Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы формирования личности




ЦЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Пути содействия эффективной педагогической социализации человека и его формирования как цивилизованной личности неотрывны от решения вопроса о цели, представления о том, какой ей желательно быть.

В гуманистической теории говорится о том, что человек прежде всего должен точно знать разницу между понятиями «кем быть» и «каким быть», т. е. какой личностью стать. В педагогической литературе сейчас ведутся активные обсуждения, касающиеся цели формирования личности, часто стали критиковать традиционную в педагогике версию, которая закреплена законодательно, в это же время предлагаются новые формулы, но общего определения, с которым согласились бы все, еще не сложилось.

Ниже рассмотрим основные теоретико-методологические предпосылки, другими словами, требования, которые выдвигаются к определению цели формирования личности:

– педагогика не уполномочена давать определение цели формирования личности, за это должны отвечать такие науки, как философия, социология, либо должно отмечаться в законодательстве, отражающем государственную идеологию и политику. Педагогика компетентна и несет ответственность только за то, что в ее границах, т. е. она обязана связать цель с желательным результатом педагогической социализации, которая выражается в воспитанности, образованности, обучен-ности, развитости человека как личности. Это требование является требованием научно-педагогической предметности;

– цель формирования личности и ее совершенствования не может быть определена кратковременно, она должна базироваться на принципах, положениях, тенденциях, исторически сложившихся и выделенных из многовекового опыта человечества, общества, педагогической науки;

– формирование нового поколения и личности в каждой стране объективно, т. е. зависит от присущих большинству населения устойчивых культуро-пси-хологических особенностей, привычного образа жизни, мышления, убеждений, традиционных ценностей, норм поведения и т. д., которые имеют глубокие корни в особенностях всей предшествующей истории страны и народа. Их совокупность называется менталитето м народа, что является нравственно-психологическим стержнем его духовности, жизни, преобладающего типа личности. Например, о нашем менталитете за рубежом говорят как о «загадочной русской душе», т. е. как о своеобразном, многоликом и мало меняющемся феномене. Поэтому целью формирования личности является отражение основных черт менталитета российского народа, которые следует передавать из поколения в поколение;

– но из третьего утверждения нельзя сделать вывод, что необходимо делать только так, как было раньше, необходимо обязательно делать изменения, которые вызваны развитием человечества, при этом изменения должны согласовываться с будущим и отвечать его требованиям;

– главным показателем совершенствования личности выступает цивилизованность.

Из вышесказанного можно сформулировать определение цели формирования личности, которая заключается в содействии формированию педагогически всесторонне, гармонично, цивилизованно развитой личности – гражданина своей страны и мира, обладающего яркой индивидуальностью, мыслящего, разумного, высоконравственного, деятельного, реализующего себя в жизни, в интересах при участии самого себя и общества.

 

 

 

В этом вопросе мы постараемся определить общие педагогические принципы формирования личности, по отношению к которым частными или специальными выступают принципы воспитания, образования, обучения, развития, самоформирования, формирования в труде, воинской службе, воспитание средствами массовой информации, искусством и т. д.

Рассмотрим общие педагогические принципы формирования личности:

– принцип научности, который заключается в обеспечении педагогической социализации личности;

– принцип цели, который заключается в формировании педагогически всесторонне, гармонично и цивилизованно развитой личности в качестве гражданина своей страны, мира, индивидуальности высоконравственной, деятельной, реализующей и самовыражающей себя в жизни и общественном прогрессе. Данный принцип является следствием основного содержания педагогической цели;

– принцип взаимосвязанного и цивилизованного формирования четырех основных педагогических свойств личности, к которым относятся воспитанность, образованность, обученность и развитость. Этот принцип подкрепляется особой организацией педагогической работы с личностью, включающей связанные единой целью и обслуживающие друг друга педагогические подсистемы воспитания, образования, обучения и развития;

– принцип индивидуализации цели и процесса достижения вершины цивилизованной самореализации каждым человеком. В данном принципе говорится не вообще о формировании личности, а о полной реализации потенциальных способностей каждого индивида, которые обеспечивают достижение доступного ему потенциала;

– принцип активного соучастия человека в формировании себя как цивилизованной личности, который заключается в интересах, совпадающих с интересами общества и государства. Основой этого принципа являются существующие личностно-деятель-ностные закономерности;

– принцип систематичности формирования личности. Данный принцип основывается на системном характере внешних влияний и внутренних изменений в личности, которые будут приводить к формированию ее педагогических свойств и их качественных характеристик;

– принцип предвидения возможных побочных негативных педагогических результатов работы с личностью и принятия мер по их исключению. Нежелательные изменения являются следствием недостатков в педагогической работе, такие недостатки обнаруживаются в виде дидактогений, т. е. нежелательных последствий построения обучения, педагогогений, т. е. нежелательных последствий построения всей педагогической работы, социогений,т. е. нежелательных изменений в социальной жизни общества;

– принцип непрерывности и преемственности процесса формирования личности в течение всей жизни с повышенным вниманием к детскому, подростковому, юношескому возрастам и ранней взрослости. Данное внимание к личности в любом возрасте является выполнением программы непрерывного образования и самообразования;

– принцип предложения помощи человеку в процессе всей его жизни, которая возникает в связи с возникновением в ней проблем. Такая помощь может быть организована в следующих видах: педагогические консультации, дополнительное образование, опека, повышение профессиональной квалификации и переквалификации, овладение новой профессией, педагогическое сопровождение различных видов адаптации, соучастие в разрешении различных видов конфликтных ситуаций и т. д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.