Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Затраты фирм. Теория издержек предприятия




Затраты – это стоимостная оценка производственных ресурсов пр-я, израсходованных в процессе производства и реализации продукции.

1. Классификация по элементам затрат в соответствии с их экономическим содержанием:1)материальные затраты; 2)затраты на оплату труда; 3)амортизация основных фондов; 4)отчисления на социальные нужды; 5)прочие затраты (налоги, сборы, платежи).

По роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные. Основные - это затраты обусловленные непосредственно процессом производства продукции. Накладные - это затраты на обслуживание производственного процесса и создание условий для работы предприятия в целом.

По месту возникновению накладные расходы, в свою очередь, подразделяются на: 1)Общецеховые затраты - это затраты, связанные с функционированием цеха как элемента производственного процесса, как места, где осуществляется процесс по изготовлению продукции (расходы на управление цехом, амортизацию, отопление, освещение, ремонт помещений цеха). 2)Общепроизводственные затраты - затраты, направленные на обеспечение производственной деятельности предприятия в целом (амортизация, производство испытаний, опытов, исследований, содержание научно-исследовательских подразделений, подготовка кадров). 3)Общехозяйственные затраты - затраты обеспечивающие функционирование предприятия как целого.

По характеру зависимости от объема выпускаемой продукции все затраты предприятия подразделяются на: Постоянные затраты - это затраты, в широких пределах не зависящие от объемов производства (арендная плата, амортизация оборудования, заработная плата руководства предприятия, расходы на охрану). Даже если производство какой-то период не ведётся, постоянные затраты не равны нулю. Переменные затраты - это затраты, прямо связанные с объемом производимой продукции (затраты на материал, расход топлива и энергии, сдельная заработная плата основных рабочих). В случае, если в какой-то период производство не ведется, в этот период переменные затраты равны нулю.

Издержки – это оплата приобретенных факторов производства. Классики политэкономии А. Смит и Д. Рикардо определяли издержки как средние общественные затраты на единицу продукции на среднем предприятии или как среднюю величину от затрат на всех предприятиях отрасли. Маржиналисты (Менгер) рассматривают издержки как психологическое явление, основанное на предельной полезности. По их мнению, сумма (издержки), уплачиваемая фирмой за факторы производства, определяется предельной полезностью, которой издержки обладают с точки зрения продавца. В институциональной теории (Дж. Кларк, Дж. Гобсон) подробно исследованы накладные издержки и введено понятие «человеческие издержки», которые измеряются качеством трудовых условий и способностями работников. Представители неоинституционализма (Р. Коуз, К. Эрроу) разработали теорию трансакционных издержек, которые относятся главным образом к сфере обращения.

Существуют два подхода к изучению издержек предприятия: марксистский; немарксистский или современная концепция издержек (А. Маршалл, Дж. Робинсон). Марксистская теория издержек считает, что существуют два вида издержек: издержки производства - затраты предприятия по поводу самого производства; издержки обращения - затраты, связанные с реализацией продукции. Подразделяются на два подвида: 1- дополнительные затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Они увеличивают стоимость товара (транспорт, расфасовка, упаковка, сортировка); 2- чистые - издержки на торговые операции непосредственно (содержание магазинов, зарплата продавцов, телефонные, телеграфные). Они не увеличивают стоимости товара.

Современная экономическая концепция издержек учитывает взаимосвязь между издержками и объемом производства, а также между издержками и ценой на данный вид товара. Сумма постоянных и переменных издержек образует (общие) валовые издержки. Существуют: средние постоянные; средние переменные; средние валовые издержки, то есть издержки на единицу продукции; предельные - дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. Они рассчитываются вычитанием соседних значений валовых издержек.Предельные издержки используются для определения роста эффективности и общественного благополучия. Оно имеет место, если существует соответствие между предельной полезностью и предельными издержками каждой отрасли. Существуют альтернативные затраты, по которым можно сделать выбор между теми или иными экономическими решениями.Факторы повышения доходности производства -это, прежде всего снижение издержек производства.

 

43. Калькуляция затрат. Себестоимость продукции. Точка безубыточности. Калькуляцияозначает исчисление себестоимости. Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов, продукцми, работ и услуг. Калькуляция затрат - Бухгалтерский учет издержек экономической деятельности. Он включает в себя калькуляцию уже понесенных издержек деятельности, что позволяет оценивать рентабельность деятельности и прогнозировать вероятные издержки будущих операций, а также служит для менеджеров основой планирования и участия в торгах за контракты. Задача калькулирования - определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя (продукции), предназначенной для продажи. Калькуляция себестоимости продукции включает следующие статьи затрат:1 сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов); 2 покупные изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий; 3 заработная плата основная производственных рабочих; 4 заработная плата дополнительная производственных рабочих; 5 отчисления на социальные нужды с заработной платы основной и дополнительной производственных рабочих; 6 расходы на подготовку и освоение производства; 7 расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 8 цеховые расходы; 19 общехозяйственные расходы;10 потери от брака; 11 внепроизводственные расходы. Первые восемь статей затрат образуют цеховую себестоимость. Цеховая себестоимость плюс общезаводские расходы и потери от брака составляют производственную себестоимость. Наконец, все указанные 11 статей представляют собой полную себестоимость продукции.

Себестоимость продукции — это сумма всех затрат предприятия на производство продукции и ее реализацию (продажу).Чтобы определить себестоимость каждого отдельного изделия (одного костюма, телевизора, велосипеда и т.п.), подсчитывают, или, как говорят, калькулируют, все расходы на единицу продукции. В калькуляции все затраты предприятия группируются по статьям расходов (статьям калькуляции): сырье и материалы; топливо и энергия на технологические (производственные) нужды; заработная плата основных производственных рабочих; расходы на освоение новых видов продукции и т.д. Себестоимость продукции — основной показатель работы каждого предприятия. По снижению себестоимости или повышению ее можно судить о качестве работы предприятия. Снижение себестоимости — важнейший фактор повышения рентабельности производства; за счет снижения себестоимости накапливаются средства для строительства новых заводов, фабрик, шахт, школ, санаториев, домов отдыха. Снижение себестоимости лежит в основе снижения цен на товары народного потребления.

Точка безубыточности (или иначе - порог рентабельности) — экономический показатель, который характеризует объем продаж, при котором выручка от реализации произведенных товаров (работ, услуг) равна затратам на их производство. Функционируя в таких условиях, предприятие не имеет прибыли, но и не несет убытков, а при производстве и реализации каждой дополнительной единицы продукции начнет получать прибыль. Точка безубыточности может определяться в денежном выражении, в единицах продукции, а также с учётом ожидаемого размера прибыли. В денежном выражении точка безубыточности представляет собой минимальный доход, при котором все издержки полностью окупаются при реализации продукции, а прибыль отсутствует. В единицах продукции точка безубыточности представляет собой минимум произведенных товаров, доход от реализации которых перекрывает издержки производства этих товаров. С позиции ожидаемого размера прибыли точка безубыточности – это объем продаж произведенной продукции, при котором выручка от него покрывает расходы на производство, в т. ч. процент на собственный капитал компании и нормальный предпринимательский доход. Рассчитать точку безубыточности можно, оперируя информацией о постоянных и переменных затратах на производство товаров и объемах их реализации за определенный период времени. К переменным затратам относят затраты на сырье и материалы, технологии, энергию, сдельную оплату труда - т.е. затраты, которые меняются с изменением объемов выпускаемой продукции. Постоянные затраты от объемов производимой продукции не зависят. К ним относят расходы на аренду, коммунальные услуги, содержание и ремонт недвижимости, оборудования, повременную оплату труда.

Точка безубыточности = (Постоянные затраты / (Выручка от реализации – Переменные затраты)) х Выручка от реализации. Точка безубыточности – критерий оценки эффективности деятельности компании. Если компания не может достичь точки безубыточности, то с точки зрения рынка она неэффективна.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.