Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О нарушениях точности Русской письменной речи




Р.З. Ишгарина

студент 4 курса ФБФиЖ БашГУ, г. Уфа

Научный руководитель: Г.Г. Хисамова

д-р филол. наук, доцент БашГУ, г. Уфа

 

Повышение речевой культуры учащихся средней школы с русским как родным, так и неродным языком обучения – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам: любые нарушения языковых норм - орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических – рассматриваются как речевые ошибки. В методической литературе речевые ошибки классифицируются в зависимости от отношения к двум основным формам речи – устной и письменной. Выделяются речевые ошибки, свойственные устной форме речи (орфоэпические и акцентологические), ошибки, свойственные письменной форме речи (орфографические и пунктуационные), и ошибки, не зависящие от формы речи (лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, стилистические) (см. работы Н.А. Пленкина, П.Т. Черемисина, С.Н. Цейтлин, Л.П. Демиденко, О.В. Кукушкиной).

Статья посвящена описанию нарушений точности словоупотреблений в русской письменной речи учащихся средних школ с родным (русским) языком обучения. Анализировались письменные работ учащихся младшей возрастной группы (начальные классы) и старшей возрастной группы (старшие классы).

Наиболее многочисленные речевые ошибки – это ошибки словоупотребления, или лексические ошибки. Они являются следствием недостаточно глубокого знания семантики слова, его сочетательных возможностей, временной приуроченности и стилистической окраски.

Проведенный анализ письменных работ учащихся младших (1-3), средних (4-8) и старших (9-11) классов показывает неодинаковое по частотности участие языковых явлений в нарушении точности речи. Так, высокочастотными оказываются многозначность и синонимия (45%), малочастотными следует признать паронимию, омонимию и антономию (10%).

Высокочастотные ошибки обнаруживают динамику: количество ошибок словоупотреблений, обусловленных многозначностью, уменьшается, а количество ошибок, обусловленных синонимией, увеличивается от младшей возрастной группы к старшей.

Парадигматические ошибки обусловлены неудачным выбором из определенной группы (значений многозначного слова, синонимов, паронимов и т.д.) слова необходимого для обозначения какой-либо реалии. К ним относятся ошибки, являющиеся результатом расширения объема многозначных слов:

Лягушонок прыгнул в воду и позвал остальных, но никто не ушел купаться. (надо: «плавать», 2 кл.)

Масонов не знал, что памятник выражает его поступок. (нужно: «… памятник увековечил его подвиг», 9кл.)

Ошибки словоупотребления, обусловленные синонимией, есть следствие немотивированной взаимозамены слов внутри одного парадигматического ряда. В речи младших школьников это преимущественно смешение стилистических синонимов: взаимозамена слов нейтральных разговорными, просторечными:

Дедушка чуял свое бессилие перед ним. (3 кл.)

В речи старших школьников характер смешения стилистических синонимов меняется: преобладают ошибки из-за взаимозамены слов нейтральных книжными:

Жители ночлежки в полную меру обнажают язвы действительности. (10кл.)

Выявлены две группы ошибок, обусловленных паронимией: окказиональные паронимы и собственно существующие паронимы.

Первую группу составляют слова, созданные учащимися младшей возрастной группы:

Спит упорошенная снегом земля. С моря дул проёживающий ветер. (3 кл.)

Во второй группе ошибки словоупотреблений, в основе которых смешение в языке слов-паронимов, различающихся не только значениями, но и разной сферой употребления. Ошибки такого рода характерны для средней и старшей возрастных групп:

Ведутся работы по очищению Волги (6 кл.) Благодаря терпеливости люди научаются выполнять сложные операции.

Ошибки словоупотреблений, обусловленных омонимией, антонимией, достаточно редки:

Степка был в распущенной рубахе. (5 кл.) Крестьяне обрабатывали помещиков. (7кл.)

В данных предложениях возникает двоякое осмысление слова в его омонимичных значениях. В предложениях может оказаться слово с противоположным, чем это необходимо в выражении, значением:

В его поступках скрывается (проявляется, выявляется, обнаруживается) смелость. (8 кл.)

Характеры у них разные (похожие): у обоих добрые и отзывчивые. (9 кл.)

Ошибки синтагматического характера (нарушение норм лексической сочетаемости) являются результатом недостаточной или избыточной контекстной поддержки значений слов:

Под тяжелымилапками затрещали сучья. (2 кл.)

Характеры героев освещаются их испытаниями в плену. (11 кл.)

Деформированные словосочетания обнаружены в письменной речи младших школьников и учащихся средних классов: задористый кот, приемный отец, неопрятная чистюля, прибавилось настроение, сложилось настроение, сложный пожар.

Ошибки в употреблении устойчивых выражений с фразеологически связанными значениями преобладают в речи школьников среднего и старшего возраста: Дело идет в полном разгаре. (7 кл.) Это понижает его достоинство. (10 кл.) Мечта его была достигнута и цель выполнена. (11 кл.)

Выявленные типы нарушений точности речи и их языковых условий на основе анализе работ учащихся разных ступеней обучения важны для осознания причин проявления ошибок, для определения содержания и целенаправленной работы по предупреждению и преодолению таких ошибок.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Демиденко Л.П. Речевые ошибки. – Минск: Вышэйшая школа,1986. – 336 с.

2. Кукушкина О.В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах. – М.: Диалог – МГУ, 1998. – 288 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.