Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения религии




Происхождение и сущность религии

Тема 1.1 Общие понятия о религии, мировоззрении и культуре

 

Религия сопровождает человечество на протяжении всей его истории, и в настоящее время к верующим относит себя значительная часть населения земного шара. При этом точного определения религии до сих пор не существует. Этот «пробел» обусловлен тем, что вероучение зачастую определяют по внешним признакам, особенностям практик его последователей, в то время, как для верующих оно является глубоко личным внутренним диалогом со сверхъестественным. Поэтому каждый исследователь определяет религию в соответствии со своими теоретическими и методологическими представлениями и личным отношением (верующий или неверующий).

Слово «религия» происходит от латинского «religio» – благочестие, благоговение, святость, богослужение; или «religare»– связывать, соединять; или «reeligare» –воссоединять. В европейской культуре оно получило распространение в XVI в., ранее употреблялись синонимы «вера», «верование», «набожность».

С внешней стороны Понятие «религия» означает мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного, а также объединение верующих в единомысленную религиозную организацию. Это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение к окружающей действительности и самому себе, что определяет убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности и имеет огромный практический смысл, так как влияет на нормы поведения, жизненные стремления, интересы и быт людей.

С внутренней стороны религия означает непосредственное переживание верующим человеком Бога и отношений с Ним.

Любая религия основана на религиозном сознании, которое выступает в чувственных образах (созерцание, представление) и мыслительных формах (понятие, суждение, умозаключение). Его содержание часто находит выра­жение в таких литературных жанрах, как притча, рассказ, миф, «изображается» в скульптуре, привязывается к различным культовым предметам и т.д. Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что обуславливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания.

Религиозное сознание имеет два уровня – обыденный и концептуальный. Обыденное сознание включает как относительно устойчивые, консервативные компоненты (традиции, обычаи, стереотипы), так и подвижные, динамичные (настроения). Концептуальный уровень сознания – это специально разрабатываемая и систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций. В ее состав входят:



- упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, человеке, обществе, которое целенаправленно разрабатывается специалистами (вероучение, теология, богословие и т.д.);

- интерпретация в соответствии с принципами религиозного мировоззрения экономики, политики, права, морали, искусства (теология труда, политическая теология, церковное право, нравственное богословие и т.д.);

-религиозная философия.

Важный компонент религиозного сознания составляют религиозные чувства – эмоциональное отношение верующих к священным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и самим себе, а также отдельным явлениям в мире и миру в целом. Эти чувства разнообразны – любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание. Благодаря эмоциональной насыщенности для верующих они становятся предметом потребности.

Религиозное сознание функционирует и воспроизводится посредством религиозной лексики. Ее имена могут быть разделены на две группы, означающие действительные предметы с атрибутизированными свойс­твами (например: икона, крест, храм, монастырь) и гипостазированные существа, свойства, связи (Бог, ангел, душа, чудо, ад, рай).

Любая религия имеет общеобязательные истины:

- исповедание духовного, совершенного, разумного, личного Начала Бога или богов. Он является Источником (Причиной) бытия всего существующего, в т.ч. человека, и всегда активно присутствует в мире. Эта идея Бога может быть различной по форме и содержанию: монотеистическая (вера в единого Бога), политеистическая (вера во многих богов), дуалистическая (вера в два божественных начала – доброе и злое), анимистическая (вера в одухотворение всего существующего, наличие души у всех сил и явлений природы);

-убеждение в принципиальном отличии человека от других видов и форм жизни. Он не просто биологическое существо, но и прежде всего существо духовное и обладает не только телом, но и душой, способной вступать в общение, единение с Богом, с духовным миром;

- вера в бытие сверхъестественного мира, вступлением в контакт с которым человек определяет свою жизнь. Все религии признают реальность духовного мира и его влияние на деятельность и судьбу людей.

Много поколений мыслителей и ученых трудились над вопросом происхождения религии, но в итоге все созданные на сегодняшний день концепции могут быть сведены к двум основным подходам: светскому (философскому, социологическому, биологическому, психологическому, этнографическому и т.д.) и религиозному (теологическому, богословскому). Однако все доказательства природы религии необходимы лишь неверующему человеку: человеку верующему они не нужны, так как он и так убежден в существовании Бога. Как сказал один духоносный старец: «Если мне даже неопровержимо докажут, что Бога нет, я этому все равно не поверю, ибо я чувствую Его в своей душе».

Большинство светских теорий происхождения религии не дают однозначного ответа на вопрос о происхождении и сущности религии. В целом они исходят из рационалистически-психологического аспекта предположения о том, что человек, пытаясь объяснить неясные явления собственного сознания и окружающего мира, пришел к представлению о наличии сверхъестественных сил и богов. Эту идею кратко выразил философ Фейербах: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Еще в античную эпоху писатели и мыслители греко-римского мира (Ксенофан Колофонский, Анаксагор, Антифонт, Критий, Полибий, Демокрит, Лукреций Кар, Папирий, Стаций, Эвгемер, Плиний Старший и др.) пытались ответить на вопрос о возникновении религии. К началу XVIII в. сформировалось несколько научных школ или направлений в решении данной проблемы, которые выдвинули ряд гипотез.

Сторонники натуралистической гипотезы исходили из положения о том, что человек изначально бессилен перед господствующими над ним природными и социальными силами. Впервые это предположение выдвинул французский филосо-материалист Поль-Анри Гольбах (1723 - 1789): он видел корни религии в страданиях и страхе, угнетающих человека. Взгляды, близкие к этому, развил и его соотечественник философ-материалист Гельвеций (1715 -1771). В последующее время с этой теорией стали смыкаться взгляды К. Маркса (1818 - 1883), Ф. Энгельса (1820 - 1895) и В.И. Ленина (1870 - 1924).

В целом концепцию натуралистической школы можно свести к следующим позициям:

- первобытный человек, в отличие от животных, ощущал свою зависимость от природы и случайных обстоятельств, которые стали расцениваться им как действие сил, намного более могучих, чем обычные человеческие;

- существование религии в обществе поддерживается классовыми отношениями господства и подчинения: «религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах» (В.И. Ленин);

- по мере развития общества, а также благодаря успехам науки и росту образованности широких народных масс религия будет постепенно себя изживать.

Однако эти объяснения не учитывают того, что с точки зрения психологии для человека естественнее избегать пугающих явлений, а не начинать их почитать и боготворить. К тому же люди зачастую поклонялись не вызывающим страх вещам (хищникам, стихиям, врагам -иноплеменникам), а совершенно безобидным предметам (камень, дерево и т.д.). Остается неясным и то, как обычные человеческие эмоции могли вызвать в сознании первобытного человека идею Бога, как Существа принципиально иного, принадлежащего к духовному, невидимому, неосязаемому миру. К тому же с развитием науки человек освободился от мистического страха перед природой, но это не повлияло на его религиозность: большинство людей, в т.ч. ученых, верили и продолжают верить в Бога.

Астрально-мифологическая гипотеза происхождения религии возникла в самом конце XVIII в. во Франции как продолжение развития натуралистических представлений. Сопоставляя мифологию и религию древних индийцев, иранцев, греков, римлян, германцев, сторонники этой теории пытались доказать, что древнейшие религиозные верования возникли из обоготворения небесных явлений, которые человек не понимал и старался объяснить путем олицетворения. Но концепция мифологов выглядит односторонне и упрощенно: они рассматривают религию как чисто созерцательную и мыслительную деятельность человека.

Методологической основой анимистической (антропологической) гипотезы, возникшей в середине XIX в., явился буржуазный позитивизм и эволюционизм, а фактологической базой - накопленный этнографический материал. Согласно представлениям сторонников этой гипотезы, религия (вера в души, духов и духовные существа) зародилась потому, что первобытного человека интересовали те особые состояния, какие переживает временами он сам и его окружающие: сон, обморок, галлюцинации, болезни, смерть. Не будучи в состоянии объяснить эти явления, первобытный человек и стал верить в душу, как в маленького двойника, сидящего в теле человека, но могущего его покинуть временно (сон, обморок) или навсегда (смерть). Но из этого представления о развитии индивидуального сознания не ясно, каким образом все человечество не могло найти объяснение снам и грезам и видело в них реальность и как логические построения отдельных лиц, основанные на толковании их сновидений, смогли убедить все общество в их сверхъестественном происхождении?

Существуют и иные светские теории происхождения религии: биологическая, психологическая, социологическая, прагматическая и др.

Ни одна из вышеперечисленных гипотез не дает точного ответа на вопрос о причинах появления веры в Бога и богов. Вместе с тем всеобщность религии - один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Такое явление не могло быть результатом случая, чьих- то фантазий и страха. Оно должно было иметь свою причину в чем-то фундаментальном и корениться в природе человека, в самой сущности бытия. Однако никакие научные логические доказательства бытия Бога, не способны обратить неверующего человека к вере, а могут лишь подтолкнуть его к поиску Истины.

Теологические интерпретации стремятся понять религию «изнутри», на основе религиозного опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представление о религии как связи человека с Богом, который сотворил мир, природу и людей. Определенным образом Господь воздействует на человека, который при определенных условиях способен воспринимать это воздействие и общаться с Ним. При этом религиозное чувство и культ необходимы не Богу - Творцу и Вседержителю, а прежде всего самому человеку для познания своей высшей духовной сущности, способной отрываться от обыденного и мирского.

Существуют несколько теологических аргументов бытия Бога.

Космологический аргумент исходит из признания причинности как всеобщего закона бытия: для сложного земного мира необходим первоначальный импульс, который сам должен быть беспричинным и безусловным. Это сверх бытие (Бог) ничем не обусловлено и существует вечно (то есть является «причиной» бытия самого себя). Научного решения вопроса о первопричине мира нет и едва ли может быть.

Телеологический подход (от греч. «телео» –доводить до совершенства и «логос» - слово, разум) - очень древний (Анаксагор, Сократ, Платон), утверждает наличие в мире целесообразности и гармонии, порожденной Богом: закономерность, наблюдаемая в мире, всегда поражала естествоиспытателей и мыслителей, приводя большинство из них к признанию сверхразумности и всемогущества силы, ее создавшей. Несправедливость существующей действительности не согласуется с добротой Творца и является следствием грехопадения, исказившего божественное творение.(от греч. «телео»- доводить до совершенства и «логос» – слово, разум) также очень древний (Анаксагор, Сократ, Платон). Мир настолько сложен, закономерен и целесообразен, что не может появиться случайно, его существование в таком виде требует Высшего Разума.

Здесь, на наш взгляд, уместно будет привести данные из учебного пособия для ВУЗов под названием «Концепции современного естествознания». В этом пособии собраны все последние достижения науки в различных областях естествознания: физике, химии, биологии и т.д. После изложения альтернативных теорий возникновения Вселенной и жизни на Земле, авторы отмечают, что до сих пор в школьных учебниках биологии излагается гипотеза академика Опарина о происхождении жизни на Земле путем небиологического возникновения органических веществ из неорганических молекул. Однако, продолжают ученые, это не соответствует последним научным изысканиям. Так, известный американский исследователь Дж. Хилден подсчитал, что для случайного возникновения нужной комбинации аминокислот, необходимо перебрать 10600000вариантов. Это невероятно огромное число – 6000000 нулей после единицы. Если допустить, что в каждую секунду времени будет происходить миллион комбинаций, то на перебор всех возможных комбинаций уйдет не менее 100 миллиардов лет, а Вселенная, по данным науки, существует всего 15-20 миллиардов лет. Поэтому, заключают ученые, времени на перебор этих комбинаций «методом тыка» просто не было. «Значит, следует предположить, что жизнь и ДНК возникли не случайно, а путем целенаправленного действия некоей неведомой и могучей силы или субстанции». Один американский математик, высчитывая вероятность случайного возникновения жизни, привел такой пример. Представьте себе, что взорвали большую типографию, – все шрифты взлетели на километровую высоту. Так вот, вероятность случайного возникновения жизни равна вероятности того, что при падении эти буковки сложатся в текст 46-ти томов Британской энциклопедии [авт. коллектив под руководством докт. социол. наук, проф. Самыгина С.И. Концепции современного естествознания. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2000, с.530-531]. Далее, заменяя «старое понятие Всемирного разума» на современный термин «информационное поле», ученые пишут, что «информационное поле содержит информацию обо всем во Вселенной и способно зарождать жизнь и направлять ее развитие. Это поле пронизывает всю Вселенную от края до края и содержит в себе информацию о прошлом, настоящем и будущем.. Более того, можно предположить, что это не только ... огромный банк информации обо всем во все времена, но и абсолютный Разум», который помимо прочего, является «еще и регулятором начала в судьбах людей и человечества» [там же, с.551-552]. Затем следует заявление ученых, скрупулезно исследовавших проблему и честно признавших: «..информационное поле Вселенной находится в каждом из нас. Если говорить на языке ранее применяемых терминов, то Бог находится в каждом из нас» [там, же, с. 552]. Сравним это утверждение со словами Христа: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21).

Исторический аргумент основан на том, что история не знала ни одного народа, у которого не было бы никакой веры - за все время существования человечества не было зафиксировано ни одного атеистического племени. Еще греческий философ Плутарх (I в. н.э.) писал: «Обойди все страны, ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без богатств, без монеты, но никто не видел еще города, лишенного храмов и богов, города, в котором не воссылались бы молитвы, где не клялись бы именем божества». Это объяснение не носит логического характера, но трудно представить, чтобы заблуждение было столь давним и массовым.

Моральный (нравственный) аргумент утверждает наличие абсолютного и вечного морального закона как проявления божественного начала в мире. Личный опыт каждого убеждает в том, что нарушение нравственного закона, повелевающего делать добро, приводит к мукам совести, которые не в силах отменить сам человек при всем своем желании: голос совести часто слышат даже закоренелые преступники. При этом самоанализ или, как говорят святые Отцы, «внимание к себе» раскрывает человеку его собственный внутренний мир, в котором «Бог с дьяволом борются» (Ф.М. Достоевский), мир правды и зла, истинные законы существования души. Ни общественная жизнь, ни социальная среда не могут искусственно создать человеческую совесть. Они в состоянии лишь стимулировать или замедлять процесс ее очищения и просветления. Тут можно привести сравнение с даром речи, присущим человеку: общество является лишь необходимым условием его развития, в то время как у обезьяны, живущей среди людей, такого дара не возникает. Христианство считает совесть «голосом Божиим». Она присуща человеку как выражение богоподобного дарования и свойства, которым он был наделен при творении. Поэтому нравственный закон является своего рода блюстителем чистоты и святости человека.

Религиозно-опытный аргумент исходит из многочисленных фактов жизни различных людей, живших в разные времена, в разных частях планеты, и свидетельствует о реальном личном переживании и познании Бога. Представители разных исторических эпох, национальностей, языков, культур, уровней образования и воспитания, часто ничего не зная друг о друге, претерпевали пытки и надругательства, переносили изгнания и ссылки, шли на смерть за свою веру и исповедание Бога. Почему? Потому, что не «по традиции» верили в Него, а познали и почувствовали Его присутствие в своей жизни, поняли смысл религиозной веры и тем открыли для себя Истину. Существуют также и иные теологические доказательства существования Бога (онтологическое, психологическое и др.).

В целом никакие теологические доказательства не способны обратить неверующего человека к Богу. Однако, возможно, они позволят задуматься над тем, что объяснения столь всеобщего и вечного для человеческой истории феномена, которым является религия и религиозная вера, не могут базироваться лишь на сложившейся, и поэтому ставшей привычной системе убеждений. Возможно, Бог вообще не познается привычными методами и начало Его познания - в духовно-нравственной работе над собой, в поисках смысла жизни, нравственной чистоты и совершенства? Как сказано в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Если вопрос о происхождении религии вызывает научные и богословские споры, то факт ее существования в человеческом обществе на значительном хронологическом отрезке его развития не отрицает никто. Необходимость ее существования связана с попытками найти ответ на «вечные вопросы»: смысл жизни и смерти, посмертная судьба человека и мира и т.д. Причем если религиозное вероучение дает ответы на эти вопросы в общем и в целом, то в жизни каждого человека они возникают заново и требуют при их решении его личного участия. Это и есть принятие того или иного образа мыслей, а также действие в соответствии с этими представлениями, то есть личное принятие того или иного мировоззрения и веры.

В соответствии с наиболее известным определением вера - особое психическое состояние полного признания и принятия какого-либо утверждения или установки, уверенность в достижении цели, наступлении события. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). С научной точки зрения она основана на эмоциях, чувствах, воле и воображении, поэтому является естественным свойством человеческого сознания. Главные особенности веры - ее предельная индивидуальность, личное отношение к предмету веры и эмоционально-чувственный характер. Вера постоянно присутствует в жизни людей - как при решении бытовых проблем, так и при изучении и исследовании различных предметов. Человек не начинает совершать какие-либо действия без положительной веры в их исход.

Однако если вера в результаты научного поиска и силу научного познания базируется на повторяемости изучаемых явлений опытным путем, то религиозная вера, как правило, имеет иные основания: это состояние личностной связи человека с Богом, которое возвышает его над обычными земными связями и законами. Однажды возникая в душе человека, она начинает освещать всю его жизнь, поступки, устремления, заставляя его соизмерять их с нравственным законом совести, изменять и совершенствовать свою личность. С религиозной верой связана диалогичность религиозного сознания, которая реализуется в богослужении и молитве. Именно религиозная вера является той основой, без которой невозможна религия.

Систематизированное изложение веры в догматах (признанных неизменных истинах, которые не подлежат критике) называется вероучением.

Христианские богословы и светские авторы считают религиозную веру естественным свойством человеческого сознания. Однако причины ее возникновения в сознании отдельного человека, равно как и религии, объясняют в зависимости от своих мировоззренческих позиций («извне» или «изнутри»).

Так, светские исследователи-религиоведы веру в сверхъестественное объясняют «извне» - наличием у каждого верующего человека естественных психологических оснований для возникновения его веры:

- чувств (положительных - любовь, надежда, или отрицательных - страх и ужас перед неизвестным);

- воли (сознательной концентрации психологической жизни человека на религиозных образах и чувствах);

- воображении, благодаря которому абстрактные «сверхъестественные силы» приобретают в сознании обычного человека конкретные образы.

Существует и иная концепция, базирующаяся на взгляде на данную проблему «изнутри». В соответствии с христианским вероучением, религиозная вера -это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда безусловно верящий в человека. Он дает ему Откровения о Себе, показывает ему Свое присутствие. Человек как существо свободное может принять этот таинственный зов или не ответить на него. С этой точки зрения религиозная вера есть открытие той связи с Богом, которая заложена в природе человека, созданного Богом по Своему образу и подобию и имеющего внутреннюю потребность в общении с Ним. От чего в данном случае зависит свободный выбор человека? Почему одни люди сразу откликаются на этот зов и начинают свой путь к Богу, а другие долго сомневаются и порой так и не могут найти дорогу к Храму? В соответствии с теологическим представлением религиозная вера - это дар Бога человеку, однако, не каждый человек готов принять этот дар. Верующими не рождаются: даже полученная в семье от верующих родителей религиозная вера всегда осмысливается самим человеком, становясь его мировоззренческим выбором. Вера дается, но дается усилиями и подвигом того, кто взыскал ее, то есть путем личного религиозного опыта.

 





Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.088 сек.