Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По сфере воздействия




Товара как объекта продажи;2. продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

Функции участников рынка потребительских товаров сводятся к следующим: товаропроизводитель продает товары, чтобы возобновить производство и покупает товары для того, чтобы их потребить; оптовый посредник (оптовый и розничный) покупает товары, чтобы их продавать, а продает для того, чтобы снова купить товары. Для него товарные операции являются основным видом деятельности, поскольку он не является производителем товаров, которые он продает, ни потребителем товаров, которые он продвигает из сферы производства в сферу потребления товаров, отсюда следует, что подлинным объектом деятельности торговли являются потребности человека и общества, а непосредственной целью - обеспечение роста товарооборота и прибыли, достаточных для экономического развития торговой отрасли и торговых организаций.

Товарооборот как экономическая категория характеризует собой результат экономических отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования по поводу обмена денежных средств на товары и услуги. Как показатель деятельности торговых организаций представляет собой объем продажи товаров и услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Показатель товарооборота характеризует собой результат социально-экономического развития страны и торговой организации.

На уровне государства объем и структура товарооборота характеризуют собой состояние потребительского рынка, эффективность работы субъектов хозяйствования (на всех этапах товародвижения), уровень материализации покупательных фондов населения, состояние денежного оборота, платежной дисциплины, индикатор уровня и качества жизни населения, степень участия торговли в формировании доходов государственного бюджета, укреплении национальной денежной единицы.

Как результат деятельности торговой организации он показывает, насколько правильно организована продажа товаров, эффективно использован торговый потенциал, наличие экономических предпосылок для получения необходимого объема дохода, развития ресурсного потенциала, степень удовлетворения платежеспособного спроса покупателей конкретного сегмента рынка. От объема товарооборота зависят платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, уровень благосостояния торговых работников, возможности для дальнейшего развития, повышения имиджа, конкурентоспособности торговой организации.

Товарооборот учитывается по региону, отрасли, народному хозяйству.

В зависимости от специфики операции купли-продажи товаров выделяют следующие виды товарооборота:

валовой товарооборот – сумма продаж при многозвенном товародвижении;

чистый товарооборот – освобожденный от повторного счета;

оптовый товарооборот – продажа товаров на оптовом рынке;

розничный товарооборот – продажа товаров населению;

внешнеторговый товарооборот – продажа товаров на экспорт и покупка импортных товаров;

товарооборот по биржевому рынку – объем продаж товаров на товарной бирже.

Важнейшим показателем, характеризующим развитие внутренней торговли, является товарооборот, подразделяющийся на оптовый и розничный.

 

 


 

 

  1. Факторы, влияющие на объем и структуру товарооборота

На объем и ст-ру Т влияют след. Внешние факторы:

I. Внешние

(макроэкономические, на кот. Организация не может воздействовать, но должна их учитывать)

1. Экономические (цены на товары, ставки по кредитам)

2. Политические (политика ценообразования)

3. Социально-демографические (возрастной состав населения)

4. Научно-технический пргоресс

II. Внутренние

(микроэкономические факторы, на кот. Организ. Может влиять в своей хоз. деятельности)

1. Обеспеченность товарными ресурсами и эффективность их использования

2. Состояние, развитие и эффективность использования основных средств в торг. организации

3. Численность обслуживаемого населения и покупательные фонды

4. Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования (квалификация работников и тд)

2. По характеру действия:

1. Экстенсивные (размер торговых площадей, численность работников, численность потребителей)

2. Интенсивные (% охвата РТО покупательских фондов населения, % использования товарных ресурсов, скорость обращения товаров, производительность труда персонала)

 

 


 

  1. Розничный товарооборот: сущность, состав, классификация, факторы, влияющие на объем и структуру.

Под розничным товарооборотом понимают передачу това­ров конечным потребителям. На этом процесс обращения то­вара завершается — он поступает в сферу потребления.

Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), пере­ходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с од­ной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные про­цессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Состав розничного товарооборота классифицируют по ви­дам продаж:

• выручка от продаж продовольственных и непродовольст­венных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;

• товарооборот предприятий общественного питания, состо­ящий из оборота по продаже продукции собственного произ­водства и покупных товаров, включая наценку;

• выручка от реализации медикаментов в аптеках;

• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.

Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "вели­чина" товарооборота: состав товарооборота складывается из раз­личных видов продаж, а величина — из сумм торговой выруч­ки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации

РТ- синтетический показатель, т.к. складывается из отдельных актов купли-продажи, продаж отдельных товаров, товарооборота всех организаций или всех регионов.

Как экономич. показатель РТО имеет ряд недостатков: его рост не всегда означает действительное удовлетворение спроса. Это связано с тем, что величина объема т-та может значительно меняться под влиянием ценовых и структурных изменений.

Классификация РТ:

  1. По составу конечных потребителей:

a) Про-жа товаров населению

b) Организациям для мелкого потребления

  1. По срокам расчетов за реализованный товар:

Наличные

Кредит

  1. По форме ден. расчетов:

Наличный

Безналичный

  1. По форме собственности торговой организации

РТ государственный

РТ частной торговли

  1. По территориально-организационному признаку:

РТ в городе

РТ в сельской местности

  1. По структуре РТ

Продовольственных

Непродовольственных

  1. По видам оборота

Т-т организации розн. Торг

Т-т организаций общепита

Состав РТ, наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный и безналичный расчет, также включает стоимость проданных товаров по почте, в кредит, по подписке печатных изданий, товаров в аптеке.

 

 


 

  1. Оптовый товарооборот: сущность, состав, классификация, факторы, влияющие на объем и структуру.

Оптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти то­вары либо для последующей реализации, либо для производст­венного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Классификация ОТ:

1. По составу конечных потребителей:

c) Про-жа товаров опт. Организации

d) В розничную торговую сеть

e) Промышленным организациям

2. По форме ден. расчетов:

Наличный

Безналичный

3. По форме товаропродвижения:

Складской (формируется при складской форме товаропродвижения за счет оптовой реализации товаров со складов оптовых субъектов)

Транзитный (хар-ет посредническую роль оптовой организации в отношении между поствщиком товара и его покупателем.)

Делится на 2 части:

Т-т, участвующий в расчетах (предполагает что оптовая организация выступает как собственник, оплативший стоимость товара)

Т-т без участия в расчета(предполагает, что опт. организ. выступает как посредник и получает вознаграждение за организацию продвижения товара- торговый агент, брокер)

В условиях рынка наличие эффективного оптового звена, сотрудничающего с товаропроизводителями, оказывающего услуги розничной торговле по хранению, разукрупнению, доставке партий товаров обеспечивает наличие в торговой сети необходимого ассортимента товаров. Развитая система оптовой торговли является важным условием функционирования товарных рынков и потребительского рынка в целом.


  1. Анализ товарооборота: цели, задачи, этапы анализа.

Задачи анализа товарооборота: 1. изучение динамики показателя;
2. анализ и оценка ассортиментной структуры; 3. определение и оценка факторов, влияющих на объем и струк­туру товарооборота; 4. анализ товарооборачиваемости.
Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравни­вают с плановыми показателями и с показателями (базисны­ми) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопостав­ления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения, обеспечения развития товарооборота и связанных с ним других показателей торговой деятельности предприятия. После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров.

Выделяют анализ состава и анализ структуры т-та.

Последовательность анализа товарооборота:

1. Анализ. отношение в торговле продовольственными и непродовольственными товарами.

2. Изучает структуру РТО в динамике по товар. группам и опред Т-т на 1 чел.

3. По всем гр товаров опред выполнение плана Т-та либо сравнивают с предшеств периодом.

4. Выявляют причины снижения продаж товаров по ср с пред периодом с помощью построения факторных моделей

5. Исследуют спрос

6. Устанавливают причины отклонения Т-та по ассортименту от плана или предшест периода и разрабатывают мероприятия по улучшению торговли отдельными товарами.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.