Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции происхождения государства и права




Научная мысль прошлого и настоящего време­ни выдвинула целый ряд теорий происхождения государства и права - диалектико-материалис-тическую, теологическую, патриархальную, обще­ственного договора, насилия, органическую, пси­хологическую и др.

Диалектико-материалистическая теория проис­хождения государства и права, рассмотренная вы­ше, исходит из того, что государство возникает в силу объективных экономических причин: общест­венного разделения труда, появления прибавочного

1 Поздняков Э.А. Философия государства и права. - М., 1995. - С. 6.


продукта, частной собственности, а затем - раскола общества на классы с противоположными экономи­ческими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое спе­циальными, в том числе правовыми, средствами управления и насилия сдерживает борьбу различных социальных групп, защищая прежде всего экономи­чески господствующий класс. Такой подход к объяс­нению возникновения государства и права получил обоснование в работах Л. Моргана, К. Маркса, Ф. Эн­гельса, В.И. Ленина.

Диалектико-материалистическая теория проис­хождения государства и права является научной, так как подтверждается конкретными историче­скими фактами. В то же время она не может быть признана в полной мере универсальной, поскольку в основе возникновения ряда государств Древнего Востока лежали и другие причины1.

Теологическая теория сводится к божественному происхождению государства и права, утверждая и защищая тезис «вся власть от Бога». Ее представи­телями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама, христианства и других религий. Теологическая тео­рия отстаивает идеи незыблемости, вечности госу­дарства, необходимости всеобщего подчинения го­сударственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божест­венной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозный организации.

Теологическая теория исходит из религиозных воззрений и не является строго научной, но она от­ражает некоторые реальные процессы, действи­тельно имевшие место в ходе становления госу­дарств, прежде всего теократических. «Теологиче­скую теорию,- пишут А.Я. Малыгин и Р.С. Мулу-каев,- нельзя доказать, как и нельзя прямо опро-

1 Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.К. Бабае­ва. - М.: Юрист, 2002. - С. 43-44, 46-47.


вергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это в конечном счете вопрос веры»1.

Религиозная трактовка происхождения государ­ства и права и в наше время остается одним из на­правлений теоретического осмысления этих соци­альных институтов (Ж. Маритен), однако не полу­чила широкого признания.

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Его власть, таким образом, есть продолжение власти отца; мо­нарх является отцом всех своих подданных. Так же, как и теологическая, патриархальная теория была направлена на обоснование неограниченной власти монарха, но истоки этой власти видела не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограничен­ная власть главы семьи, патриарха.

Зародилась эта теория в Древней Греции, перво­начальное обоснование получила в трудах Аристо­теля, но свое развитие нашла в европейских стра­нах нового времени. Из патриархальной теории, как и из теологической, вытекает вывод о необхо­димости для всех людей беспрекословно подчинять­ся государственной власти. Однако наукой установ­лено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно­общинного строя. К тому же в ©бществе, в котором существует такая семья, родственные связи доста­точно быстро разрушаются, а не доводятся до госу­дарственных масштабов. Таким образом, основные положения патриархальной теории убедительно оп­ровергаются современной наукой.

Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебур-

1 Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Ла­зарева. - М.: Юрист, 1994. - С. 41.


жуазных мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. Согласно этой теории появлению государства предшествовало «естественное состояние», когда люди имели естественные права (Руссо) или когда шла «война всех против всех» (Гоббс). Государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естест­венном» состоянии, превращающего их в единое целое - народ. Сторонники естественного права считают государство результатом юридического ак­та - общественного договора, который являлся по­рождением разумной воли, человеческим учрежде­нием или даже изобретением.

По мнению отдельных представителей теории общественного договора, на основе первичного со­глашения создается гражданское общество и его политическая форма - государство. Последнее обес­печивает охрану частной собственности, прав и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении индивидов определенному лицу, кото­рому передается власть над ними и обязанному осуществлять ее в интересах народа. Иначе народ имеет право на восстание и свержение нарушающей договор власти (Руссо, Радищев).

Гоббс доказывал противоположное: поскольку власть передана монарху, он обладает неограничен­ными полномочиями. Локк обосновал идею консти­туционной монархии. По его мнению, обществен­ный договор есть определенный компромисс между монархом и подданными, определенное ограниче­ние свободы и монарха, и народа.

Договорная теория имела известное прогрессив­ное значение, поскольку была направлена против феодального государства и права, социального (со­словного) неравенства.

Однако кроме умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Нельзя представить воз-


можность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых со­циальных противоречий и при отсутствии властных структур.

Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняли происхо­ждение государства и права завоеванием, порабо­щением одних племен другими. Именно для пора­бощения и создается особый аппарат принуждения -государство и принимаются законы. Завоевание трактуется как подчинение сильным слабого, т.е. как закон природы. Каутский, например, объяснял возникновение государства и образование классов покорением воинственными скотоводами-кочевни­ками мирных земледельцев. Не божественное про­видение, не общественный договор и не социально-экономические причины, а столкновение враждеб­ных племен, грубое превосходство силы, война, опустошение, словом, насилие - «вот родители и повивальная бабка государства», - писал Гумпло­вич1.

Идеологи теории насилия в своих рассуждениях опираются на известные исторические факты, когда некоторые государства появились именно в резуль­тате завоевания одними племенами (народностями) других (раннегерманское, венгерское и др.).

Однако для возникновения государства необхо­дим определенный уровень экономического разви­тия общества. Если этот уровень не достигнут, ни­какие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

Органическая теория сформировалась в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя присущие ей идеи высказывались еще древнегреческим мысли­телем Платоном, который сравнивал государство о человеческим организмом, а правовые законы - С процессами человеческой психики. Представители

1 Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СПб., 1910. -С. 47.


органической теории (И. Блюнчли, Г. Спенсер) по­лагали, что само человечество возникает как ре­зультат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объе­динению людей в единый организм - в государство, в котором правительство выполняет функции мозга и управляет посредством определенных импульсов всем организмом. Низшие классы реализуют внут­ренние функции государства (его производственную деятельность), а высшие, господствующие классы -функции обеспечения правопорядка, обороны, экс­пансии. Несостоятельность органической теории заключается в том, что каждая сфера объективной действительности функционирует по своим законам (механики, физики, химии, биологии, обществен­ного развития и др.). И как нельзя объяснить эво­люцию животного мира законами механики, так же невозможно распространять действие биологиче­ских законов на развитие человеческого общества.

Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др.) объясняют появ­ление государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, в частности психи­ческой потребностью одних людей подчиняться, а других - управлять. Сторонники этой теории вы­двигают мысль о том, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся, психически сильных лично­стей.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческую деятельность, на которую определенное влияние оказывает психика индивидуумов. Однако сама человеческая психика формируется под воздействием соответствующих экономических, социальных и иных условий. Именно эти условия должны учитываться, прежде всего как обусловливающие возникновение государства и права.

Выше рассмотрены далеко не все теории проис­хождения государства и права. Множество взглядов


на процесс происхождения государства и права за­висит от исторически определенного уровня знаний о прошлом человеческого общества, от общих ми­ровоззренческих позиций их авторов, от задач, ко­торые они ставят перед собой, от избранной мето­дологии построения той или иной концепции и других причин. Однако сторонники почти всех этих доктрин признают, что государство и право сущест­вовали не всегда, что эти социальные институты появились на определенном этапе развития общест­ва под воздействием определенных объективных и субъективных предпосылок.


Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.