Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты рынка совершенной конкуренции. Предложение продукции и максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Излишки потребителя и излишки производителя




Определение степени концентрации фирм на рынке (индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана). Индекс Лернера как показатель рыночной власти.

Конкуренция, ее функции и виды. Типы рыночных структур по степени развития конкуренции.

Конкуренция – состязательность, соперничество экономических агентов за достижение лучших результатов.

Функции: регулирующая, стимулирующая, контролирующая.

Виды:

- внутриотраслевая (между предпринимателями одной отрасли) и межотраслевая (разные отрасли);

- ценовая (меняют цену для достижения большей прибыли) и неценовая (соперничество на основе тех.превосходства, качества);

- добросовестная и недобросовестная (по отношению к закону);

- совершенная (монополизированность отсутствует) и несовершенная конкуренция (различная степень монополизированности);

Степень конкурентности рынка определяется способностью фирм воздействовать на рынок. Чем меньше это влияние, тем более конкурентен рынок.

Типы рыночных структур: рынок совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции – монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Монополистическая конкуренция – много фирм, выход на рынок легкий, контроль слабый, спрос эластичен, дифференцированные товары, неценовая конкуренция отсутствует.

Олигополия – 2-7 фирм, выход ограничен, однородные товары, контроль связан с зависимостью фирм (возможен заговор), спрос неэластичен, неценовая конкуренция.

Монополия – одна фирма, выход заблокирован, уникальный товар, полный контроль над ценой, неэластичный спрос, неценовая конкуренция.

Рынок совершенной конкуренции – множество независимых фирм, выход на рынок не ограничен, однородный товар, цена определяется рынком, кривая спроса горизонтальна, абсолютно эластичен спрос, неценовая конкуренция отсутствует, коэффициент Герфиндаля 100, Коэффициент Лернера 0.

 

Определение степени концентрации (Н) на рынке определяется: долей фирмы на рынке и долей фирмы в ВВП. Индекс Херфиндаля и Лернера характеризует силу монополистической власти и степень концентрации рынка.

Доля фирмы = (реализуемая фирмой продукция / общий объем реализации на рынке)х100%

Доля фирмы в ВВП = (реализ.фирмой продукция / ВВП) х 100%

Индекс Херфинндаля-Хиршмана = S1(в квадрате) + … + Sn (в квадрате)

S1- доля фирмы 1 Sn – доля фирмы n

На рынке 1 фирма монополист – 100 в квадрате = 10000

На рынке 2 фирмы олигополиста = 50 (в квадрате) + 50 (в квадрате) = 5000

На рынке 100 фирм (рынок совершенной конкуренции) = 121 + 122 + … +12100 = 100

Рынок не концентрированный Н<1000,

Рынок умеренно концентрированный 1000 < Н < 1800,

Рынок концентрированный Н > 1800.

Индекс Лернера (L) – измеряет степень монопольной власти.

L = (Р – МС) / Р, где Р - цена, МС – предельные издержки.

L находится в интервале от 0 до 1.

L совершенно конкурентной фирмы 0.

Черты:

1.Неограниченное число участников (продавцов и покупателей)

2.Товары должны быть совершенно однородны

3.Отсутствуют входные и выходные барьеры

4. Наличие полного объема информации о рынке

5. Экономическая свобода (возможность выбора) субъектов

6. Отсутствует контроль над ценой

Формирование конкурентной среды (*) - поведение фирмы в краткосрочном периоде (сверхприбыль (OP*LQ* - валовая выручка, CP*LN – прибыль), нормальная прибыль и убыток) – MR > MC – сверхприбыль, MR=MC – равновесие, MR<MC – убыток.

На совершенно конкурентном рынке сделка состоится, если она выгодна покупателям и продавцам.

Выгода оценивается: излишками потребителя CS и излишками производителя PS.

Излишки потребителя (CS) = максимальная цена, которую готов заплатить потребитель – фактическая рыночная цена.

Излишки производителя (PS) = фактическая рыночная цена – минимальная цена по которой производители готовы продать товар.

 

40. Виды и признаки чистой монополии. Формы монополий.

Признаки:

1.Фирма-монополист на рынке одна (доминирующее положение на рынке, полный контроль над ценами, диктует свои условия на рынке, устанавливает монопольно высокие цены на свои товары и монопольно низкие цены на закупаемые ресурсы).

2.Создает искусственный дефицит на рынке

3.Выпускает уникальный товар, который нельзя заменить

4.Получает сверхприбыль, не улучшая качества и не внедряя новшеств

5.Получает не только прибыль, но и сверхприбыль

Виды:

1.Чистая монополия – одна фирма на рынке

2.Двусторонняя - Один продавец и один покупатель

3.Естественная - Отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимизируются если только одна фирма обслуживает весь рынок

4.Искуственная – возникает на основе сговора или подавления конкурента

5.Монопсония - Один покупатель, Много продавцов, Конкуренция среди продавцов, цена снижается, Могут меняться объемы закупок.

Формы:

1.Картель - Соглашение о доле участников картеля, о ценах, условиях сбыта. Участники сохраняют производственную, коммерческую самостоятельность.

2.Синдикат - Совместный сбыт и закупка. Участники теряют коммерческую самостоятельность. Сохраняется производственная самостоятельность.

3.Трест - Участники утрачивают коммерческую и производственную самостоятельность. Совместная собственность. Общее управление.

4.Концерн - Участники лишены самостоятельности. Единый контроль со стороны головной фирмы (банка). Объединяются фирмы различных отраслей.

5.Консорциум - Временное соглашение между фирмами, банками для осуществления крупных проектов. Участники сохраняют полную самостоятельность.

6.Транснациональные корпорации (ТНК) - Международная корпорация, контролирующая существенную долю мирового промышленного производства и торговли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.