Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса




6.1. Физиологические основы режима дня. Развитие детей и подростков, их воспитание и обучение осуществляются в результате выполнения ими различных видов деятельности, содержание, сложность, разнообразие и продолжительность которых расширяются по мере взросления. В ходе выполнения любой работы закономерно развивается утомление – временный обратимый процесс, характеризующийся субъективным чувством усталости, снижением работоспособности и функциональной активности основных систем организма. Утомление, по И.М.Сеченову и И.П. Павлову, обусловливается функциональным истощением клеток коры головного мозга вследствие беспрерывной импульсации от работающих органов. По современным воззрениям, развитие утомления может быть связано как с функциональными изменениями нервных центров и нарушением взаимодействия между корой и подкорковыми отделами, так и первичным функциональным истощением периферических органов, например, поперечнополосатых мышц при выполнении чрезмерной нагрузки. Изменения в функциональном состоянии организма, наступившие вследствие утомления, быстро проходят после сна или достаточного отдыха. Однако, при значительной нагрузке, недостаточном отдыхе, наличии каких-либо заболеваний изменения, вызванные утомлением, в восстановительном периоде не компенсируются, а кумулируют, приводя к развитию переутомления. Переутомление, в отличие от утомления, представляет собой не физиологический, а патологический процесс, характеризующийся нервно-психическими и вегето-сосудистыми расстройствами, снижением резистентности организма, выраженным и длительным снижением работоспособности. Переутомление не снимается обычным отдыхом или сном, для его устранения зачастую становится необходимым соответствующее лечение. Поэтому так важны мероприятия, предупреждающие развитие переутомления. Ведущую роль в системе мер профилактики заболеваний, а также утомления и переутомления играет режим дня детей и подростков.

Под режимом дня понимают продолжительность, содержание и распределение времени в течение суток на основные жизненные процессы: сон, прием пищи, различные виды деятельности. Постоянное соблюдение режима дня приводит к выработке и закреплению так называемого динамического стереотипа - системы условных рефлексов, определяющих программу жизнедеятельности организма при данном режиме.

В частности, вырабатываются условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу и др., что, обеспечивая определенную последовательность и уровень протекания физиологических процессов в эти промежутки времени, уже заранее подготавливает организм к предстоящей деятельности. Возникают также условные рефлексы на регулярность отдельных режимных моментов и их чередование, в связи с чем предыдущая деятельность становится условным раздражителем для последующей. Образование динамического стереотипа, таким образом, обеспечивает более экономное функционирование всех органов и систем и предупреждает развитие утомления, так как организм работает, как налаженная в соответствии с режимом дня, рабочая система. Благодаря установившемуся динамическому стереотипу ребенок быстрее и легче, без капризов, засыпает, с аппетитом в определенное время ест, быстрее включается в различные виды деятельности, меньше утомляется при выполнении каких-либо заданий, научается правильно и экономно распределять время. Правильно организованный режим дня является также необходимым условием для оптимального физического и нервно-психического развития, поддержания положительного эмоционального фона, поведенческого статуса, развития интереса к учебной и творческой деятельности.

Смена сложившегося стереотипа на новый, например, при переходе детей из домашних условий в условия дошкольного учреждения, требует определенного времени и нередко вызывает невротические расстройства. Причем, чем младше дети, тем более чувствительны они к изменению привычного уклада жизни. Это объясняется относительно низкими функциональными возможностями развивающегося мозга, для которого характерны неуравновешенность и малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения со склонностью к иррадиации при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. В результате выработанные ранее условные рефлексы тормозятся с трудом, а новые вырабатываются медленно. Поэтому при составлении режима дня придерживаются следующих принципов:

1. Режим дня должен строиться с учетом биологической ритмики организма

2. Содержание режима и суточный бюджет времени должны учитывать возрастные особенности и возможности детского организма, не превышая допустимого предела работоспособности и обеспечивая полное восстановление органов и систем во время отдыха

3. Различные виды деятельности должны чередоваться таким образом, чтобы каждый последующий вид снимал утомление, вызванное предшествующим видом деятельности.

4. Смена режимов дня не должна быть частой

5. Переход к новому режиму должен осуществляться постепенно

Режим дня включает в себя следующие основные компоненты: сон, прием пищи, пребывание на открытом воздухе, учебную деятельность, игры и отдых по выбору, личную гигиену. Продолжительность и содержание каждого из этих компонентов, а также значение их для организма ребенка, неодинаковы в различные возрастные периоды, что обусловлено особенностями роста и развития детей разного возраста.

6.2. Режим дня детей грудного и преддошкольного возраста. У детей первых трех месяцев жизни основными компонентами являются сон, прием пищи, бодрствование. Наибольшую продолжительность – до 16-18 часов имеет сон, что объясняется быстрым истощением незрелой нервной системы под действием даже незначительных внешних раздражителей и развитием охранительного торможения, число периодов сна - 4-3. Ко второму месяцу устанавливается суточный ритм сна: ночной (10-11 часов) и дневной (6-6,5 часов). Суммарное время бодрствования не превышает 5-6 часов, а длительность каждого из периодов – 1-1,5 часов.

В течение последующих месяцев первого года жизни постепенно увеличивается время бодрствования, достигающее к концу 1 года жизни 9-10 часов. Параллельно снижается суточная продолжительность сна до 14-13 часов, а количество периодов сна – до 2-2,5. У грудных детей ярко выражена пищевая доминанта, поэтому в режиме дня соблюдают такую последовательность, которая позволяет, удовлетворив потребность в пище сразу же после пробуждения, обеспечить оптимальное бодрствование и последующее легкое засыпание: сон - кормление - бодрствование - сон. У более старших детей – в возрасте от 10 месяцев и выше - пищевая доминанта постепенно ослабевает, уступая место активному бодрствованию. Поэтому режим дня у детей 1-3 лет имеет другую, нежели в грудном возрасте, последовательность компонентов: сон – бодрствование - кормление. Время бодрствования увеличивается до 11-12 часов с длительностью каждого периода бодрствования - 5-6 часов. Продолжительность сна, напротив, снижается до 13-12 часов, причем, остается только один дневной сон продолжительностью 2-3 часа. Время бодрствования у детей грудного возраста в основном используется для гигиенического ухода и игр индивидуального характера в манеже, а затем и для овладения навыками ползания и хождения. У детей 1-3 лет бодрствование становится более активным, в его содержание включаются разнообразные игры, прогулки на воздухе, специальные занятия, способствующие развитию речи, сенсорного восприятия, движений, ознакомлению с окружающим миром, музыкальные занятия. Так как в этом возрасте дети, в силу особенностей развития центральной нервной системы, о которых говорилось выше, не могут длительно сосредотачиваться, часто отвлекаются, быстро устают, то в течение недели обычно проводится не более 10-11 занятий небольшой продолжительности - 8-10 минут каждое. В день проводят по 2 занятия – одно в первой половине дня, второе – во второй. Целесообразны индивидуальные занятия или занятия в малых (5-6 человек) группах. Весьма важным является проведение занятий и игр летом на свежем воздухе. Зимой же обязательны прогулки не менее 2 раз в день продолжительностью 1-2 часа.

Таким образом, режим дня у грудных детей и детей преддошкольного возраста меняется несколько раз и рациональное его построение способствует решению основных задач воспитания в эти возрастные периоды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.