Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие права




1/11


тирания исполнительной власти, но это отдаленная перспектива»1. История США свидетельствует, что отношения Конгресса и президентов были отнюдь не безоблачными, но возникающие конфликты способствовали выработке общеприемлемого курса страны.

В идеале в государстве должно быть установлено равновесие властей. Исполнительная власть должна участвовать в законодательстве только посредством своего права отмены решений, однако она не должна входить в самое обсуждение дел.

Монтескье отмечал необходимость полного равноправия, равновесия и независимости властей и в то же время их взаимную связанность, необхо­димость действовать2. Монтескье обосновывал раз­деление властей как необходимость, с тем чтобы исключить концентрацию властных полномочий в руках одного человека или органа, так и их взаимное влияние. С целью исключить воз­можность злоупотребления властью, по мнению Монтескье, необходим такой порядок вещей, при котором различные ветви власти могли бы сдержи­вать друг друга. Тем самым была заложена основа для разработки системы «сдержек и противовесов», что впервые удалось реализовать в Конституции США.

Тесному сотрудничеству властей и Монтескье, и Локк отдавали предпочтение перед их «разделением». В противном случае, считали они, институты власти не смогут эффективно работать. Стремление властей к взаимодействию, сотрудничеству не должно при­водить к подмене одной власти другой. Важно, что основная, или центральная, функция каждой власти не может быть выполнена любой из двух других вла-

1 Савельев В.А. Президент и принцип разделения властей:
история и современность // США. Экономика. Политика. Идее-
ология. - 1992. № 2. - С. 43.

2 Монтескье Ш. О духе законов. СПб., 1890. - С. 298.


стей. Под разделением властей Монтескье понимал не установление барьеров, а обладание различными вет­вями власти возможностью сдерживать действия друг друга, чтобы исключить концентрацию всех полно­мочий у одной из них. Средством сдерживания одной ветви власти является обладание частью полномочий другой1. Так, согласно трактовке одного из отцов американской Конституции - Д. Мэдисона, там, где все полномочия осуществляются тем же органом, который располагает полномочиями другого ведом­ства власти, подрываются основные принципы свободного политического устройства.

Следует отметить, что французский мыслитель Жан Жак Руссо критически оценивал организаци­онно-правовую концепцию разделения властей. По его мнению, вся власть должна принадлежать на­роду, который осуществляет ее непосредственно, а в больших государствах - через представительные органы. Таким образом, концепцию разделения властей Руссо отвергал с социологических позиций. В настоящее время во многих Конституциях оба эти подхода - организационно-правовой (разделе­ние властей) и социологический (верховенство вла­сти народа) получили свое закрепление. Словами «Мы, народ...» начинаются Конституции США, России, Беларуси и других стран. В Конституции Беларуси по примеру конституций зарубежных стран подчеркивается, что именно народ является единственным источником государственной власти, его воля является приоритетной по отношению к решениям органов государства.

В конституциях отдельных государств закреп­ление концепции разделения властей имело свои особенности. В некоторых из них выделяли не три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную), а более (иногда выделялись дополни-

1 Дубов И.О. От Монтескье до наших дней // Диалог. -1993. - № 2.


тельно избирательная, контрольная и др.)- Однако следует придерживаться классической теории раз­деления властей, т.е. существования трех ветвей власти. Иные выделяемые дополнительно ветви власти поглощаются законодательной, исполни­тельной или судебной ветвями власти.

В правовом государстве функционируют органы, основной задачей которых является защита прав и свобод граждан. К ним следует отнести Конститу­ционный Суд, иные судебные органы, прокуратуру, органы государственного контроля и др.


Глава 7 СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И СИСТЕМА ПРАВА

Право представляет собой сложное, многогран­ное, многоаспектное, в чем-то непостижимое явле­ние. Недаром само слово «право» в русском языке используется в разных значениях. Мы порой гово­рим «право», когда имеем в виду допустимую (за­коном, обычаем или нравственностью) меру поведе­ния (право на жизнь, право на уважение чести и достоинства, право собственности, право вежливо­сти). При употреблении слова «право» подразуме­вается система норм - как юридических, так и мо­ральных, корпоративных, политических, религиоз­ных, традиционных и др.

Корень «прав» содержится в ряде слов русского языка: «правильный», «правый» («ты прав»), «справедливый», «правда». По духу и значению право ближе всего к понятиям «правда» и «спра­ведливость».

Вопрос о том, что такое право, имеет для теории права и юридической практики фундаментальное, ключевое значение. Вместе с тем право, как и госу­дарство, являясь важнейшим и древнейшим соци­альным институтом, относится к числу наиболее


сложных общественных явлений. Право непосред­ственно связано с природой человека, его жизне­деятельностью, оно существенным образом влияет на поведение людей, их поступки, держит человека и общество в определенных рамках, дозируя объем свободы и выступая для них ориентиром, компа­сом, указывающим путь к свободе и справедливо­сти. Право в нашем сознании олицетворяет правду, истину, справедливость.

В юридической литературе нет единого подхода к определению понятия права, а тем более одно­значного представления о нем. Спектр мнений о праве весьма широк и разнообразен. Причем с те­чением времени он менялся. Если для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установле­ние, для Ж.Ж. Руссо - общая воля.

Современные известные российские ученые предлагают свои определения указанного понятия. Так, по мнению B.C. Нерсесянца, право - матема­тика свободы1, а для Р.З. Лившица - право есть нормативно закрепленная и реализованная спра­ведливость2. Гегель отмечал заповедь права, кото­рая гласит: «Будь лицом и уважай других в каче­стве лиц»3. Как видим, в дискуссии об определении права участвуют не только юристы, но и философы и представители других наук.

Существование множества определений права порождает попытки среди исследователей вырабо­тать общее определение права, пригодное «на все времена» и «на все случаи жизни».

1 Нерсесянц B.C. Право - математика свободы. - М., 1996.

2 Лившиц Р.З. Теория права. - М., 1994. - С. 30-31.

3 Гегель. Философия права. - М., 1934. - С. 65.


Вместе с тем в многообразии определений права можно обнаружить два господствующих подхода к правопониманию. Первый заключается в осмыслении права с точки зрения философских, мировоззренче­ских категорий. При таком подходе интересны вопро­сы происхождения права у восточных славян, в част­ности древнеславянского «Правь», означающего ис­тину или законы, управляющие всем миром, т.е. пра­вый, правильный, упорядоченный мир.

При втором подходе к праву наблюдается его ори­ентация на практическую юриспруденцию, призван­ную реально обеспечивать права и свободы граждан, укреплять законность в государстве. Например, в ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республи­ки Беларусь» установлено: «право - система общеобя­зательных правил поведения, устанавливаемых (санк­ционируемых) и обеспечиваемых государством в це­лях регулирования общественных отношений».

В Заключении Конституционного Суда Респуб­лики Беларусь от 25 марта 1999 г. выражено прин­ципиально иное правопонимание, сочетающее два указанных подхода, согласно которому право, по мнению Суда, «представляет собой нормативно за­крепленную справедливость, что означает, прежде всего, признание верховенства прав и свобод чело­века в качестве главного ценностного ориентира как в правотворческой, так и в правоприменитель­ной практике, ограничителя прав и свобод, поведе­ния других лиц». Такое определение права соответ­ствует «букве и духу» Конституции Беларуси и прежде всего ее ст. 7 и 59.

Лишь два вышеуказанных подхода к правопо­ниманию, находясь в единстве и взаимосвязи, спо­собны дать приближенное к действительности, удов-


летворяющее интересы правовой теории и практи­ки, сущностное определение права.

Современное право - это правовые взгляды, по­зиции, принципы, идеи, выражающие общечелове­ческие ценности и социальные интересы, закреп­ляемые государством в национальной (государст­венной) и международной общеобязательной норма­тивной системе, регулирующей общественные от­ношения с помощью поддержки государства и ин­ститутов гражданского общества и мирового сооб­щества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.