Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 7 факторы и критерии выбора экономических моделей реализации молодежной политики




ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Экономическая модель представляет собой абстрактное отображение реально существующих или проектируемых организаций, объединения организаций, процессов их создания (проектирования), развития, функционирования и ликвидации (самоликвидации) организации (объединения, процесса).

На основе анализа Стратегии ГМП представляется возможным разработать и рекомендовать варианты приоритетных экономических моделей, которые по своей сути способствуют реализации принятых приоритетных направлений ГМП, например, рассмотренных в гл. 1, и которые предусматривается реализовать в России на федеральном и региональном уровнях.

Используя методологию системного подхода, представляется возможным дать описание принципиальной экономической модели организации (объединения). К наиболее характерным чертам рациональной организации следует отнести:

1. Большое число достаточно сложных структурных частей, образующих систему.

2. Разнообразие этих частей и функций, что обеспечивает динамично развивающуюся диверсификацию молодежной и необходимой для этого экономической деятельности.

3. Общие цели, определяющие эффективные направления развития и обеспечивающие устойчивость структурных элементов в организации, а самой организации — устойчивость во внешней среде молодежи (на рынке экономики).

4. Наличие между образующими систему элементами обратной связи, не допускающей произвольного расчленения системы на независимые или слабо зависимые составные части.

5. Потенциальная способность противостоять воздействию со стороны некоторых агентов внешней среды (конкурентов, представителей недобросовестной бюрократии, партнеров).

6. Способность повышать уровень своей организации и степени ее новизны в молодежной экономической деятельности.

7. Способность сопротивления к негативным по отношению организации возмущениям со стороны внешней среды, обеспечивая успех организации и динамику ее развития в условиях конкуренции и борьбы за «выживание» в молодежной среде, обществе и государстве.

Система участия молодежи в экономике в современных условиях опирается на теории инновационной, инвестиционной и эволюционной экономики, что позволяет раскрыть современные экономические процессы как процессы смены технологических укладов, совершенствования инфраструктурного обеспечения хозяйствующих субъектов (см. рис. 1.1), диалектического развития и смены форм структур и функций молодежного движения и ры­ночной экономики.

Теория инновационной экономики исходит из циклического развития экономики, обусловленного тем, что новый продукт, возникая в среднем раз в десять лет, утверждается на рынке, удовлетворяет потребности, его продажи достигают пиковой отметки. Затем происходит достаточно быстрый спад, появляется совершенно новый продукт, который повторяет судьбу своего предшественника и готовит такую же перспективу своему последователю.

Технологическое представление развития экономики влияет на эффективность хозяйственной деятельности, конкурентоспособность продукции или услуги, способность к ее обновлению через технологические нововведения, инновационную деятельность хозяйствующих субъектов рынка (в данном случае молодежных организаций).

В современной экономике скорость изменения технологий возрастает, и эта тенденция сохранится в дальнейшем. В связи с этим организации, связанные прямо или косвенно с высокими технологиями, наукоемкие предприятия должны быстро и адекватно реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения.

Теория эволюционной экономики представляет самостоятельную область исследований в экономической науке. Она основывается на теориях разделения, обобщения и кооперации труда; воспроизводства общественного продукта; происхождения частной собственности и государства; ускорения научно-технического прогресса. Эволюционная экономика как научный подход в теории экономики прошла два основных этапа в своем развитии — системный и процессный.

На основе теории эволюционной экономики представляется возможным изучить и понять:

• инновации и технологии, в том числе на предприятиях, как следствие научно-технической и промышленной политики, проводимой в экономике;

• поведение хозяйствующих субъектов (молодежных организаций), их цели, правила, характер взаимодействия, формы рыночных структур, которые для них предпочтительны;

• макроэкономическую трансформацию: цикличность, траекторию развития экономической системы;

• институциональные преобразования: принятие новых правил, законов, новых организационных структур управления и т.д.

На современном этапе центральными аспектами изучения проблемы в рамках эволюционной экономики являются циклическое, технологическое и генетическое представления о развитии экономических систем.

Генетическое направление эволюционной экономики исходит из того, что любой хозяйствующий субъект, любая производствен­ная организация имеет свой «жизненный цикл». Под воздействием внутренних и внешних сил происходит саморазвитие экономиче­ских систем. Генетическое представление теории эволюционной экономики важно для изучения молодежных экономических систем как саморазвивающихся, что позволяет на этой основе принимать объективные решения для повышения эффективности хозяйственной деятельности молодежи.

Рассматривая генетику экономической системы, следует использовать системные принципы ее развития, к которым необходимо отнести:

1. Принцип целостности, т.е. сводимости свойств системы к сумме свойств, составляющих ее элементов, и выводимость из последних свойств целого.

2. Принцип структурности — возможность ожидания будущего состояния системы через установление ее структуры, т.е. обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.

3. Принцип взаимозависимости структуры и среды, когда система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружающей средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия между ними.

4. Принцип иерархичности, в соответствии с которым каждый элемент системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а каждая последующая система представляет собой один из элементов более высокой системы.

Молодежная экономическая система (организация, объединение, движение, политика) с позиции системного подхода может быть определена различными моделями:

• концептуальной, если рассматривается общая модель молодежной экономической системы;

• эмпирической, если рассматривается конкретная молодежная экономическая система;

• искусственной, если рассматривается созданная и используемая людьми в условиях определенных допусков, ограничений;

• человеко-машинной, если в контур управления включена автоматизированная информационная система;

• замкнутой или открытой, в зависимости от решаемых задач и используемой для этого только внутренней или связанной с окружающей средой информацией;

• динамичной, если периодически подвергается формальным или неформальным изменениям, а также учитывает фактор времени.

Термин «система» в специальной литературе наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие сис­темы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие — элементами или компонентами.

Система управления организацией состоит из отдельных подсистем, каждая из которых может быть описана как некоторая система, в которой возможно выделить элементы (компоненты), существующие на самом нижнем уровне иерархии организации. Компоненты системы обладают определенными свойствами или характеристиками, которые воздействуют на функционирование организации, ее динамичность, точность, надежность, гибкость и другие параметры, что предопределяет вариантность постро­ения организационной структуры управления организации.

Таким образом, практическое применение теории эволюционной экономики в организации молодежного бизнеса может обеспечить решение целей и задач по трем направлениям:

1) развитие технологий посредством инноваций;

2) моделирование изучения их в статике и динамике;

3) управление процессами микроэкономической трансформации, увязывая их с мезо- и макроэкономической политикой и институциональными преобразованиями.

В условиях рыночной экономики, в отличие от командно-административной, в силу специфического действия рыночных механизмов молодежные предприятия и организации следует рассматривать как открытые системы. Их развитие и выживание в рыночной стихии существенным образом зависит не только от факторов, заложенных и саморазвивающихся элементов (цель, ресурсы, организационная структура управления) внутри организации, но и от внешних условий, с которыми хозяйствующий объект сталкивается (состояние окружающей среды) и с которыми ему придется столкнуться в будущем. Другими словами, в динамичных социально-политических и рыночных условиях любой хозяйствующий субъект должен обладать экономической устойчивостью в течение всего жизненного цикла.

Экономическая устойчивость молодежной организации — это потенциал производственных и финансовых ресурсов предприятия, состояние его организации и способность к эффективному использованию ресурсов с тем, чтобы полностью противостоять негативному воздействию внешней среды. Устойчивость организации — это общее понятие, характеризующее наиболее существенные связи и отношения ее реальной экономической деятельности с внешней средой. По своей сути она представляет собой баланс сил между внутренними ресурсами организации и силами внешней среды, воздействующими на предприятие. При этом баланс сил следует представлять как крайнее состояние системы, близкое к критическому положению предприятия в рыночной среде. Для того чтобы организация развивалась, баланс этих сил должен складываться в ее пользу. В противном случае организация может подойти к критическому экономическому и иному состоянию, зависящему от вида ее деятельности, когда может наступить стадия банкротства.

Описать устойчивость молодежной экономической системы каким-либо одним критерием довольно сложно. В литературе не известны единые комплексные критерии ее измерения, а лишь системы показателей или интегральные показатели, рассчитываемые на основе какой-либо локальной системы показателей оценки экономической устойчивости предприятия. Решение этой задачи усложняется зависимостью экономической устойчивости от рода деятельности, вида собственности и других факторов, влияющих на устойчивость.

Экономическая устойчивость молодежной организации определяется: во-первых, качественным состоянием совокупности его элементов, структур, их взаимосвязями и отношениями в конкретной социально-экономической системе; во-вторых, количественным состоянием системы, способностью обеспечить эффективность воспроизводства деятельности и необходимых для этого ресурсов; в-третьих, динамизмом системы, способным обеспечить саморазвитие, что отражается в динамике оборота капитала, своевременного его обновления, способности сохранять в течение определенного срока устойчивость показателей эффективности как основы рационального развития.

На практике экономическая устойчивость оценивается через финансовое состояние молодежной организации.

Определяющими элементами в экономической устойчивости организации являются факторы внешней среды, которые и предопределяют степень эффективности (рациональности) ведения хозяйственной деятельности ее менеджерами.

Экономическую устойчивость следует рассматривать как состояние молодежной организации, без обеспечения которой невозможно рассматривать вопросы динамичного развития.

Экономическая модель молодежной организации формируется с помощью пяти базовых элементов, получивших название «упорядоченной пятерки»: 1) окружающая среда; 2) цель; 3) ресурсы; 4) организационная структура управления; 5) время (период жизненного цикла) организации. Принцип «упорядоченной пятерки» предполагает учет взаимосвязей между пятью названными элементами в системе в следующей последовательности.

Система управления S состоит из структурных элементов S0, которые называются ее подсистемами. Множество структурных элементов системы Ео образуют элементарную базу подсистемы, т. е. S S0, S0 Е0

Окружающая среда Ŝ системы представляет совокупность всех иных объектов, окружающих систему и не входящих в нее, свойства которых воздействуют на систему, а сами свойства могут меняться под воздействием самой системы. Формализовать этот процесс можно принципиальным выражением Ŝ = х у, где х — множество входных объектов в систему управления со стороны внешней среды; у — множество внесистемных объектов среды, всвою очередь подвергнувшихся воздействию со стороны исследуемой системы.

Ресурсы системы — это факторы производства Р, которые формируют ресурсы R, изменение которых приводит к эффективности (неэффективности) и устойчивости (неустойчивости) системы управления S, т.е. R P, a S R.

Цель F порождается миссией организации и вытекающей из нее стратегии системы управления. Формализация цели во многом определяется степенью формализации самой системы управления. В экономических задачах достаточно формализовать цель математической функцией, максимизирующей (минимизирущей) ресурсы и результат или численно ограничивающей целевую установку, используя для этого аппарат линейного, нелинейного или динамического программирования, «мягкие модели» в сочетании с компьютерными технологиями.

Организационная структура управления системы — это модель S*, которая определяется отношениями элементов, задающих параметры системы на каждом уровне иерархии управления:

• элементную базу системы и ее подсистемы: Ео, Е1,..., Еп;

• подсистемы: S0i Еоi, S0i E1i,..., Si Еi;

среду для всех подсистем: S0i = x0i. y0l; Ŝ0i = x1i. y1i, ……….Ŝni = x ni. y ni

• характер отношений элементов каждой подсистемы между собой и внешней средой, а также между агрегированными подсистемами и внешней средой;

• способ интеграции элементов на каждом уровне иерархии системы управления (по горизонтали) и уровней иерархии между собой (по вертикали).

Таким образом, организационная структура S* представляет модель организации системы управления S, которая определяет состав элементов, характер отношений между элементами и системой, а также между последней и внешней средой системы управления.

Организационная структура управления используется для построения новой (еще не существующей) модели организации или для трансформации существующей в случае необходимости ее приспособления к изменяющимся условиям внешней среды и изменившейся цели самой организации для обеспечения ее экономической устойчивости и дальнейшего развития.

Примем в качестве оценки экономической устойчивости производственной организации метод упорядочения (регулирования) ее составляющих элементов, в основе которого лежат отмеченные выше действия по обеспечению баланса между «силами воздействия» внешней среды на организацию и «силами воздействия организации» на внешнюю среду. Эти действия должны быть такими, чтобы не допустить отрицательного баланса «сил воздействия» в пользу среды или в пользу системы управления.

Если рассмотреть кибернетическую модель организации на основе макроэкономической концепции системного подхода, то устойчивое состояние системы следует формализовать зависимостями: х ≈ у и М≈К.

Отсюда любое промежуточное состояние организации должно определяться как разность: S1nэ = у-x, а ее экономическая устойчивость: S'э = y-x.

Степень экономической устойчивости определяется отношением:

 

S2э =y/x

 

В формулах приняты следующие обозначения: х — вектор, характеризующий входные потоки — все собственные и заемные ресурсы, используемые организацией для осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с поставленной целью; у — вектор выходных потоков, представляющий продажу, обмен продукции и услуг, производимых организацией, или осуществляемый в результате посреднической деятельности в те же самые промежутки времени.

Наряду с экономической устойчивостью молодежных организаций, особенно таких, в которых хозяйственная деятельность связана с промышленным, инновационным или иным видом материальной деятельности, следует учитывать другие виды взаимодействия с внешней средой. Эти многочисленные виды связей и отношений могут не оказывать прямого воздействия на внешнюю среду и организацию, однако могут вызвать негативные послед­ствия, поскольку они могут быть связаны с системными рисками, свойственными внешней среде. Их учет должен вестись по тем же принципам, заменяя обозначения векторов X на М, a Y на К, где М — вектор сил взаимодействия внешней среды на организацию, которые могут быть представлены в виде матрицы, отражающей природные, географические, технологические, институциональные и другие факторы; К — это вектор сил воздействия данной молодежной организации на внешнюю среду по указанным направлениям деятельности организации.

Предлагаемый механизм учета общих характеристик, по нашему мнению, позволяет устранить недостатки других подходов, представляющих рассмотрение односторонних вопросов устойчивости и развития. Например, под устойчивым развитием молодежной организации понимается такое ее функционирование, при котором достигаются краткосрочные и долгосрочные цели. Возникает вопрос: что происходит во внешней среде? Действительно, цель можно достичь любой ценой. Следовательно, измерять устойчивость и развитие молодежной организации по степени достижения цели недостаточно, поскольку необходимо учитывать изменение состояния внешней среды под воздействием вектора К, эффективность использования при этом ресурсов и т.д.

Исходя из изложенных соображений динамичное экономическое развитие молодежной организации предусматривает определяющую роль внешней среды в формировании миссии организации ( Ŝ ). Что касается цели ( F ) и стратегии ее реализации, то по­следние разрабатываются с учетом потенциалов: ресурсов ) плюс производственной структуры ( S* п ) плюс организационной структуры управления (S*у).

В современных условиях и в перспективе считается, что наиболее радикальным и постоянно действующим фактором поддержания экономического роста России и отдельных ее отраслевых и территориальных комплексов является усиление инновационной деятельности и выход на новый качественный уровень развития экономики.

Этот тезис понятен, поскольку он был известен и раньше. Однако желаемые результаты развития экономики России все еще не достигнуты. Основной причиной такого состояния является недостаточное внимание к инновационной деятельности со стороны органов государственного регулирования и управления. Этот вид деятельности может стать перспективной нишей в рыночной экономике для молодежных организаций, ставящих своей целью в том числе экономическую деятельность.

Этот вывод обусловлен тем, что основой обеспечения экономической устойчивости и развития организации любого уровня сложности являются процессы, формирующие в ней качественные и количественные изменения, что определяет место организации в рыночной экономике. Игнорирование этого в конечном счете приводит к потере эффективности и конкурентоспособности. Следовательно, совершенствование управления инновационной деятельностью как главной составной части экономики является важной экономической задачей, стоящей перед молодежными организациями.

В рамках проектов на федеральном уровне Стратегией поддерживаются мероприятия, ориентированные на всю молодежь страны, и том числе массовые кампании, программы, конкурсы, всероссийские молодежные акции. В рамках проектов на региональном уровне будут созданы условия для решения задач, определяемых как настоящей Стратегией, так и среднесрочной программой социально-экономического развития Российской Федерации на 2010— 2012 гг.

На начало 2000 г. в Федеральном реестре молодежных и детских общественных объединений значилась 41 организация (в том чис­ле 20 — детских, 21 — молодежная, 16 являются общероссийскими, 22 — межрегиональными, 3 имеют статус международных). По со­стоянию на 1 ноября 2001 г. в Федеральном реестре состояли 52 общественные организации (20 детских и 32 молодежных, из них 25 — общероссийских, 24 — межрегиональных, 3 — междуна­родных). По данным Минюста РФ, на начало 2002 г. в Российской Федерации зарегистрировано уже 79 общероссийских и междуна­родных молодежных и детских общественных объединений, т.е. налицо реальный рост их численности. Современные детские и молодежные объединения многообразны, не политизированы, многопрофильны, разного возраста участников, многовариативны. Считается, что в России функционирует около 400 тыс. молодежных и детских общественных организаций и объединений, большинство которых невелики по численности.

К числу наиболее крупных молодежных объединений России следует отнести: Российский союз молодежи (создан 1 июня 1990 г.), «Детские и молодежные социальные инициативы» (1995 г.), Союз молодежных жилых комплексов России (1993 г.), Молодежный союз юристов Российской Федерации (создан в 1995 г.), Национальная молодежная лига (1995 г.), организация содействия воспитанию молодежи «Идущие вместе» (2001 г.), меж­дународный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций» (1990 г.), Союз детских организаций России «Юная Россия» (1992 г.), Национальная организация скаутского движения в России (1993 г.), Организация российских юных разведчиков (1998 г.), «Наши» (2005 г.) и др.

Типология моделей молодежных и детских общественных объединений различна и формируется по направлениям деятельности, целевым группам объединившейся молодежи и миссии объединения. Можно выделить три типа общественных объединений детей и молодежи.

Объединения первого типа считают своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей подростков и молодежи, передачу им знаний, умений и навыков и включение их в социальную практику, что отличает их от кружков, секций и иных подобных образований в школах, учреждениях дополнительного образования и по месту жительства. К объединениям этой группы относятся клубы общения, клубы, вводящие подростков в современные экономические отношения, творческие коллективы.

Объединения второго типа предлагают подросткам и молодежи различные виды деятельности, включая ребят в социальную практику. Наиболее типичными среди них являются профильные детские организации военно-патриотической и военно-спортивной, туристической и краеведческой, юнкоровской, экономической, миротворческой направленности, объединения милосердия.

Объединения третьего типа предлагают детям систему ценностей, на основе которой строится их деятельность. К ним относятся религиозные объединения, национальные организации, скаутские, пионерские организации и объединения, коммунарские группы.

По направлениям деятельности выделяют две группы моделей молодежных организаций и объединений: 1) узконаправленные; 2) осуществляющие сразу несколько видов деятельности. Среди направлений деятельности этой группы можно выделить следующие: правовое, патриотическое, творческое, интеллектуально развивающее, научно-исследовательское, спортивное, информационно-аналитическое, экологическое, волонтерское, социально-значимая и досуговая деятельность молодежи.

В молодежных организациях и объединениях можно выделить следующие приоритетные задачи их деятельности:

• содействие росту и реализации творческого потенциала детей и подростков;

• повышение социальной активности и социальной компетентности молодежи;

• формирование гражданской позиции;

• воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру;

• развитие социальных навыков поведения и взаимодействия, установок на самостоятельное решение социальных проблем.

Молодежные организации (объединения) включают в сферу своей деятельности все большее число социально значимых проектов, повышают социальный статус своих лидеров, расширяют и взаимодействие общественных объединений друг с другом, формируют единство информационного и программно-методического о обеспечения, развитие системы подготовки кадров для работы и детских и молодежных общественных организациях и объединениях, а также ведут работы по обобщению и распространению опыта их деятельности.

Молодежные организации и объединения в уставных документах подчеркивают свои социальные функции: создание условий для поддержки социальных инициатив, обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности, формирование национального самосознания детей и молодежи, получение навыков к предпринимательской деятельности. Содействию экономической самостоятельности, занятости и предпринимательству, повышению конкурентоспособности молодежи на современном рынке груда способствуют:

• внедрение современных методов профориентации среди молодежи, начиная с периода обучения в школе, использование в этих целях практики и стажировки на инновационных производствах, методов дистанционного обучения;

• организация временной занятости молодежи, обучающейся в системе органов профессионального образования, с целью приобретения трудовых, профессиональных навыков и социальной адаптации в трудовых коллективах;

• организация мониторинга спроса на работников по укрупненным группам профессий и специальностей для разработки прогнозов объемов и структуры подготовки кадров в системе профессионального образования;

• развитие системы информирования о вакансиях на рынке труда, а также обучения навыкам поиска работы;

• поддержка специализированных организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан;

• обеспечение финансовой поддержки мероприятий по обучению молодежи и созданию рабочих мест, в первую очередь для лиц, не достигших 18-летнего возраста, а также для нуждающихся в социальной защите;

• содействие формированию трудовых молодежных и студенческих отрядов, научно-исследовательских организаций;

• введение в бюджеты разных уровней отдельного раздела, позволяющего службам занятости реализовывать программы молодежной занятости;

• создание условий для занятости молодежи, ее адаптации в трудовых коллективах, в том числе через организацию молодежных практик, развитие института наставничества, механизмы квотирования рабочих мест, включение соответствующих разделов в трехсторонние соглашения и коллективные договоры.

Особое внимание должно уделяться обучению и адаптации молодежи к предпринимательской деятельности:

• создание политических и экономических условий для развития предпринимательской активности молодых людей;

• развитие интереса молодежи к самостоятельной предпринимательской деятельности, разработка и внедрение мотивационных механизмов, формирование и реализация системы государственных мер по созданию и поддержке молодежных бизнес-инкубаторов, венчурных компаний, учебных научно-деловых центров, конкурсов и олимпиад, выставок для начинающих предпринимателей;

• создание общенациональной сети специализированных молодежных центров, обеспечивающих молодых предпринимателей консультационными и методическими услугами, популяризация успешного опыта молодых предпринимателей;

• проведение конкурсов молодежных бизнес-идей и бизнеспроектов, конкурсов на лучшее предприятие с «молодым» менеджментом.

Следует констатировать практику реализации ГМП в аспекте рассматриваемой проблемы — от молодежи исходит инициатива формирования моделей во многих областях социальной, экономической и политической жизни. Инициативы, модели и проекты их реализации придают новый импульс действиям молодежи, стимулируют социально ответственный бизнес не только молодых предпринимателей. Социальные и экономические модели реализации ГМП могут формироваться по следующим направлениям:

• социальное проектирование региональной молодежной политики;

• информационное обеспечение региональной молодежной политики;

• адаптация инноваторов ГМП к изменяющейся экономической и социально-политической ситуации;

• социальная направленность неформальных групп молодежи; активизация факторов и тенденций социальных изменений

в результате внедрения инноваций;

• проблемы имиджа, лидерства, престижа, общения, постулат успеха в молодежных организациях;

• проблемы государственности;

• социальные проблемы;

• проблемы российской культуры и искусства;

• проблемы экологии;

• собственно молодежные проблемы;

• организация досуга молодежи;,

• деятельность регионального информационно-консультативного центра по научно-технологическим и социальным программам;

• разработки методологии и реализации инновационного мониторинга и технологического аудита научно-технологического потенциала российских высших учебных заведений с целью продвижения высокотехнологичной продукции на российских и зарубежных рынках;

• развитие научно-технологического потенциала и экспорта технологий студентов и молодых ученых;

• социальная ответственность бизнеса перед обществом;

• обеспечение конституционных прав молодежных предпринимателей;

• формирование механизмов участия общественных организаций в решении социальных проблем;

• реформирование местного самоуправления;

• здоровье нации: первоочередные задачи государства и общества;

• организация общественного контроля для защиты прав человека.

Несмотря на столь обширный перечень моделей реализации ГМП, он безусловно не полный. Это обусловлено тем, что российская молодежь является созидателем и потребителем большого количества социальных программ: образовательных, пособий на детей, развития здравоохранения и медицинского страхования, строительства молодежных жилищных комплексов, предоставле­ния субсидий на строительство или приобретение жилья. Весьма значительно участие молодежи в развитии рыночных институтов, активизации инновационного направления в экономике, молодежной политике под воздействием динамично изменяющейся внешней среды.

Лекция № 8. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕДИНЕНИЯ)

Любая социальная, общественная или экономическая (предпринимательская) организация в своем развитии проходит в принципе следующие стадии (этапы):

• возникновение идеи и определение миссии организации;

• организационное создание организации;

• развитие организации;

• достижение максимальной эффективности в выполнении миссии организации;

• «затухание» деятельности организации в результате изменения состояния внешней среды (экономическая, социальная, политическая) или полного выполнения своей миссии.

В рамках «педагогической синергетики» молодежная организация (объединение) рассматривается как целостная самоорганизующаяся система, имеющая свой «жизненный цикл», в котором выделяют следующие этапы:

• возникновение организации (объединения);

• развитие;

• функционирование.

Наиболее полное описание стадий развития молодежных организаций (объединений) приведено ниже.

1. Инициативная стадия, в процессе которой происходит оформление идеи (миссии) организации (объединения), выдвигается лидер инициативной группы, определяются стержневые и целевые группы организации.

2. Юридическая стадия предполагает оформление уставных документов организации (объединения) и ее юридическую регистрацию в Минюсте РФ или другом уполномоченном для этого органе власти.

3. Программная стадия включает в себя инициирование и разработку программ и проектов деятельности организации (объединения). Кроме того, в этот период очень важна разработка или выбор из существующих образовательных программ для подготовки участников организации (объединения).

4. Количественная стадия ставит задачу роста числа членов объединения, структурных подразделений, программ и проектов, публикаций в СМИ.

5. Стадия создания системы устойчивого финансирования развития объединения, включающего в себя упорядочение сбора членских взносов, активный поиск дополнительных источников финансирования, привлечение ресурсов региона, участие во всех фантах и конкурсах проектов и программ.

6. Качественная стадия стимулирует достижение значительной компетентности руководителей и членов организации (объединения), высокого качества удовлетворения нематериальных потребностей членов организации и участников программ, обеспечение достойного уровня репутации объединения, стабильности развития с ориентацией на успех и доверие.

7. Имиджевая стадия направлена на создание фирменного стиля (имиджа) организации, а также собственной субкультуры, выражающейся в символах, ритуалах, атрибутах, традициях, униформе, общих мероприятиях, определяющих силу и привлекательность организации (объединения).

8. Корпоративная стадия дополняет, вычленяет и фиксирует особенности организации (объединения), способствует формированию чувства корпоративной принадлежности, идентификации личных жизненных ориентации с групповыми нормами и ценностями.

9. Законодательно-инициативная стадия предполагает участие молодежной организации (объединения) в нормативно-правовой деятельности Российской Федерации и региона, что возможно только при наличии высокой репутации организации (объединения) и высокой активности в деятельности законодательных институтов.

10. Научно-обобщающая стадия направлена на обобщение достигнутых результатов деятельности организации (объединения) На научном уровне, что сопровождается выпуском научной, учебной и методической литературы, фиксирующей достижения и способствующей профессиональной подготовке специалистов в сфере молодежной политики и других областях общественной и профессиональной деятельности.

Некоторые стадии могут осуществляться одновременно (программная, количественная, фандрайзинговая, качественная, имиджевая, корпоративная), существовать на протяжении всей деятельности организации или объединения (корпоративная, качественная), могут не осуществляться вообще (научно-обобщающая). Безусловно, осуществление всех указанных стадий деятельности обеспечивает долгое и продуктивное существование организации (объединения).

Создание, развитие и выполнение последующих стадий в молодежной организации следует оценивать с позиций системного, жизнециклического, маркетингового и проектного подходов, сущность положений и требований, а также достигаемые при этом результаты которых рассмотрены и обобщены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Схема интеграции системного, жизнециклического, маркетингового и проектного подходов в создании и развитии организаций молодежи

 

Подходы и концепции Формы реализации и их результаты
Системный подход
1. Рассмотрение молодежной организации как сложной иерар­хической социально-экономической и научно-технической системы 1. Логичность приемов и методов воздействия, оптимальность функций миссии организации
2. Анализ внешней и внутренней среды системы 2. На основании анализа применение синтетических и обоснованных решений
3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживаю­щую подсистемы 3. Повышение эффективности управленческих решений, их результативности
4. Вычленение из системы научно-технической и «человеческой» составляющих 4. Применение технических, социально-психологических, экономических, эргономических и других методов
5. Учет прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и вза­имообусловленности 5. Гибкость, адаптивность и приспособляемость к требованиям и целям организации
6. Функциональное единство элементов и подсистем 6. Оптимальное функционирование всех подсистем с высокой экономической эффективностью

Продолжение табл. 3.1

 

Подходы и концепции Формы реализации и их результаты
Жизнециклический подход
1. Рассмотрение жизненного цикла организации как социального и экономического организма 1. Четкое планирование, координация и руководство
2. Изучение стадий жизненных циклов 2. Повышение информированности и компетентности
3. Определение критических точек развития 3. Принятие более точных и оптимальных решений
4. Прогнозирование и планирование на основании жизненных циклов 4. Возможность разработки эффективной стратегии
5. Выявление тенденций роста   5. Прогнозирование роста развития организации и нахождение путей диверсификации и экспансии на новые рынки
Маркетинговый подход
1. Ориентация организации на стратегию маркетинга 1. Направленность деятельности организации, ее подсистем, структур и персонала на цели и задачи с учетом запросов потенциального потребителя
2. Разработка конкретных стратеги маркетинга: конкурентных преимуществ, лидерства, экспансии и т.д. 2. Комплексное исследование окружающей среды как рынка идей и запросов. Анализ и прогноз конъюнктуры. Исследование емкости, структуры, сегментации рынка. Исследование и прогноз спроса, поведения конкурентов, видов и форм конкуренции общественных организаций
3. Разработка стратегии проникновения новых идей и новшеств в общество 3. Установление цели, выбор варианта и времени выхода новшества в общество и отдельные его сегменты
Проектный подход
1. Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде проекта 1. Особый тип стратегического планирования, подбор необходимых организационных, технических и маркетинговых мероприятий
2. Разработка проекта. Планирование бизнес-процессов 2. Многошаговая процедура по исследованию новшества, его потребительских и стоимостных показателей. Исследование ресурсных, технологических и финансовых возможностей
3. Диагностический анализ проекта 3. Проведение социального, правового, коммерческого, экологического и финансового анализа на основе балансовой отчетности и движения ресурсных потоков

 

Окончание табл. 3.1

 

Подходы и концепции Формы реализации и их результаты
4. Экспертиза и оценка проекта 4. Проведение экспертизы на предмет социально-общественной значимости проекта. Оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта. Расчет срока окупаемости, индекса доход­ности. Учет рисков
5. Организация финансирования проекта 5. Определение потребности в финансировании, поиск источников и организация потоков денежных средств под проект

 

Как видно из рассмотрения моделей молодежных организаций, ставящих своей целью решение молодежных проблем, в том числе и в контурах ГМП, вопросы экономики занимают в них значительное место и их решение требует затрат определенных трудовых, производственных и финансовых ресурсов. Так, невозможно осуществить ни одной модели молодежной деятельности без наличия имущества (помещения для работы членов организации; средств сбора, обработки, хранения и передачи информации, Интернета, транспортных средств), финансовых ресурсов для оплаты сторонних услуг и т.д. Кроме того, при занятии предпринимательской деятельностью возникает необходимость в бизнес-планировании, проведении учетной политики, выполнении процессов, связанных с куплей-продажей, оплатой труда, взаимодействия с кредитно-финансовой системой и налоговыми органами, мониторинга и оценки эффективности действий и др. Механизмы решения всех этих вопросов по сути представляют экономические основы функционирования молодежных организаций и ГМП.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 4261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.