Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренние источники и причины социальных опасностей и угроз 2 страница




Сравнительный анализ функционирования различных стран показывает, что уровень, характер и содержание социальных опасностей и угроз в каждой стране различны, как различны и подходы к их восприятию и нейтрализации государственными органами и общественными организациями.

В высокоразвитых странах, где переходные периоды остались в истории, социальные опасности и угрозы сохраняются, но проявляются в значительно меньшей степени. В этих государствах социальная сфера занимает приоритетное место, осуществляется эффективная социальная защита подавляющего большинства малообеспеченных социальных групп и слоев населения. На первый план в них выдвигается решение других, не менее важных проблем в политической, экономической информационной, экологической, технологической, военной, духовной и международной областях.

Существенно иначе складывается ситуация в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. Неэффективно работающая экономика нестабильность в политической и других сферах жизни отрицательно сказываются на социальной сфере, вызывая лавинообразный рост социальных опасностей и угроз, оказывающих дестабилизирующее воздействие на положение в стране и не позволяющих осуществлять прогрессивные реформы. Лишь демократические по своей природе преобразования, стабилизация в политической и рост в экономической областях позволяют устранить социальную базу, порождающую нищету, несправедливость, жестокость и бездуховность, а, следовательно, ликвидировать такие опасности, как организованная преступность, спонтанные бунты, восстания, вооруженные конфликты и т.п.

В наиболее общем виде социальные опасности и угрозы можно классифицировать по следующим основным признакам:

по степени вероятности возникновения - реальные, возникающие в данных конкретных условиях в процессе осуществления деятельности, и потенциальные, представляющие собой возможность реализации при определенных предпосылках;

по отношению к социальным системам - деструктивные, способные нанести вред, урон, привести к гибели социальной системы, конструктивные, позволяющие системе, в конечном счете, осуществить определенные позитивные изменения, и нейтральные, не приводящие к существенным изменениям социума;

· по характеру субъекта - институциональные, связанные с функционированием социальных институтов, национальные, возникающие в границах национальных образований, партийные, осуществляемые в рамках деятельности политических партий и движений, общественные, воздействующие на общество и его структуру, личные, оказывающие влияние на жизнедеятельность личности;

по сферам влияния на человеческую деятельность - политические, экономические, экологические, правовые, военные, технологические, информационные, генетические, интеллектуальные, сырьевые;

по степени общности и масштабам возможных последствий - глобальные, охватывающие своим воздействием все человечество, региональные, проявляющиеся на уровне региона или группы стран, государственные, осуществляемые в рамках одного государственного образования, общественные, связанные с деятельностью общественных институтов, групповые, действующие в рамках коллектива или группы и индивидуальные, воздействующие на отдельную личность;

по источнику - внутренние, находящиеся в территориальных образованиях данного социума и внешние, когда источник располагается за его пределами;

по формам проявления - насильственные, связанные с угрозой применения насилия по отношению к личности, обществу, государству, их социальным структурам и институтам, системам жизнеобеспечения, и ненасильственные, несущие в себе угрозу без применения насильственных средств;

по отношению к человеческой деятельности - объективные, формирующиеся независимо от целенаправленной деятельности людей и субъективные, создающиеся в соответствии с сознательной деятельностью отдельных людей или социальных образований (деятельность преступников или организованных преступных группировок, террористическая, подрывная, разведывательная деятельность и т.д.);

по значимости - существенные, способные привести к коренным качественным преобразованиям, малосущественные, не затрагивающие сущностные характеристики социальной системы или объекта и несущественные, имеющие возможность нанесения незначительных изменений;

по нормам нравственности - справедливые, соответствующие духовно-нравственным требованиям морали большинства социальных групп и слоев населения, и несправедливые, реализуемые в интересах меньшинства населения, гуманные, способствующие реализации прав человека, уважения его достоинства и заботе о благе людей и антигуманные, направленные против человека и ведущие к свертыванию его прав и свобод;

по ожидаемым последствиям - прогрессивные, приводящие к поступательному развитию общества по восходящей линии, его расцвету; реакционные, возвращающие общество к старым, изжившим себя формам, застою и деградации; консервативные, способствующие сохранению и поддержанию исторически сложившихся и жизнеспособных форм общественной жизни (семьи, морали, религии, частной собственности, рынка, демократии, государства и т.д.);

по отношению к ним субъектов - прагматично воспринимаемые субъектами, которые учитывают их реальное воздействие, его масштабы, формы и последствия, абсолютизирующие характер и содержание этих опасностей и угроз для личности, общества и государства, игнорирующие их сознательно или бессознательно.

Представленная классификация не является постоянной и неизменной данностью. В ходе общественного развития социальные опасности и угрозы претерпевают значительные модификации в соответствии с возникающими жизненными реалиями.

Основными факторами, влияющими на возникновение и развитие социальных опасностей и угроз являются темпы нарастания неблагоприятных тенденций и процессов в социальной структуре общества и в отношениях субъектов, социальном обеспечении жизнедеятельности людей. К таким факторам относятся: во-первых, невысокие темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, сырьевой характер экономики и отсутствие инновационного развития, приводящие к сокращению занятости населения, инфляции и росту дороговизны продуктов первой необходимости, уменьшению реальной заработной платы и снижению уровня жизни большинства населения страны, ослаблению трудовых мотивов и стимулов социальной активности людей, падению производительности труда, его приоритетности в массовом сознании.

Во-вторых, увеличивающийся разрыв в представлениях большинства и меньшинства населения, включая политическую элиту, о путях, средствах и способах выхода из кризиса, охватившего все сферы жизни общества, а также об основных направлениях дальнейшего развития страны.

В-третьих, обострение социального неравенства, несправедливости в распределении собственности и доходов, вызывающей антагонизацию социальной структуры общества и отношений между субъектами социума.

В-четвертых, ухудшение здоровья народа, снижение рождаемости и увеличение смертности, затруднение доступа людей к квалифицированной медицинской помощи, лекарственным препаратам, организованному отдыху, социальному обеспечению.

В-пятых, количественный рост криминального, девиантного, аморального поведения, коррупционализация законодательных и исполнительных органов власти.

Таким образом, социальные опасности и угрозы выступают как объективная возможность или реально действующая сила, способная оказать деструктивное влияние на социальный организм и причинить ему вред, разрушение, замедлить его развитие. Поэтому представляет значительный теоретический интерес и практическое значение глубинный анализ внутренних и глобальных социальных опасностей и угроз, исследование их содержательных компонентов, взаимосвязей и взаимодействий, причин возникновения, направлений нейтрализации и ликвидации.

Проблема внутренней безопасности возникла вместе с появлением первых государственных устройств и человеческих объединений. Уже тогда древние мыслители пытались дать ответы на вопросы о причинах распада государств, распрях и разногласиях, возникающих между людьми и народами, мятежах, войнах и вооруженных конфликтах. Например, древнегреческие философы к таким причинам относили: неправильное устройство государственной власти, ошибки в управлении народом, порочные законы, несправедливое распределение доходов между слоями населения и т.д.[74] Однако уже в то время подчеркивалась сложность изучения данного явления и невозможность устранения всего комплекса внутренних опасностей и угроз, создания полностью безопасного общества и государства.

К сожалению, многовековой исторический опыт последующих поколений доказал правомерность этих взглядов. Конец XX - начало XXI века показывает, что внутренние опасности и угрозы значительно возросли как в количественном, так и в качественном выражении. Поэтому данная проблема вызывает столь пристальное внимание ученых, политиков, общественных деятелей.

На протяжении многих десятилетий проблема внутренних социальных опасностей в нашей стране практически не изучалась. Считалось, что у нас их нет и быть не может. Между тем именно они и привели, в конечном счете, к гибели и развалу СССР.

Первые попытки систематизированной характеристики этого феномена были предприняты лишь в начале 90-х годов XX в. Поэтому нам представляется важным и значимым стремление многих ученых исследовать характер и содержание внутренних опасностей и угроз, возникающих в процессе реформирования российского общества.

Анализ ситуации, сложившейся в российском обществе, показывает, что если ранее внутренние опасности представляли собой угрожающий характер лишь для отдельных сторон или явлений жизнедеятельности человека и общества, то за последнее десятилетие, хотя и в меньшем масштабе, эти опасности существуют практически во всех областях и сферах социальной действительности: экономике, политике, культуре, экологии, воспитании и образовании, духовно-нравственных отношениях. Социальная цена неолиберальных реформ, превысив величину критических показателей, становится не только самостоятельным фактором экономических преобразований, но и превращается в доминирующий политический фактор, приводя к разрушению связей в системе «общество-государство-личность».

Непосредственной причиной социального кризиса является смена парадигмы социально-экономического и политического развития, вызванная процессом реформирования российского общества. Именно процесс реформирования имеет фундаментальное значение, поскольку: коренным образом меняет систему собственности и внедряет рыночные отношения в экономику; радикально изменяет характер общественных отношений и организацию социальной жизни; меняет положение человека в государстве, систему духовных ценностей и идеалов общества.

Реформирование любого общества обычно сопровождается определенной внутренней неустойчивостью, нестабильностью, конфликтностью, наличием значительных внутренних опасностей и угроз. В такие периоды нарушается относительное равновесие, сложившееся в социальной структуре общества, затрагиваются и во многом противопоставляются друг другу интересы широких социальных слоев. Происходят ликвидация и реорганизация государственных и общественных организаций и институтов, за которыми стоят определенные слои и социальные группы, чьи интересы они выражали. Потеря своего социального статуса, дезадаптация в новых условиях, высокая цена реформ приводят к усилению недовольства проводимыми преобразованиями, их отторжению и протесту большинства представителей этих социальных слоев и групп, формированию социальных конфликтов с достаточно высокой степенью интенсивности.

Ситуация усугубляется тем, что возникающие в российском обществе социальные конфликты имеют мало общих черт и закономерностей с социальными конфликтами, происходящими в странах Запада. Кроме этого, в предыдущие периоды отечественного исторического развития отсутствует практика общественного выявления и разрешения таких социальных конфликтов, из-за чего российское общество не смогло накопить навыков их локализации, регулирования с помощью определенных правил.

Но главное при реформировании общества – его готовность к реформам, восприятие реформ и отношение к ним всех групп населения. Происходящее в России реформирование общества - это поворот цивилизационного масштаба. И он может успешно осуществиться, не вызывая социальных катаклизмов, только при условии массовой поддержки целей и методов реформирования. Иначе реформа будет означать не цивилизационный поворот, а, говоря словами доктора философских наук С. Кара-Мурзы "Цивилизационный слом", направленный на автономизацию людей, нигилизм, взаимную конфронтацию, борьбу всех против всех и, в конечном счете, братоубийственную войну и череду революций.

В целом, внутренние опасности и угрозы непосредственно связаны с функционированием социальной сферы жизнедеятельности личности, общества и государства. По своим качественным параметрам, направленности и степени социального воздействия их можно условно разделить на две основные группы:

во-первых, опасности и угрозы для социальной сферы, исходящие из экономической, политической и духовно-нравственной сфер общества;

во-вторых, опасности и угрозы, возникающие внутри социальной сферы и оказывающие воздействие на характер социальных отношений, содержание деятельности и поведение людей, интересы различных социальных групп, слоев, этносов, взаимоотношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга человека.

1. Характеристика опасностей и угроз для социальной сферы, исходящих из экономической, политической и духовно-нравственной сфер общества.

Анализ современной социально-экономической и политической ситуации в России и других странах, испытывающих сложности переходного периода, показывает, что существует множество разнообразных внутренних опасностей и угроз, влияющих на безопасность государств.

В политической сфере непосредственными опасностями и угрозами являются: нестабильность политического режима, непрекращающаяся борьба законодательной и исполнительной властей, политических элит, партий и группировок, ошибки и просчеты в выборе приоритетов при осуществлении социально-политических программ и направлений деятельности во внутренней и внешней политике, рост коррупции должностных лиц.

Это приводит к снижению политической активности значительных групп населения, вызывает политическую апатию, неверие в обещания представителей властных структур и лидеров политических партий о перспективах решения социальных проблем, негативно воздействует на уровень политической культуры людей, ведет к усилению протестных настроений и нарастанию политического конфликта.

Упразднение государственной идеологии, трансформация моральных ценностей, изменение демократической системы выборов и искажение ее результатов, ограничения реальной свободы слова, плюрализма мнений и гласности, экономические отношения, построенные на принципах монетаризма, разделили людей по их мировоззренческим позициям. Серьезные опасности и угрозы таят в себе декларируемые Конституцией РФ, но не реализуемые на практике потребности людей в осуществлении своих гражданских прав и свобод, в судебно-правовой защите от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество, в безопасном существовании.

К опасностям и угрозам в экономической области ведут: всемерная поддержка финансовых институтов инезначительные инвестиции в экономику, в строительство и развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, бездумная, поспешная и неэффективная приватизация большинства производственных и социальных объектов, увеличение доли импорта в структуре производства и уменьшение его направленности на внутренний спрос, слабая экспортная ориентация, в первую очередь наукоемкой и конкурентоспособной продукции, недостаточно продуманное проведение бюджетно-налоговой политики, связанной с радикальными структурными реформами в бюджетной сфере, уменьшением доходной и налоговой базы бюджета.

Среди опасностей и угроз, особо актуальных для современной России, выступает криминализация хозяйственной жизни. По данным правоохранительных органов, доля теневой экономики в производстве ВВП составляет 40-45%. Причем, среди экономических преступлений особое место принадлежит налоговым преступлениям. В настоящее время они носят массовый характер и причиняют государству существенный экономический ущерб. Недополучение значительных сумм в консолидированный бюджет способствует обострению многих социальных проблем.

Налоговая преступность в стране принимает все более изощренный характер, сопровождается совершением других преступлений в сфере экономики и создает серьезную угрозу экономической и социальной безопасности государства.

В духовно-нравственной сфере опасности и угрозы связаны с крахом иллюзий и идеалов предшествующего общественного развития, многие из которых перестали быть адекватными изменившимся политическим и социально-экономическим условиям. В тоже время традиционные западные ценности, составляющие основу жизни народов многих государств, так и не получили соответствующего развития в российском обществе.

В обществе, в котором нет интересующих его глубоких идей, идеалов и принципов, в котором господствует беспредел, наступает такой момент, когда человека всюду подстерегают угрозы и опасности. С "человеческой природой сопряжено то несчастье, что вопреки нашему большому желанию себя сохранить, мы неистово и безумно взаимно уничтожаем друг друга»[75]. Учитывая эту противоречивую суть людей, мыслители прошлого отводили первостепенную роль государству в обуздании диких сил, таящихся в природе человека, а также совершенствованию системы их социализации в процессе духовно-нравственного формирования личности.

Отказ государства от этой функции неизбежно ведет к деградации всех общественных отношений, разрушению общественного порядка. Смена общественно-политического и экономического строя способствовала образованию серьезного разрыва между ценностями старшего и молодого поколения. Ценности новых политических элит не превратились в ценности массового сознания, что привело к значительному снижению политической и социальной активности населения. Отрицательно сказываются на духовно-нравственном развитии общества скудное финансирование институтов культуры и искусства из государственного бюджета, неумение их адаптироваться к современным рыночным условиям, непродуманная и поспешная приватизация многих учреждений культуры и образования (библиотек, музеев, кинотеатров и театров, выставочных залов, школ, училищ и институтов), их полное или частичное перепрофилирование.

Серьезную угрозу безопасному развитию российского общества представляет массовая информационная интервенция, направленная на разрушение российского национального самосознания и его самобытности с помощью навязывания людям западных идеалов, стандартов и норм жизни, в ущерб общемировым и российским культурным ценностям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.