Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и природа конституционных прав и свобод




Идея прав и свобод человека относится к идеям, которые, пройдя многовековую историю, приобрели особую актуальность в современных условиях, вый­дя на первый план отношений между государством и личностью. Новое мышление, с особой силой про­явившееся после Второй мировой войны, определи­ло права и свободы человека в качестве высшей ценности государства и общества.

Сейчас эта идея приобрела глобальный характер и стала предметом международной заботы и защи­ты. Это обусловлено необходимостью демократиза­ции власти, появившимися проблемами выжива­ния человечества, формированием новых отноше-

1 Вихарев СР. Суверенитет Белорусской ССР в составе СССР / Под ред. В.А. Дорогина. - Мн.: Изд-во Белорус, ун-та, 1958. -т С. 124.


ний между обществом и отдельным индивидом, что выдвигает к последнему новые, повышенные требо­вания.

Права человека реализуются в контексте обще­ственных отношений. Права человека являются «нормативной формой взаимодействия людей, упо­рядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, про­тивоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно не­обходимы для обеспечения нормального функцио­нирования индивида, общества, государства»1.

Права и свободы - в целом идентичные поня­тия. Они выражают возможности индивида пользо­ваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной сферах. Сво­боды - это те же права, но для которых (в отличие от непосредственно прав) характерна большая авто­номия личности, это та сфера человека, в которую государство, устанавливая ее границы, не должно вмешиваться. Свобода - это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.

Право - это возможность получения определен­ных благ, т.е. больший акцент при этом делается на притязаниях человека получить эти блага. Кон­ституционные права и свободы можно определить как закрепленные в Конституции и гарантирован­ные государством юридические возможности поль­зоваться определенными благами.

1 Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма, 2000. - С. 12.


В литературе нередко используются выражения «права и свободы человека», «права и свободы гра­жданина». Содержание этих понятий несколько раз­личается. Права и свободы гражданина предопреде­лены государственно-правовой принадлежностью со­ответствующего субъекта к народу Республики Бе­ларусь. Когда мы говорим о правах и свободах гра­жданина, то предполагаем прежде всего обладание ими в силу принадлежности к государству.

Когда речь идет непосредственно о правах и сво­бодах человека, то имеется в виду их естественная природа происхождения. Их индивид (человек) приобретает не от государства (как гражданин), а уже в силу рождения. Различие в правах человека и правах гражданина состоит и в том, что некото­рые права предоставляются только гражданам дан­ного государства, например, право избирать и быть избранным, только на граждан может быть возло­жена обязанность служить в Вооруженных Силах либо иным образом защищать свое государство.

В определенной мере разграничение понятий «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина» обусловлено также существованием двух направлений юридической мысли - естествен­но-правовым и позитивистским. Естественно-пра­вовая теория исходит из признания прав в силу природы самого человека, позитивистская опреде­ляет их как благо, даруемое государством, т.е. они производны от государства. Во многом эти подходы влияют и на развитие правовой системы. Сторон­ники естественно-правовой теории рассматривают закон как средство фиксации уже существующих изначально прав и свобод, а позитивисты - как проявление воли государства, создающее права и свободы.


Естественно-правовая теория во главу угла ста­вит нравственные принципы, и в этом заключается ее ценность. Она стремилась ограничить государст­во в его притязаниях определять права и свободы по своему усмотрению. В то же время нельзя ума­лять роль государства, которое, по выражению Г. Кельзена, является воплощением правопорядка. Совершенно справедливо отмечается в литературе, что есть права, которые являются прирожденными качествами человека (например, право на жизнь, на личную неприкосновенность и др.), и есть права, которые могут быть реализованы в результате пра­вотворческой деятельности государства. Их законо­дательное закрепление превращает эти права в ре­альность.

В современных условиях обе концепции прав человека и гражданина (естественно-правовая и по­зитивистская) взаимодействуют, между ними нет противостояния. Естественные права человека по­лучают свою определенность и юридическую защи­ту после закрепления в актах законодательства. Позитивизм приобретает развитие, если основыва­ется на таких категориях, как свобода, справедли­вость и др.

Наряду с правами и свободами существуют так­же обязанности человека и гражданина. Конститу­ционные (юридические) обязанности - это право­вая необходимость для индивида придерживаться определенного поведения (соблюдать Конституцию и законы, платить налоги и т.д.). Несоблюдение обязанности влечет юридическую ответственность.

Для конституционных прав, свобод и обязанно­стей, которые рассматриваются в качестве основ­ных (фундаментальных), характерна их наивысшая юридическая сила, повышенная защита. В связи со


своей фундаментальностью они служат базой для всей системы иных прав и свобод.

Права человека в силу естественного характера их происхожения принадлежат человеку от рожде­ния, являются высшей ценностью, и поэтому обес­печение и защита их представляют собой основную обязанность государственных органов. Права чело­века гарантированы каждому находящемуся на территории государства, они едины на всей терри­тории.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона и в пределах, которые продиктованы интересами раз­вития демократического государства. В соответст­вии со ст. 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в ин­тересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населе­ния, прав и свобод других лиц. Эта конституцион­ная норма налагает на законодателя обязанность обеспечить такой уровень прав и свобод, отход от которого будет означать нарушение допустимого предела ограничения прав и свобод в указанных целях.

Права и свободы можно классиф ицировать по различным признакам.

По времени появления можем отметить три по­коления прав и свобод.

Права и свободы первого поколения - это лич­ные, а также политические права и свободы чело­века (впервые наиболее полно зафиксированы во Французской Декларации прав человека и гражда­нина).


Права второго поколения стали формироваться после Первой мировой войны (это так называемые социально-экономические и социально-культурные права).

Права третьего поколения стали фиксировать в документах ООН, принятых в 80-е годы XX в. Это — право на развитие, на здоровую окружающую сре-^ ду, право на мир, права меньшинств, право на вла­дение общим наследием человечества и др. К пра­вам третьего поколения примыкают (иногда их прямо относят к этой категории прав) такие права народов, как право на существование, право на са­моопределение, право на равенство с другими наро­дами, право на достойную жизнь, право на свою территорию, право на национальную и междуна­родную безопасность, право на самобытность, вклю­чая свою культуру, и др.

С позиций субъекта (гражданина, человек) мож­но выделить права и свободы человека и свободы гражданина. По способу реализации - индивиду­альные и коллективные (право на проведение соб­раний, митингов, на забастовку и др.).

По сфере проявления человеческой деятельности выделяют личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

В юридической литературе даются и иные клас­сификации прав и свобод (материальные и процес­суальные, основные и производные), в основе кото­рых находятся другие признаки. Однако традици­онной, в том числе и в учебниках, является клас­сификация по сферам проявления человеческой деятельности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.