Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система прогнозов и планов. Методологические основы их сопряжения




Система прогнозов и планов представлена в табл. 4.1.

Система прогнозов. Для формирования стратегии итак тики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики, и определяются параметры основных регуляторов (государственный заказ, цены, налоги и льготы, государственные инвестиции и ссуды, страховые резервы и т.д.).

По м а с ш т а б у прогнозирования выделяют: макро- экономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.

Во в р е м е н н о м аспекте прогнозы подразделяются на долго- (от пяти и более лет), средне- (от трех до пяти), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (на каждый день, неделю, декаду).

 

Таблица 4.1. Система прогнозов и планов

Виды прогноза, плана Уровень управления Временной период
Экономика, регион Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, субъект хозяйствования   Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные, оперативные (на уровне субъекта хозяйствования)
Экономика, регион, отрасль, субъект хозяйствования Долго-, средне- и краткосрочные

 

С и с т е м а ч а с т н ы х п р о г н о з о в включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы.

Демографические прогнозы характеризуют динамику народонаселения, численность населения на перспективу, половозрастной состав, трудовой потенциал, размещение его по стране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные трудовые ресурсы. На их основе формируется демографическая политика (стимулирование рождаемости, сокращение смертности и др.), определяются потребности в продовольственных и непродовольственных то варах, прогнозируется развитие социальной сферы, жилищного строительства.

Прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы разрабатываются для определения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат также информацию о состоянии окружающей среды и комплекс мероприятий по предотвращению или максимальному смягчению негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.

Обоснованные представления о предполагаемых научных и технических результатах и достижениях, возможном использовании этих результатов в производстве и других сферах народного хозяйства, экономических, социальных, экологических последствиях НТП дают прогнозы развития науки и техники. Это направление прогнозирования охватывает следующие виды прогнозов: прогнозы раз вития фундаментальных наук, предвидимых научных открытий; научно-технические прогнозы по комплексным направлениям НТП (комплексная автоматизация производства, электронизация и др.); прикладным направлениям в разрезе отраслей народного хозяйства; прогнозы развития отдельных видов продукции и технологических процессов.

На основе прогнозов научно-технического развития осуществляется выбор приоритетов НТП. В рамках приоритетных направлений НТП разрабатываются научно-технические программы.

Социальные прогнозы характеризуют уровень социального развития, решение проблем свободного времени, на правления совершенствования образа жизни, решение задач удовлетворения потребностей людей.

Экономические прогнозы определяют динамику развития экономики, структурные сдвиги, внешнеэкономические связи, территориальные сдвиги в размещении производительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.

Содержание частных прогнозов изложено в соответствующих главах учебника.

На основе частных прогнозов, характеризующих различные стороны процесса воспроизводства, разрабатываются комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.

Логика разработки комплексных прогнозов экономического и социального развития в переходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономического развития, факторов экономического роста; определение возможных альтернатив развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или ином варианте раз вития; основные направления структурной, научно-технической, социальной и региональной политики; институциональные изменения в экономике; формирование механизма государственного регулирования экономического и социального развития; оценку ресурсного обеспечения.

Система планов. С целью обеспечения скользящего планирования и взаимодействия макро- и микроуровней должна разрабатываться система планов, включающая планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта.

На м а к р о у р о в н е должны разрабатываться планы, программы экономического и социального развития страны, на р е г и о н а л ь н о м у р о в н е - планы развития регионов (областей, районов, городов). Развитие отдельных отраслей должно отражаться в о т р а с л е в ы х п л а н а х. На м и к р о у р о в н е разрабатываются планы развития предприятий.

Система планов временного аспекта включает долго- (от пяти до десяти лет и более), средне- (три—пять лет), краткосрочные (до одного года) и оперативные (сутки, неделя, декада) планы.

д о л г о с р о ч н ы й план должен отражать стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Стратегия развития отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах.

В среднесрочных планах должны конкретизироваться основные направления стратегии. Их целесообразно разрабатывать сроком на три - пять лет. Наиболее оптимальным считается пятилетний период, поскольку в течение пяти лет можно осуществить строительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить кадры специалистов. Показателя должны определяться по каждому году пятилетки. Мероприятия по достижению конечных целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в плановом периоде. Изменения, происходящие в течение пятилетки, не обходимо отражать в долгосрочном плане, т.е. последний должен корректироваться и по истечении пяти лет продлеваться (разрабатываться) на следующий пятилетний период.

Го д о в ы е планы формируются на основе пятилетних планов. В то же время учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременно корректируется и пятилетний план.

Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.

Рассмотрим систему документов, разрабатываемых в Республике Беларусь в условиях становления рыночных отношений.

Важнейшим документом является Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020г. В ней представлена модель устойчивого развития Беларуси, дана характеристика национальных ресурсов, определены направления эффективного использования трудового, природного и производственного потенциала, отражен механизм устойчивого развития.

Главный замысел, долгосрочные ориентиры социально-экономического развития Беларуси, место республики в мире представлены в Концепции экономического и социального развития Республики Беларусь до 2020 г.

Заслуживает внимания Концепция и Программа раз вития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 — 2015 гг. В этом документе дана оценка современного состояния, определены приоритеты и основные этапы развития промышленности. Приоритетное развитие получат экспортноориентированные производства, наукоемкие (приборостроение, электроника и др.) и производства, ориентированные на ресурсо-, энергосбережение и экологически чистые технологии.

Среди прогнозных документов следует выделить Комплексный прогноз социально-экономического развития до 2020 г., комплексные прогнозы развития регионов, Комплексный прогноз НТП до 2020 г. В последнем представлен анализ, вскрыты проблемы развития науки и техники за предшествующий период, показаны мировые тенденции, охарактеризован научно-технический потенциал, дана оценка фундаментальных и прикладных исследований, между народного обмена научно-технической информацией, технического уровня производства. Представлены предложения по перечню республиканских научно-технических про грамм и важнейших проектов по созданию и освоению но вой техники и технологии, определены прогнозные оценки бюджетного финансирования НИОКР.

На пятилетний период (2001 — 2005) разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь. В ней дана оценка, раскрыты важнейшие факторы экономического роста, определены цели, задачи, сценарии развития, основные направления социальной политики и приоритеты экономики, направления развития реального сектора экономики, совершенствование механизма государственного регулирования социально-экономического развития. Среди приоритетов экономики Беларуси выделены: экспорт, жилье, продовольствие, транспорт, здравоохранение, инновационная и инвестиционная деятельность.

Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики (на год).

В 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Он определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, а также по рядок их разработки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.