В настоящее время существует множество различных теоретических моделей, в которых обнаруживается стремление выявить детерминанты общественного развития, к которым относят Натуралистическую (Монтескье, Мальтус, Л.Гумилев), Материалистическую (Маркс, Ростоу, Тоффлер), Идеалистическую модели (Сорокин, Мертон, Фромм).

Модели общества:

1. натуралистическая (или виталистическая) – объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей; согласно этой точке зрения человечество – рядовой биологический вид среди биологических видов; его биологические потребности остаются базовыми, а культурара, отличающая человекака, – лишь их модификация;

2. идеалистическая – объясняет социум «сверху», из Абсолюта, Бога; это наиболее древняя модель, сложившаяся, по - видимому, уже у Аврелия Августина; для этой концепции характерно признание самостоятельности духовной сферы жизни общества; развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека;

3. материалистическая, рассматриваемая в марксистской философии, – полагает, что общественное бытие определяет общ-ное сознание и диалектически связано с ним;

Социальный детерминизм – жёсткая предопределенность социальных явлений объективными, вне человека положенными факторами и причинами.

Философский анализ общества предполагает выяснение специфики социального детерминизма, соотношение законов общества и деятельности людей, роли субъективного фактора в истории. Общество является результатом целенаправленной деятельности людей. Но эта деятельность осуществляется в определенных объективных условиях, в определенной социальной среде, с которыми люди вынуждены постоянно считаться. законы общественного развития — это законы человеческой деятельности. Общественные законы реализуются только через деятельность людей, в чем и состоит их принципиальное отличие от законов природы.

 

Социальные действия, протекающие под влиянием социальных законов, называются соц-ной деятельностью. Социальная деятельность непосредственно организуется и осуществляется как сознательная деятельность людей, поэтому их субъективные интересы и потребности накладываются на объективные социальные процессы. Естественным в обществе считается, что эти объективные законы могут замедляться, искривляться, задерживаться в связи с человеческими усилиями и устремлениями.

 

Фатализм - учение о том, что всякая деятельность, всякий факт жизни человека и общества в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине (оккультные учения, астрология).

Фатализм - мировозрение рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающую свободный выбор, случайности(когда всё предопределено, судьба).

 

Волюнтаризм - учение о том, что основополагающим принципом жизнедеятельности является воля. Субъекты как участники исторического процесса, движущие силы - те участники истории, кот. в конкретный период занимают ведущее, значительное место в обществе, именно от их деятельности зависит направленность общественного развития.

Волюнтаризм - Направление социальной теории, рассматривающую волю в качестве высшего принципа человеческой жизни...(человек сам строит свою жизнь)

 

Субъекты - участники исторического процесса, движущие силы - те участники истории, которые в конкретный период занимают ведущее, значительное место в обществе, именно от их деятельности зависит направленность общественного развития.

 

Субъекты и движущие силы истории – это народные массы, классы, личности. Специфика действия социальных законов обусловлена и осуществляется под воздействием активной, целенаправленной, сознательной деятельности людей. Естественным в обществе считается, что эти объективные законы могут замедляться, искривляться, задерживаться в связи с человеческими усилиями и устремлениями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.