Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарские и практические занятия




Виды учебной деятельности

Тематический план курса

Тема 20. Международно-правовое регулирование труда.

Понятие и значение международно-правового регулирования труда. Субъекты, источники и принципы международно-правового регулирования труда. Международная организация труда (МОТ), ее основные функции и задачи. Взаимодействие международных и национальных норм о труде. Влияние норм МОТ на национальное законодательство и социальную политику государств-членов. Конвенции и рекомендации МОТ о труде.

Акты европейского сообщества государств.

Соотношение международно-правового и национального регулирования труда.

Использование международных правовых актов при осуществлении правосудия по трудовым делам.

 


 

Наименование темы Количество часов
Всего Лекции Семинары Самостоят.
Общая часть        
  Предмет, метод и система трудового права.        
  Источники трудового права. Основные принципы правового регулирования труда.        
  Правоотношения в сфере трудового права.        
  Субъекты трудового права.        
  Права профсоюзов в сфере трудовых отношений.        
  Социальное партнерство в сфере труда.        
Особенная часть        
  Правовое регулирование занятости и трудоустройства.        
  Трудовой договор.        
  Защита персональных данных работника.        
  Рабочее время. Время отдыха        
  Правовое регулирование заработной платы.        
  Гарантии и компенсации.        
  Трудовой распорядок. Дисциплина труда.        
  Материальная ответственность сторон трудового договора.        
  Охрана труда. Органы по охране труда.        
  Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.        
  Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.        
  Трудовые споры.        
  Международно-правовое регулирование труда.        
           
  Подготовка к экзаменам        
  Итого:        

 

 

Семинар по теме 1. Предмет, метод и система трудового права.

Время 2 часа.

Источники: [1,2,6,8,9,10,12,13]

Контрольные вопросы и задания:

1. Труд. Его роль в жизни человека. Общественные от­ношения, складывающиеся в процессе труда.

2. Общественно трудовые отношения, входящие в пред­мет трудового права, их дифференциация.

3. Комплекс способов правового регулирования труда, яв­ляющийся методом трудового права, его особенности.

4. Роль и функции трудового права.

5. Понятие системы трудового права, ее структура.

6. Предмет, метод и система науки трудового права.

7. Отграничение трудового права от смежных отраслей.

8. Тенденция развития трудового права.

Задача 1.

С моляром Сидоровым завод заключил договор по окраске забора заводского участка с оплатой по окончании работ. Через месяц по окончании работы Сидоров потребовал кроме оговорённой оплаты оплатить ему компенсацию за неиспользованный отпуск.

Правомерно ли его требование? В каких отношениях с заводом находился Сидоров?

Задача 2.

Включаются ли в предмет изучения трудового права отношения, когда:

- работник обращается за консультацией к адвокату;

- работник выходит на пенсию;

- работник, похитил имущество работодателя;

- гражданину отказали в приеме на работу;

- учредитель уволил руководителя организации;

- инспектор отдела кадров задержал выдачу трудовой книжки работнику;

- работник требует у работодателя продвижение по службе.

Что такое предмет трудового права?

При решении задачи необходимо привести соответствующие нормы законодательства, регулирующие данные отношения.

Семинар по теме 2. Источники трудового права. Основные принципы правового регулирования труда.

Время 2 часа.

Источники: [1-30]

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие источников трудового права, их классификация и виды.

2. Система источников трудового права и ее особенности.

3. Понятие принципов правового регулирования труда, и система основных принципов правового регулирования труда.

4. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.

Темы докладов:

1. Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.

2. Декларация МОТ 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации.

3. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР от 22 ноября 1991 г.

4. Конституция Российской Федерации как источник трудового права.

5. Трудовой кодекс РФ. Его общая характеристика.

Задача 1. Является ли принудительным трудом:

- призыв на военную службу;

- невыплата заработной платы;

- понижение в классном чине или звании;

- направление студентов на уборку помещений учебного заведения;

- дисциплинарный перевод;

- выполнение работы, не обусловленной трудовым договором;

- исправительные работы;

- привлечение школьников в летний период на работы в школе.

Что такое «принудительный труд»? В каких случаях обязательность выполнения работы не является принудительным трудом.

При ответе на задачу используйте положения законодательства РФ и международно-правовых актов.

Задача 2. Какие статьи Конституции РФ направлены на регулирование трудовых правоотношений. Приведите нормативные акты, позволяющие обосновать развитие конституционных положений в законодательстве о труде РФ и субъектов РФ.

Задача 3. Являются ли источниками трудового права:

- нормативные акты о труде Союза ССР;

- Гражданский кодекс РФ;

- акты профсоюзных органов;

- приказы, распоряжения руководителя организации;

- конвенции МОТ;

- акты судебных органов;

-коллективный договор организации;

-трудовой договор.

Обоснуйте свой ответ.

Задача 4. Найдите положения в ТК РФ, которые:

-могут конкретизироваться работником (работниками) по соглашению с работодателем;

- отсылают к другим нормативным актам о труде;

- распространяются на определенные категории работников;

- применяются, лишь по усмотрению работодателя;

- в настоящее время не действуют.

 

Семинар по теме 3. Правоотношения в сфере трудового права.

Время 2 часа.

Источники: [1-30]

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие трудового правоотношения.

2. Содержание трудового правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения.

3. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми, их классификация.

Тема доклада:

1. Особенности распространения трудового законодательства на трудовые отношения, складывающиеся в системе государственной, муниципальной службы.

Задача 1. Серов поступил на работу для выполнения строительных работ на дому к своему дальнему родственнику Чирову. Проработав неделю, Серов попросил, чтобы Чиров заключил с ним трудовой договор, завел трудовую книжку и произвел двойную оплату за работу в выходные дни. Чиров отказался выполнить требования Серов, а по истечении двух дней, когда последний закончил кладку кафеля в ванной комнате, произвел с ним расчет и сказал, что больше в его помощи не нуждается. Серов обратился в суд, дополняя свои требования еще и восстановлением на прежней работе.

Решите дело.

Задача 2. В течение десяти лет подряд житель села Камешкин летом и осенью собирал и сдавал в лесничество ягоды и грибы. Вознаграждение получал ежемесячно в кассе лесничества. За перевыполнение плана в 2002 г. был признан лучшим по району и поощрен денежной премией. В 2003 году от знакомых Камешкин узнал, что в соседнем лесничестве за такую же работу на работников заводят трудовые книжки, время работы включают в стаж для начисления пенсии, ежегодно предоставляют отпуск. Поэтому он обратился в сельский совет, который своим решением обязал лесничество восстановить нарушенные трудовые права Камешкина.

Решите дело.

Задача 3. Директор радиозавода, в связи с падением объемов производства, организовал бригаду из ранее уволенных работников, для выполнения ремонтно-строительных работ вне территории завода. Контракт был заключен лишь с бригадиром, который получал вознаграждение и перераспределял всю сумму между членами бригады. По истечении десяти месяцев работы, бригадир обратился в профсоюзный орган с просьбой разъяснить, в каких отношениях бригада состоит с заводом и полагается ли им компенсация за неиспользованный отпуск.

Дайте необходимое разъяснение.

Задача 4. Приведите примеры правообразующих, правоизменяющих, правоприостанавливающих, правопрекращающих юридических оснований (фактов) в трудовом праве.

Семинар по теме 4. Субъекты трудового права.

Время 2 часа.

Источники: [3,10,13,14, 17]

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие субъекта права. Общая характеристика субъектов трудового права. Их специфические особенности, классификация.

2. Работник как субъект трудового права.

3. Работодатель (организации) как субъект трудового права.

4. Работники как субъекты трудового права.

5. Общая характеристика иных субъектов трудового права (профсоюзные органы, комиссия по трудовым спорам, примирительная комиссия и др.).

Тема доклада:

1. Иностранные граждане как субъекты трудовых правоотношений.

Задача 1. В театре «Ленком», при подготовке спектакля «Варвар и еретик» в качестве артистов потребовалось обязательное участие Никиты (10 лет) и Оли (15 лет). После успешного выступления художественный руководитель поручил юрисконсульту театра надлежащим образом оформить правоотношения с юными артистами.

Характеризуйте особенности правового регулирования труда работников театрально-зрелищных учреждений? Какой договор может быть заключен с Никитой и Олей?

Задача 2. На прием к адвокату за разъяснениями о соответствии законодательству о труде РФ обратились:

- нотариус Сомова, которую собирались уволить с работы, так как у нее не было высшего образования;

- ранее судимый гражданин Рамин, которому отказали в приеме на работу кладовщиком строительных материалов;

- главный бухгалтер бюджетного учреждения Шитова, которой руководитель устно запретил работать по совместительству в коммерческой фирме;

- стажер-водитель троллейбуса Лебедев, считающий, что за работу ему должны выплачивать заработную плату, а не стипендию;

- руководитель организации Сухов, в период болезни которого, собрание акционеров избрало нового руководителя.

При ответе по каждому случаю необходимо ссылаться на нормативные акты.

Задача 3. Ученик 10 класса Дима Арнов, поступил на работу в качестве грузчика на мясной рынок. Через два месяца, мать Арнова потребовала у директора рынка расторжения трудового договора, так как с ее сыну всего 15 лет, а эмансипация наступает с 16 лет. Дима Арнов написал заявление в комиссию по делам несовершеннолетних, с требованием о восстановлении на прежней работе.

Решите дело.

 

Семинар по теме 5. Профессиональные союзы и их права в сфере труда

Время 2 часа.

Источники: [3,12,13,14]

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие профсоюзов, их задачи и функции. Норма­тивно-правовое регулирование их деятельности.

2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда.

3. Классификация прав профсоюзов.

4. Гарантии прав профсоюзов.

5. Ответственность профсоюзов.

6. Правовая ответственность за нарушение прав профсоюзов в сфере труда.

Тема доклада:

Характеристика законодательства о правах и гарантиях деятельности профсоюзов.

Задача 1.

Профсоюзным правовым инспектором труда при проверке соблюдения трудового законодательства на заводе было обна­ружено, что на предприятии работают лица, принятые без согласия профсоюзного органа. В частности, в заводо­управлении зачислены на работу по совместительству 3 человека, в цехах работают 7 подростков в возрасте до 16 лет, принятые на работу работодателем единолично. Кроме того, мастер литейного, участка назначен на должность вопреки мнению работников организации.

Как следует реагировать правовому инспектору труда на выявленные нарушения?

Какими правами обладает профсоюзный орган предпри­ятия при решении вопросов, связанных с подбором и расстановкой кадров?

Какими правами обладают работники организации в реше­нии названных вопросов?

Задача 2.

Профсоюзный орган предприятия поставил перед работодателем вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на начальника цеха, который без учета его мнения систематически привлекает рабочих к сверхурочным работам и, несмотря на неоднократные предупреждения, не выполняет мероприятия но охране труда. Работодатель отказался выполнить требование профоргана, ссылаясь на то, что начальник цеха обеспечивает выполнение производственного плана в своем це­хе и не заслуживает дисциплинарного взыскания.

Какую юридическую силу имеет требование профоргана о смещении или наказании руководящих работников предприятий?

Какие меры может принять профсоюзный орган, если считает необходимым освободить данного работника от за­нимаемой должности?

Задача 3.

В связи с неудовлетворительным ходом выполне­ния производственного плана начальник сборочного це­ха в конце квартала издал распоряжение о работе в вы­ходные дни.

Какие нарушения закона допущено в данном случае?

Каковы правомочия профсоюзного органа предприятия в регулирования рабочего времени, времени отдыха?

Задача 4.

На члена профкома предприятия Миронова, не освобожденного от своей производственной работы, работодателем было наложено дисциплинарное взыскание (выговор) за опоздание на работу.

Считая, что дисциплинарное, взыскание на него наложено с нарушением закона (работодатель не затребовал от него объяснений, и этот вопрос предварительно не обсуждался на заседании профсоюзного комитета).

Миронов обратился в комиссию по трудовым спорам (КТС) с просьбой о снятии взыскания.

Подлежит ли удовлетворению заявление Миронова?

Установлены ли дополнительные гарантии для вы­борных профсоюзных работников?

Задача 5.

На общем собрании работников Акционерного обще­ства ряд работников-активистов поставили вопрос о созда­нии профессионального союза. В процессе обсуждения воз-пик ряд вопросов, без четкого ответа на которые работники не могли прийти к единому решению. Так, не совсем ясно было, что такое профсоюз и чем он может и должен зани­маться на производстве в современных условиях.

Какими методами профсоюз добивается защиты нрав работников?

Почему работнику выгодно состоять в профсоюзе?

Подготовьте аргументированные ответы на вопросы работников.

 

Тема 6. Социальное партнерство в сфере труда

Время 2 часа.

Источники: [4, 12,13,17, 18,24]

Контрольные вопросы и задания:

1. Общая характеристика социального партнерства в сфере труда.

2. Коллективные переговоры.

3. Коллективный договор.

4. Соглашение.

5. Ответственность сторон социального партнерства.

Тема доклада:

Органы социального партнерства.

Задача 1.

Профсоюзный орган и директор завода подготовили проект коллективного договора на следующий год. Одна­ко при обсуждении на конференции рабочих и служащих возник вопрос о правомерности его заключения, так как в прошедшем году завод стал производственной единицей, входящей в состав производственного объединения.

Можно ли заключать коллективные договоры на пред­приятиях, входящих в состав производственных объединении (комбинатов)?

Кто является сторонами коллективного договора про­изводственной единицы?

Задача 2.

При заключении коллективного договора на тонкосу­конной фабрике приняты предложения о выплате межразрядной разницы, а также об устройстве цеховых апте­чек и организации в цехах санитарных постов.

Из каких разделов состоит колдоговор?

Какие обязательства могут в него включаться?

В течение какого срока действует коллективный договор?

 

Задача 3.

При обсуждении проекта коллективного договора между работодателем и выборным профсоюзным органом заво­да возник спор. Профсоюзный орган настаивал на включении в договор пунктов о предоставлении льгот и преимуществ не только передовикам производства, но и лицам, успешно совмещающим работу с обучением. Работодатель возражал против включения в договор пунктов о поощрении совмещающих работу с обучением, поскольку эти вопросы, по его мнению должны решаться в каждом конкретном случае индивидуально.

В каком порядке будут решаться возникшие разногласия?

 

Тема7. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Время 2 часа.

Источники: [9, 12, 13, 15]

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие, формы занятости и государственная политика в этой сфере.

2. Правовой статус безработного, его права и обязанности.

3. Понятие трудоустройства, его формы и значение. Дополнительные гарантии трудоустройства для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в рамках работы.

4. Социальная поддержка безработных и членов их семей.

Тема доклада:

Государственные органы занятости и их полномочия. Общая характеристика законодательства о занятости населения.

Задание.

Разработайте схему государственные органы занятости.

 

Тема 8.Трудовой договор.

Время 4 часа.

Источники: [12,13,16, 25, 29, 30]

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие трудового договора.

2. Содержание трудового договора.

3. Виды трудовых договоров. Особенности отдельных видов трудовых договоров.

4. Стороны трудового договора.

5. Порядок заключения трудового договора.

6. Гарантии при приеме на работу.

7. Испытание при приеме на работу.

8. Трудовая книжка. Общие правила оформления и ведения трудовых книжек.

9. Перевод на другую работу-понятие, общие правила перевода.

10. Перемещение на другую работу - отличие от перевода.

11. Изменение существенных условий трудового договора.

12. Понятие прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора.

13. Общие основания прекращения трудового договора.

14. Расторжение трудового договора по инициативе работника.

15. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

16. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

17. Порядок прекращения и расторжения трудового договора. Оформление увольнения. Производство расчета.

Задача 1.

Петров поступил на работу в ООО «Вега» в качестве охранника. С ним был заключен трудовой договор, согласно которого он обязан был приступить к работе с 11 октября. Направляясь на работу 11 октября Петров попал под машину и бал госпитализирован. После выздоровления Петров пришел на работу в ООО, однако ему сообщили, что трудовой договор с ним аннулирован и на его место принят другой работник. Петров обратился с иском в суд.

Прав вы ли он? Какое решение примет суд и почему?

Задача 2.

Гражданка Иванова, страдающая открытой формой туберкулеза, в состоянии тяжелого душевного волнения вступила в религиозную секту и стала ее активной участницей. Когда ее состояние здоровья улучшилось, она решила поступить на работу в среднюю общеобразовательную школу, в качестве учителя математики. Директор школы, узнав об увлечении Ивановой религией, отказала ей в приеме на работу.

Правомерны ли действия директора школы?

Какое решение примет суд куда обратилась Иванова?

Задача 3.

Семенова, работавшая по срочному трудовому договору в банке «Гарантия», обратилась к директору банка с заявлением о продлении с ней срочного трудового договора до наступления у нее отпуска по беременности и родам. Директор отказал Семеновой, сославшись на то, что срок договора истек, а в банке нет вакансий для ее трудоустройства.

Правомерны ли действия директора банка?

Задача 4.

В связи с увеличившимся объемом работы в терапевтическом отделении больницы медицинскую сестру этой больницы Маркову перевели из хирургического отделения в терапевтическое. Маркова отказалась от такого перевода, заявив, что поступила на работу в хирургическое отделение. Администрация объяснила ей, что в данном случае речь идет не о переводе, а о перемещении, при котором ее согласие не требуется.

Правильно ли поступила администрация?

Задача 5.

Старший продавец продовольственного отдела Матвеева 1 сентября подала заявление об увольнении по собственному желанию. Однако директор магазина отказался принять ее заявление, так как после прошедшей ревизии в отделе Матвеевой была обнаружена недостача и Матвеева, как материально ответственное лицо обязана ее оплатить. 11сентября Матвеева была уволена по п.7 ст.81 ТК РФ. Матвеева обратилась в суд с иском об изменении формулировки причины увольнения.

Задача 6.

Библиотекарю университета Тарасовой после медицинского обследования была установлена 2 группа инвалидности, с ограничением в трудоспособности. 25 мая 2002г. администрации издала приказ об ее увольнении по п.3 (а) ст.81 ТК РФ по состоянию здоровья. Тарасова с увольнением не согласилась и обратилась с иском в суд о восстановлении на работе.

Какое решение должен вынести суд?

Тема 9. Защита персональных данных работника

Время 2 часа.

Источники: [12,13, 21, 28]

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие персональных данных работника.

2. Обработка, хранение персональных данных работника, гарантии их защиты.

3. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.