Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завоевания арабов в Южном Казахстане. Начало проникновения ислама в Казахстан.




Великий Шелковый путь и развитие средневековых городов на территории Казахстана

Начало контактов и обменных связей восходит к III-II тыс. до н.э. В середине I тыс. до н.э. стал функционировать степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в южное Приуралье к Иртышу, и далее на Алтай, в страну агрипеев. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье. В сер. I в. до н.э. Шелковый путь начинал функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Во II-V вв., Шелковый путь разветвлялся, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан, "Южный путь" -Дунхиале, Хотан, Яркеид в Бактрию, Индию и Средиземноморье. "Северный путь" - из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадаи в Сирию. В VI-V1I вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на запад через Семир-е и юж. Казах-н. Такое перемещение объяснялось: 1.ставки тюркских каганов, контролируемых торговые пути через среднюю Азию. 2.дорога через Фергану стала опасной из-за междоусобиц. 3.богатые тюркские каганы стали крупными потребителями заморских товаров. Через Ш.п. шло основное число посольских и торговых караванов в VII-X1V вв. Так, в VI-VI1IBB. Основной была трасса Сирия-Иран-Средняя Азия - юж. Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык - Кульская котловина - Восточный Туркестан. В конце VI в происходит оживление Шёлкового пути на участке Семир-я и юж. Каз-на, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семир-е он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге Каз-на способствовал быстрому росту городов. Ш.п. через ср.Азию, юж. Каз-н и Семиречье функционировал вплоть до XIV в. пока междоусобицы и войны и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

Таласская битва. Особую роль в насаждении ислама в Средней Азии все исследователи отводят арабскому наместнику Хорасана (705-715 гг.) Кутейбе ибн Муслиму. Арабский военачальник с завидным упорством трижды обращал бухарцев в мусульманство, но они снова и снова отстаивали свою независимость и становились неверными. Кутейба собственноручно сжигал идолов в костре, уничтожал книги, писцов, ученых и жрецов храмов огня.

Стимулом завоевательных походов у арабов в Средней Азии были рабы, а успехам мусульманской миссии содействовали разногласия среди местных правителей. Политическая раздробленность общества не выстояла против единой веры арабов, убежденных в справедливости распространения ислама с оружием в руках (джихад). Согдийцы, как и пришедшие на помощь тюрки, пытались объединенными силами остановить экспансию иноземцев.

В VII-VIII вв. Танский Китай претендовал на часть Туркестана. Окончательные претензии западных и восточных агрессоров разрешила Таласская битва (751 г.) между арабами и китайцами. На пятый день жестокой битвы на р. Талас, взяв огромное количество пленных и богатую добычу, арабы одержали победу. Китайцы потеряли всякую надежду вернуть политическое и культурное влияние на жизнь Средней Азии, а согдийцы - последнюю надежду на свое политическое возрождение.

Следует отметить, что дальше Таласа в Семиречье арабы не продвинулись, не повлияла победа арабов и на веру населения Таласа, поскольку ни в одном некрополе того времени не обнаружено захоронения с подбоем. Распространение ислама, навязанного силой, происходило с трудом. Только его свойство адаптироваться к местным верованиям постепенно приносили свои результаты. Такие мирные средства, как торговля, миссионерские проповеди, экономические меры приносили гораздо больше пользы, нежели насилие. Например, от подушного налога на немусульман (джизью) освобождался в Средней Азии тот, кто подвергся обрезанию. А те, кто по приказу Кутейбы ибн Муслима посещали пятничную молитву в соборной мечети, получали по два дихрема (серебряные монеты). Это привлекало неимущую часть населения.

Особенно быстро обращались в ислам купцы: арабы поощряли караванную торговлю различными способами. Эта дальновидная политика способствовала тому, что мусульманские купцы вскоре стали многочисленнее других. Почти во всех городах по караванным маршрутам возвышались соборные мечети, обслуживая купцов, миссионеров:

Именно карлуки, признав в начале IX в. верховную власть уйгурского кагана, утвердившись в Семиречье и Фергане, повели борьбу против арабов, закрепившихся в Мавераннахре. Они активно поддерживали антиарабские выступления. В 806 г. началось восстание местного населения против арабов. Войска карлукского джабгу оказывали поддержку восставшим вплоть до 809 г. Как следует из сообщения Ибн ал-Асира, подавив восстание, арабы предприняли наступление на карлуков и дошли до г. Кулана, однако решающего успеха не добились.

После поражения от уйгуров карлуки оказались в тяжелом положении, чем не замедлили воспользоваться арабы. В 812 г. под Отраром арабский полководец Фадл б. Сахл разбил карлуков, взяв в плен жен и сыновей джабгу. Сам джабгу бежал в страну кимаков.

В 893 г. Саманид Исмаил ибн Ахмед предпринял поход на Тараз. Город пал, победитель взял жену кагана и 10 (или 15) тыс. воинов. По его приказу таразская церковь была превращена в мечеть, а население приняло ислам.

Завладев Таласской долиной, Исмаил сделал эту территорию центром распространения ислама против "неверных" тюрок. Но долго удерживать в своих руках Северное Притяньшанье саманиды не смогли. Уже в Х в. по Ибн-хальдуну карлукский хан, владевший "странами кашгарскими" и баласагунскими до самых пределов Китая, отнял было у саманидов в 993 г. Самарканд и Бухару, но заболел на обратном пути и умер. По мусульманским источникам и монетам известно 20 потомков Богра-хана, царивших в Мавераннахре:, но только о двух его предшественниках в Кашгаре и Баласагуне сохранились сведения, и то смутные, именно о Мусе, сыне Сатука, и о самом Сатуке, иначе Собак-карахане, который обратился в мусульманство под именем Абдул-Керима: его гробница в большом почитании сохранилась до нашего времени. Надо полагать, что Сабук (или правильнее Садык) жил и обратился в мусульманство в начале Х столетия, вскоре после походов Исмаила, так как арабские историки не называли бы обратившихся уже в ислам тюрков неверными. Овладение Кашгаром, конечно, могло предшествовать принятию карлыкскими ханами ислама, поскольку, вероятно, там были последователи ислама вследствие торговых связей Восточного Туркестана с Мавераннахром.

Исламизация тюрков Тянь-Шаня прошла длительный период. Еще в X в. тяньшаньские тюрки считались самыми упорными врагами ислама в Средней Азии, хотя новая религия имела некоторые успехи в Притяньшаньских районах. Так, сильно укрепленный город Ош считался важным опорным пунктом против "неверных тюрков". Саманидские эмиры в середине IX в. завоевали Таласскую долину, где учреждали мечети вместо христианских церквей.

Переломным оказался X в., ставший веком торжества ислама на Тянь-Шане. Он связан с именем караханидского кагана Сатук Богра-хана. Согласно легенде, рассказанной Ибн ал-Асиром, этому ярому врагу ислама приснился человек, спустившийся с неба, который сказал: "Прими ислам для своего спасения в этом и будущем мире". Сатук, проснувшись, приказал разыскать мусульманских проповедников, принял ислам и мусульманское имя Абд ал-Керим, в то время как его подданные оставались язычниками. Первый каган-мусульманин Сатук Абд ал-Керим Богра-хан скончался в 955 г. А в 960 г., когда правил сын Сатука Муса, ислам приняли "200 тысяч шатров (т.е. семей) тюрков". Ислам стал государственной религией каганата. На столь важное и ответственное решение Мусы повлиял видный проповедник ислама богослов из города Нишапура Абу-л-Хасан Мухаммед ибн Сурьян Келимати, который жил при его дворе.

Итак, что не смогли сделать мечи и копья мусульманских воинов, то совершило доброе, умное и проникновенное слово проповедника. Тюрки из врагов превратились в ревностных последователей ислама, причем, как и все новообращенные, более точно, скрупулезно и ревностно исполняли требования и предписания новой религии, чем те, кто ее проповедовал среди них. Оказавшись в зоне мощного влияния мусульманской культуры Ферганы, Согда, Хорезма, тюрки были втянуты в новую систему экономических, культурных и общественных отношений, стали заметной частью этой системы и нашли приемлемые формы вхождения в мир ислама Средней и Передней Азии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.