Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды износа основных фондов и способы их устранения




 

В процессе существования и эксплуатации основные фонды изнашиваются. Различают три вида износа – физический., функциональный и экономический. В свою очередь функциональный износ разделяется на моральный и технологический.

Физический износ - это потеря физических возможностей машины в результате эксплуатации. Со временем отдельные элементы машины тупеют, стираются, разрушаются, теряется точность, надежность и т.п. Все это – следствие эксплуатации объекта, и чем интенсивнее работа машины, тем быстрее она физически изнашивается. По определению К. Маркса физический износ машин сопоставим со “стиранием монеты от употребления”.

Различают постоянный и аварийный физический износ, устранимый и неустранимый, явный и неявный. В любом случае последствия физического износа можно частично устранить путем ремонта техники, ее модернизации, реставрации и пр., заменив или отреставрировав изношенные элементы.

Потеря стоимости от физического износа определяется несколькими методами, а именно: по эффективному возрасту, по индексам снижения потребительских свойств, по снижению чистого дохода (прибыли) в процессе эксплуатации и др.

Функциональный износ – это снижение эксплуатационных и других характеристик ранее существовавшей машины по сравнению с ее новыми взаимозаменяемыми образцами и моделями. Функциональный износ проявляется в виде сниженной мощности, увеличенных эксплуатационных затрат, пониженной производительности и пр. в машине устаревшей конструкции по сравнению с новыми образцами. При этом речь идет о неработавших образцах, поэтому факт эксплуатации в данном случае не имеет значения. Причиной функционального износа принципиально является научно-технический прогресс, который позволяет создавать более совершенные машины и агрегаты.

Функциональный износ разделяют на 2 вида: моральный и технологический

Моральный износ – это снижение стоимости существовавшей машины по сравнению с новым ее образцом (аналогом) вследствие научно-технического прогресса (НТП). В результате НТП появляются машины и оборудование, аналогичные рассматриваемым, но с улучшенными технико-экономическими, эргономическими и др. характеристиками. При этом факт эксплуатации машины не имеет значения. По образному выражению К. Маркса, машины морально изнашиваются подобно тому, “как меч стареет в ножнах без употребления”. Моральный износ проявляется не только в ухудшении эксплуатационных параметров, но и в устаревшем дизайне, структуре изделия, несоответствии нормам безопасности, экологическим требованиям и пр.

Потеря стоимости от морального износа определяется в основном сравнением с новым, более совершенным объектом аналогичного назначения.

Моральный износ частично можно уменьшить за счет проведения реконструкции или модернизации объекта. Целесообразность проведения ремонтных и реконструктивных работ решается в каждом отдельном случае индивидуально как обычная оптимизационная задача, где критериями являются параметры экономической эффективности, рассчитанные по действующим современным методикам.

Технологический износ обусловлен появлением принципиально новых, более совершенных технологий и принципов работы машин и оборудования. В результате при близости эксплуатационных показателей (мощность, число оборотов, производительность и др.) затраты на эксплуатацию, а значит, и себестоимость получаемой продукции для новых машин существенно ниже, чем у старых, морально изношенных. Важно то, что в новых машинах применяются совершенно новые принципы или технологии. Примером может служить переход на электронные счетные машины взамен существовавших ранее ручных, механических, появление ЭВМ и др.

Различие между моральным и технологическим износом заключается в том, что моральный износ носит постоянный характер, имеет относительно невысокую скорость, определяемую общими темпами научно-технического прогресса в отрасли. Технологический износ носит взрывной характер, проявляется очень резко и определяется появлением принципиально новых технологий, что и определяет характер изменений вообще в отрасли и в данной категории машин. Предсказать очередной технологический прорыв трудно, это вероятностные процессы, которые зачастую проходят незаметно, подспудно и лишь когда они становятся массовыми, можно оценить их значение и последствия.

Экономический износ – это потеря стоимости объекта в результате его несоответствия требованиям рынка. Попросту говоря, экономически изношенная машина (устаревшая и т.п.) продается по низкой цене или вообще не продается на данном рынке в данный момент. Исходя из этого, можно заключить, что экономический износ – являение в какой-то мере местное и временное – т.е. может быть, что на другом рынке, в другое время такая машина может быть продана за большую цену. Это значит, что величина экономического износа будет меньше.

Все перечисленные виды износа приводят к ограничению срока службы машин и оборудования. В соответствии с этим, а также с правовыми аспектами эксплуатации различают как минимум четыре вида сроков службыобъектов.

Физический срокслужбы Т сл. физ. – время до полного износа оборудования. Это, как правило, максимальный из всех значений срока службы.

Экономический или нормативный срокслужбы Тсл. экон. – это период времени, в течение которого экономически более целесообразно эксплуатировать машину с учетом затрат на ремонты, модернизацию и другие восстановительные мероприятия, чем заменить ее новой.

Гарантийный срок службы Т гар. – это паспортная величина, определяющая период времени, в течение которого предприятие-изготовитель либо гарантирует безотказную работу оборудования, либо в случае отказа или поломки восстанавливает или заменяет машину новой за свой счет. Из всех перечисленных величин последний, гарантийный срок службы Т гар. является минимальным.

Остаточный срок службы Т ост. – это период времени остаточной эксплуатации машины от момента оценки (данного момента) до конца предполагаемой экономически целесообразной эксплуатации.

В условиях рыночной экономики одной из основополагающих является концепция маркетинга, согласно которой каждое изделие или товар должны соответствовать требованиям рынка, что обеспечивает высокий спрос на них и соответствующую эффективность производства. Согласно этой концепции каждое изделие, машина, единица оборудования, техники имеет свою историю, которая в приложении к таким объектам носит название жизненного или генерального цикла изделия (ЖЦИ).

Жизненным циклом называется весь период существования изделия как типоразмера, вида, который начинается с момента появления идеи о создании такого типа машин и заканчивается уходом их не только из сферы производства, но и с рынка. Понятно, что это весьма продолжительный отрезок времени, различные периоды которого имеют свои отличительные особенности и функции как с точки зрения формирования изделия, так и с чисто технологической стороны.

Схематически этот процесс изображается кривой, построенной в координатах «объем производства (прибыли или продаж) - время» на протяжении всего периода нахождения товара на рынке. Эта кривая имеет вид наполеоновской шляпы, т.е. сначала – подъем, рост с разной степенью интенсивности, затем – некоторая стабилизация и после – снижение объемов и спад.

Жизненный цикл имеет шесть этапов, тесно связанных между собой:

1 – Дорыночный или прединвестиционный - когда изделие еще находится в стадии разработки, опытного и промышленного освоения в производстве и эксплуатации.

2 – Выведение товара на рынок – пробные продажи, проведение рекламных акций, медленное увеличение объемов продаж, постепенное расширение сегмента рынка.

3. Этап роста – период, когда объемы продаж наращиваются быстро, появляется и растет прибыль, производитель захватывает новые рынки.

4. Зрелость – период максимальных объемов продаж, стабилизации прибыли на высоком уровне, увеличения затрат на защиту от конкурентов. В то же время - начинается спад продаж, проводится некоторая модернизация товара, для того, чтобы подольше удержать его на рынке.

5. Начало спада – характеризуется насыщением внутреннего рынка, снижением продаж, падением прибыльности по этому продукту. Делаются попытки модернизации товара, производства и перехода на новые рынки.

6. Этап спада – несмотря на все принимаемые меры, объемы продаж резко снижаются, прибыль минимальна. Остаются минимальные, отстающие сегменты рынка на какое-то время, но неизбежен окончательный спад и необходимость выведения этот товара с рынка.

Жизненные циклы отдельных товаров специфичны, зависят от их технических, технологических особенностей, условий и длительности эксплуатации, качества, силы конкуренции на рынке и многих других причин.

Однако естьобщее, что характерно для ЖЦ большинства товаров в настоящее время:

· Независимо от успешности каждый товар неизбежно приходит к завершающей стадии ЖЦИ. Вопрос только в том, насколько долго он находится на рынке, как долго длится самая плодотворная стадия – стадия зрелости и как быстро были возвращены средства, затраченные на его разработку и выведение на рынок.

· Практически для всех товаров длительность жизненных циклов сокращается по причине ускорения НТП, усиления связей между производителями, пользователями, наличия мощной конкуренции и пр.

· Увеличение затрат на разработку, внедрение, обеспечение высокого качества продукции, что обусловлено как внешними (инфляция, растущая конкуренция, повышение уровня жизни), так и внутренними факторами. К последним относится необходимость проведения все более совершенных и дорогих научных исследований, опытно-конструкторских разработок и пр.

Таким образом, длительность ЖЦИ также является важной временной характеристикой изделия, которая зависит от степени отработанности машины, как на стадии ее проектирования, так и в процессе изготовления. Другими словами, чем выше качество машины, тем дольше и эффективнее она может функционировать и тем продолжительнее ее жизненный цикл.

Нужно отметить, что в настоящее время изменения в технике и технологии происходят настолько быстро, что и длительности жизненных циклов изделий соответственно сокращаются. Причем происходит это именно по причине стремительного возрастания темпов жизни вообще, темпов научно-технического прогресса в отношении к технике, а также по причине глобализации производственных и жизненных процессов.

6.5. Амортизация основных фондов – сущность и расчеты

 

В процессе эксплуатации оборудование изнашивается, утрачивает частично или полностью свои первоначально присущие ему технические и другие свойства, что, естественно, влияет на величину их стоимости и снижает ее. Говорят, что оборудование амортизируется.

Амортизация – это важнейшая экономическая категория, присущая только основным фондам, смысл которой заключается в переносе стоимости основных фондов на стоимость готовой продукции через постоянные амортизационные отчисления.

С финансовой точки зрения а мортизация основных фондов и нематериальных активов, используемых для производства – это постепенное возмещение затрат собственника на приобретение и введение в эксплуатацию основных фондов и нематериальных активов в пределах нормы амортизационных отчислений.

Амортизации подлежат:

· затраты, связанные с приобретением и введением в эксплуатацию основных фондов и нематериальных активов;

· самостоятельно изготовленные основные фонды;

· затраты, связанные с проведением всех видов ремонтов, реконструкции и модернизации оборудования и машин.

Амортизация начисляется ежеквартально, начиная с квартала, следующего за кварталом их зачисления на баланс плательщика налога.

Существует несколько методов начисления амортизации, из которых наиболее простым и употребимым являектся равномерный способ.

При равномерном способе расчета амортизационных отчислений в качестве базы принимается первоначальная стоимость основных фондов, а норма амортизационных отчислений а нне изменяется в пределах одной категории основных фондов. В этом случае используют формулу

 

А год. = Ф перв х (а н / 100). (6.4)

 

Согласно действующим нормативам для новых фондов, введенных в эксплуатацию после 1.01.2003 г., установлены такие максимально допустимые нормы амортизационных отчислений по группам фондов:

· 1 группа основных фондов – 8 % годовых;

· 2 группа основных фондов – 40 % годовых;

· 3 группа основных фондов – 24 % годовых;

· 4 группа основных фондов – 60 % годовых.

 

Эти же нормы могут быть использованы и для расчета износа оборудования.

Предприятие имеет право самостоятельно выбирать способ и норму расчета амортизационных отчислений. Единственное требование – чтобы выбранные и утвержденные нормативы амортизационных отчислений не превышали допустимых значений. Нужно отметить, что эти нормы значительно увеличены по отношению к ранее существовавшим, поэтому их использование приводит к ускорению процессов списания средств, их полной амортизации.

Ускоренный процесс амортизации имеет как положительную, так и отрицательную стороны. С одной стороны, процесс ускоренной амортизации приводит к снижению балансовой стоимости имущества, а это, в свою очередь, снижает базу для начисления налога на имущество. Кроме того, быстрее формируются средства для реновации оборудования, что фактически и является целью ускоренной амортизации.

С другой стороны, включение в затраты увеличенных амортизационных отчислений приводит к росту себестоимости, а, возможно, и цены, что может снизить конкурентоспособность продукции. Поэтому предприятия сейчас самостоятельно определяют эти параметры в рамках существующих ограничений, исходя из экономической ситуации на предприятии.

Равномерная форма расчета амортизационных отчислений удобна своей простотой, но имеет существенный недостаток, который ограничивает область ее применения. Дело в том, что за базу расчета принимается первоначальная стоимость оборудования, которая остается неизменной в течение всего периода амортизации. Другими словами, не учитываются затраты на ремонты, модернизацию и пр. в процессе эксплуатации объектов. Такое возможно и целесообразно для машин и оборудования с короткими сроками службы, высокими темпами износа и минимальными затратми на улучшение фондов в течение срока их амортизации. К таким могут быть отнесены фонды 2-ой и 4-ой групп согласно принятой классификации.

Кроме равномерного существует способ расчета и начисления амортизационных отчислений на основе балансовой стоимости Б t. Расчетная формула при этом имеет вид

 

А год. = Б t х (а н / 100). (6.5)

 

При этом методе расчета амортизации база начислений все время меняется, потому что балансовая стоимость не остается неизменной, что видно из формулы ее расчета 6.3. В связи с этим бухгалтеры сталкиваются с проблемой незначительных остатков стоимости устаревшего оборудования, от величины которых постоянно нужно начислять амортизацию. В то же время в законе говорится о том, что амортизация оборудования должна начисляться до тех пор, пока его стоимость не станет равной нулю. В этом есть некоторая проблема, которая должна быть устранена законодательным путем.

При любой форме начисления амортизации сами эти средства создаются за счет амортизационной составляющей в себестоимости продукции, которая укрупненно может быть рассчитана по формуле

 

З аморт. = А год. / N год. (6.6)

Здесь З аморт. – величина амортизационной составляющей в себестоимости единицы продукции;

А год. – годовые амортизационные отчисления по предприятию;

N год. – годовойобъем выпуска продукции.

Эта упрощенная формула, т.к. практически любое предприятие выпускает не один, а несколько видов продукции, но принципиальный подход верен.

Особой формой собственности являются так называемые нематериальные активы, т.е. объекты промышленной и интеллектуальной собственности, а также других аналогичных прав, признанных объектом права собственности конкретного предпринимателя, которая уменьшается в процессе производственного использования (например, товарные знаки, ноу-хау и пр.).Амортизация на нематериальные активы начисляется равными долями, исходя из их первоначальной стоимости с учетом индексации в течение всего срока использования, но не более 10 лет (так называемый паушальный платеж).

Начисленные амортизационные отчисления являются частью затрат плательщика налога на производство продукции, не могут частично или полностью перечисляться в различные виды бюджетов без согласия собственника и используются только по целевому назначению, т.е. для восстановления, реконструкции и обновления основных фондов и технического перевооружения производства, что соответствует их экономическому смыслу и назначению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.