Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эталоны ответов. Нормативные документы: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г




ГИГИЕНА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И КАТАСТРОФ

Нормативные документы: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями).

ЗАДАЧА № 1

 

В городе П., Владимирской области, с численностью населения 100 000 человек, находится комбинат по производству медицинского оборудовании (термометры и манометры), а также склады для хранения хлорной извести (около 50 тыс. тонн) Основным источником водоснабжения города является река, протекающая вблизи промышленной зоны.

Во время весеннего паводка, причиной которого явились сильные дожди и ураган, произошло затопление значительной части города, что привело к разрушению части комбината, городских складов и канализации. В результате спуск сточных вод в реку стал производиться без их предварительной обработки, что создало дополнительную угрозу для здоровья местного населения.

Вследствие затопления значительной части местности пострадало более чем 5 тыс. человек. Органами здравоохранения зарегистрировано более 50 случаев кишечных инфекционных заболеваний.

ЗАДАНИЕ

А. Дайте анализ ситуации, возникшей в городе П., и ее гигиеническую оценку.

Б. Ответьте на следующие вопросы

1. Перечислите санитарного - эпидемиологические и экологические проблемы, возникающие в зоне катастроф.

2. Оцените санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую обстановку в этой зоне.

3. Назовите заболевания передающиеся водным путем и перечислите характерные признаки водных эпидемий.

4. Назовите особенности химических аварий и факторы, которые влияют на возможные потери среди населения.

5. В чем проявляется отрицательное влияние отходов производства на здоровье населения.

6. Определите перечень экстренных мероприятий по ликвидации последствий данной катастрофы.

7. Какие мероприятия следует осуществлять при возникновении чрезвычайных ситуации, связанных с химическими веществами.

8. Основные принципы готовности к катастрофам.

9. Назовите пути решения проблемы временного водоснабжения и питания в случае возникновения катастроф (полевые условия).

10. Какова роль врача в решении этих проблем.

А. Ситуация, возникшая в городе П. в результате стихийного бедствия, должна быть оценена в санитарно-гигиеническом и эпидемиологическом отношении как неблагоприятная. В результате частичного разрушения жилого фонда без крова осталось 5 тыс. человек, нуждающихся во временном расселении. Для этой цели могут быть использованы сохранившиеся гостиницы и общежития, а также школы, спортивные залы и другие свободные помещения. В них следует обеспечить условия проживания, питание и водоснабжение. Учитывая факт разрушения канализационной системы, что уже привело к возникновению острых кишечных инфекционных заболеваний, следует решить вопрос об ужесточении режима обработки воды на водопроводной станции если она не повреждена, или перейти на водоснабжение с обеззараживанием индивидуальными средствами. Возможна организация завоза воды в цистернах из другой местности. Следует обратить внимание на возможность химических отравлений в результате разрушения комбината, работающего со ртутью и складов хлорной извести. Следует организовать охрану и восстановление разрушенных участков подручными средствами.

Б.

1. Основными санитарно - эпидемиологическими и экологическими проблемами при возникновении катастроф являются:

а) загрязнение окружающей среды (почвы, воздуха и водоисточников) химическими, радиоактивными и др. веществами (в зависимости от вида катастрофы);

б) обеспечение населения доброкачественной питьевой водой;

в) обеспечение населения продуктами питания (хранение, приготовление и раздача);

г) утилизация пищевых и бытовых отходов;

д) организация временных туалетов и канализации;

е) возможное скопление трупов погибших людей и животных, что может привести к вспышке инфекционных заболеваний и их распространению на пострадавшей территории.

2. В городе А чрезвычайная ситуация в результате природной катастрофы (землетрясение), сопровождающаяся техногенным загрязнением среды.

Результатом катастрофы может явиться:

а) занос и распространение инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения;

б) загрязнение среды обитания людей химическими веществами, в частности, ртутью;

в) социальный и экономический ущерб, связанный с разрушением жилья и других инфраструктур населенного пункта;

г) региональные органы в данном случае вряд ли в состоянии полностью справиться с этими проблемами из-за отсутствия специально подготовленного персонала, а также необходимого оборудования;

д) возможен дефицит вакцин, лабораторно-диагностических и медицинских материалов и дезинфекционных средств.

3. Водным путем могут передаваться такие заболевания как холера, брюшной тиф, паратифы, серозный менингит, инфекционный гепатит (болезнь Боткина), полиомиелит, дизентерия и ряд зоонозных заболеваний (заболевания животных, которыми может поражаться и человек). Для

водных вспышек характерно одновременное заражение большого числа людей.

4. Химические аварии характеризуются:

а) внезапным загрязнением окружающей среды;

б) массовостью поражения населения;

в) большим количеством тяжелых поражений.

Факторы, которые влияют на возможные потери среди населения:

а) высокая плотность населения - свыше 9 чел./км2;

б) класс токсичности промышленного яда;

в) неблагоприятные метеорологические условия;

г) несвоевременность оповещения населения;

д) недостаточный уровень подготовленности медицинского и технического персонала.

5. Отрицательное влияние отходов производства на здоровье населения зависит от их состава и концентрации входящих в них веществ:

а) они могут загрязнять почву и водоисточники;

б) являться средой для размножения микроорганизмов, в том числе патогенных;

в) субстратом для массового размножения насекомых и грызунов;

г) источником распространения неприятных запахов;

д) могут вызвать отравления населения.

6. Экстренными мероприятиями по ликвидации последствий данной катастрофы являются:

а) своевременное оповещение населения с указанием источников опасности;

б) проведение углубленной санитарно-эпидемиологической разведки и максимально раннее определение факторов риска;

в) взятие под строгий контроль всех гигиенически значимых объектов:

• 1-систем водоснабжения и канализации;

• 2-объектов пищевой промышленности и общественного питания;

• 3-лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений;

• 4-объектов внешней среды;

• 5-промышленных объектов, которые могут стать источниками вторичного поражения;

• 6- мест временного расселения населения.

г) обеспечение контроля над состоянием окружающей среды;

д) обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи пострадавшим (инфекционным больным и пострадавшим от ядовитых веществ);

е) координирование деятельности всех звеньев здравоохранения и обеспечение единого подхода в решении всех вопросов;

ж) обеспечение выполнения норм и правил размещения, питания, водоснабжения населения;

з) обеспечение своевременности и правильности захоронения трупов людей и животных;

и) обеспечение постоянного взаимодействия служб здравоохранения и службы министерства чрезвычайных ситуаций и катастроф, а также других служб, задействованных в данной ситуации.

7. Мероприятия, осуществляемые при возникновении чрезвычайных ситуации, связанных с химическими ядами:

а) оперативное оповещение персонала, граждан, местных органов и службы здравоохранения;

б) использование средств индивидуальный и коллективной зашиты;

в) эвакуация граждан из опасного сектора;

г) сбор зараженных материалов, грунта и их дегазация;

д) оценка пригодности источников водоснабжения и имеющихся в наличие продуктов питания;

е) медицинская помощь пострадавшим;

ж) химическая разведка в зоне аварии;

з) контроль санитарной обстановки в зоне заражения;

и) оценка состояния здоровья людей.

8. Основные принципы готовности к катастрофам:

а) наличие национального плана оказания помощи при катастрофах;

б) необходимость обучения правилам оказания первой медицинской помощи и организации групп взаимопомощи;

в) наличие в лечебных учреждениях плана мероприятий на случаи возникновения катастроф и периодическое проведение учений персонала;

г) подготовка медперсонала к оказанию первой медицинской и специализированной помощи;

д) подготовка транспорта и, особенно, авиатехнических средств для решения задач медицины катастроф;

е) обучения учащихся в школах и институтах основным принципам оказания первичной медико-санитарной помощи населению.

9. Пути решения проблемы времени водоснабжения и питания населения в полевых условиях включают:

а) разведку и установление санитарного контроля над источниками;

б) отбор проб для лабораторного исследования;

в) выбор методов обработки питьевой воды в полевых условиях (использование метода гиперхлорирования, кипячения);

г) использование табельных средств очистки и обеззараживания воды в полевых условиях;

д) установление минимальной нормы потребности в воде для населения -10 л в день, больниц - 50 л в день на койку, для спасателей и военнослужащих - 14,5 л в день.

В полевых условиях медицинский персонал организует и осуществляет систематический контроль над качеством питания (санитарная экспертиза), условиями хранения и транспортировки пищевых продуктов, санитарным состоянием пищевых объектов, состоянием здоровья и личной гигиеной персонала службы питания. Подозрительные пищевые продукты подлежат изъятию.

Обеспечивается опробование пищи для оценки ее готовности, внешнего вида и вкуса. Выполняются основные требования по профилактике пищевых токсикоинфекций и бактериальных токсикозов.

10.Роль врача в решении этих проблем:

а) проведение медико-санитарной разведки;

б) оказание первичной медико-санитарной помощи пострадавшим;

в) проведение санитарно-просветительной работы среды населения;

г) профилактика инфекционных заболеваний;

д) контроль методов хранения, обработки, приготовления и раздачи пищевых продуктов;

е) контроль методов обработки и нормирования питьевой воды;

ж) участие во временном размещении пострадавших.

 

ЗАДАЧА № 2

 

Наводнение почти полностью уничтожило населенный пункт численностью 1500 человек. Население размещено в палаточном городке в палатках УСБ с возможностью обогрева (есть печка). Имеет место подвоз воды и продуктов питания, однако потребность в воде гораздо больше, поэтому налажено получение воды на месте: с помощью войсковой установки МТК-2м (мелкий трубчатый колодец) пробурена скважина глубиной 10 м. Анализ воды не проводили, однако, учитывая паводок, можно предположить загрязнение воды патогенными микроорганизмами.

ЗАДАНИЕ

А. Дайте гигиеническое заключение по приведенной ситуации.

Б. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы особенности водоснабжения в экстремальных условиях?

2. Какое количество воды для питья необходимо человеку?

3. Какие требования предъявляются к воде в экстремальной ситуации?

4. Табельные средства очистки и обеззараживания воды в полевых условиях.

5. Обеззараживание индивидуальных запасов воды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.