Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темп речевых сообщений




И понимания иноязычной речи на слух

Факторы, определяющие успешность восприятия

 

 

Темп речевых сообщений определяет не только быстроту и точ­ность понимания, но и эффективность запоминания.

 

Общий темп речи складывается из двух величин - количества слогов (слов) в минуту и количества речевых пауз. Измерение по этим двум составляющим показывает, что разница между минималь­ным и максимальным темпом довольно велика. Общий порог раз­личения колеблется, по данным Фэрмана, между 100 и 400 слога­ми/мин и определяется целым рядом факторов, в том числе и тем­пом говорения, который отличается неравномерностью у одного и того же лица и зависит от настроения говорящего, от его индивиду­альных привычек, от эмоциональной окрашенности речевого со­общения, от умений редуцировать внутреннее проговаривание и т. д. (см.: Fahrmann R., 1960). Диалогические единства различаются в большей степени по темпу речи у одного и того же индивида, чем более длинные монологические высказывания, хотя в целом эти различия слабо влияют на смысловое восприятие речи (см.: Hausler E., 1966; Schafer H.W, 1967).

 

Темп зависит от важности и новизны информации. Более важ­ная информация сообщается медленнее, второстепенная - бо­лее быстро.

 

Определенный интерес представляют в этой связи эксперимен­тальные данные, полученные в результате замеров темпа спонтан­ных высказываний у 36 носителей немецкого языка (см.: Moslein К., 1971). Зафиксированное расхождение в темпе речи колеблется от 63,1 до 207 слов/мин (при среднем арифметическом - 130,1 слов/ мин). Разница в темпе говорения объясняется в основном темами беседы и стремлением говорящего к нормативности. Анализ ре­чевых высказываний у испытуемых с несколько замедленным темпом (109,3 слов/мин) и у группы лиц с более быстрым темпом (150,9 слов/мин) показал, что отклонение от нормы у первых со­ставляет 21,83%, а у вторых - 36,6%. Причем большая часть оши­бок и в том, и другом случае относится к синтаксису предложения, наблюдаются, кроме того, недопустимая редукция (Nach'm Essen ging' wir los), использование большого количества избыточных, ничего не выражающих предложений, типа: Ich mochte mal sagen...; Es ist doch so, daB...; Ich meine...; Wie soil ich sagen....

 

Результаты исследования показывают, таким образом, непосредственную зависимость темпа речи от сложности темы и языковой нормы. Трудность исследования темпа речи заключается в том, что он тесно связан с другими средствами выразительности - с рит­мом, ударением и особенно с паузами.

 

Установлено, что сокращение пауз больше чем наполовину (при неизменности чистого времени говорения) ухудшает смысловое восприятие, а на субъективном уровне вызывает ложное представ­ление об увеличении скорости темпа.

 

Наиболее постоянной категорией как у отдельных носителей языка, так и у всего языкового коллектива в целом являются паузы дыхания.

В специальной литературе кроме пауз дыхания принято выделять паузы синтаксические и несинтаксические. Последние, особенно паузы хезитации, или нерешительности, являются харак­терной особенностью устного общения. Они связаны с эмоциональ­ным отношением говорящего к сообщаемым фактам и явлениям, с поиском синонимических средств выражения мысли, с самоисп­равлением, с перестройкой синтаксической структуры, с припо­минанием или с определенными сложностями выбора (см.: Но­сенко Э.Л., 1978, с. 34-38). Слушающий реагирует на них как на элементы риторической стратегии, а говорящий использует для кор­рекции смысловой и логической сторон высказывания.

 

В процессе речевого общения наиболее употребительным явля­ется средний темп речи (240-250 слогов/мин) с наибольшим от­клонением в ту или иную сторону, 200 и 300 слогов/мин принято называть как темп «ниже среднего» и «выше среднего» (см.: Fahr­mann R., 1960, S. 47).

 

Большинство авторов рекомендуют начинать обучение с нормального абсолютного темпа речи, но несколько замедленного общего темпа, т.е. за счет увеличения пауз между смысловыми кусками. Имеются и другие рекомендации, согласно которым следует увеличивать время на предварительную семантизацию наиболее сложного языкового материала, не снижая темпа ниже среднего, в том числе и за счет пауз (см.: Brockhaus W., 1975). В средней школе оба пути могут сочетаться уже на начальном этапе обучения. При введении текстов, содержащих фактические и цифровые данные, реалии и т. д., необходимы предваряющие слушание упражнения для снятия этих трудностей, что значительно облегчает не только смыс­ловое восприятие, но и последующую переработку информации.

 

При определении темпоральных характеристик речи пользуют­ся либо количеством слогов, либо слов за определенную единицу времени.

 

Для учителя более удобной единицей подсчета является слово, однако эта единица измерения оказывается весьма неточной при сравнении темпа речи в различных языках. Известно, например, что в английском языке буква несет большее количество информации и слова здесь имеют в среднем четыре-пять букв (см.: Штейнбух Г., 1967) в отличие от немецкого, в котором средняя величина слова рав­няется шести-семи буквам (см.: Meier H., 1961). При измерении темпа речи в словах между этими языками выявляется существенное раз­личие (110-120 слов/мин для немецкого и 145-150 слов/мин для английского). Поэтому при экспериментальных проверках, связан­ных с сопоставлением разных языков, рекомендуется пользоваться слогами как более точными и равномерными единицами измерения. Что касается нормативов программ и экзаменационных требований, то их следовало бы давать в двух измерениях - в словах и слогах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.