КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и пути формирования правового государства
В современном правовом государстве основой правовой системы является конституция, в которой 1 Dahrendorf R. Confusion of Powers: Politics and the Rule of Law // Modern Law Review. - 1977. - Vol. 40. - № 1. - P. 1-15. закрепляются общепризнанные принципы и нормы международного права. Все подконституционные акты должны соответствовать конституции. Таким образом, правовое государство - такой тип государства, в котором существует конституционный строй, т.е. принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей. Для правового государства характерно самоограничение правовыми нормами. В правовом государстве утверждается не только принцип разделения властей, но и независимость суда при отправлении правосудия, защита граждан от неправомерных посягательств. Впервые эта концепция нашла свое конституционное, пусть и не дословное, закрепление в американской Конституции 1787 г. Позднее она была закреплена в конституциях Франции (1791 г.), Бельгии (1931 г.), Веймарской Конституции (1919 г.). Указанная теория прошла проверку практикой и является наиболее оптимальный базой для такой организации государственной власти, которая исключает или в значительной мере предотвращает сползание к авторитаризму и тирании в различных их проявлениях, способствует укреплению конституционной законности. Поэтому в качестве основы для создания системы власти в Республике Беларусь была взята доктрина разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако одного провозглашения этой доктрины недостаточно, необходимо решить проблему реального распределения полномочий между этими властями. Главное, чтобы система власти была сильной и в то же время безопасной для тех, кому она призвана служить.
Классическая теория разделения властей создана выдающимся французским философом и историком Шарлем Монтескье, который опирался на идеи предшественников - прежде всего Джона Локка, а также М. Падуанского, Ариистотеля и др. Теория, разработанная Монтескье, оказала огромное влияние на ход политического развития Европы и Америки, так как предложила для внедрения не оторванный от жизни идеал или неприемлемые правила, а, наоборот, наиболее полное и оптимальное развитие государственных институтов. Локк в своих «Двух трактатах о правительстве» (1689 г.) отстаивал необходимость организационного обособления властей: законодательной (осуществляется парламентом, который принимает законы); исполнительной (правительство, претворяющее в жизнь законы); союзная власть (осуществляет внешнеполитическую деятельность). Судебная власть, согласно концепции Локка, рассматривалась как составная часть исполнительной власти. Идеи Локка о верховенстве власти законодательной особенно привлекали внимание политических деятелей британских властей на американском континенте, которые стремились освободиться от зависимости Великобритании. Предложенная им доктрина разделения властей давала практическую возможность ограничить власть британской короны (исполнительной власти). Однако реализация на деле этой концепции на американском континенте (тех колоний, которые в будущем объединились в США) привела к деспотизму, проявлению узурпаторских амбиций законодательных собраний, которые подмяли под себя все иные ветви власти. Это породило большие сомнения в преимуществе системы, характерной для Великобритании, где существует верховенство парламента.
Поэтому все большую поддержку стала получать теория разделения властей, предложенная Монтескье. По его мнению, все погибло бы, если бы в одном и том же лице, в одном учреждении были соединены все три власти - законодательная, исполнительная и судебная: создавать законы, приводить в исполнение общеобязательные постановления и судить преступления или тяжбы частных лиц1. Этот вывод Монтескье справедливо основывает на том, что если власть законодательная и власть исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы при этом не будет, так как можно опасаться, что тот, кто этой властью обладает, станет издавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять. Не будет свободы и в том случае, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судьи будут законодателями. Если она соединена с исполнительной властью, то судья получает возможность стать угнетателем2. Таким образом, Монтескье не допускал верховенства какой-либо ветви власти. Томас Джефферсон, автор Декларации независимости и позднее президент США, отмечал, что концентрация власти в руках одного органа и есть тирания. По его утверждению, 173 деспота (имелось в виду Законодательное собрание Вирджинии) могут угнетать так же, как и один. Американские мыслители стремились исключить чрезмерное возвышение или усиление одной ветви власти над иными государственными инсти* тутами. Исходя из того, что Конгресс обладает обширными полномочиями, в том числе в сфере финансов, были опасения, что он затмит иные ветви власти. Джефферсон в одном из своих писем писал: «Следует больше всего остерегаться тирании законодательного органа - причем на протяжении многих грядущих лет. В свою очередь наступит и 1 Монтескье Ш. О духе законов. - СПб., 1890. - С. 156-157. 2 Там же. С. 156.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |