Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы научного исследования




В научной методологии есть два основных принципа проверки гипотез: принцип верифицируемости и принцип фальсифицируемости, которые являются критериями научного знания.

Принцип верифицируемости или принцип фактической подтверждаемости теории был выдвинут О. Контом в XIX веке. Соблюдение данного принципа предполагает, что ученый должен создавать теорию не умозрительно, а основываясь на обнаруженных фактах и закономерностях.

Принцип фальсифицируемости или принцип потенциальной опровержимости научной теории был предложен К. Поппером. Ученый сформулировал его в виде правила «Мы не знаем – мы можем только предполагать». Это значит, что каждая теория – всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментально. С позиций критического рационализма (мировоззрения К. Поппера и его последователей), эксперимент – это метод опровержения правдоподобных гипотез. Из логики критического рационализма исходит современная теория статистической проверки гипотез и планирования эксперимента.

Кроме выше изложенных, в психологическом исследовании любого уровня используются следующие общенаучные методологические принципы:

Принцип объективности. Он выражается во всестороннем учетепорождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются; адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинное знание об объекте. Этот принцип предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.

Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснованности исходных посылок, логики исследования и его выводов. В связи с этим, важно установить и учесть все относящиеся к изучаемым явлениям факты и правильно их истолковывать.

Требование доказательности предполагает также альтернативный характер научного поиска. То есть, необходимо выделить и оценить все возможные варианты решения, выявить все точки зрения на исследуемый вопрос.

Принцип сущностного анализа. Соблюдение этого принципа связано с соотношением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, с раскрытием законов их существования и функционирования. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению и прогнозированию. При соблюдении данного принципа должны выполняться следующие основные требования:

- учет непрерывного изменения и развития;

- выделение основных факторов;

- раскрытие противоречивости изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности.

Генетический принцип. Предполагает рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения и последующего развития. Соблюдение данного принципа требует выявления моментов смены одного уровня функционирования другим, качественно иным.

Принцип единства логического и исторического. Требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития. Это требование обосновано тем, что исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, а теоретический анализ несостоятелен без изучения генезиса (происхождения, становления) объекта. Отсюда вытекает требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций и достижений прошлого.

Принцип концептуального единства исследования. Предполагает последовательное построение исследования на основе единой определенной концепции. Исследователь может выработать ее сам или присоединиться к одной из существующих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.