Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы 1999-2007 г.г. как стремление к модернизации экономики




В сентябре 1998 года премьером был утвержден Евгений Примаков. Этот кабинет министров был нужен не для проведения каких-либо решительных действий, а чтобы как-то стабилизировать ситуацию в стране. Но уже к весне 1999 года стали появляться признаки заметного «полевения» правительства, попытки затормозить реформы. В это же время в Государственной думе были предприняты действия по процедуре импичмента президенту Б.Н. Ельцину, но они бесславно провалились. В мае 1999 года председателем правительства без особых трудностей был утвержден Сергей Степашин, который оставался на этой должности в течение трех месяцев.
Одной из главных причин последующих перестановок в правительстве в августе 1999 года стало усиление напряженности на Северном Кавказе, поскольку чеченские сепаратисты нарушили так называемые Хасавюртовские соглашения, которые в 1996 году помогли установить хрупкое перемирие в этом регионе. Чеченские формирования совершили нападение на соседний Дагестан и федеральному центру пришлось ввести туда войска и начать антитеррористическую операцию. Особую решительность при этом проявил секретарь Совета Безопасности России Владимир Путин, которого президент очень скоро предложил на должность председателя правительства. Завершающим этапом в этой череде перестановок в исполнительной власти стала неожиданная отставка президента Б.Н. Ельцина, о которой он объявил в последний, предновогодний день 1999 года. При этом он своим указом утвердил до проведения досрочных президентских выборов на должность исполняющего обязанности президента В.В. Путина. На выборах 26 марта 2000 года В.В. Путин был избран президентом Российской Федерации в первом же туре. Все это послужило исходным пунктом формирования более устойчивых политических отношений в обществе как основы экономической стабилизации.
В течение 1999 года в стране шли поиски путей по выходу из кризисной ситуации, сложившейся после августа 1998 года. Прежде всего необходимо было извлечь максимальную выгоду из девальвации рубля. Известно, что удешевление национальной валюты ограничивает импорт товаров и, следовательно, способствует подъему отечественного производства, особенно в отраслях, производящих продукцию на экспорт. Следует отметить, что в течение 1999—2000 годов Россия во многом сумела воспользоваться благоприятными последствиями падения курса рубля.
В этот период заметно активизировался процесс, связанный с урегулированием внешних долгов России. В результате длительных переговоров с Парижским и Лондонским клубами кредиторов часть долгов удалось списать, а часть — реструктурировать с рассрочкой выплат на более отдаленные периоды.
Одновременно на мировом нефтяном рынке начался бурный рост цен, который во многом был спровоцирован позицией стран — членов ОПЕК, выступавших консолидированно за сдерживание добычи и поставок продукции на рынок. В 2000 году цены на нефть поднялись выше 30 долл. за баррель, но затем постепенно стабилизировались в пределах 26 долл. за баррель. Это было как нельзя кстати для российской экономики. Дополнительные валютные поступления в бюджет от экспорта нефти дали возможность стабилизировать макроэкономические показатели, направить ресурсы на развитие важнейших секторов экономики и в социальную сферу.
По результатам парламентских выборов (декабрь 1999 года) в Государственной думе сформировалось центристское большинство, которое дало исполнительной власти возможность проводить необходимые законопроекты, позволило новому президенту осуществлять более решительные шаги по продвижению реформ, снижению политических и финансовых издержек принятия долгожданных законов.
Одним из первых начинаний В.В. Путина стало укрепление вертикали власти. Вся страна была поделена на семь федеральных округов, куда были направлены полномочные представители президента для формирования единого правового пространства. Это означало, что провозглашенному в свое время Б. Ельциным безграничному суверенитету приходит конец. Субъектам Федерации было предложено в кратчайшие сроки привести свои нормативные акты в соответствие с федеральным законодательством. Это, в свою очередь, должно было привести к выравниванию хозяйственных условий во всех регионах, ликвидации всевозможных налоговых льгот и т.д., усилению контроля со стороны государства за финансовой ситуацией в стране. Федеральный центр взял на себя ответственность за выполнение основных социальных программ, чтобы снизить напряженность, вызванную, в частности, несвоевременной выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, стипендий и пр.
С избранием В.В. Путина на пост президента был провозглашен принцип равноудаленности власти от мощных политических и экономических групп. Это был очень важный ход, позволявший президенту стать самостоятельной политической фигурой.
Дело в том, что на протяжении нескольких лет исполнительная власть демонстрировала свою экономическую слабость, например, неспособность сбалансировать государственный бюджет, поэтому ей требовалась постоянная подпитка за счет ресурсов финансового рынка. В этих условиях различные политические институты (партии, объединения) приобретали на нее чрезмерное влияние. Кроме того, судьба государственного бюджета во многом зависела от нескольких владельцев крупных фирм из сферы финансов и бизнеса — так называемых олигархов, которые обрели особую силу в стране. Преднамеренные действия олигархов могли приводить не только к резким колебаниям курса рубля (вплоть до его обвала), но даже к смене Кабинета министров. И чем чаще в стране формировался дефицитный бюджет, тем сильнее становилось влияние олигархов на все ветви власти. Срочно требовалось «развести» власть и собственность по разные стороны. Достижение определенной макроэкономической стабилизации и политической консолидации в обществе позволило наконец российскому руководству заявить о своей независимости, что и было продемонстрировано в 2000—2001 годах.
Итак, можно констатировать, что к концу XX века в России в основном были реализованы цели, заложенные в программе правительства Е.Т. Гайдара. В стране была проведена либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, осуществлена бюджетная и денежная стабилизация, сформировался институт частной собственности. Это позволило приступить к разработке в 2000 году новой программы социально-экономического развития страны. В ней были заложены главные стратегические задачи, стоящие перед Россией на ближайшую и отдаленную перспективу: проведение полноценной налоговой реформы с радикальным сокращением налогового бремени на бизнес и граждан; дерегулирование хозяйственной деятельности субъектов рынка; снижение барьеров для их вхождения в рыночные структуры; защита института частной собственности при сохранении эффективного государственного сектора; совершенствование кредитной, финансовой, таможенной систем и т.д.
Знаменательный 2000 год — последний год уходящего XX века — оказался для российской экономики довольно успешным. После длительного перерыва рост ВВП составил в этом году 7%, впервые бюджет был сведен с профицитом, т.е. превышением доходов над расходами (без учета выплат по внешнему долгу). Стали оживать предприятия не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в машиностроении, где производится импортозамещающая продукция. Постепенно в страну начали притекать иностранные инвестиции.
Не менее успешными в экономическом отношении стали и первые годы нового столетия: ежегодный рост ВВП сохранялся на уровне 7%, поддерживался профицит государственного бюджета, своевременно выплачивались долги по внешним займам. Шло реформирование системы пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и ряда естественных монополий («Газпром», Российские железные дороги, РАО «ЕС России»).
В числе значительных событий последних лет стало принятие Государственной Думой ряда основополагающих документов, призванных упорядочить законодательные основы новой российской экономики. Так, еще в 1998 году были приняты такие важные документы, как Бюджетный кодекс и первая часть Налогового кодекса (вторая — в 2000 году). В 2001 году был принят долгожданный Земельный кодекс, закрепивший право частной собственности за землю, зафиксированное еще в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. В 2002 году Земельный кодекс был дополнен Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В феврале 2002 года был принят Трудовой кодекс, а с января 2004 года в стране действует новый Таможенный кодекс.
С 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета при возможном снижении цены на нефть ниже базовой, которая с 1 января 2006 года была установлена на уровне 27 долл./баррель сорта Юралс. Этот шаг был направлен на стабильное развитие экономики путем связывания излишней денежной массы и снижения инфляционного давления от поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть. Данный фонд можно рассматривать в качестве стратегического финансового резерва государства.
В 2005 году величина Стабилизационного фонда составляла свыше 500 млрд руб. Большая часть этой суммы была направлена, прежде всего, на выплату внешнего долга РФ: 93,5 млрд руб. — Международному валютному фонду и 430,1 млрд руб. — странам-членам Парижского клуба кредиторов. Кроме того, 30 млрд руб. было направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. В последующие годы средства Стабилизационного фонда заметно выросли: по состоянию на 1 января они составляли 3 трлн 849,11 млрд руб. С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд (3069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). В дальнейшем общий объем средств, которые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру ВВП: на 2008 год — 6,1% ВВП, на 2009 год — 5,5%, на 2010 год — 4,5%, а после 2010 года данный объем фиксируется в размере 3,7% ВВП.
В 2006 году началась реализация четырех Национальных проектов: «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса». В них были заложены практические шаги по реформированию тех секторов экономики, которые затрагивают интересы конкретных людей, определяют качество их жизни, поскольку от состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Разработка и реализация данных проектов были связаны прежде всего с тем, что у государства появились значительные финансовые ресурсы, которые можно было направить на решение социальных задач без инфляционной угрозы. На 2006 год всего было выделено (с учетом правительственных гарантий) 161 млрд руб. Из них: на здравоохранение — 62,6 млрд руб., образование — 30,8, жилье — 21,9, АПК — 19 млрд руб. (не считая текущего бюджетного финансирования). На 2007 год было заложено уже 206,3 млрд руб. Реализации национальных проектов способствует и тот факт, что в 2007 году впервые в новейшей истории был принят бюджет, рассчитанный на три года. Таким образом, данные проекты получают необходимые гарантии, четкость и детализацию.
2 марта 2008 года состоялись президентские выборы; новым президентом Российской Федерации был избран Дмитрий Анатольевич Медведев, работавший до этого первым заместителем председателя правительства России. В.В. Путин, у которого к этому времени истек второй четырехлетний президентский срок, был назначен председателем правительства.
Новому руководству страны сразу пришлось решать сложные проблемы, связанные с мировым финансовым кризисом. Этот кризис начался в США в 2008 году из-за проблем в области ипотечного кредитования, но постепенно он перекинулся в другие сферы американской экономики, и в первую очередь в банковский сектор. Кризис очень быстро распространился по всему миру, затронул Европу, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также заметно повлиял на экономику России. Прежде всего это сказалось на биржевой нестабильности. По итогам 2008 года в стране повысилась инфляция (примерно до 13%), начались трудности в банковской системе. Потребовалось срочное вмешательство государства в деятельность российских банков. Для разрешения финансовых проблем из накопленных резервов было выделено более 4 трлн руб. (примерно 12% ВВП). В связи с мировым кризисом во второй половине 2008 года в экономически развитых странах резко снизился спрос на нефть. Цены на биржах упали, что привело к заметному снижению поступлений в бюджет от продажи нефти как главного экспортного товара российской экономики. И только благодаря накопленным резервам российская экономика сможет преодолеть негативные последствия мирового экономического кризиса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.