Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жена должна служить своему супругу. 7 страница




Примечание автора: Этот вывод совершенно ошибочен. Ведь если учесть тот факт, что хадис располагает обоими указанными дополнениями, следовало бы признать: текст сообщения не оставляет никаких сомнений в том, что Бинт Хубайра получила удары палкой как раз из-за своих перстней на руках. Об этом же свидетельствуют слова угрозы, последовавшей от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в адрес Бинт Хубайры сразу же после нанесенных ударов: “Будешь ли ты так же довольна, если Аллах наденет тебе на руку перстни из пламени?!”

Я убежден: если бы Ибн Хазму, да будет милостив к нему Аллах, было известно о существовании этих дополнений, он, нисколько не сомневаясь, признал бы тот факт, что женщинам все же запрещено носить перстни из золота, и исключил бы этот вид украшений из числа золотых изделий, которые, согласно другому хадису, считаются дозволенными. В отличие от хадиса, разрешающего женщинам ношение золота, наш хадис формулирует норму более точно, а хадис специальный, конкретизирующий норму, как известно, имеет преимущество перед хадисом, устанавливающим норму в общем, – так полагал сам Ибн Хазм ‑ и был в этом абсолютно прав.

Вопрос, рассматриваемый в данном разделе, еще раз показывает, насколько важен метод, используемый нами при разборе хадисов, – когда дополнения к сообщению после анализа на предмет достоверности собираются воедино из всех доступных нам вариантов передачи, а затем вплетаются в текст хадиса, взятого за основу. Насколько мне известно, такой метод сегодня применяю лишь я один. Хвала Аллаху, который повел меня по верному пути. Если бы не Его водительство, не ступать мне по этой стезе.

[202] Этот хадис с надежным иснадом приводят аль-Касим ас-Саркасти в Гариб аль-хадис (2 / 76 / 2), ан-Наса’и (2 / 285) и аль-Хатыб (8 / 459), а также аль-Баззар (3007) и др. Ат-Табарани (23 282 641) передает этот хадис с другим иснадом.

Под обручами в тексте хадиса следует понимать небольшие браслеты ‑ “искривленные”, то есть витые.

[203] Под зернышками в хадисе подразумевается вид украшений, внешне напоминающий зерно ячменя.

[204] Таким образом в тексте хадиса отмечено, что ниже идут слова передатчика – Ата’ ибн Абу Рабаха, рассказывавшего это сообщение со слов Умм Салямы. Следовательно, далее сообщение получает форму мурсаль, поскольку эту часть текста Ибн Абу Рабах передает помимо Умм Салямы.

Иснад хадиса «сгладил» Ляйс ибн Абу Салим ‑ он передает это сообщение со слов Ата’ со слов Умм Салямы и т. д. В таком виде хадис приводят Ахмад (6 / 322) и ат-Табарани в аль-Кябир (23 / 281). Однако сам Ляйс признан слабым с точки зрения точности передачи хадисов, а Ата’ не мог слышать сообщение непосредственно со слов Умм Салямы. Следовательно большую часть текста следует признать слабой.

Вместе с тем часть хадиса – та, что передается в форме мурсаль, ‑ имеет надежный иснад. К тому же, насколько мне известно, этот же текст передавался в форме маусуль, и имеет два шахида в форме маусуль в передаче от Асмы и Абу Хурайры ‑ их мы приводим ниже.

[205] Сережка, о которой идет речь, имеет форму небольшого кольца – его вдевают в ухо и носят как украшение. – Нихайа.

 

[206] То есть: …покрасила бы ее шафраном в желтый цвет.

Ахмад (6 / 315) приводит этот хадис, полагая, что его иснад надежен по условию аль-Бухари и Муслима, – однако при этом необходимо учитывать то нарушение в иснаде, о котором мы говорили выше. Хадис также приводит аль-Харби в Гариб аль-хадис (5 / 30 / 1‑2) – он ограничивается лишь началом сообщения. Аль-Хайсами (5 / 148) утверждал следующее:

«Этот хадис приводят Ахмад и ат-Табарани – изложение последнего лучше. Все передатчики Ахмада надежны».

Примечание автора: Дополнение в квадратных скобках дается по ат-Табарани (23 / 404 / 968).

Ат-Табарани в Кябир (23 / 403 / 967) приводит этот хадис и в форме маусуль с иснадом от Абу Хамзы со слов Салиха со слов Умм Салямы, доводя текст сообщения до слов: «Он отвернулся от меня и я сняла украшение».

Однако этот иснад следует признать слабым – известно, что Абу Хамза по имени Маймун является слабым передатчиком.

В Мусаннаф Абд ар-Раззак (11 / 71) у этого хадиса имеется достоверный шахид в форме мурсаль со слов аз-Зухри.

Итак, в этом и ряде других хадисов, приведенных выше, совершенно недвусмысленно указывается на то, что уже говорилось не раз, ‑ браслеты, ожерелья и кольца из золота запретны для женщин. Запрет для женщин на ношение перечисленных украшений из золота абсолютно равноценен аналогичному запрету для мужчин. Вместе с тем, женщинам разрешены изделия из золота, которые не имеют формы кольца, то есть «разрублены» (мукатта'), – пуговицы, гребни для волос и другие подобные украшения. Вероятно, именно это имелось в виду в хадисе, который приводится у ан-Наса’и (2 / 585) и Ахмада (4 / 92, 95 и 99):

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил надевать золотое, за исключением разрубленного». Иснад этого хадиса надежен. Установление, изложенное в хадисе, адресовано исключительно женщинам, хотя Ибн аль-Асир высказывает в этой связи собственное суждение, из которого видно, что сам он считает этот хадис адресованным как женщинам, так и мужчинам, а раз так, то всем им, включая мужчин, разрешено носить только «разрубленное» золото. Далее Ибн аль-Асир утверждает следующее:

«В данном случае под «разрубленным» подразумевается что-то совсем небольшое по размерам, как колечко, сережка для уха и тому подобное, так как все большое и многочисленное – все то, что носят обычно люди, предающиеся излишествам, люди горделивые и надменные ‑ неприемлемо. Небольшое здесь – это все то, что не обязывает к закяту».

В связи с утверждением Ибн аль-Асира у меня имеется два замечания.

Во-первых: то факт, что Ибн аль-Асир причислил к «разрубленным» изделиям кольцо, противоречит самому значению этого слова – ведь все то, что «разрублено» или «изрезано» не может быть одновременно «связным» и «соединенным», как кольцо. Более того, это утверждение вступает в противоречие с содержанием хадисов, приведенных выше, ‑ в них установлен запрет на ношение золотых колец даже женщинами, не говоря уже о мужчинах.

Имам Ахмад объясняет слово «разрубленный» аналогично – как «нечто малое», однако в качестве примера для этого «малого» он не приводит кольцо или другой подобный предмет. Когда сын Ахмада, Абдаллах, обратился к отцу с вопросом: А как на счет перстня? Ахмад ответил ему так: Со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщают, что он запрещал носить перстни из золота. См.: Маса’иль Абдаллаха ибн Ахмада (с. 398). Великий ученый Абу-ль-Хасан ас-Синди, да смилуется над ним Аллах, как-будто предвидя, заранее предостерегал нас от возможных заблуждений на этот счет:

«Слова: «…за исключением разрубленного», ‑ значат: «…за исключением изломанного, порезанного». Имеется в виду что-то совсем небольшое ‑ по размеру подобное зубу или кончику носа. Аллах лучше знает».

Такое объяснение слова «разрубленный» более других соответствует смыслу хадиса, если мы допустим, что сообщение адресовано как женщинам, так и мужчинам, а установление ограничиваться в ношении золота лишь малым помимо женщин касается также и мужчин.

Во-вторых: мнение Ибн аль-Асира, что под «небольшим» подразумевается все то малое и незначительное, что не обязывает к закяту, не имеет под собой никаких оснований и, следовательно, не требует контраргументов. Прекрасно известно, что мужчины должны избегать изделий из золота любого вида – как больших по размерам, так и совсем крохотных. Исключение составляют лишь те случаи, когда использование золота продиктовано крайней необходимостью, – хадисы на этот счет касаются как мужчин, так и женщин. Аллах лучше знает.

[207] Этот хадис приводят Ахмад (6 / 454), Абу Ну‘айм в аль-Хильйа (2 / 76) и Ибн Асакир в Тарих Димашк (19 / 198 / 1). В иснаде к сообщению фигурирует имя Шахра ибн Хаушаба, а он, как утверждается в Маджма‘ аль-Хайсами (5 / 149), был слабым передатчиком, записывающим свои хадисы. Это сообщение представляет собой хороший шахид для хадиса, приведенного выше в основном тексте работы. Аль-Мунзири (1 / 273) говорил: “Иснад этого хадиса хороший”.

Под жемчужиной в данном случае следует подразумевать шарик из серебра, изготовленный в форме жемчужины.

Шахидом того же хадиса является другое сообщение ‑ со слов Абу Хурайры. Он рассказывал, как некая женщина спросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «А как быть с браслетами из золота?» Он ответил ей: «Это браслеты из пламени». Тогда она спросила: «А что с ожерельем из золота?» Он ответил: «Это ожерелье из пламени». Она спросила вновь: «А как же серьги из золота?» ‑ он ответил: «Серьги из пламени». И далее: «В тот момент на женщине было два браслета из золота. Она тотчас сбросила их, а затем продолжила: О Посланник Аллаха! Истинно, женщина, которая не украсилась для своего супруга…» ‑ и далее по тексту рассматриваемого сообщения.

Это сообщение со слов Абу Хурайры передают ан-Наса’и (2 / 285) и Ахмад (2 / 440). В иснаде к нему фигурирует имя Абу Зайда, а об этом передатчике, как сказано в ат-Такриб, ничего неизвестно. Данное сообщение является единственным со слов Абу Хурайры, где упоминаются серьги, и принадлежит к категории мункяр (то есть «отрицаемый». Так называют сообщение, в иснаде к которому присутствует имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, прявлявшего небрежность и нечестие, либо сообщение, опровергнутое достоверным хадисом. – Прим. переводчика). Если сообщение со слов Абу Хурайры признать достоверным, следовало бы признать и тот факт, что на ношение серег из золота также наложен запрет.

Необходимо заметить, что разные передачи одного и того же высказывания Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Ни одна из вас не понесла бы ущерб, если бы взяла сережку из серебра и обработала ее шафраном”, ‑ все вместе указывают если не на запрет носить золотые серьги то, по крайней мере, побуждают женщину заменить золото на серебро. Запрет на ношение серег из золота абсолютно точно сформулирован в хадисе от Асмы бинт Йазид:

“Всякая женщина, украсившая себя ожерельем из золота, получит от Аллаха такое же из пламени. Всякая женщина, вдевшая себе в ухо серьгу из золота, получит от Аллаха, велик Он и славен, такую же серьгу из пламени в день Воскрешения”.

Этот хадис со слов Асмы бинт Йазид черед Мухмуда ибн Амра приводят Абу Дауд (2 / 199), ан-Наса’и (2 / 284), аль-Байхаки (4 / 141), а также Ибн Рахавайх в Муснад (4 / 262 / 1).

Однако, как отмечает аз-Захаби, имя Мухмуда ибн Амра никому не известено.

И все же, если у этого сообщения найдется достойный шахид, его можно будет использовать в качестве полноценного аргумента. Кроме того, знаток хадисов аль-Мунзири в ат-Таргиб (1 / 273), к примеру, утверждает, что у данного хадиса хороший иснад.

[208] Иджма‘ – решение по поводу богословского или юридического вопроса, принятое учеными на основе консенсуса. – Прим. переводчика.

[209] Коран, 15 («аль-Хиджр»): 9.

[210] Коран, 53 («Звезда»): 3‑4.

[211] Аль-А‘лям: (1 / 32‑33).

[212] Коран, 49 («Комнаты»): 7.

[213] См.: введение к аль-И‘тибар.

[214] Так говорит Садр ад-Дин Али ибн Ала’, имея в виду работу шайха Акмаль ад-Дина в защиту мазхаба Абу Ханифы (103 / 1).

[215] См.: Фатх аль-бари (10 / 258‑259).

[216] Такие возражения высказывает, в частности, аль-Мунзири в ат-Таргиб (1 / 274). Ему вторит один из преподавателей юридического факультета Дамасского университета ‑ ошибочность его умозаключений в отношении приведенного выше хадиса Абу Хурайры мы пояснили ранее. Этот преподаватель так и не ответил на нашу критику, таким образом, мы имеем все основания полагать, что наши аргументы были абсолютно верны.

[217] Мы говорим о все том же преподавателе Дамасского университета. Он слепо следует за своими умозаключениями, даже не пытаясь опровергнуть наши критические замечания в его адрес. Он вводит в заблуждение собственных студентов, убеждая их, что подобное ограничение вытекает из хадиса ан-Наса’и, который в данном случае используется им в качестве аргумента как хадис подтверждающий. Однако несколькими строками выше этот же преподаватель утверждает, что данный хадис является слабым, так как в иснаде к нему фигурирует передатчик, имя которого неизвестно. Уважаемый преподаватель мог бы, по крайней мере, привести текст этого хадиса, чтобы его студенты смогли увидеть, из чего собственно следует данное ограничение, но он предпочитает не цитировать сообщение, так как прекрасно понимает, что не может доказать его достоверность!

Нам остается лишь предположить, что уважаемый доктор сделал это случайно, непреднамеренно!

[218] Му‘алляк («подвешенный») – сообщение, в начале иснада которого пропущено одно или несколько имен передатчиков. В том случае, если му‘алляк встречается в авторитетном сборнике, где собраны лишь достоверные сообщения (например, Сахих аль-Бухари), на него распространяется правило особого суждения, на что и указывает автор книги. – Прим. переводчика.

[219] “Позолоченное” здесь ‑ все, что окрашено в золотистый цвет. “Окрашенное шафраном” ‑ предметы одежды шафранового цвета.

[220] При этом хотелось бы заметить следующее: известно, к примеру, что Аиша уплачивала закят из средств сирот. См. сочинения: аль-Муватта’, аль-Амваль (номер 1307), Маса’иль аль-имам Ахмад (с. 140). Ибн Абу Шайба в аль-Мусаннаф (4 / 27) передает со слов аль-Касима такое сообщение: Наши средства находились у Аиши. Она вносила закят из всего, кроме украшений. Иснад этого сообщения также надежен.

[221] Истинбат –“выведение”, “изобретение”, “получение” новой религиозно-правовой нормы в отношении прецедента, прямо не урегулированного в Коране и Сунне. – Прим. переводчика.

[222] Иджтихад – деятельность авторитетного знатока религии по изучению и решению вопросов религиозно-правового характера. – Прим. переводчика.

[223] Коран, 15 («аль-Хиджр»): 9.

[224] Истихсан – («предпочтение», «предпочтительное решение») одна из категорий независимого мнения или суждения законоведа, на основании которого он выносит правовое решение.

[225] Коран, 33 («Сонмы»): 36.

[226] Коран, 4 («Женщины»): 68.

[227] Коран, 7 («Преграды»): 2.

[228] Этот хадис в передаче от Ибн Аббаса приводит ат-Тахави в аль-Мушкиль (3 / 211). Аль-Хаким (4 / 173) приводит лишь первую часть хадиса, утверждая при этом:

«Хадис с надежным иснадом». С аль-Хакимом согласен аз-Захаби.

У данного хадиса есть шахид, передаваемый со слов Аиши. Его приводит Абу Ну‘айм в аль-Хильйа (7 / 138). Тот же шахид передает ад-Дарими (2 / 159), однако вместо слов: «Я же добрее всех вас со своей супругой», ‑ ад-Дарими приводит следующе высказывание: «…Ну а если товарищ ваш умрет, молитесь за него». Иснад шахида надежен по условию аль-Бухари.

Еще один шахид передает аль-Хатыб в ат-Тарих (7 / 13) – он приводится в передаче Абу Хурайры. Ат-Тирмизи и Ахмад (2 / 250, 472) приводят его первую часть. У этого шахида хороший иснад.

[229] То есть совершают непристойность, факт которой очевиден для всех. В ан-Нихайа говорится: “Всякое скверное качество – это непристойность в словах и делах”.

Ас-Синди попутно замечает:

“В данном случае подразумеваются строптивость и своенравие женщины, обиды, наносимые мужу и членам семьи на словах и в делах, а вовсе не прелюбодеяние – на это указывают слова: “Бейте их, но так, чтобы не причинить им мучений», ‑ которые никак не могут быть сказаны в отношении прелюбодеяния. Эти слова соответствуют высказыванию Всевышнего: «А тех, непокорности которых вы боитесь…» [Здесь приводится фрагмент айата 38 из суры 4 «Женщины». Вся фраза, первые слова которой цитирует ас-Синди, выгядит так: «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их». – Прим. переводчика ]. Таким образом, данный хадис является своего рода толкованием откровения Всевышнего, велик Он и славен, и поясняет нам, что удары, о которых идет речь в айате, должны быть умеренной силы, и не должны быть сильными”.

[230] Этот хадис в передаче от Амра ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, приводят ат-Тирмизи (2 / 204) ‑ он замечает: «Хадис хороший, достоверный», и Ибн Маджа (1 / 568‑569). Ибн аль-Каййим в аз-Заад (4 / 46) признал этот хадис достоверным.

У хадиса есть шахид в передаче от дяди Абу Хурры ар-Ракаши ‑ его приводит Ахмад в аль-Муснад (5 / 72‑73). В своей работе аль-Ирва’ (2090) я проследил исход этого шахида.

[231] Этот хадис в передаче от Абу Хурайры приводят Муслим (4 / 178, 179) и ряд других авторов.

[232] Этот хадис приводят ат-Тирмизи (2 / 204), Ахмад (2 / 250, 472) и Абу-ль-Хасан ат-Туси в Мухтасар (1 / 218) – он признал хадис хорошим. Ат-Тирмизи утверждал:

«Хадис хороший, достоверный».

Примечание автора: В передаче со слов Абу Хурайры этот хадис имеет хороший иснад, но первая часть хадиса может считаться достоверной, так как передавалась со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, по надежным иснадам. Исход этого хадиса я привожу в своей работе Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха (284), опубликованной издательством «аль-Мактаб аль-Ислями».

 

[233] Хумайра’ – буквально, «красненькая» ‑ уменьшительно-ласкательная форма прилагательного хамра’ ‑ “красная”. В ан-Нихайа сообщается, что слово “красная” здесь следует понимать в значении “белая”, “белокожая”. (Известно, что араба со светлым цветом кожи иногда называли ахмар ‑ “красный”, “краснокожий” ‑ в противоположность темнокожему абиссинцу, которого называли асвад ‑ “чернокожий”. – Прим. переводчика).

[234] Это дополнение приводится у ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (75 / 1). Аль-Хафиз в аль-Фатх (2 / 355) утверждал следующее:

«Иснад хадиса надежен. Ни в каком другом достоверном хадисе я не встречал слово хумайра’ ‑ только в этом».

Примечание автора: Таким образом, утверждение Ибн аль-Каййима, высказанное им в аль-Манар (с. 34):

«Всякое сообщение, в котором есть обращение «Эй, хумайра’!» или слово хумайра’, является не более, чем ложным измышлением», ‑ абсолютно неверно и не заслуживает серьезного внимания.

Позже мне встретилось следующее высказывание аз-Заркаши ‑ оно приводится в аль-Му‘табар (19 / 20):

«Наш шайх Ибн Кясир передавал такие слова шайха Абу-ль-Хаджжаджа аль-Мази:

Всякое сообщение, в котором есть слово хумайра’, является ложным, за исключением одного единственного хадиса о посте, который приводится в Сунан ан-Наса’и.

Я же утверждаю, что еще один хадис ан-Наса’и, в котором есть слова: «Абиссинцы вошли в мечеть, играя. И он сказал мне: Эй, хумайра’! Хочешь посмотреть на них?..» – также имеет надежный иснад». Так утверждал аз-Заркаши.

В комментарии к аль-Манар шайх Абу Гадда делает важное замечание: в дополнение к двум хадисам он указывает на третий хадис, в котором также присутствует слово хумайра’, – его передавал аль-Хаким в аль-Мустадрак (3 / 119). Шайх Абу Гадда пишет:

«Аль-Хаким говорил: «Этот хадис является достоверным по условию двух шайхов ‑ аль-Бухари и Муслима. Однако они не приводят исход этого хадиса». Аз-Захаби в этой связи утверждал следующее: «Известно, что аль-Бухари и Муслим не приводили исход хадиса в том случае, если в нем было имя Абд аль-Джаббара». Хадис заканчивается дополнением и исправлением».

Примечание автора: К сожалению рамки работы не позволяют нам подробнее остановиться на факте, о котором сообщает шайх Абу Гадда. Вместе с тем, заметим: мы не можем принять поправку, которую сделал шайх Абу Гадда, всецело полагаясь на авторитет аль-Бухари и Муслима. Во-первых, Абу Гадда не является специалистом в этой области знаний, а во-вторых, в иснаде к хадису, который он имеет в виду, фигурирует имя Мухаммада ибн Абдаллаха – внука шайха аль-Хакима, о котором сам аль-Хаким в ат-Тарих говорил так:

«Он невежда и, будучи ханафитом, вопреки установлениям своего мазхаба употреблял спиртные напитки и даже не скрывал этого»!

[235] Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, ан-Наса’и, ат-Тайалиси, Ахмад, аль-Махамили в Салят аль-‘идайн (номер 134 по моему списку), ат-Тахави в аль-Мушкиль (1 / 116) и Абу Йа‘ла (229 / 1). Все они передают его со слов Аиши по четырем разным иснадам, дополняя друг друга, ‑ дополнения приводятся в квадратных скобках. В работе ас-Самар аль-мустатаб мы проследили исход этих дополнений и указали источник каждого из них ‑ полагаем, что повторяться здесь будет излишне. Исключение будет сделано лишь для тех дополнений, которые ранее в наших работах не приводились: итак, последнее дополнение встречается в аль-Муснад Ахмада, а также у аль-Хумайди (254 – индийское издание) – оно передается от Аиши по двум иснадам. Два других дополнения: [Взрослые и дети вокруг меня расступились…], […Он переминался с ноги на ногу], ‑ а также еще одно дополнение, не включенное в текст хадиса: «Посмотри, как я стою рядом с ним…», ‑ приводятся в аль-Кямиль Ибн Адийа (лист 121 / 1) и передаются с хорошим иснадом.

У данного хадиса есть шахид в форме мурсаль в передаче от аш-Ша‘би. Его приводят Абу Убайд в Гариб аль-хадис, аль-Харис ибн Абу Усама в Муснад (212 – в приложениях), а также аль-Хара’иты в И‘тиляль аль-кулюб по аль-Джами' ас-сагир.

[236] См.: сноску 151 к Разделу 38. – Прим. переводчика.

[237] Этот хадис с надежным иснадом приводят Абу Дауд в Сунан (2 / 305) и ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (75 / 1). В сокращенном виде этот же хадис передает Ибн Адий (182 / 1).

[238] В арабском тексте хадиса здесь использован глагол бадуна – “быть дородным, тучным”, который в форме баддана получает значение “стать крупным”, “стать взрослым, в летах”. Имя баданатун, образованное от этого глагола, значит: “тучность”, “упитанность”, “полнота тела”. Таким образом, в хадисе отмечается, что на момент повествования Аиша была совсем юной и весила мало. – См.: ан-Нихайа (1 / 107).

[239] Этот хадис передают аль-Хумайди в Муснад (261), Абу Дауд (1 / 403), ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (74 / 2) – хадис приводится в его изложении, а также Ахмад (6 / 264), ат-Табарани (23 / 47) и Ибн Маджа (1 / 610) – он приводит хадис в сокращенном виде. Как утверждает аль-Ираки в Тахридж аль-ихйа’ (2 / 40), иснад хадиса надежен.

Я также проследил исход этого хадиса в работе Ирва’ аль-галиль – там я привожу пути его передачи и варианты текста. Желающие могут обратиться к этому исследованию (1497).

[240] Этот хадис приводят Муслим (1 / 168‑169), Ахмад (6 / 62), а также другие авторы.

[241] Этот хадис с надежным иснадом приводят ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (лист 74 / 2), ат-Табарани в Му‘джам аль-кябир (1 / 89 / 2) и Абу Ну‘айм в Ахадис Аби-ль-Касим аль-Асамм (17‑18). Аль-Мунзири и аль-Хайсами усилили этот хадис. С комментарием к нему можно ознакомиться в моей книге Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха (номер 309), вышедшей в издательстве «аль-Мактаб аль-Ислями».

[242] Коран, 33 («Сонмы»): 36.

[243] Имеются в виду женщины. – Прим. переводчика.

[244] Коран, 2 (“Корова”): 228.

[245] Под непокорностью в данном случае подразумевается неповиновение супругу. Ибн аль-Кясир в этой связи говорил так:

“Непокорность здесь – это претензия женщины на более высокий статус. Непокорная женщина – та, которая стоит выше своего супруга, не выполняет его велений, противится ему”.

[246] Таким образом, если женщина повинуется своему супругу во всем, что он от нее пожелал получить, и что Аллах дозволил ему от нее получить, супруг не имеет никаких оснований для того, чтобы чинить над ней насилие – он не в праве бить ее или отказать ей в ложе. Заключительные слова айата: «Поистине, Аллах возвышен, велик!» ‑ являются предостережением в адрес мужчин, которые чинят произвол над женщинами, не имея на то достаточных оснований. В этом случае Аллах, великий и славный, выступает в качестве заступника перед женщинами ‑ Он будет мстить каждому мужчине, который чинит насилие над ними и всячески их притесняет. Так поясняет этот айат Ибн Кясир в Тафсир.

[247] Коран, 4 (“Женщины”): 38.

[248] То есть не следует оскорблять супругу словами: “Да обезобразит Аллах твое лицо”. Следующие слова: “…И не бил ее по лицу», ‑ значат: …и не бил по лицу свою супругу. Таким образом, при достаточных на то основаниях наносить удары по телу женщины следует таким образом, чтобы ни в коем случае не задеть ее лицо.

[249] Таким образом, если мужчина отказал в ложе супруге, ему не следует уходить от нее или переселять ее в другой дом ‑ так поясняется в Шарх ас-Сунна (3 / 26 / 1).

[250] То есть: …ведь вы являетесь интимными партнерами друг для друга. Следующие слова: «Исключение составляет все то, что дозволено мужчинам в отношении женщин», ‑ означают право мужчины ударить женщину или лишить ее своего ложа, если она выказывает неповиновение супругу, ‑ это следует из айата, приведенного выше.

[251] Этот хадис с хорошим иснадом приводят Абу Дауд (1 / 334), аль-Хаким (2 / 187‑188) и Ахмад (5 / 3, 5) – дополнение приводится в его редакции. Аль-Хаким об этом хадисе заметил:

«Достоверный». Аз-Захаби был того же мнения.

Аль-Багви также передает этот хадис в Шарх ас-Сунна.

[252] Этот хадис приводят Муслим (6 / 7), аль-Хусайн аль-Марвази ‑ в “Дополнениях” (Зава’ид) к сочинению аз-Зухд Ибн аль-Мубарака (120 / 2) из аль-Кавакиб Ибн Урвы аль-Ханбали (номер 575), а также Ибн Мандах в ат-Таухид (94 / 1) – относительно данного хадиса он заметил:

“Достоверный хадис”.

[253] Коран, 16 (“Пчелы”): 99.

[254] Коран, 51 (“Рассеивающие”): 55.

[255] То есть: когда муж присутствует при этом, не пребывает в отъезде. Ан-Навави в отношении второго варианта передачи хадиса в Шарх Муслим (7 / 115) говорил так:

«Отрицание здесь следует понимать как повеление-запрет. Так поясняли наши коллеги».

Примечание автора: В аль-Фатх сообщается, что большинство людей утверждает то же, и первый вариант передачи хадиса, таким образом, не противоречит второму. Ан-Навави также сказал:

«Причина такого запрета состоит в том, что у супруга есть право вступать в интимную близость со своей женой в любой из дней, и это его право должно быть реализовано тотчас – оно не может зависеть от наличия на то доброй воли супруги, а осуществление этого права не может происходить с задержкой во времени».

Примечание автора: И если женщине надлежит быть покорной пред возжелавшим ее супругом, то и подавно ей надлежит быть покорной ему во всем остальном, что намного значительней, чем просто интимная близость между мужчиной и женщиной, ‑ в таких вопросах, как воспитание совместных детей, благочестивое поведение в семье, а также во всем, что так или иначе связанно с реализацией прав и обязанностей супругов друг перед другом. Аль-Хафиз в аль-Фатх утверждал:

«В данном хадисе указывается, что право супруга является более весомым, чем добрая воля женщины, поскольку его право – это обязанность для нее, а выполнение обязанностей пользуется приоритетом над любым добровольным поступком».

[256] Этот хадис передают аль-Бухари (4 / 242‑243) – он приводит его в первой передаче, Муслим (3 / 91) – он приводит хадис во второй передаче, а также Абу Дауд (1 / 385) и ан-Наса’и в аль-Кубра (63 / 2) – они приводят дополнение к хадису. Иснад хадиса признан надежным по условию двух шайхов ‑ аль-Бухари и Муслима. Этот же хадис приводят Ахмад (2 / 316, 444, 464, 476, 500), ат-Тахави в аль-Мушкиль (2 425) и Абу-ш-Шайх в Ахадис Аби-з-Зубайр (номер 126). Все они приводят хадис со слов Абу Хурайры по разным путям передачи. У Ахмада в одной из передач хадис приводится в редакции, учитывающей содержание дополнения.

[257] Под словом “постель” подразумевается интимная близость между супругами. Это подтверждается высказыванием Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Потомство – следствие постели”, ‑ то есть: потомство является следствием полового акта, совершенного супругами в постели. Под словом “постель” подразумевают все то, о чем не пристало говорить напрямую в Коране и Сунне – так утверждает Ибн Абу Джамра в аль-Фатх.

[258] Этот хадис передают аль-Бухари (4 / 241), Муслим (4 / 157) – он приводит хадис в последней из передач, Абу Дауд (1 / 334), ад-Дарими (2 / 149, 150) и Ахмад (2 / 255, 348, 386, 439, 468, 480, 519, 538) –как и ад-Дарими, Ахмад приводит этот хадис во второй передаче.

[259] Катаб – седло. В аль-Лисан говорится: аль-китб и аль-катаб – седло для езды на верблюде. В ас-Сыхах сообщается, что катаб – это небольшое седло размером с горб верблюда. В ан-Нихайа утверждается следующее:

“ Аль-катаб – седло, предназначенное для езды на верблюде, точно также как седло икяф предназначено для езды на других верховых животных. Данное высказывание побуждает женщин к покорности перед мужьями ‑ в нем утверждается, что, даже находясь в седле, женщина не в праве отказать супругу в интимной близости. Таким образом, может ли она отказать ему в другой, более простой ситуации?”

[260] Это достоверный хадис. Его приводят Ибн Маджа (1 / 570), Ахмад (4 / 381) ‑ со слов Абдаллаха ибн Абу Ауфа, Ибн Хиббан в Сахих, а также аль-Хаким по ат-Таргиб (3 / 76) – он приводит шахид, переданный со слов Зайда ибн Аркама. Аль-Хаким (3 / 77) замечает:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.