Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализм 1 страница




Как ведущее направление реализм утверждается в английской литературе в 30-40-е годы XIX в. Своего расцвета он достигает во второй половине 40-х годов. В 30-40-е годы выступают такие замечательные романисты, как Диккенс, Теккерей, сестры Бронте, Гаскелл, поэты-чартисты Джонс, Линтон и Масси.

В истории Англии 30-40-е годы XIX в. - это период напряженной социальной и идеологической борьбы.

Политическая атмосфера в стране особенно накалилась в 1846-1847 гг., т. е. в канун европейских революций 1848 г. Во второй половине 40-х годов выступила замечательная плеяда чартистских поэтов и публицистов. Стихи поэтов-чартистов звали к классовой борьбе, к международной солидарности рабочих; они отличались большой социальной глубиной и политической страстностью. Новаторство чартистской поэзии проявилось в создании образа пролетария-борца, сознающего свои классовые интересы.

Никто вам не поможет,

Спасенье в вас самих - вперед! -

с этими словами Эрнест Джонс обращался в одном из своих стихотворений к рабочим.

Широкую известность получили стихи сочувствующих чартизму поэтов, писавших о бесчеловечной эксплуатации детского и женского труда на ткацких фабриках. К их числу относятся знаменитый «Плач детей» (The Cry of the Children, 1843) Э. Баррет-Браунинг[1] и «Песнь о рубашке» (The Song of the Shirt, 1844) Томаса Гуда. Т. Гуд изобразил непосильный труд швеи, проводящей всю жизнь за машиной. И лексика, и звучание строк передают ритм безостановочно стучащей машины:

Работай! Работай! Работай,

Пока не сожмет головы, как в тисках!

Работай! Работай! Работай,

Пока не померкнет в глазах!

Работай! Работай!Работай!

От боя до боя часов!

Работай! Работай! Работай!

Как каторжник в тьме рудников.

(Пер. М. Л. Михайлова)

В 40-е годы были созданы лучшие произведения английского критического реализма. Именно в это время выходят романы «Домби и сын» Диккенса, «Ярмарка тщеславия» Теккерея, «Джен Эйр» и «Шерли» Шарлотты Бронте, «Мэри Бартон» Элизабет Гаскелл. Жанр романа прочно завоевывает себе популярность. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Гаскелл помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыли перед ними глубину социальных противоречий. Со страниц их романов страшными глазами смотрели нищета и страдания народа. И не «старая добрая Англия», а страна, раздираемая противоречиями, была изображена в их книгах. Собственно, это была не одна Англия, а две - Англия богатых и Англия бедных.

Широко раздвинулись социальные и вместе с тем географические рамки романа: трущобы Лондона и английская провинция, небольшие фабричные города и крупные индустриальные центры; за пределы Англии переносит действие своих романов Теккерей.

Появляются и новые герои. Это не просто люди из народа, а люди, глубоко задумывающиеся над жизнью, тонко чувствующие, горячо реагирующие на окружающее и активно действующие (Джон Бартон в романе «Мэри Бартон», герои романов Шарлотты и Эмилии Бронте).

Формы английского реалистического романа XIX в., впитавшего достижения просветительского романа предшествующего столетия, открытия романтиков, опыт создания исторического романа В Скотта, многообразны. Эпическая многоплановая масштабность в изображении общества сочетается с углубляющимся мастерством изображения человеческой личности в ее обусловленности обстоятельствами и ее взаимодействии с окружающим. Возрастает мастерство психологического анализа. После 1848 г. начинается новый период в истории критического реализма и одного из его ведущих жанров - романа. В 50-60-е годы, последовавшие за революционным подъемом и подавлением европейских революций 1848 г., Англия вступает в новую фазу развития. Одержав победу над рабочим движением, буржуазия укрепила свои позиции. Англия завоевала ведущее положение на международной арене в промышленности и торговле.

Однако насаждавшиеся апологетической литературой представления о «процветании» справедливы лишь по отношению к буржуазии, укрепившей свои позиции и интенсивно обогащающейся. Положение народных масс противоречило официальной версии о «всеобщем процветании». В Англии этих лет не затихает классовая борьба, хотя по своей силе и массовости она значительно уступает рабочему движению предшествующих десятилетий. В рабочем движении происходит раскол, усиливается влияние оппортунизма и буржуазной идеологии.

В 50-60-е годы XIX в. заметным явлением реалистической литературы в Англии стало творчество Энтони Троллопа (Anthony Trollope, 1815-1882). В его обширном литературном наследии видное место занимает цикл романов «Барсетширские хроники» (Barsetshire Chronicle, 1855-1867), состоящий из книг: «Смотритель» (The Warden, 1855), «Барчестерские башни» (Barchester Towers, 1857), «Доктор Торн» (Dr. Thorne, 1858), «Фремлейский приход» (Framley Parsonage, 1861), «Домик в Оллингтоне» (The Small House at Allington, 1864) и «Последняя хроника Барсета» (The Last Chronicle of Barset, 1867). Для Троллопа характерно особое внимание к обыденной жизни, к широкому панорамному изображению провинциальной Англии, к социальной характеристике таких слоев английского общества, как духовенство и дворянство. Троллоп продолжает традиции Теккерея, однако в его творчестве сатирическое начало играет уже меньшую роль. Размеренное, детализированное, спокойное повествование Троллопа резко отличалось от повествовательной манеры таких романистов, как Уилки Коллинз и Чарлз Рид, которые, следуя традициям Диккенса, обращались к сложной сюжетной интриге и к острым драматическим ситуациям.

Английский роман второй половины XIX в. приобретает новые черты и особенности. Это проявилось в заметном усилении драматического и лирического начал, в более пристальном внимании к интеллектуальной и духовной жизни героев, к их психологии; с особым интересом романисты этого периода относятся к разработке этического аспекта общественной проблематики. Это сказалось в творчестве Джордж Элиот, а позднее - в романах Мередита и Батлера.

 

Источник: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/realizm-xix-vek.htm

Чарлз Диккенс (Charles Dickens, 1812-1870)

Диккенс вошел в мировую литературу как великий юморист и сатирик. Смех во всем многообразии его оттенков - от мягкой иронии до гневной сатиры - главное оружие Диккенса. Смех побеждает зло и утверждает добро, всегда торжествующее в романах Диккенса. «Юмор Диккенса, - писал Стефан Цвейг, - возносит его творчество в область непреходящего, делает его вечным».

В первый ряд мировой литературы ставит произведения Диккенса Лев Толстой, отметивший на склоне лет: «На меня он имел очень большое влияние, любимый был писатель». В России Диккенс воспринимался как «брат Гоголя», как писатель гоголевского направления русской литературы. «Мы на русском языке, - писал Ф. М. Достоевский, - понимаем Диккенса, я уверен, почти так же, как и англичане, даже, может быть, со всеми оттенками; даже, может быть, любим его не меньше его соотечественников. А, однако, как типичен, своеобразен и национален Диккенс!»

Чарлз Диккенс родился на юге Англии в предместье Портсмута - Лендпорте, расположенном на острове Портси. Родословная одного из самых известных романистов мира не блистала величием имени. Дед Чарлза служил лакеем, а потом дворецким в одном из поместий. Он был женат на горничной и, рано умерев, оставил двух сыновей. В семье младшего из них - Джона Диккенса, добившегося места чиновника морского ведомства, - и родился 7 февраля 1812 года будущий писатель. По роду службы Джону Диккенсу не раз приходилось менять место жительства. В 1814 г. семья переехала в Лондон, а через три года - в городок Четем, где и прошли самые лучшие детские годы Диккенса.

Биографы писателя отмечают свойственную Чарлзу впечатлительность и удивлявшую окружающих наблюдательность. Он ясно помнил каждое событие, каждую деталь и подробность, ничто не ускользало от его внимательного взгляда. Он любил наблюдать за людьми, умел передавать особенности их речи, изображать манеру их поведения. Он подмечал все смешное, все характерное. Его с детства тянуло к сцене, к игре, ко всему необычному. Огромным событием стало посещение театра, на подмостках которого разыгрывались трагедии Шекспира и ставились водевили. Вместе со своей младшей сестрой Фанни маленький Чарлз распевал песенки и разыгрывал сценки на радость посетителям пивной, куда не раз вместе с отцом заходили и дети. Одно из самых ярких воспоминаний детства -цирковая арена, на которой знаменитый в те годы клоун Гримальди потрясал воображение зрителей своими трюками.

Самые большие впечатления детства были связаны для Чарлза с чтением романов Дефо, Филдинга, Смоллета - знаменитых романистов XVIII в., создателей комической традиции в литературе Англии. Часы, проведенные над страницами дешевых изданий «Тома Джонса» и «Робинзона Крузо», навсегда остались в памяти писателя как самые счастливые часы его детства.

Детство Чарлза окончилось рано. Когда ему было девять, материальное положение семьи пошатнулось; когда ему исполнилось двенадцать, он уже был в Лондоне и самостоятельно зарабатывал себе на жизнь, помогая к тому же младшим братьям и сестрам. За неуплаченные долги Джон Диккенс попал в долговую тюрьму, а Чарлз, поселившись на окраине Лондона, поступил работать на фабрику ваксы. Несчастья и беды одинокой и неустроенной жизни, о которых он так не любил вспоминать в годы своей славы, приобщили Диккенса к миру лондонской бедноты, к страданиям брошенных на произвол судьбы одиноких детей, о судьбах которых он расскажет потом во многих, своих романах - в «Оливере Твисте», «Дэвиде Копперфилде», «Холодном доме».

Впечатлений было много. Страстно хотелось учиться. И Диккенсу все же удалось окончить школу. Это произошло после того, как, получив небольшое наследство, Джон Диккенс покинул долговую тюрьму, и его семья вновь воссоединилась. Заботиться о ее благополучии пришлось Чарлзу. Он становится рассыльным в одной из лондонских судейских контор, потом получает место чиновника. Ему становится хорошо известен мир стряпчих, адвокатов; он переписывает бумаги и деловые письма, знакомится с атмосферой судебных заседаний, с бракоразводными процессами и бесконечными тяжбами за наследство.

Из мира судебных контор Чарлз попадает в журналистику. В 1832 г. двадцатилетний Диккенс, овладев стенографией, получает место парламентского репортера. Это позволяет ему присутствовать на заседаниях палаты общин в парламенте. Он слушает и записывает речи ораторов, публикует свои корреспонденции в газетах «Тру сан» и «Миррор оф парламент». Вскоре Диккенс становится известным в кругу лондонских журналистов. Молодого репортера приглашают работать в газету «Морнинг кроникл», и он с радостью принимает это предложение, хотя в душе его живет мечта стать актером. Осуществить эту мечту ему не удалось. Он стал писателем. Начав как очеркист, Диккенс прославился как автор «Записок Пиквикского клуба».

Как корреспондент Диккенс объездил многие города Англии и Шотландии. Он побывал в Бирмингеме и Эдинбурге, в Бате и Эксетере, в Ипсвиче и Саддери. Он присутствовал на городских торжествах, выслушивал юбилейные речи, наблюдал за ходом выборов в парламент. Он знакомился с обычаями и нравами жителей провинции, был свидетелем дорожных происшествий, очевидцем самых удивительных событий, повидал множество людей. Все эти впечатления, факты, сведения, все эти встречи, лица и обстоятельства получали свою новую жизнь на страницах его произведений, преломлялись в фейерверке рассказанных им историй. На протяжении нескольких лет он публикует свои очерки, которые привлекают читателей юмором и тонкой наблюдательностью их автора. Вначале Диккенс не подписывал очерки своим именем, они выходили без подписи. Потом под ними появилось имя «Б оз». В 1835 г. Диккенс получил от издателя Джона Макрона предложение издать очерки (или «скетчи», как их называли в Англии) отдельной книгой. В день рождения Диккенса - 7 февраля 1836 г., когда писателю исполнилось двадцать четыре года, «Очерки Боза» вышли в свет.

«Очерки Боза» (Sketches by Boz) посвящены жизни Лондона и его обитателей. «Лондонский приход», «Картинки с натуры», «Лондонские типы» - так называются разделы этих «зарисовок подлинной жизни и нравов», изданные с иллюстрациями знаменитого в то время художника-карикатуриста Крукшенка.

«Очерки Боза» часто называют прологом к творчеству Диккенса-романиста. И это действительно так, хотя, создавая их, Диккенс еще не помышлял о создании романов. Он писал «картинки с натуры», оживляя их силой своего творческого воображения, рассказывая о том, что наблюдал в повседневной действительности, освещая заурядное и обыденное светом любви и сочувствия к людям.

Разнообразны созданные им лондонские типы! Целой вереницей проходят перед читателями чиновники, служанки и модистки, мелкие клерки и владельцы бедных лавчонок, содержательницы дешевых пансионов и скупщики подержанных вещей, кондукторы омнибусов, кэбмены и мальчишки-разносчики. Сколько смешных и печальных историй рассказал о них Диккенс! Он показал своих героев в будни и праздники, в горе и радости. Вместе с ними мы отправляемся на Гринвичскую ярмарку, от души веселимся, присутствуя на спектакле в театре «Эстли», смеемся над клоуном, бродим по темным окраинам Лондона. Диккенс ведет нас в жалкие каморки бедняков, где царит безысходная нужда, где дети плачут от голода, а несчастные матери страдают, не имея возможности согреть и накормить их.

От внимательного взора писателя не укрылись такие стороны жизни, которые были скрыты от многих его современников. В английской литературе XIX в. Диккенс выступил как писатель-урбанист, как поэт и бытописатель Лондона. Он любил и хорошо знал этот огромный, поражающий своими контрастами город. Картины жизни Лондона создали в своих очерках предшественники и современники Диккенса - Чарлз Лэм, Ли Гент, Пирс Эган. Но Диккенс о многом сумел сказать по-своему. Он не только зоркий наблюдатель и остроумный рассказчик. Его очерки согреты глубоким сочувствием к обездоленным, обманутым жизнью людям. Мастерство юмориста связано с интересом к проблемам социального характера. Смеясь над тем, что смешно, он никогда не остается равнодушным к тому, что достойно сострадания или осуждения. Юморист соединяется в нем с социальным критиком.

С появлением «Очерков Боза» начался путь Диккенса в литературе.

В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода.

Первый - ранний - охватывает 1833-1841 гг. В это время созданы «Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби».

Второй период - 1842-1848 гг. - приходится на время подъема рабочего движения в Англии. В эти годы написаны «Американские заметки», «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», «Домби и сын».

Третий период - 1849-1859 гг. - открывается романом «Дэвид Копперфилд», за которым следуют «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит». Четвертый период охватывает 1860-е годы. В это десятилетие Диккенс создает романы «Большие ожидания», «Наш общий друг» и начинает работу над «Тайной Эдвина Друда». Завершить этот роман помешала смерть писателя.

Славу Диккенсу принес его первый роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club, 1837). Он возник из юмористических подписей, которыми Диккенс по договору с одной из издательских фирм сопровождал рисунки художника Сеймура о приключениях членов охотничьего клуба. Роман печатался отдельными выпусками. Каждый новый выпуск привлекал все большее количество читателей, и к тому времени, когда он был закончен, имя его автора стало широко известно. По мере работы над романом Диккенс отказался от первоначального плана построения своего произведения как серии комических зарисовок и сцен. Роман приобретает определенную сюжетную линию, в основу которой положена история судебного процесса, возбужденного против мистера Пиквика его квартирной хозяйкой миссис Бардль. Столкновение Пиквика с судейскими чиновниками, с крючкотворами и темными дельцами Додсоном и Фоггом, воплощающими продажность буржуазного суда, пребывание мистера Пиквика в тюрьме, его знакомство с ее обитателями определяют сюжетный стержень романа.

Пиквик поставлен писателем в положение человека, который на собственном (правда, пока еще очень небольшом) опыте познает некоторые темные стороны жизни. Фигура Пиквика по мере развития романа перестает быть только комичной. Диккенсовский герой привлекает к себе сердца читателей своей честностью, доверчивостью к людям, добротой и нежеланием мириться с несправедливостью. Смешные и нелепые положения, в которые на каждом шагу попадает мистер Пиквик, объясняются полным несоответствием между его представлениями о жизни и людях и реальной действительностью. Слепая доверчивость Пиквика делает его жертвой проходимца Джингля, хитрой миссис Бардль и многих других. Честность и прямолинейность Пиквика приводят его в долговую тюрьму, ибо он не может и не хочет дать взятку Додсону и Фоггу.

Образ Сэма Уэллера становится в романе воплощением тех качеств и свойств, которых не хватает мистеру Пиквику. Сэм Уэллер трезво смотрит на жизнь. У него ясный ум человека из народа: он находчив, ловок, деловит, изворотлив. Не случайно Пиквика и Сэма Уэллера сопоставляют с другой классической парой в мировой литературе - странствующим рыцарем Дон Кихотом и его слугой Санчо Пансой. Действительно, герои Диккенса напоминают героев бессмертного романа Сервантеса. Только вместо странствующего рыцаря, идальго Дон Кихота, величественно восседающего на своем Россинан-те и облаченного в рыцарские доспехи, перед нами - смешной коротенький джентльмен во фраке, цилиндре и гетрах. Но Пиквика роднит с Дон Кихотом его стремление к добру и справедливости, его наивное и искреннее недоумение перед неустроенностью жизни. Сэм Уэллер вносит в роман яркую струю искрящегося веселья; его остроумие неиссякаемо, находчивость в любых жизненных трудностях вызывает восхищение, а его оптимизм, связанный с присущим ему здравым смыслом, действует покоряюще.

Красноречие Сэма Уэллера достойно восхищения. Не случайно многие из его афоризмов и изречений были подхвачены современниками и перешли со страниц романа в жизнь. Поток его каламбуров бесконечен. Сэм щедро рассыпает вокруг себя блестки своего остроумия: «Дело сделано, и его не исправить, и это единственное утешение, как говорят в Турции, когда отрубят голову не тому, кому следует».

Значение «Записок» определяется не столько описанием веселых приключений пиквикистов, сколько звучащими в романе социальными мотивами. В главах о выборах в городке Итонсвилле Диккенс обращает свою критику против буржуазного парламентаризма, системы обмана, подкупов, шантажа, которая сопутствует буржуазным выборам.

Роману в целом свойствен мягкий и жизнерадостный юмор. В конце 30-х годов выходят романы Диккенса «Приключения Оливера Твиста» (The Adventures of Oliver Twist, 1837-1838) и «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (The Life and Adventures of Nicholas Nickleby, 1838-1839). В этих романах, построенных в форме жизнеописания героя, Диккенс углубляет критику буржуазного общества. Он обращается к вопросу о взаимоотношении личности и общества, личности и окружающей ее социальной среды. В судьбах центральных героев (Оливер Твист и Николас Никльби) писатель отразил тяжелую жизнь многих тысяч обездоленных.

Жизнь Оливера Твиста начинается в работном доме. Английская буржуазия пыталась представить работные дома как своего рода благотворительные учреждения, в стенах которых престарелые рабочие и дети-сироты могут чувствовать себя вполне спокойно и устроенно. Диккенс смело разоблачил эту легенду. Маленькому Оливеру приходится столкнуться здесь с голодом, унижениями, незаслуженными оскорблениями и обидами. Надзиратель Бамбл и миссис Мэн, приглядывающая за детьми, -воплощение бесчеловечности и жестокости. Дети или умирают от побоев и хронического недоедания, или превращаются в жалкие, забитые, запуганные существа. Просьба о дополнительной порции каши воспринимается надзирателем как бунт, опасный и совершенно недозволенный в стенах подобного учреждения. После бегства из работного дома Оливер становится учеником гробовщика, попадает в воровскую шайку, оказывается жертвой злодея Сайкса и содержателя воровского притона Фейджина. Жизнь открывается перед Оливером своими мрачными сторонами. Но случайная встреча с добрым мистером Браунлоу меняет его судьбу. Он находит приют у хороших людей, у него появляются друзья, выясняется тайна его происхождения, и роман завершается благополучной развязкой.

Второй период творчества Диккенса относится к 40-м годам XIX в. Обстановка в Англии этих лет способствовала дальнейшему углублению реализма писателя. Важную роль в этом сыграли впечатления, полученные им во время путешествия по Америке (1842), в период его пребывания в Италии, Швейцарии, Франции. В 40-е годы ярко проявился талант Диккенса-публициста («Американские заметки» - American Notes for General Circulation, 1842) и очеркиста («Картины Италии» - Pictures from Italy, 1846); он обращается к жанру исторического романа («Барнеби Радж» -Barnaby Rudge, 1841), создает цикл «Рождественских рассказов» (Christmas Tales, 1843-1845), пишет остро обличительные романы «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (The Life and Adventures of Martin Chuzzlewit, 1844) и «Домби и сын» (Dealings with the Firm of Dombey and Son Wholesale, Retail and for Exportation, 1848).

Углубление критического начала в творчестве Диккенса проявилось в романе «Мартин Чезлвит».

Диккенс развивает мысль о том, что страсть к обогащению становится импульсом поведения людей в капиталистическом мире. И не случайно одна из центральных тем романа - тема борьбы жадной своры родственников за наследство богатого старика Мартина Чезлвита. Собравшись у постели умирающего, они играют жалкую комедию любви и преданности, но за каждым лицемерным вздохом и возгласом сожаления скрываются корыстные помыслы и эгоистические побуждения. Цель у них одна -обогащение. О нем мечтают Энтони Чезлвит и его сын Джонас, к нему стремится Монтегю Тигг, надеется на него и молодой Мартин Чезлвит. Но ни один из них не может превзойти Пекснифа - ни в мастерстве и тонкости применяемых уловок, ни в хитрости, ни в лицемерии. В образе Пекснифа Диккенс запечатлел характерные черты английской буржуазии, особо выделив одну из них - лицемерие. Образ Пекснифа дан в сатирическом плане. В описании его поведения и характера нет места мягкому юмору и добродушному смеху. Диккенс беспощаден в обличении его ханжества, эгоизма, жестокости, хитрости и беспредельного корыстолюбия, прикрывающегося маской благопристойности. Имя Пекснифа стало нарицательным в Англии, оно применяется для обозначения лицемерия.

Важное место принадлежит в романе главам, посвященным Америке. Молодой Мартин Чезлвит отправляется в Америку. Как и многие другие эмигранты, он возлагает большие надежды на жизнь в «стране свободы». Однако очень скоро становится очевидной вся глубина их заблуждения. На своем печальном опыте они познают «прелесть» американских «демократических свобод». Мартин и Марк становятся жертвами компании по продаже земельных участков.

Герой Диккенса знакомится с деятелями американской прессы. Свое перо они всецело подчинили власти золота. Характерны названия, которые дает Диккенс продажным американским газетам, -«Клеветник», «Нью-Йоркская помойка», «Скандалист», «Соглядатай». Мартин Чезлвит сталкивается с общественными деятелями, политиками, крупными американскими буржуа. Все они преклоняются перед силой доллара. Деньги заменяют ум, образование, сердце. На «свободной» земле американской буржуазной республики не менее пышно, чем в монархической Англии, процветают цинизм и невежество, наглость и высокомерие.

Диккенса глубоко волнует вопрос об усовершенствовании общества. В бурные 40-е годы, в период наивысшего обострения чартистских выступлений, он продолжает сохранять свою веру в возможность переустройства общества путем морального воздействия на буржуазию и перевоспитания ее. Эти убеждения легли в основу его «Рождественских рассказов» -«Рождественская песнь в прозе» (А Christmas Carol in Prose, 1843), «Колокола» (The Chimes, 1844), «Сверчок на печи» (The Cricket on the Hearth, 1845) и другие.

Традиционный жанр святочного рассказа со всеми утвердившимися в нем атрибутами - переплетение реальности с фантастикой, достоверности с вымыслом, появление духов и волшебников, обязательное завершение рассказа счастливой развязкой - Диккенс наполнил новым содержанием. И глубоко правы были его современники, увидевшие в «Рождественских рассказах» выражение актуальных для эпохи идей. «Рождественская песнь» и «Сверчок на печи» со дня их выхода стали наиболее широко известными, любимыми и популярными книгами в Англии. Причину этого следует искать в демократизме рассказов Диккенса, в содержащейся в них защите обездоленных и угнетенных, в прославлении доброго и отзывчивого человеческого сердца.

Диккенс утверждал в своих рассказах принципы моральной чистоты и нравственности, которые были близки и дороги простым людям. В «Рождественской песни» создан выразительный образ скряги Скруджа, который воплощает в себе эгоизм, скаредность, жестокость, бездушие буржуазного дельца. Он презирает бедняков, не признает за ними права жить, иметь семью, детей. По своим взглядам этот герой Диккенса - мальтузианец. Во второй и третьей частях рассказа Диккенс повествует о перерождении Скруджа. При этом писатель вводит в повествование сказочный элемент. Под влиянием духов, которые являются Скруджу во сне и показывают его прошлое, настоящее и будущее, он изменяется. Из эгоиста и скряги он превращается в доброго старика, готового помочь людям. И после этого преображения Скрудж впервые чувствует себя счастливым.

В рассказе «Колокола» поставлен вопрос о положении народа, раскрыта антинародная сущность буржуазных партий и решительно осуждается мальтузианство. Бедный посыльный Тоби Векк, скромный и смиренный труженик, случайно встречается с тремя джентльменами, рассуждающими о положении бедняков и их назначении в жизни. Двое из этих представителей господствующих классов -Файлер и Кьют - сторонники мальтузианства. Файлер говорит о том, что бедняки (речь идет о дочери Тоби Векка) не имеют права выходить замуж, иметь детей, ибо это способствует увеличению числа неимущих. Кьют всецело разделяет взгляды Файлера; он лишь «развивает дальше» его мысль, доказывая, что наиболее правильное и радикальное средство избавления от бедняков - их уничтожение. Третий, «краснолицый» джентльмен, скорбит о «добром старом времени» и о былом согласии между бедняками и их хозяевами. Образ буржуазного филантропа Баули, «покровителя» и «друга» всех бедняков, созданный в этом же рассказе, еще раз убеждает в резко отрицательном отношении писателя к правящим классам и проводимой ими политике. Прикидываясь «другом» простых людей, Баули стремится своими подачками заставить бедняков смириться, не думать о своем положении, трудиться и во всем полагаться на «добрых» хозяев.

Тоби Векк простодушен и наивен. Он не может разобраться во всех хитросплетениях, преподносимых файлерами, кьютами, баули. Но он понимает, что настоящую помощь простому человеку, попавшему в беду, может оказать только бедняк. И Тоби помогает безработному и бездомному рабочему Вилли Ферну. Образ Вилли Ферна - новое явление в творчестве Диккенса. Честный и трудолюбивый, Ферн не может молчать, сталкиваясь с несправедливостью. Он произносит речь в защиту бедняков. Однако протест Вилли Ферна принимает форму апелляции к хозяевам; Ферн просит у них сочувствия, высказывает надежду на их отзывчивость.

Лучшим произведением Диккенса 40-х годов был роман «Домби и сын». Он создавался в период наивысшего подъема чартизма в Англии и в разгар революционных событий в других европейских странах. Во второй половине 40-х годов все более и более очевидной становилась беспочвенность многих иллюзий писателя, и прежде всего его веры в возможность существования классового мира. Не могла не быть поколеблена и его уверенность в эффективности апелляции к буржуазии. «Домби и сын» с большой убедительностью раскрывает антигуманную сущность буржуазных отношений. Диккенс сумел показать взаимосвязь и взаимозависимость между отдельными сторонами и явлениями жизни. Это определило построение романа. Если предыдущие романы Диккенс строил как серию последовательно чередующихся эпизодов или включал в них несколько параллельно развивающихся и в определенные моменты перекрещивающихся сюжетных линий, то в «Домби и сыне» все, вплоть до мельчайших деталей, подчинено единству замысла. Все сюжетные линии романа сходятся и переплетаются в едином центре. Идейно-художественным центром романа является образ мистера Домби -крупного английского негоцианта, возглавляющего фирму «Домби и сын».

Повествуя об истории крушения семьи и честолюбивых надежд мистера Домби, Диккенс доказывает, что деньги несут в себе зло, отравляют сознание людей, порабощают их и превращают в бессердечных гордецов и эгоистов. Домби бездушен, суров, холоден. Цель его жизни - процветание фирмы «Домби и сын». Домби уверен в непоколебимой силе богатства. Он - типичный английский буржуа.

Денежные интересы мистера Домби, деятельность его фирмы в той или иной мере оказывают влияние на судьбу остальных героев романа. «Домби и сын» - название фирмы и в то же время история семьи, в членах которой ее глава мистер Домби видел не людей, а лишь послушных исполнителей своей воли. На людей Домби смотрит только с точки зрения их полезности для дела. И потому он просто не замечает свою дочь Флоренс. В его глазах она лишь «фальшивая монета, которую нельзя вложить в дело». Все свои надежды Домби связывает с маленьким Полем. Сын должен стать наследником и продолжателем дела отца.

Эгоизм Домби не знает границ. Но и внимание его к кому-либо не может принести добра. Гибнет маленький болезненный Поль. Он не может перенести той системы воспитания, во власть которой его отдал бездушный отец. Школа Блимбера и пансион миссис Пипчин оказываются губительными для него.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.