Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание интегральных критериев оценки менеджеров




Общая структура ДИ

Название этапа Длительность, мин
Вступительное слово (руководителя)  
Установка на игру (ведущего): правила игры выбор формы обращения  
Самопрезентация: инструкция подготовка выступления участников 2-3
Перерыв  
Подготовка программ формирования имиджа организации: инструкция письменная работа  
Перерыв  
Публичные выступления с программой: инструкция выступления с докладами и их «обсуждение»  
Перерыв (обеденное время)  
Психологическое тестирование: инструкция письменная работа  
Групповая дискуссия: инструкция индивидуальная работа работа в группе  
Перерыв  
Переговоры: инструкция подготовка проведение переговоров  
Перерыв  
Итоговая рефлексия: инструкция подготовка выступления участников 2-3
Заключительное слово (ведущего)  
Итого: рабочее время общее время  

Общее количество «игроков» может варьировать от 10 до 16 человек. В ДИ принимают участие ведущий и как минимум два наблюдателя-эксперта (они находятся вне «игрового поля»). Все они являются профессиональными психологами высокой квалификации со специализацией в области психологии управления. Основные моменты ДИ снимаются на видеопленку и используются в дальнейшем для специального анализа (например, при расхождении экспертных оценок). Общая продолжительность деловой игры составляет примерно 10 академических часов.

Предметом наблюдения и экспертной оценки в ДИ являются параметры. Как уже отмечалось, они, с одной стороны, есть определенные возможные характеристики деятельности менеджера (в данном случае, в игровых ситуациях), ее процессов и продуктов, а с другой стороны, они интерпретируют и операционализируют заданные критерии — деловые качества менеджера. При этом один параметр может соотноситься с одним или несколькими критериями. Как и при оценке ответов на вопросник, параметры оценивались по 4-балльной шкале. Качественная интерпретация шкалы в каждом отдельном случае зависит от содержания оцениваемого параметра.

В общем по всем игровым упражнениям оцениваются 42 параметра. Все многообразие оценок по параметрам сводится к оценкам по 9 интегральным критериям. Их описание дано в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Наименование критерия Содержание критерия
Инновационная направленность и активность Стремление к развитию организации, установка на инновации
Общие знания в области бизнеса и менеджмента Понимание сути рыночных отношений, знание современных методов управления
Предпринимательский и творческий потенциал Способность продуцировать новые идеи в сфере бизнеса, быстро усваивать новые знания и реагировать на изменяющиеся условия, гибкость мышления
Стратегическое видение организации Видение различных сторон деятельности организации, понимание ее стратегических целей, представление о ней как адаптивной развивающейся системе
Стремление к профессиональному развитию Стремление приобретать новые знания и опыт в сфере бизнеса и менеджмента
Коммуникативные способности Умение говорить и слушать, ориентация на партнера, способность к эффективному поведению в различных коммуникативных ситуациях
Энергетический потенциал Высокая поведенческая активность, постоянная и долговременная включенность в работу
Стремление и способность работать в команде «Мы-подход», принятие и исполнение командных ролей, поддержка, активизация и организация работы партнеров, принятие ответственности за результаты командной работы
Культурная открытость Способность воспринимать новый опыт, идеи, нормы, ценности; способность к адекватному поведению в новой культурной среде

Процедура перехода от частных к общим экспертным оценкам для каждого менеджера формально может быть описана следующим образом:

а) вся совокупность оценок по параметрам (Опар) сводится к средним оценкам по каждому критерию кр): XKp I =, где

n - число параметров, соответствующих i -му критерию;

б) средние оценки по критериям сводятся к средней оценке по оценочному блоку ДИ:

 

где п — число оцениваемых критериев.

Строится распределение индивидуальных Х ди, которое соответствует распределению менеджеров по шкале «успешность—неуспешность» в деловой игре в целом (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Распределение менеджеров по шкале «успешность—неуспешность» (по результатам деловой игры)

Менеджеры, Х дикоторых не превышает значение N1, относятся к категории 0 — «наименее успешные». Менеджеры, Х дикоторых превышает значение N2, относятся к категории 2 — «наиболее успешные». Все остальные — к категории 1 — «сравнительно (вполне) успешные».

Значения N1 и N2 были определены по результатам обследования «пилотной» группы менеджеров. При этом первая норма «отсекала» примерно 25 % наименее успешных, а вторая выделяла примерно 25 % наиболее успешных менеджеров (первый и четвертый процентные квартили выборки). При оценке ответов на вопросник схема перевода оценок по параметрам в оценку по блоку в терминах «успешности — неуспешности» подобна описанной.

3. Самооценка менеджерами определенных аспектов своей профессиональной деятельности, представленная в ответах на стандартизованные психолого-управленческие тесты: «управленческая мотивация» и «стиль управления». В данном блоке используются два психолого-управленческих теста, адаптированных и валидизированных на представительной выборке отечественных руководителей высшего и среднего звена.

Тест «Стиль управления» (СУ) включает две шкалы. Одна из них измеряет степень выраженности ориентации на решение производственной задачи (ориентация на задачу), другая — на развитие коллектива, создание и поддержание нормального социально-психологического климата (ориентация на людей). В тесте «Управленческая мотивация» (УПМ) в данном случае используются три шкалы: «потребность в достижении цели», «потребность во власти» и «потребность в аффилиации».

В результате обработки по обоим тестам подсчитываются интегральные показатели успешности стиля управления и эффективности управленческой мотивации. При сравнении их с нормами, определенными на «пилотной» группе, каждый менеджер по каждому из тестов относится к одной из трех установленных категорий: 0, 1 или 2.

Дальнейшая обработка и анализ результатов идут по двум направлениям: 1) общая оценка менеджера; 2) оценка по отдельным критериям.

Общая оценка. Итоговая общая оценка менеджера (ОЦобщ) есть функция (сумма), аргументами (слагаемыми) которой являются числовые значения категорий как результирующие показатели «успешности — неуспешности» поведения менеджера в перечисленных оценочных процедурах («опросник», «ДИ», «СУ», «УПМ»). При этом каждый аргумент имеет соответствующий коэффициент, величина которого была определена экспертным путем (например, наивысший коэффициент присваивается показателям ДИ):

ОЦобщ = К1 х ОЦопр + К2 х ОЦДИ + КЗ х ОЦСУ + К4 х ОЦупм.

Далее итоговая общая оценка сравнивается с определенными по данным «пилотной» группы нормами, и каждый менеджер относится к одной из трех установленных категорий.

Оценка по отдельным критериям. Для каждого менеджера по каждому критерию суммируются средние кр) по блокам «экспертная оценка ответов на вопросник» и «экспертная оценка поведения в ДИ». При этом учитываются весовые коэффициенты этих блоков. Отдельно для каждого критерия строится распределение индивидуальных оценок. Категоризация этих оценок проводится на основе их сопоставления с определенными на «пилотной» группе нормами. Используются три категории: 0 — «качество не проявлено»; 1 — «качество проявлено в достаточной степени»; 2 - «качество проявлено в высокой степени».

Обработка и анализ завершаются итеративной (циклически повторяющейся) процедурой с очным взаимодействием экспертов. В процессе этого взаимодействия происходит согласование мнений экспертов и при необходимости изменение как общей оценки менеджера, так и его оценок по отдельным критериям-качествам.

ТЕКСТЫ ВЕДУЩЕГО




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.