Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействия в процессе работы




Вид и способ управления рабочим оборудованием, а также разделение функций между оператором и рабочим оборудованием имеют особое значение для обеспечения взаимодействия между этими различными элементами.

Особенно следует учитывать следующее:

а) составные части рабочего оборудования должны быть распо­ложены так, чтобы способствовать эффективному выполнению рабо­чего задания и сохранению здоровья, обеспечению безопасности и хорошего самочувствия оператора. Например, расстояние между час­тями рабочего оборудования должно быть таким, чтобы было необхо­димое пространство для прохода операторов и перемещения матери­алов, а также обеспечивались возможности для наблюдения;

б) способы транспортирования вспомогательных средств и ма­териалов должны быть сконструированы так, чтобы свести опас­ность до минимума;

в) рабочее оборудование должно быть расположено так, что­бы исключить опасность для оператора, исходящую от соседнего рабочего оборудования;

г) при расположении индикаторов на органах управления должно быть обеспечено получение оператором от этих индикато­ров ясной и однозначной информации, при этом индикатор и орган управления должны соответствовать друг другу;

д) рабочий ритм движений оператора не должен быть связан с циклами полуавтоматической или автоматической машины или транспортного конвейера. Независимость действий оператора мо­жет быть обеспечена дополнительной оснасткой, роботом и т.д.;

е) ручное рабочее оборудование должно быть сконструирова­но так, чтобы оно по размерам, массе и форме соответствовало анатомии руки и позволяло оператору выполнять естественные дви­жения при его использовании;

ж) возможность выполнения оператором операций слева и справа;

з) поскольку конструкторы заранее знают факторы воздейст­вия на окружающую среду при использовании оборудования, то это тоже должно учитываться.

5. Применение эргономических принципов в процессе конструирования

Конструирование рабочего оборудования может быть описано при применении системного моделирования как методологический процесс, а такие основные задачи, как определение цели, установление требова­ний и оценка являются составными частями этого процесса. При этом следует учитывать основные конструктивные и человеческие факторы.

Процесс конструирования можно разбить на четыре этапа:

1 — разработка и уточнение технических требований;

2 — разработка предварительного конструкторского проекта (или проектов);

3 — разработка детального конструкторского проекта;

4 — выполнение.

На этапе 1 разрабатывают и уточняют соответствующие сис­темные требования для создания перечня выполняемых функций. На этапе 2 конструктор разрабатывает эскизную документацию по­следовательно до тех пор, когда следует определиться с концепци­ей дальнейшей работы. На этапе 3 конструктор продолжает разра­ботку проекта до получения результатов, на основе которых можно создать рабочую конструкторскую документацию. На этапе 4 конст­руктор уточняет последние детали и создаёт окончательный проект. Оператор должен участвовать в этом процессе как можно раньше.

5.1. Выполнение задач эргономики

Эргономические задачи в процессе конструирования выполня­ют в соответствии с таблицей 1. На каждой стадии этого процесса выполняют комбинации этих задач. При этом глубина анализа долж­на соответствовать этапу конструирования.

5.2. Разработка требований к конструированию в со­ответствии с эргономическими принципами

5.2.1. Разработка и уточнение требований

Конструирование рабочего оборудования зависит от рабочего процесса и выполняемых задач. При этом рабочее оборудование явля­ется составной частью рабочего процесса. Первоначальные решения вопросов конструирования должны быть оценены с точки зрения техни­ческих требований. Чтобы использовать преимущества эргономичес­ких принципов конструирования, следует уже на ранней стадии разра­ботки учитывать требования оператора (см. пункты 1 и 2 таблицу 1).

Таблица 1

Выполнение эргономических задач в процессе конструирования

Эргономическая задача Описание задачи
1. Установление и уточне­ние технических данных Установление вклада эргономики при создании эффективной, надёжной и безопасной системы 1
2. Определение группы операторов Определение специфических особенностей операторов, которые используют рабочее оборудование
3. Проведение анализа задачи Разделение функций между оператором и рабочим оборудованием. Установление задания для оператора (например, воздействие на органы управления, загрузка машины). Разделение задания на отдельные составные части, чтобы для каждого оператора определить последовательность воздействий на органы управления в пределах определённого отрезка времени (например, наблюдение отклонения стрелки, установка органов управления в заданное положение)
4. Установление требуемых эргономических данных Установление эргономических данных для оценки определённого проекта посредством анализа задания. Пример в пункте 3 мог бы указывать на необходимость установления дальнейших требований при конструировании индикаторов (например, читаемость, точность и расположение), при расположении индикаторов и органов управления (которые позволяют оператору сохранять эффективную и естественную позу) и при конструировании органов управления (ограничение усилий, применяемых оператором, исключение случайного нажатия). Эргономические принципы, которые следует учитывать при определении требуемых данных, приведены в разделе 4
5. Определение требуемой документации Определение информации, которая должна быть приведена в документации для оператора, например в руководстве по управлению и обслуживанию
6. Определение требований к обучению Учёт результатов анализа задания с целью определить особые требования по обучению оператора на рабочем оборудовании, а также влияние на безопасность, расходы и т.д. (например, использование стимулов для обучения, чтобы избежать ошибок оператора)
7. Выбор метода оценки Определение метода оценки результата по пункту 4 в сравнении с требованиями имеющегося проекта, например применение стандартов, компьютерные способы конструирования, моделирование рабочего задания и рабочих условий
8. Оценка выбранного проекта Применение выбранных методов согласно пункту 7 с целью определить соответствие эргономических требований проекта заданным условиям (на основе данных, полученных в пункте 4)
9. Оценка результатов анализа Решение, может ли быть достигнут компромисс между конструкторско-техническими и эргономическими требованиями, если нет, то определить, не следует ли повторить требования пунктов 3-7 частично или полностью в новом переработанном проекте
10. Оценка при участии опе­ратора Применение масштабных или натурных моделей рабочего оборудования или его частей или применение макетов, чтобы оценить проект совместно с оператором и по возможности определить объём работы. Это должно включать оценку любой документации
11. Оценка результатов практического опыта опера­тора и изменения проекта Новая оценка проекта с учётом изменений, которые получены на основе практического опыта оператора, и, при необходимости, повторение требований пунктов 3-10



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.