Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая культура




Правовая культура является разновидностью общей культуры, которой охватываются все дос­тижения и ценности, появившиеся в результате деятельности человека.

Зародившись на заре человеческой истории, право тоже не стоит на месте, оно «развивается», все более и более обогащается новыми идеями и практикой. В связи с этим оно также представ­ляет одну из общечеловеческих ценностей, яв­ляясь, таким образом, компонентом (составной частью) общей культуры, прежде всего духовной культуры.

В литературе даются различные определения правовой культуры. Одни авторы определяют пра­вовую культуру как качественное состояние право­вой организации общества, реальное функциониро­вание его правовой системы.


Другим, на наш взгляд, наиболее полным явля­ется определение правовой культуры как качест­венного состояния правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового раз­вития личности, а также степени свободы ее пове­дения и взаимной ответственности государства и! личности, положительно влияющих на обществен^ ное развитие и поддержание самих условий суще­ствования общества.

Таким образом, в данном определении указы­ваются слагаемые элементы правовой культуры:

1) достигнутый уровень совершенства право­
вых актов;

2) правовая практика;

3) правосознание;

4) степень свободы человека и его взаимоот­
ношения с государством.

Для оценки состояния правовой культуры в обществе необходимо учитывать следующее:

— знание населением законодательства;

—развитость правотворческого процесса, т.е. процедуры подготовки и принятия актов законо­дательства;

—степень соответствия актов законодательства общепризнанным принципам и нормам междуна­родного права;

—соответствие практики законодательству;

—степень уважения населением норм права.

Различают правовую культуру отдельного чело­века и общества в целом. В первом случае мы оце­ниваем личностные свойства конкретного лица, во втором - общества в целом.

Оценивая правовую культуру, можно говорить о различных ее уровнях, например, высоком, сред­нем, низком. На ее развитие самым непосредствен-


ным образом влияют такие элементы правового сознания, как правовая идеология и правовая пси­хология.

В качестве важнейшего элемента правовой культуры является уровень развития всей систе­мы правовых актов, т.е. законов Парламента, декретов, указов Президента, постановлений Правительства, решений министерств, решений местных Советов депутатов и др.

От того, насколько разумны по своему содер­жанию правовые акты, помогают они развитию экономики, развитию свободы человека, судят о влиянии актов законодательства на правовую культуру общества. Очень важно, чтобы акты за­конодательства готовились с учетом необходимо­сти уважения личных прав человека (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли, взглядов и суждений и др.), т.е. тех прав, которые человек получает не от го­сударства, а в силу рождения. По тому, насколь­ко законодательство отвечает этим требованиям, можно оценивать его прогрессивность.

Основу законодательства, ядро правовой сис­темы составляет Конституция Республики Бела­русь. По своему содержанию, с точки зрения со­ответствия ее норм (статей) важнейшим между­народно-правовым документам (Всеобщей декла­рации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах, Междуна­родному пакту об экономических, социальных и культурных правах), она является демократиче­ской и создает все условия для развития право­вой культуры, отвечающей международным стан­дартам. В Конституции предусмотрен политиче­ский плюрализм, т.е. многообразие мнений, воз­можность создания политических партий, много­образие форм собственности (может существовать


не только государственная, но и частная форма собственности), закреплены важнейшие принци­пы правового государства (разделение властей, связанность государственных органов и должно­стных лиц правом, т.е. принятыми правовыми решениями, право на судебную защиту и др.).

Показателем высокой правовой культуры об­щества и государства является обязательность для него международно-правовых соглашений, их исполнение. Республика Беларусь стремится вы­полнять взятые на себя международные обяза­тельства. Развитию правовой культуры содейст­вует своевременное обновление актов законода­тельства, приведение их в соответствие с требо­ваниями общественного развития. Среди законов важное место занимают кодексы, которые содер­жат в систематизированном виде нормы, относя­щиеся к той или иной отрасли права. К концу 2001 г. белорусский парламент принял и ввел в действие около 20 новых кодексов. Среди них -Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Гражданский, Гражданский процессуальный, Жилищный, Трудовой, Избира­тельный и др.

Уровень развития всей системы законодатель­ства может быть оценен и с позиций того, на­сколько оно полно и непротиворечиво регулирует общественные отношения, доступны ли для озна­комления и пользования акты законодательства гражданам, в том числе насколько понятен текст нормативных правовых актов.

Основой развития правовой культуры могут быть не только юридические (правовые) акты, которые всегда фиксируются в письменном виде, но и правовые обычаи, некоторые другие право­вые источники. В странах континентальной Ев­ропы правовые обычаи занимают подчиненную по


отношению к актам законодательства (норматив­ным актам) роль.

Когда говорим о правовой культуре, то пред­полагаем, что человек, не являющийся профес­сиональным юристом, имеет достаточные знания актов законодательства, понимает основные прин­ципы и задачи права, знает свои основные права, свободы и обязанности.

Особые требования предъявляются к тем, чьей профессией является правоохранительная и пра­воприменительная деятельность. От того, насколько глубоко и правильно эти лица усвоили правовые нормы и предписания, во многом зависит испол­нение правовых предписаний.

Когда речь идет о правовой культуре, то име­ется в виду не только процесс создания законов и других нормативных правовых актов, но и то, как эти акты реализуются в жизни. Учитывается также уровень правового сознания, исходя из того, какие ценности доминируют в государстве и обществе, какие складываются традиции, реаль­ное положение личности в обществе, ее взаимо­отношения с государством.

Таким образом, правовая культура проявляет­ся не только в писаных нормах, т.е. конкретных текстах, но и в практике их реализации, испол­нения. Чем точнее правоприменительная практи­ка соответствует содержанию норм и принципов права, тем выше правовая культура.

Правовая культура зависит от правового соз­нания.

Мировой опыт показывает, что правовая куль­тура выше там, где человек и государство высту­пают как равноправные партнеры, где существует их взаимная ответственность друг перед другом (см. ст. 2 Конституции Республики Беларусь).

94R


В советский (социалистический) период госу­дарство явно доминировало в этих отношениях,i обычно выступая в роли- покровителя человека,; нередко лишая его свободы выбора. В настоящее время ситуация изменилась, меняются нормы и принципы взаимоотношений. Нередки случаи от-; ветственности государственных органов перед гражданином за неправомерные действия. Госу­дарство стремится создать условия для свободно­го и достойного развития каждого.

Повышению уровня правовой культуры содей­ствуют многие факторы. Прежде всего это право­вое воспитание, основная задача которого - вы­работать у гражданина чувство уважения к пра^ ву, понимание того, что право является мощньод рычагом для преобразования общества.

В правовом, демократическом государстве пра­вовое воспитание является одной из приоритет­ных задач. Это необходимо для того, чтобы граж­дане могли защитить свои права, а также компе­тентно судить о праве, действующих в стране за­конах.

Указанным целям служит и своевременное со* вершенствование законодательства с целью при­ведения его в соответствие с потребностями со­временного развития. Для любого демократиче­ского правового государства характерно выполне­ние требования об обязательности опубликования или доведения до всеобщего сведения иным пре­дусмотренным законом способом содержания при­нятых нормативных актов. Такое требование пре-дусмотрено и в белорусской Конституции (ст. 7). И это вполне обоснованно, так как важнейшим ка­налом воздействия на правовую культуру являет­ся правовая информация.

В качестве антипода правовой культуры можно отметить правовой нигилизм, т.е. отрицание ценно-


стей права, непризнание его в качестве основного ре­гулятора общественных отношений, игнорирование требований закона. Правовой нигилизм имеет раз­личные формы проявления, в том числе безразличное отношение к роли права либо явно негативное отно­шение к нему. Правовой нигилизм девальвирует право и законность, проявляется в отрицании созида­тельной роли права.

Крайним проявлением правового нигилизма яв­ляется совершение правонарушений, в том числе и преступлений.

Нельзя рассматривать в качестве правового ни­гилизма критические замечания в адрес правовой системы (действующих норм права). Конструктив­ная критика, наоборот, направлена на совершенст­вование права и, таким образом, на повышение его роли.

10.4. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ (НРАВСТВЕННОСТИ). НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И НОРМЫ

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, которые находят свое выражение в поступках и действиях людей, регулируют их отношения друг к другу, к обществу, поддерживаемые личным убеж­дением, воспитанием, силой общественного мнения всего общества либо социальной группы.

В основе определения морали лежит такая фило­софская категория, как добро. Критерий добра и зла, хорошего и плохого лежит в основе разделения нрав­ственных и безнравственных поступков.

За историю человечества многие философы пытались определить категорию добра, раскры­вая его через соотношение добра и блага, добра и пользы. Например, «то, что честно и полезно, все, что требует от нас долг человека, граждани-


на, семьянина, противоположено худу и злу...» (В.И. Даль).

Моральные, нравственные нормы - вид соци­альных норм, которые регулируют поведение лю­дей в обществе.

Мораль зародилась раньше правовых и политик ческих норм, раньше государственной организации общества. Мораль сформировалась на протяжении тысячелетий человеческой истории, оформляясь из древних обычаев. Моральные нормы отражают представления человечества, отдельных его соци­альных групп и конкретного человека о добре и зле, справедливости, достоинстве и чести, сча­стье, милосердии и других ценностях общества* Значительное воздействие на мораль оказывала и оказывает религия, а в современном обществе - и право.

Принципы морали - исходные начала для оп^ ределения действий и поступков конкретной лич­ности, для оценки ее поведения со стороны как окружающих, так и общества в целом.

Одновременно моральные нормы регулируют внутренний мир человека. Человек действует, опираясь на свои моральные нормы и убежде­ния, а также оценивает свои поступки и дейст­вия исходя из собственных нравственных прин­ципов.

Нравственные взгляды и нормы во многом опре­деляются традициями и культурой народа, социаль­но-экономическими условиями жизни людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.