Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право избирать и быть избранным. Вст. 38




ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Право на управление делами государства. В

Конституции содержатся нормы, закрепляющие право гражданина на управление делами государст­ва. Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как


непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается про­ведением референдумов, обсуждением проектов за­конов и вопросов республиканского и местного зна­чения, другими определенными законом способами.

В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общест­венной жизни на республиканских и местных соб­раниях.

Основными формами осуществления народом (гражданами) государственной власти являются на­родные голосования (референдумы), обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, сельские сходы, собрания гра­ждан и др.

Следует иметь в виду, что и народные голосова­ния (референдумы), и народные обсуждения как важнейшие институты непосредственной демокра­тии несмотря на некоторую близость самостоятель­ны и не могут отождествляться. Общим для них является непосредственное участие народа (граж­дан) в правотворческой работе государственных ор­ганов, то, что они представляют собой выражение общественного отношения к проблеме. Однако в первом случае решение обычно является обязатель­ным, во втором (при проведении народных обсуж­дений) выявляется лишь мнение, которое юридиче­ски не обязательно для властных структур государ­ства.

Проведение референдумов и народных обсужде­ний регулируется соответственно Избирательным кодексом Республики Беларусь.


Конституции закреплено право граждан Республи­ки Беларусь свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.

В данной статье закреплены основополагающие принципы избирательного права. Они получили свое развитие в Избирательном кодексе.

Выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Конституцией и на ее основе законодатель­ством могут быть установлены избирательные цен­зы, т.е. условия для получения или осуществления избирательного права. В Конституции установлены, например, возрастной ценз (ст. 80, части первая и вторая ст. 92), ценз оседлости (ст. 80, часть вторая ст. 92), образовательный ценз (часть вторая ст. 116), служебный ценз (часть четвертая ст. 92). В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по пригово­ру суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессу­альным законодательством, избрана мера пресече­ния - содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граж­дан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону (часть вторая ст. 64 Конституции).

Выборы являются свободными: избиратель лич­но решает, участвовать ли ему в выборах и за ко­го голосовать. В некоторых странах устанавлива­ется обязанность граждан участвовать в голосо­вании. Свободное участие означает прежде всего


отсутствие воздействия на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выбо­рах, на свободу волеизъявления.

Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов, а кандидаты, избирае­мые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. Это обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей, образуются равные по численности округа и т.д.

Выборы могут быть как прямыми, так и косвен­ными (многоступенчатыми). Путем прямых выбо­ров избирается Президент, депутаты Палаты пред­ставителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов. Со­вет Республики Национального собрания формиру­ется путем косвенных выборов (ст. 91 Конститу­ции).

Голосование на выборах является тайным: кон­троль за волеизъявлением избирателей в ходе голо­сования запрещается. В целях исключения внешне­го контроля за волеизъявлением избирателей им предоставляется возможность использовать кабины для голосования. Бюллетень получает лично изби­ратель, он же его опускает в избирательный ящик.

Право избирать и быть избранным относится к политическим правам. В связи с этим в полном объеме им могут обладать лишь граждане Респуб­лики Беларусь. Именно они вправе в соответствии с Избирательным кодексом избирать Главу государ­ства.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право участвовать в выборах депутатов ме-


стных Советов депутатов в соответствии с междуна­родными договорами Республики Беларусь.

Право на обращение в государственные орга­ны. Согласно ст. 40 Конституции каждый имеет право направлять личные или коллективные об­ращения в государственные органы. При этом го­сударственные органы, а также должностные ли­ца обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Право граждан на обращение в государственные органы является важнейшим конституционным правом, которое можно рассматривать как одно из проявлений непосредственной демократии. Этому праву соответствует обязанность государственных органов, должностных лиц рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Таким образом обеспечивается взаимодейст­вие (связь) гражданина и власти.

Правом на обращение обладает любой человек независимо от возраста.

Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам не только государственных органов, но и к должност­ным лицам общественных объединений, учрежде­ний, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотре­ния предложений, заявлений и жалоб установлен Законом от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граж­дан».

Свобода объединений. В качестве одной из важ­нейших является свобода объединений. Конститу­ция предоставляет каждому право на свободу объе­динений. Однако судьи, прокурорские работники,


сотрудники органов внутренних дел, Комитета го­сударственного контроля, органов безопасности, во­еннослужащие не могут быть членами политиче­ских партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 36 Консти­туции).

Существуют различные виды общественных объ­единений. Среди них особое место занимают поли­тические партии и профессиональные союзы.

Согласно Закону от 4 октября 1994 г. «Об об­щественных объединениях» общественным объе­динением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общ­ности интересов для совместной реализации гра­жданских, экономических, социальных и куль­турных прав (ст. 1).

Конституцией и законодательством установлены ограничения на создание общественных объедине­ний. Запрещается создание и деятельность общест­венных объединений, имеющих целью насильст­венное изменение конституционного строя либо ве­дущих пропаганду войны, социальной, националь­ной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Консти­туции). В Законе «Об общественных объединениях» указано также на недопустимость создания общест­венных объединений, деятельность которых на­правлена на свержение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду насилия.

Порядок создания и деятельности политических организаций определяется Законом от 5 октября 1994 г. «О политических партиях». Политической партией является независимое, образованное на ос­нове индивидуального добровольного членства объ­единение граждан, действующее в рамках Консти-


туции и законов Республики Беларусь, содейст­вующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах (ст. 1 ука­занного Закона).

Если членами общественных объединений могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане, лица без гражданства, то право на объединения в политические партии име­ют только граждане Республики Беларусь.

Принадлежность или непринадлежность граж­данина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо недопущения исполнения им установленных зако­ном обязанностей. Изъятия из этого правила каса­ются отдельных категорий лиц. Так, Президент Республики Беларусь должен приостановить член­ство в политических партиях на весь срок полно­мочий. Не могут быть членами партий на весь пе­риод своих полномочий судьи, прокурорские работ­ники, сотрудники органов внутренних дел, Комите­та государственного контроля, органов безопасно­сти, военнослужащие. Только на этих лиц распро­страняется обязательное требование об указании в официальных документах на членство в той или иной политической партии.

Политические партии имеют фиксированное членство.

Граждане вправе объединяться в профессиональ­ные союзы.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пи­кетирования, не нарушающих правопорядок и пра­ва других граждан Республики Беларусь, гаранти­руется государством. Порядок проведения указан-


ных мероприятий определяется законом (ст. 35 Конституции).

Конституция, провозгласив право на свободу публичных мероприятий, предусматривает законо­дательную регламентацию порядка их проведения. Порядок организации и проведения собраний, ми­тингов, уличных шествий, демонстраций и пикети­рования установлен Законом от 30 декабря 1997 г. «О собраниях, митингах, уличных шествиях, де­монстрациях и пикетировании», в редакции Закона от 7 августа 2003 г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Законом установлен разре­шительный (а не уведомительный) порядок прове­дения массовых мероприятий. Однако гарантиро­ванная Конституцией свобода их проведения может быть ограничена лишь в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (см. часть первую ст. 23 Конституции).

В Законе даны определения публичных меро­приятий:

собрание - совместное присутствие группы гра­ждан, собравшихся для публичного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и орга­низаций, событиям общественно-политической жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы;

митинг - массовое собрание граждан для пуб­личного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и организаций, событиям общест­венно-политической жизни, а также решения во­просов, затрагивающих их интересы;

уличное шествие - организованное массовое движение граждан по пешеходной или проезжей


части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площа­ди с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих обще­ственно-политических, религиозных настроений либо протеста;

демонстрация - организованное массовое дви­жение граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади с целью привлечения внимания к каким-либо про­блемам или публичного выражения своих общест­венно-политических, религиозных настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

пикетирование - публичное выражение граж­данином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интере­сов или протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использова­нием или без использования плакатов, транспаран­тов и иных средств.

Свобода печати и информации. Конституцией гарантируется гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общест­венных объединений, о политической, экономиче­ской, культурной и международной жизни, состоя­нии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Бе­ларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоин­ства, личной и семейной жизни граждан и полного


осуществления ими своих прав (ст. 34 Конститу­ции).

Деятельность государственных органов, общест­венных объединений должна протекать публично. Они обязаны в соответствии с их компетенцией да­вать полную, достоверную и своевременную инфор­мацию о политической, экономической и междуна­родной жизни, состоянии окружающей среды.

Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах. Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равно­го доступа к любым должностям в государственных органах (см. ст. 39 Конституции).

Гражданам Республики Беларусь гарантируется равный доступ к любым должностям в государст­венных органах без какой-либо дискриминации. Согласно международным документам при этом не должны иметь значение раса, цвет кожи, язык, ре­лигия, политические или иные убеждения, нацио­нальность или социальное происхождение, имуще­ственное положение или иные обстоятельства (см. ст. 2, 25 Международного пакта о гражданских и политических правах). Единственный критерий при поступлении на государственную службу - это способности и профессиональная подготовка пре­тендента.

В некоторых случаях могут быть возрастные ог­раничения. Например, для занятия должности су­дьи необходимо достичь возраста 25 лет, а судьи по административным делам и исполнительным про­изводствам - 23, Президента - 35 лет.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.