Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические функции государства в условиях установления рынка. Методы и инструменты государственного регулирования рыночных отношений




1) хозяйственно правовая функция, т.е. правовое и законодательное оформление экономических отношений между хозяйственными субъектами, установление норм и правил хозяйствования, формирование соответствующей организационной структуры управления. В РБ разработан пакет законов по проведенью экономической реформы формирования правового поля для эффективной экономической деятельности. Законы о местном самоуправлении, демонополизации, экономики, о акционировании, о малом предпринимательстве, о регулировании правовых отношений и др.

2) Воспроизводственно-технологическая с помощью этой функции общественное воспроизводство осуществляет на основе развития прогрессивных направлений производственных сил. Государство финансирует НИОКР, академию, науку, поддерживает изобретательство. Роль государства заключается в создании благоприятных экономических условий для внедрения НТП, стимулирование применение передовых технологий, все это позволит включить страну в систему международных экономических связей в качестве равноправного партнера.

3) Прогностическая – при выработки стратегий государство определяет приоритеты экономической политики на основе анализа реальной ситуации прогнозов, оценки тенденций в изменении образа жизни, уровня дохода, коньюктуры внешнего и внутреннего рынка, выполняя данную функцию государственные организации призваны обеспечивать координирующую роль взаимодействия центров и областей. Приоритетами на ближайшую перспективу является продовольственный комплекс, жилищное строительство, экспорт и внешне экономические действия. Инновационная и инвестиционная программа и здравоохранение. В РБ разработано и одобрено правительством «Национальная стратегия устойчивого развития республики».

4) Регулирующая – выполняя эту функцию государство использует прямые и косвенные методы поддержки сбалансированного общественного производства. Регулирующие процессы спроса и предложения в важных сферах экономики. При выполнении этой функции государство проводит финансово – кредитную ценовую экспортно-импортную политику. Заботой государства является устранение деформаций в территориальном размещении производственных сил. Важно обеспечить комплексное развитие всех регионов и областей. Большое значение может иметь государственная организация ценных бумаг, что открывает большие финансовые возможности по субсидированию отрасли, отдельных предприятий, государство проводит антимонопольную политику.

5) Обеспечение текущих потребностей – Заботой государства является своевременное удовлетворение потребностей в материальных благах производства и потребительских назначений. В условиях рынка удовлетворение таких потребностей обеспечивают лишь при наличии платежеспособного спроса. Чтобы исключить резкие колебании этой области надо совершенствовать механизм формирования платежеспособного спроса (проблема занятости).

Государство использует систему методов и инструментов государственного регулирования которые меняются в зависимости от экономических задач материально финансовых возможностей государства. Обще принято деление госрегулирования на прямые и косвенные(административные) и экономические.

Прямые методы базируются на властно распорядительном отношении и сводятся к административному воздействию на хозяйствующих субъектов. Эти метода ограничивают поле деятельности субъектов путем установления госправил экономического регулирования.

Косвенные методы – основаны на экономическом воздействии путем активизации или сдерживания экономических процессов с помощью кредитно, денежной ценовой, бюджетной политики. Госрегулирование осуществляется по средством экономического инструментария в производственной и инвестиционной политики путем:

1) коммерциализации госпредприятий

2) поддержки и регламентации предпринимательства

3) госинвистиции в основной капитал в ценные бумаги в процессе подготовки квалифицированной рабочей силы.

4) Рационирование сырья, топлива, материальных элементов. Антимонопольное законодательство. Госарбитраж.

В кредитной политике – нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки процессов в банковской сфере, операции на открытом рынке. По золоту, валюте, ценным бумагам,

В бюджетной политике – регулирование госрасходов осуществление госзакупок товаров и услуг выпуск государственных внутренних займов, дефицитное финансирование. Субсидирование экспорта дотации предприятиям, коммунальным службам.

В фискальной политике – регулирование налоговых обложений предприятий, регулирование налогообложения имущества и доходов граждан, налоговые льготы

В социальной политики – регулирование минимальной ставок в заработной плате, установление стипендии и т.п.

Регулирование условий труда, охраны труда, компенсационные меры в связи с инфляцией.

Во внешне экономической политике регулирование внешней политики, курсов валют, использования конкурентных преимуществ, защита общественно необходимых секторов экономики.

 

48.Понятие и типы денежных систем. Виды денег. Функции денег. Покупательная способность денег. Денежные агрегаты: М1, М2, М3. Проблемы ликвидности.

Современная экономика невозможна без денег и денежного обращения. Денежное обращение – это движение денег обслуживающих оборот товаров и услуг, а также движение ссудного и фиктивного капитала (ценных бумаг, акций).

К важным компонентам денежной системы относятся:

1) национальная денежная единица, в которой выражены цены товаров и услуг

2) Система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежами средствами в наличном обороте, кредитные деньги, векселя, чеки, банковские инструменты.

3) Система эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение.

4) Государственные органы ведающие вопрос регулирования денежного обращения.

С 30-х годов 20 в. В постепенно сформировалось система неразменных кредитных денег, ее черты: господствующие положение кредитных денег, отмена золотого содержания денег, усиление эмиссии (выпуска денег в условиях кредитования частного предпринимательства и потребностей государства), значительное расширение безналичного оборота, государственное регулирование денежного обращения. Выпуск кредитных денег в современных условиях является монополией государства и национального банка.

Денежная масса в стране это совокупность наличных и безналичных, покупательных и платежных средств которыми располагают, частные лица, предприниматели, организации и государство. В структуре денежной массы выделяют активную части к которой относятся платежные денежные средства, реально обслуживающий хозяйственный оборот и пассивную часть в виде денежных накоплений, остатков на счетах в банках которые потенциально м.б. расчетными средствами. Доля бумажных денег и разменных монет в денежной массе весьма низка, а основная часть сделок осуществляется между предприятиями, фирмами путем использования банк счетов и банковских денег, чеков, кредитных карточек, аккредитивов.

Наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью, под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легко реализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. К высоко ликвидным видам имущества относится золото, другие драг металлы, драг камни, произведения искусства, такие ресурсы, как нефть, цветные металлы, строительные материалы. Меньшей ликвидностью обладают здания оборудование. Квази-деньги (денежные средства на срочных счетах сберегательных вкладах, депозит, сертификаты, акциях, инвестициях, фондов и других компонентах) относятся к ликвидным видам богатства.

В структуре денежной массы можно выделить такие денежные агрегаты (компоненты) как: М1 – узкое определение денежных предложений «деньги для сделок», текущих расчетов и они включают в себя наличные деньги,так же деньги на текущих счетах (до востребования), депозиты (вклады на текущих счетах), выполняют все функции денег и м.б. легко превращены в наличные деньги.

М2 – более широкое определение денежных предложений = М1 + не чековые сберегательные вклады и небольшие срочные вклады. По срочным вкладам выплачивается более высокий процент, но они не могут быть изъяты.

М3 – еще более широкое определение денежного предложения = М2 + крупные срочные вклады.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.