Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре




Понятие общественно-экономической формации. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подхода к всемирной истории.

Общество - система, саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии.
Общественно-экономическая формация (ОЭФ) — исторически определившийся тип общества, представляющий собой особую степень в его развитии ОЭФ - социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия.

Общественно-экономическая формация (ОЭФ) - основное понятие социальной философии марксизма, согласно которой история человеческого общества представляет собой последовательность закономерно сменяющих друг друга общественно- экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазно-капиталистической и коммунистической. ОЭФ — это конкретно-исторический тип общества. Каждая формация- целостная система.

 

Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из ОЭФ. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ, ступеней этой истории. ОЭФ — это конкретно-исторический тип общества, взятого в егоцелостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация- целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения, которые и составляют се материальную основу; определённые социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Маркс писал о единстве миров истории, она едина, однолинейна, тс вес общества стремятся к единой цели-коммунизму.

Маркс писал о единстве миров истории, она едина, однолинейна, тс весобщества стремятся к единой цели-коммунизму.
Критика теории формаций рассматривает социально-экономический фактор как основной, но показать развитие общества сегодня только экономикой невозможно. Критика теории формаций: 1)Маркс разработал эту теорию на материале развития Зап. Европы и решил, что его законы универсальны для всех обществ. 2) рассматривает социально-экономический фактор как основной, но показать развитие общества сегодня только экономикой невозможно. 3) общество базируется на одном основании, но любое сведение к одному является несостоятельным. 4) предписывание истории однолинейный тилологический характер- исторический процесс идет по одной линии и стремится к 1 цели- коммунизм: Цивилизация(Ц)- большие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенные по социокультурному основанию и сохраняющие свое своеобразие и уникальность на длительных отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и влияния, которым они подвергаются. Её можно уничтожить, но изменить нельзя.

Существуют отдельные теории:
О. Шпенглер- культурологическая теория. История-случайное зарождение и умерщвление
культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появление мегаполисов, научный атеизм демографический спад, культура замкнута внутри себя. Понять её может только тот кто в ней родился А.Тоинби - мировая истор-совокупность локальных цивилизации.
Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад- не обязательны. Каждая
цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом, Она должна дать ответ, который заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычая.

Общие черты теорий: Ц- общность, целостность, отличная от ее частей. Для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развивается только исходя из себя самой. Ц не коммуникабельна. Цивилизацией подхо д: 1. Ц творится людьми. 2. Исследование влияния форм культуры. 3. Анализ по горизонтали (Ц который существует сегодня). 4. Культурологич. анализ (некие формы дух жизни). 5.Истор развития общества-вне его. 6.

 

То. что людей объединяет Формацион подход: 1. История-закономерный процссс. 2. Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истории. З. Анализ по вертикали – из древности до наших дней. 4. Социально-экономический анализ общества. 5. Внимание акцентрируется на внутренних источниках развития. 6. Больше исследуется то, что разъединяет людей.

 

В настоящее время формационная теория переживает кризис, более распространенным становится цивилизационный подход к изучению исторического процесса. В целом формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют, обогащают друг друга.

В общественных науках давно идут дискуссии по принципиальному вопросу: движется мир к единой цивилизации с общечеловеческими ценностями или реализуется тенденция к культурно-историческому многообразию и человечество будет представлять собой совокупность локально развивающихся цивилизаций? В формационной и общецивилизационной теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, в теории локальных цивилизаций — индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, различные подходы имеют свои преимущества и дополняют друг друга.

Культура - всё созданное человеком. Культура предстает как сотворенная человеком вторая природа, надстроенная над природой естественной. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там есть и культура. Культура — совокупность созданных челом ценностей. Мир культуры - мир материальных (воплощение идей, знаний) и духовныхценностей, т.е. мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношен к человеку, мир, наполнений человеческими смыслами.

Социальные функции культуры выражают субъективно-личност сторону деятельности общественного человека, способы организации и регулирования процессов жизнедеятельности, изобретения, открытия, дают результаты, которые включаются в исторический процесс. Имеются ввиду и новые идеи, лишь ожидающие своего воплощения в социальную действительность. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. По мере того, как история становилась всемирной, возможность взаимовлияния культур неизмеримо.

Культурные различия - один из источников многообразия исторического процесса. Каждая культура неповторима. в определённом отношении разные культуры равны между собой. Многообразие культур - объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Согласно марксистского подхода любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Научно-технический прогресс оказывает воздействие на культуру и общественную жизнь.

Три уровня взаимодсйствия (диалог) культур

1) этнический: отношения между локальными этносами

2)межнациональный: диалог различных государственно-политических структур, политический элит.

З)цивилизационный: основан на встрече различных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества);

Диалог культур возможен и в виде взаимодействия актуального типа культуры с исторически сложившейся культурной традицией. Важное значен имеет структура диалога культур- направление и конкретные формы взаимного обмена культура информации. Широко распростр обмен хоз навыками и производствен технологиями. Следует учитывать и конкретный уровень взаимодействия культур (осуществляется ли связи на уронь государственной политики, военной оккупации. обыденно-бытовых контактов). Различные формы и принципы взаимодейств культур (мирные, добровольн, партнерское, взаимовыгодн сотрудничество). В каждом случае взаимодейств культур можно выделить нескольк этапов 1)Культурный шок-первоначальная реакция сознания на встречу с иной культурной реальностью 2)Культурный конфликт- противостояние жизненно важных аспектов человеческого существования, а спор субъективных убеждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.